Лучшие фильмы по комиксам 2010-2019. От «Дэдпула» и «Логана» до «Скотта Пилигрима» и «Мстителей»

Ибрагим Аль Сабахи
За десять лет кинокомиксы сильно выросли в популярности и качестве, но не все они были про супергероев. Мы составили список лучших на наш взгляд представителей, вышедших за этот промежуток.

Больше итогов года на «Канобу»:

10. «Сквозь снег» (Snowpiercer), 2013

Один из лучших режиссеров Южной Кореи Пон-Чжун хо (наделавший шума в этом году с «Паразитами») экранизировал французский комикс из 70-х под названием Le Transperceneige. Комикс состоял из 4 томов и рассказывал о гигантском поезде, на котором остатки человечества бесконечно перемещаются вокруг погруженного во льды земного шара. Но картина вобрала в себя лишь куски из разных выпусков да общую концепцию.

В итоге получился красивый постапокалиптический фильм c вагонами (в буквальном смысле) условностей, обычно прилагающимся к антиутопиям. Но только они лихо оттеняются восхитительным визуальным рядом, целенаправленно разнообразно поставленными схватками в тематически различающихся частях огромного поезда и отличнейшей игрой Криса Эванса, выступающего в роли главного героя — очень непростой и неоднозначной личности.

Идеи в картине не блещут новизной, но грамотно поданы. Причем так, что обе стороны выглядят совершенно непривлекательно. Что зажравшиеся богачи, что нищета из задних вагонов. Главное, что фильм умудряется и развлечь, и какие-то простейшие идеи донести до зрителя, радуя качественное постановкой и запоминающимся сеттингом.

Больше итогов десятилетия на «Канобу»:

9. «Взрывная блондинка» (Atomic Blonde), 2017

Ответственный за первого «Джона Уика» режиссер-каскадер Дэвид Литч решил, что он и женщину сможет заставить также круто драться на экране. И у него получилось. Взяв за основу посредственный шпионский комикс «Самый холодный город», который был очень плохо написан, нарисован и не обладал даже долей стиля и драйва фильма, он создал один из самых ярких кинокомиксов прошедших лет.

Оскароносную Шарлиз Терон трудно было представить в виде мастера рукопашного боя. В «Безумном Максе» ее единственная драка была позорно ускорена, но там кино про погоню на машинах. Здесь же ее тренировали не хуже, чем Киану Ривза, что дало свои плоды.

В большей части сцен Шарлиз все делала сама, благодаря чему схватки смотрятся восхитительно, особенно продолжительная драка в доме, якобы снятая одним планом (на самом деле нет).

Кроме отличного экшена, переусложненной (и одновременно — очень наивной и примитивной) истории с двойными и тройными агентами фильм может похвастаться приятным саундтреком и отличным воссозданием декораций Берлина 80-х. Все очень аутентично и стильно. За небольшие деньги (30 $ млн.) создатели проделали отличную работу, а героиня Шарлиз — одна из самых крутых женщин не только в кинокомиксах, но и в кинематографе.

Больше итогов года на «Канобу»:

8. «Дэдпул» (Deadpool), 2016

Многострадальный фильм, который так долго не хотели запускать в производство, что одному анониму (которым впоследствии вроде как оказался исполнитель главной роли) пришлось слить в сеть тестовый footage, чтобы оказать давление на студию. В итоге все получилось. Райан Рейнольдс и Тим Миллер наконец-то подарили миру фильм о болтливом наемнике, который без рейтинга R не смог бы правильно раскрыть персонажа.

В тот момент кинокомиксы с рейтингом R были редки, а уж про супергероев и подавно. Так что явление Дэдпула народу вызвало бурную реакцию и неожиданно высокие сборы (783 $ млн.), которые на небольшой промежуток стали рекордными для фильма с рейтингом R. Спасибо восхитительной рекламной кампании.

Сама картина неожиданно радовала огромным количеством шуток, отсылок, но не впечатляла экшен-сценами. Общая душевная атмосфера и гик-юмор цепляли больше, чем очередная схватка, которых в фильме было непростительно мало. Да и за кого переживать в драке неуязвимого антигероя без лица с толпами одинаковых наемников?

