Рецензия на «Дюну» Дени Вильнёва: за что картину ругают зря и в чём её сила
История экранизаций
Роман «Дюна» американского фантаста Фрэнка Герберта вышел в 1965 году. Писатель вдохновился реальным природным явлением – движением песчаных дюн, которые могут менять местоположение и форму. Герберт собирался написать статью о дюнах, но увлёкся и набрал слишком много материала – так появилась идея планеты-пустыни Арракиса. Роман стал невероятно популярным и в 1966 году получил главные литературные премии в области научной фантастики – «Хьюго» и «Небьюлу».
Экранизировать «Дюну» пытались множество раз. Вв 1971-1973 годах за идею взялся американский продюсер Артур Джейкобс, но после его смерти от сердечного приступа проект заглох. В 1974 году французский продакшн Caméra One предложил снять «Дюну» актёру и режиссёру Алехандро Ходоровски («Святая гора»), известному сюрреалистическими кинокартинами. Когда он согласился, большой по тем временам бюджет фильма – 9 миллионов долларов – вырос до 15 миллионов. Ходоровски отказали в финансировании, и проект пришлось закрыть.
В 1984 году «Дюну» наконец экранизировали: режиссёр Дэвид Линч снял трёхчасовой фильм с Кайлом МакЛокленом в главной роли. Но после монтажа в версии для проката осталось чуть больше полутора часов, и финальный результат не понравился ни критикам, ни Линчу; в наши дни режиссёр не любит говорить о «Дюне».
О чём экранизация 2021 года
Канадский режиссёр Дени Вильнёв несколько лет мечтал снять адаптацию романа, разделив её как минимум на две части. «Дюна» 2021 года основана на одноименном романе, но не пересказывает его целиком. Действие происходит в далёком будущем, планеты управляются Империей. Герцог Лето Атрейдес (Оскар Айзек) получает от императора задание привести в порядок планету Арракис, где добывают специи – вещество, необходимое для продления жизни и навигации во время космических путешествий. Последние годы Арракисом правил дом Харконненов во главе с Бароном (Стеллан Скарсгард), и поставки специй сократились.
Герцог Атрейдес понимает, что его посылают в крайне неспокойную обстановку, пытаясь поругать с Харконненами. Тем не менее, он летит на Арракис вместе с сыном Полом (Тимоти Шаламе), его матерью леди Джессикой (Ребекка Фергюсон) и воином-преподавателем Пола Гурни Халлеком (Джош Бролин). На новой планете Пол узнаёт, что он — избранный, которому предстоит возглавить сопротивление Империи. А заодно понимает, почему в его снах постоянно появляется девушка – фрименка Чани (Зендея), представительница коренного народа Арракиса, который живёт в пустыне.
В чём критики оказались правы
У «Дюны» по-настоящему космический размах
В отзывах на «Дюну» чаще всего пишут о её технических достоинствах. Автор Марк Хэнсон из Slant Magazine восхищается «балетным изяществом» космических кораблей и готическим стилем планеты Харконненов, портал Den of Geek называет сам фильм величественным, а Арракис — суровым. Глен Кенни с сайта Роджера Эберта приводит множество источников вдохновения «Дюны»: от «Лоуренса Аравийского» 1962 года до картины «2001 год: Космическая одиссея» (1968).
И «Дюна» действительно поражает масштабом, прекрасным техническим исполнением и духом космооперы. События фильма разворачиваются на поверхности планет, но в нём всё равно есть кадры с лайнерами и боевыми кораблями в открытом космосе. Непохожие друг на друга на первый взгляд Арракис, Каладан (родная планета Атрейдесов) и Гьеди Прайм (планета Харконненов) роднит футуристичность: здесь есть и движущиеся стены-заслоны от солнечного света, и полуподземные города-муравейники, и минималистичные мрачные интерьеры, которые больше напоминают музеи, чем жилые помещения.
Вильнёв постоянно подчёркивает, насколько человек (даже избранный) мелок по сравнению с остальным миром. Пейзажи Арракиса вызывают лёгкую панику — у песка не видно ни конца, ни края. Корабли, здания и природные объекты огромны, так что на их фоне крошечными кажутся даже высокие и плечистые люди вроде Дункана в исполнении Джейсона Момоа.
Атрейдесы и Харконнены управляют армиями, которые часто показывают на общих планах; это напоминает о том, как тридцать лет назад аналогичные кадры приходилось рисовать вручную для «Звёздных войн». Новая экранизация «Дюны» выходит в эпоху, когда компьютерная графика может реалистично воссоздать что угодно — огромную пасть песчаного червя или силовые щиты, закрывающие всё тело. Режиссёр использовал это, чтобы сделать мир «Дюны» максимально осязаемым.
