От «Олдбоя» до «Взрывной блондинки». 5 лучших экшен-сцен, снятых одним планом

Ибрагим Аль Сабахи
В преддверии российского релиза военного фильма «1917», снятого одним дублем (технически нет, но именно таков общий художественный замысел режиссера и оператора), мы решили вспомнить наиболее запоминающиеся экшен-сцены, сделанные в такой же манере.

Съемка одним планом не всегда на самом деле одна непрерывная сцена, схваченная оператором одним дублем. Умение хитро маскировать склейки затемнениями (или спинами проходящих перед камерами героев) мы видели не один раз. Но даже если обманывают, эти сцены все равно выглядят восхитительно.

Мы целенаправленно не будем злоупотреблять работами оператора Эммануэля Любецки, так как иначе весь список состоял бы из них одних.

«Взрывная блондинка» (Atomic Blonde), 2017

5 лучших экшен-сцен, снятых одним планом | Канобу - Изображение 0

Одна из самых запоминающихся экшен-сцен последних лет, где шпионка в исполнении Шарлиз Терон в течение 7 минут сражается с киллерами в многоквартирном доме. Трудно было представить, что актриса с Оскаром, которая в боевиках — редкий гость, сможет так подготовиться к роли. Использование дублеров сведено к минимуму, а благодаря атлетическим талантам Терон без проблем может раздавать пинков на экране такое продолжительное время.

Драка старается быть приближенной к реальности. Герои тут устают, их движения замедляются, они даже могут умереть от потери крови посреди драки. Худая женщина не отправляет здоровенных мужиков в глухой нокаут с одной подачи, а долго лупит, сама скрючиваясь от каждого весомого попадания. В ход идет огнестрел, холодное оружие и даже подручные предметы.

Камера следует за героиней, пока она катается по лестнице, бегает по квартирам и даже когда она уже садится в машину, пытаясь избавиться от преследования.

Забавный факт: сцену пришлось снимать постановщику трюков Сэму Харгрейву, так как во время съемок оператору нужно было бегать по лестнице и самому падать. В общей сложности съемка заняла 4 дня.

«Круто сваренные» (Hard Boiled), 1992

5 лучших экшен-сцен, снятых одним планом | Канобу - Изображение 0

Величайшая экшен-сцена из величайшего фильма величайшего, пожалуй, экшен-режиссера всех времен. Она вдохновила, например Кори Барлога на создание идущей «одним дублем» God of War.

Вся бойня в захваченной преступниками в гонконгской больнице — настоящий шедевр без единого слабого или проходного кадра (даром что Джон Ву до сих жалуется, что если бы у него тогда было больше денег, он бы снял по-настоящему круто). Падающие из окон спецназовцы, спасающие младенцев, прыжки на проводе, безумные рукопашные, перестрелки и просто ситуации, которые потом будут разбирать и копировать десяти фильмов — скажем, вся финальная драка в первом «Рейде» по схеме 1 против 2 скопирована с поединка в оружейной комнате из Hard Boiled.

Масштаб, массовка, эффекты, затмевающие даже «Крепкого орешка» — обычный полицейский (Чоу Юнь Фат) и его работающий под прикрытием напарник поневоле (Тони Люн) должны в буквальном смысла слова пройти больницу снизу доверху, убивая целую армию встречных бандитов и спасая заложников. Нижеприведенная сцена — далеко не кульминация, но именно в ней Ву решил попробовать себя в работе одним дублем.

Я не буду вдаваться в технические подробности ее съемок (посмотрите фильм с комментарием) и разбирать отдельные моменты — стилистика Ву не имеет ничего общего с реализмом или тактической достоверностью.

Это просто демонстрация уникальной пластики ума режиссера — то, как он создает незабываемое кино из прыжков с пистолетами, выстрелов из дробовиков, разрушающихся стен, взрывающихся окон и картинно падающих каскадеров.