Райан Рейнольдс сыграл идеально подходящего под него персонажа, а картина доказала, что кинокомиксы с рейтингом R могут собирать большие деньги, если их правильно подавать. Благодаря успеху «Дэдпула» зрители получили другой, действительно достойный кровавый фильм про одного из самых популярных героев комиксов. Но о нем позже.

Больше итогов года на «Канобу»:

7. «Kingsman: Секретная служба» (Kingsman: The Secret Service), 2015

Шпионский комикс Марка Миллара («Особо опасен») попал определенно в нужные руки. Британец Мэтью Вон отлично проявил себя на экранизации другого комикса Марка Миллара под названием «Пипец». И тут он тоже проявил чудеса изобретательности, превзойдя проходной оригинальный комикс.

Сюжет про то, как новичок вступает в тайную шпионскую организацию, не нов, но иногда и самое простое удается показать интересно. У Вона это получилось. Взяв главного английского джентльмена Колина Ферта на роль самого крутого агента, он поставил его против харизматичного и смешного Самуэля Л. Джексона, олицетворяющего собой американскую культуру (или отсутствие таковой).

В напарники обоим он добавил не шибко раскрученных Тэрона Эджертона и (если вы не смотрели «Супердиджей» или старую рекламу Nike) Софию Бутеллу, которые органично вписалиcь в образы, а после фильма их карьеры заслуженно взлетели.

Картина полна шуток на шпионскую тематику, почти лишена пошлости, а уж драка в церкви навсегда останется в истории кинематографа. Это образец хорошего шпионского фильма, где здоровая ирония искупает все немногочисленные недостатки.

Больше итогов десятилетия на «Канобу»:

6. «Аквамен» (Aquaman, 2018)

Одна из главных неожиданностей в мире кинокомиксов. Персонаж, над которым постоянно издевались в медиа, компания, чьи супергеройские фильмы ругали критики и зрители. И что же вышло? На главную роль берут брутального Джейсона Мамоа (он успевает немного посиять в «Лиге справедливости»), в режиссерское кресло сажают создателя «Пилы» Джеймса Вана, который больше специализируеться на хорроре. Да, он принял участие в создании седьмого «Форсажа», да и Кевином Бэйконом снял один из лучших триллеров про месть «Смертный приговор», но совсем в жанр для детей — это неожиданно.

И третьей неожиданностью после выбора актера и режиссера стал итоговый продукт. Без преувеличения можно сказать, что «Аквамен» — один из самых красивых кинокомиксов, если не самый. Последний раз такое визуальное великолепие было на экране в картине «Хеллбой: Золотая армия». Фильм можно и нужно критиковать за примитивные диалоги и банальный сюжет, но разве кинокомикс, рассчитанный на максимально широкую аудиторию, мог быть сильно другим? Качество юмора только могло быть лучше. Но это и не комедия, а приключенческий фильм в духе «Мумии» Стивена Соммерса.

Потрясающие локации, дизайн, архитектура и различные монстры доказывают, что 180-миллионный бюджет ушел на дело. Оператор не режет экшен-сцены мелкими кусками, а старается снимать долгими пролетами. Создатели не стали бросать все на CG-модели людей, а заставили каскадеров пролетать через крыши и врезаться в стены. Да даже взрывающаяся часовня была построена с нуля для сцены на Сицилии, которая по постановке и операторской работе превосходит почти все, что было в кинокомиксах.

Финальная эпическая схватка армий — это то, что должны были дать «Мстители: Финал», а получилось сами знаете как. Битвы такого масштаба крайне редки в кинокомиксах, так что Аквамен и на этом поле уделал конкурентов. И не стоит забыть, что это первый миллиард сборов для основной линейки фильмов по комиксам DC.

Больше итогов года на «Канобу»:

5. «Стражи Галактики» (Guardians of the Galaxy), 2014

Первый высокобюджетный кинокомикс режиссера и сценариста Джеймса Ганна занял 5 место в нашем топе лучших фильмов Marvel. До этого картина участвовала в нашем эпичном киномарафоне киновселенной, где я писал про нее: «Ганн — человек, несомненно, талантливый, в его творчестве встречаются те же вспышки гения, что озаряют лучшие моменты сценариев и фильмов Уидона и Блэка. Но как драматург он работает совсем на другом уровне, злоупотребляя самыми дешевыми, сентиментальными, запрещенными приемами вроде умирающей в первых кадрах от рака мамы главного героя.