Вильнёв не смог передать идеи Фрэнка Герберта
IndieWire, Variety, портал Filmstage, газета Los Angeles Times и несколько других изданий увидели в фильме одну проблему — отсутствие глубины. В рецензиях отмечают, что Вильнёв экранизировал роман Герберта близко к тексту, но не вычленил из него важные темы. По мнению критиков, картине не хватает своей интерпретации и философского содержания, а не простого повторения оригинала.
Местами «Дюна» действительно выглядит как высокобюджетный блокбастер со звёздным кастом и простым сценарием, лишённым дополнительных смыслов. В нём есть упоминания политических интриг, примеры религиозного фанатизма в лице Джессики, намёки на критику в адрес «угнетателей»-колонизаторов. Например, в начале фильма повествование идёт от лица Чани, которая буквально спрашивает: «Кто будет нашими следующими врагами [после Харконненов]?». Но сложные темы так и остаются намёками, никак не раскрываясь по ходу действия фильма.
Полноценно в фильме раскрыли только тему избранности Пола. Тимоти Шаламе отлично играет вчерашнего мальчишку, на которого сваливаются предсказания, чужие ожидания и навязанные роли. Пола встречают на Арракисе молитвами, заранее зовут мессией, и он в ужасе от этой внезапной ответственности. Всё остальное в «Дюне» отошло на второй план или вовсе забыто. Но если верить интервью Вильнёва, стоит просто запастись терпением: режиссёр называет оригинальный роман Герберта «портретом XX века», знает его темы и интерпретации и обещает, что его экранизации будут «вторыми “Звёздными войнами”». Вполне возможно, что в сиквеле Вильнёв копнёт глубже и поговорит о темах, проигнорированных в первом фильме.
В чем «Канобу» расходится с критиками
«Дюна» — слишком медленный фильм, в котором мало событий – нет
Журнал Timeout называет «Дюну» фильмом без концовки, а Slant Magazine — «расширенным прологом к сиквелу», который объяснит всю первую часть и раскроет её персонажей. Основной аргумент — то, как неожиданно «Дюна» обрывается на самом интересном месте.
Вильнёв, по его словам, всегда планировал экранизацию книг Герберта как трилогию. Первые два фильма должны были пересказать сюжет романа «Дюна», а третий — его продолжение, «Мессию Дюны». Студия ещё не дала сиквелу «зелёный свет», но режиссёр полностью следовал своей задумке, а сценарист Эрик Рот за несколько месяцев до релиза начал писать вторую часть.
«Дюна» построена как первая часть любой другой франшизы: зрители знакомятся с персонажами и сеттингом, узнают важные сюжетные события, которые подталкивают главного героя — Пола Атрейдеса — к его долгому пути. Как и задумывал Вильнёв, Пол проходит в этом фильме полную сюжетную арку. После встречи с фрименами у этого героя начинается новая жизнь, поэтому «Дюна» завершается в важной и логичной точке — это сравнимо с разделением Братства Кольца в первой части франшизы «Властелин колец».
«Дюна» вышла стерильной и безличной – нет
Некоторые издания обвиняют фильм в отстранённости и безжизненности, в персонажах, за которых сложно болеть. Например, автор Vanity Fair Ричард Лоусон, оценивший «Дюну» низко, считает, что Вильнёв «залакировал» эту историю в нечто «твёрдое наощупь». Variety выдал картине пять звёзд из пяти за построение мира и всего две с половиной за сторителлинг.
Но Вильнёв, напротив, сделал «Дюну» личной историей взросления и становления Пола Атрейдеса. Территориальные и социальные конфликты в фильме упоминаются, но не рассматриваются подробно. Политического контекста зрителям даётся немного, зато подробно разбираются личные конфликты героев: как леди Джессика мечется между любовью к сыну и долгом перед могущественным орденом Бене Гессерит, как герцог Лето сознательно и добровольно идёт на смерть, а подросток Пол вынужден вырасти в лидера. У Вильнёва получилась скорее картина о падении дома Атрейдесов и трагедии их семьи, но с заделом на будущее, чем полноценная космоопера.
Вердикт
Первая часть будущей дилогии (или даже трилогии) о Дюне получилась у Вильнёва неоднозначной: при всех технических достоинствах и близости к тексту режиссёр будто опустил важные темы романа, оставил раскрытие неочевидных конфликтов на будущее. Авторы фильма не добрались до терраформирования, критики колонизаторов и честного, жёсткого взгляда на политический уклад и религию мира Дюны.
Но иногда критики черечсур строги к «Дюне», в которой Вильнёву приходилось работать с невероятно сложным материалом. В то время как предыдущие экранизации провалились из-за слишком больших амбиций, в версии 2021 для космической саги есть все технические возможности, идеальный актёрский состав и чёткая подача. В картине достаточно событий, она логично завершена (при наличии второй части) и делает максимум с оригинальным романом, в котором Фрэнк Герберт жестоко и равнодушно мучал своих героев ради общей идеи книги.