22 января 2020
Обновлено 22.01.2020

Ужасы войны одним планом. Почему «1917» — это уникальный опыт в кино

30 января на экранах российских кинотеатров стартует военная драма Сэма Мендеса «1917». Мы уже побывали на пресс-показе и делимся мнением.
30 января на экранах российских кинотеатров стартует военная драма Сэма Мендеса «1917». Мы уже побывали на пресс-показе и делимся мнением.

Застрявший в своей кинокарьере на фильмах о Джеймсе Бонде оскароносный Сэм Мендес наконец снял фильм, не касающийся агента 007. Он решил снова попробовать себя в военной тематике, объединив уже в четвертый раз (до этого были «Морпехи», «Дорога перемен» и «Координаты Скайфолл») усилия с недавно получившим долгожданный Оскар Роджером Дикинсом (за фильм «Бегущий по лезвию 2049»).

Только в этот раз Дикинс решил взять пример с Эммануэля Любецки, сняв весь фильм якобы одним планом (хитрые склейки очевидны). Самыми популярными в таком духе фильмы были разговорными. Речь, конечно, о «Веревке» Альфреда Хичкока и «Бердмене» Иньярриту. Сработала ли такая съемка в военном фильме?

Действие картины происходит во Франции в апреле 1917, во время Первой мировой войны. Двум британским солдатам Блэйку (Дин-Чарльз Чепмен) и Скофилду (Джордж Маккэй) поручают невероятно важную миссию. Дело в том, что немцы коварно отступили, этим обманным маневром заманив в ловушку ничего не подозревающий второй батальон. Если наступление продолжится, все его солдаты погибнут. Двое героев должны успеть добраться до союзников и доставить им приказ начальства в письменном виде, чтобы атака немецких войск не состоялась. Так герои и отправляются в путь, чтобы спасти бравых солдат, а Блэйк еще и своего брата, который там служит.

Ужасы войны одним планом. Почему «1917» — это уникальный опыт в кино - фото 1

Если вас заманила военная тематика, вы вообразили себе, что вам продемонстрируют эпические сражения одним планом c использованием техники и прочего, то вы будете сильно разочарованы.

Картина не выглядит масштабно, почти вся техника здесь уже уничтожена, а массовка либо бежит, либо стоит, либо предстает в виде трупов. Не ждите мясорубку в духе начальной сцены «Спасти рядового Райана» или последних 30 минут «По соображениям совести». Красивой одноплановой битвы в духе сражения в лесу из «Выжившего» тоже нет. Здесь съемка одним планом работает исключительно для создания напряжения. И ей это удается.

Саспенс — один из главных плюсов картины. Как только герои покидают свой отряд и отправляются на задание, то такая съемка работает на 100 процентов. Много грязи, сплошные руины, везде лежат трупы людей и животных, а врага не видно. Камера, прикованная к героям, заставляет немного почувствовать себя в их шкуре. В любой момент может прилететь пуля или сработает ловушка, но никто об это не предупредит зрителя. Он узнает об этом одновременно с героем. До определенного момента даже врага нельзя будет увидеть, хоть он и будет палить в одного из героев.

Ужасы войны одним планом. Почему «1917» — это уникальный опыт в кино - фото 2

Боевые сцены здесь минималистичны, но благодаря стараниям оператора они смотрятся красиво, как и вся картина. Дикинс великолепно снимает локации, создавая атмосферу какого-то хоррора… которым война, конечно, на самом деле и является.

Он даже не забывает свою любимую фишку — темный силуэт на фоне огня или оранжевого света, идущий на камеру. Это происходит в одной из самых красивых сцен фильма, где на фоне огненных вспышек и свистящих пуль начинается марафонский забег не на жизнь, а насмерть.

Во время путешествия герои пытаются хоть малость раскрыться, но так и остаются слишком простыми и не сильно интересными. А весь набор знаменитостей (Бенедикт Камбербетч, Колин Ферт, Марк Стронг) появляется в кадре буквально на несколько минут.

Ужасы войны одним планом. Почему «1917» — это уникальный опыт в кино - фото 3

Картина очень многие вещи демонстрирует фоном. Так как камера прикреплена к героям, то весь военный быт зритель может наблюдать, пока персонажи просто идут по прямой, а нам демонстрируют все, чем занимаются солдаты. Некоторые вещи мы узнаем из забавных рассказов героев.

О тактических маневрах мы узнаем из рассуждений солдат, проезжающих мимо мертвых животных. Такие вещи помогают составить полную картину этого мира. Главное не забывать, что цель — доставить сообщение, а значит весь фокус на этой судьбоносной доставке.

«1917» — один из самых напряженных фильмов о войне, снятый в несвойственной жанру манере, который может разочаровать любителей масштабных и кровавых военных действий, но порадует тех, кому нужна именно атмосфера, которая тут выдержана на очень высоком уровне.

Комментарии 37
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Алексей Абрамов.2up5z
Алексей Абрамов.2up5z
Дюнкерк как раз мне понравился из-за такого подхода, поэтому и этот фильм обязательно посмотрю.