Во второй фазе Ганну повезло больше Блэка и Уидона: пока этих авторов хватали за руку в „ЖЧ3“ и „Эре Альтрона“, он спокойно снимал свое отдельное, обособленное „кино про глубокий космос“ с никому не известными персонажами.

В результате получился очень живой и характерный фильм с максимально хулиганскими шутками и издевательским ретро-саундтреком, заодно с „Миром юрского периода“ сделавший из телеактера Криса Пратта звезду уровня Харрисона Форда. Помимо Пратта радуют смешные и убедительные актеры на ролях второго плана и, конечно же, компьютерный енот, сыгранный братом Ганна, а озвученный Брэдли Купером».

То, что Ганна сначала уволили с третьей части «Стражей», а потом наняли обратно, доказывает, что из всех режиссеров-авторов вселенной Marvel у него самая прочная связь с этим миром, этим жанром и этими персонажами.

Александр Башкиров

Больше итогов года на «Канобу»:

4. «Логан» (Logan), 2017

Я был большим фанатом работы сценариста Скотта Фрэнка и режиссера Джеймса Мэнголда над этим конкретным героем еще с никем не понятого фильма The Wolverine, где очень интересно и нуарно рассказывалось о похождениях Логана в Японии. В меньшей cтепени (вместо рейтинга R «Росомаху» пришлось выпустить с PG-13) там было заложено все, за что потом все-таки полюбили «Логана».

Тихие характерные моменты, в которых зрителю приходится напряженно вслушиваться в каждый звук в ожидании приближения плохих парней, очень жесткие и приземленные (плюс-минус драка на крыше синкансэна) боевые сцены, в которых все желающие выбивали из регенерирующего Хью Джекмана дерьмо. Другими словами, это был классический детектив об озлобленном на мир, но все равно крайне благородном неудачнике, живущем по собственному кодексу чести, картина о частном сыщике 40-х годов, перенесенная в наши дни и выдавшая персонажу адамантиевые когти вместо очень крепкой головы.

В «Логане» эти же сценарист и режиссер закинули удочки еще дальше в будущее и постапокалипсис и показали конечную стадию эволюции мутантов, в которой профессор Ксавье превратился в массового убийцу-матерщинника, а Логан — в еле передвигающегося инвалида. Дерьмо из него продолжают выбивать практически все встреченные персонажи фильма, вот только теперь еще и регенерация происходит кое-как и не сразу. Ну, а последним противником цинично выступает самая наглая, молодая и мерзкая версия Росомахи прямиком из X-Men Origins: Wolverine.

Выстраданный рейтинг R и плюющий в лицо зрителю хронометраж позволили сделать очень неторопливое, честное, настоящее кино. Пусть оно и далеко не так хорошо, как его превозносили в 2017 году зрители и критики, но это все равно второй нормальный фильм про мутантов после оригинальных «Людей Икс» (третьего нормального фильма в этой киновселенной нет) и лучший фильм про мутантов, вышедший в этом десятилетии.

Александр Башкиров

Больше итогов десятилетия на «Канобу»:

3. «Пипец» (Kickass), 2010

Один из самых стильных режиссеров мира и бывший продюсер Гая Ричи Мэтью Вон ворвался в мир кинокомиксов с очень ярким и хулиганским фильмом по мотивам одного из самых бездарных комиксов Марка Миллара. Практически пустив по боку основную арку становящегося уличным супергероем лузера, фильм сосредоточился на единственной интересной вещи из оригинала: отношениях между современным реалистичным Бэтменом-убийцей (Big Daddy, Папаня или Большой Папочка) и его дочкой Hit Girl, Убивашкой.