А еще в самую середину этой сцену намертво впаян самый ужасающий и драматический твист фильма — уникальный для полицейских боевиков момент, после которого возврата в нормальную полицию (и, возможно, в мир живых) для героя Люна уже нет.

Александр Башкиров

«Дитя человеческое» (Children of Men), 2006

5 лучших экшен-сцен, снятых одним планом | Канобу - Изображение 0

Мы с Ибрагимом долго спорили, какую именно сцену гениального мексиканского оператора Эммануэля Любецки поставить в этот топ. Ведь вместе с Куароном они изобрели новый киноязык, нарушая все операторские законы (скажем, снимая против света верхушки деревьев), чтобы создать ощущение реальности происходящего, эффект присутствия… да и просто сделать очень красивое и плавное кино.

Но именно в лучшем фильме Куарона — Children of Men, — таких сцен больше всего, и по качеству они (как и сама картина) затмевают и куда более слабого «Выжившего» Иньярриту, и совсем уж никчемную (даром что Любецки за этот пустой и коммерческий фильм вручили первого «Оскара») «Гравитацию».

Выбирая из потрясающих погонь и проходов, боевых и массовых эпизодов фильма, я остановился на сцене, в которой все-таки есть несколько монтажных склеек. Это даже не читы, о которых писал Ибрагим в начале текста — режиссер и оператор несколько раз откровенно прибегают к услугам монтажера. Но психологическое и драматургическое напряжение (герою нужно на глазах у всех бесшумно завести и угнать заводящуюся только «с ходу» машину) тут такое, что воспринимается все как один непрерывный дубль.

Чисто с технической точки зрения сцена затмевает все, что было сделано в этом плане до и после в истории кино — хотя бы потому, что все честно снято на рассвете, и характер происходящего (от темной бездны отчаяния к светлым вершинам избавления) меняется по мере того, как в небе восходит солнце.

Александр Башкиров

«Олдбой» (Oldboy), 2003

5 лучших экшен-сцен, снятых одним планом | Канобу - Изображение 0

Уже ставшая культовой сцена из одного из самых популярных корейских фильмов, где главный герой в узком корридоре противостоит целой толпе вооруженных людей. Плавное движение камеры, молоток, атмосферный саундтрек и чудовищная воля к победе О Дэ Су (Чхве Мин Сик) навсегда вписали эту сцену в историю.

Эта битва больше работает на эмоциональном уровне, нежели восхищает хореографией. То, что герой падает, но снова встает, опять падает, но все-таки дожимает противников, восхищает. Даже нож в спине не мешает ему боксировать с оравой колхозных бойцов.

Но если начать внимательно следить за статистами и их движениями, то к сцене возникнет очень много вопросов. Есть люди, просто промахивающиеся кулаками и выпадающие из кадра, хотя их не вырубили. Или самый комичный парень на 1:46, который пробивает такой апперкот по воздуху, что поскальзывается и падает, хватаясь за ногу. Но эта комичность скорее дополняет эту необычную сцену — доказывая, что никаких читов тут нет, и ее действительно снимали в таких условиях, несколькими очень длинными дублями, из которых в фильм включили один, самый лучший.

«Честь дракона» (Tom yum goong), 2005

5 лучших экшен-сцен, снятых одним планом | Канобу - Изображение 0

Есть ощущение, что большая часть людей узнала о тайском каскадере/актере Тони Джаа благодаря этой сцене, завирусившейся в интернете, хотя его прорыв состоялся в предыдущем фильме — «Онг Бак».

Интересно поставленная сцена, где главный герой в поисках дорого сердцу слона разносит казино/бордель, демонстрируя всю красоту тайского бокса. Суть тут не столько в боевой хореографии, которая не очень-то и сложная, так как противники тут просто груши для битья, сколько в работе каскадеров. Вот уж они тут красиво отлетают, падают с высоты. И все это действительно снято одним проходом.

Последние статьи