Николас Кейдж просто блестяще сыграл Папочку: никакого mega acting, из-за которого актер стал таким мемом в последнее время, только целеустремленная одержимость, ледяное спокойствие и пугающая компетентность в тактических ситуациях. Больше всего общего у него даже не с Бэтменом, а с героем Мэла Гибсона, все повидавшим и ничему не удивляющимся копом в недавнем триллере «Закатать в асфальт». Но мы все равно признали Папочку одной из лучших экранных версий Бэтса:

В знаменитой сцене перестрелки на складе нам показывают, как бы жил и работал Бэтмен, готовый на все ради достижения цели. Да, формально это не Бэтмен, а Big Daddy, но черно-желтая цветовая гамма костюма и дизайн шлема тут настолько характерные, что можно не сомневаться, какого именно супергероя играет (или, во всяком случае, пародирует) Ник Кейдж.

И костюм, и оборудование у Бэтмена-убийцы заточены под одно — как можно быстрее и безопаснее уничтожить как можно большее количество людей за как можно меньший промежуток времени. Кровь леденят как раз неторопливость, продуманность каждого движения Папани, который ведет себя как полицейский-спецназовец. Это впечатляет куда сильнее фальшивых постановочных поединков с каскадерами.

Александр Башкиров

Больше итогов года на «Канобу»:

2. «Скотт Пилигрим против всех» (Scott Pilgrim vs. The World)

Один из лучших современных режиссеров Эдгар Райт после двух незабываемых фильмов «Зомби по имени Шон» и «Типа крутые легавые» решает поработать на американской земле, сняв адаптацию инди-комикса Брайана Ли ОʼМелли «Скотт Пилигрим против всех».

Несмотря на полностью новый актерский состав для режиссера и маячащий перед носом первоисточник кино удалось на все сто. Это абсолютно Райтовский фильм по всем фронтам. Манера съемки, подача юмора, драйв в диалогах и не только. Экшен-сцены получились изобретательными, а комикс и видеоигровая стилистика пошла им только на пользу.

Сама история о простом парне Скотте (Майкл Сера), который, чтобы быть вместе с девушкой мечты Рамоной Флауэрс (Мэри Элизабет Уинстед), должен победить 7 ее бывших изначально подкупала необычным концептом. И ее воплощение на экране ничуть не разочаровывает. Пестро, динамично, смешно.

1. «Мстители» (The Avengers), 2012

Этот фильм мы не только признали самым удачным у Marvel, но и включили в топ лучших кинокартин десятилетия — без всяких скидок на его комиксовость. У Джосса Уидона действительно получилось универсальное, вечное кино в духе лучшего экшен-кинематографа 80-х, где экшен откладывается, пока нас знакомят с человечными, интересными персонажами, с которыми просто приятно проводить время. Тем сильнее эффект, когда наступает время великой, протяженной батальной сцены, и кого-то из героев начинают жестоко бить, а кого-то и убивать.

Пусть Тони пережил Битву за Нью-Йорк и отчалил из вселенной только в «Финале» — все равно сцена его героического самопожертвования остается лучшей во всей киновселенной Marvel. Все остальные фильмы с участием Железного человека лучше считать очень растянутым предсмертным сном Тони Старка. Другим персонажам Уидон уделил не меньше времени и внимания, не делая никаких скидок или надбавок на их пол, возраст или цвет кожи.

Как я уже не раз говорил, это авторский фильм, сложившийся практически случайно, единственный сценарий во вселенной, написанный без вмешательства продюсеров, продолжение всех тех гуманистических идей и идеалов, над которыми Уидон работал с первой серии «Баффи, Истребительницы вампиров».

Это фильм, видящий человека в супергерое и героя в сверхчеловеке, причем делающий это без всякого пафоса, фэнсервиса или деконструкции и реформации реальности. Просто люди с лицами Роберта Дауни-младшего и Криса Эванса, на наших глазах превращающиеся в бессмертных персонажей, современных полубогов из греческих мифов, которыми они так и не сумели стать в сольных фильмах. В «Финале» нам покажут их уход из нашей с вами реальности, для которой они стали слишком велики и старомодны. Но рождение богов всегда интереснее и кинематографичнее их сумерек.

Александр Башкиров

А какие фильмы по комиксам 2010-2019 считаете лучшими вы? Делитесь в комментариях!

Последние статьи