Оскар 2016: Прогнозы
Этот «Оскар» выделяется прежде всего тем, что Лео может, наконец, взять свою статуэтку и уехать на медведе в светлое будущее, похоронив замечательный мем и лишив нас смысла смотреть последующие «Оскары».
Также примечателен и факт присутствия «Безумного Макса: Дорога ярости» аж в десяти номинациях, включая «Лучший фильм». Не помешало шедевру Миллера ни то, что это четвертая часть франшизы и отчасти ее ребут, ни то, что это бескомпромиссный экшен, которые Академия не слишком жалует, что она еще раз продемонстрировала, не включив в список лучших фильмов новые «Звездные войны».
Еще одна отличительная черта – практически полное отсутствие черных номинантов, что вызвало немалое возмущение общества и хэштэг-бунт #OscarsSoWhite в twitter. Для тех, кто говорит о том, что афро-американцы просто не дотянули в этом году (и в прошлом, ибо было то же самое), вот несколько напоминаний: Идрис Эльба и Абрам Атта (мальчик в главной роли) в «Безродных зверях», Уилл Смит в «Защитнике» и парни из «Голоса Улиц». Ну и конечно, Майкл Б. Джордан в «Фантастической четверке» «Криде: Наследие Рокки», вместе с режиссером и сценаристом Райаном Куглером.
Несмотря на то, что этот бунт уже никак не повлияет на церемонию этого года, Академия в панике пообещала серьезно пересмотреть свой состав и политику в будущем. В том числе удвоить количество представителей из числа женщин и национальных меньшинств. «Удвоить» звучит сексуально, пока не подумаешь о том, что это скорее всего будет нечто вроде «один умножить на два – равно два», ведь их процент в Академии очень мал: академия состоит на 94% из белых и на 77% из мужчин. Также было принято решение, что пожизненное членство оставят только обладателям номинаций и статуэток, всем же прочим его заменят на десятилетнее членство, обновляемое только в том случае, если человек все еще работает в кино. Вышел на пенсию – отдай бюллетень. Иди детей с газона гоняй да голубей корми.
Но вообще, перед тем, как ругать «Оскар» за что либо, стоит разобраться в том, как он работает. К сожалению, разобраться в этом невозможно – это настолько запутанная система, что сам черт ногу сломит. Но некоторые особенности назвать все же стоит.
В Академии около 6 тысяч членов. Так как членство пожизненное, большинство из них белые мужчины (наследие прошлого), а их средний возраст – 66 лет. Средний. Именно из-за того, что демографически пул голосующих так сильно отличается от мирового пула кинозрителей (в котором все же чаще встречаются другие национальности, молодняк и эти, как их, женщины), и происходит расхождение взглядов. Поэтому номинируются и выигрывают байопики, фильмы о Второй мировой и пролетает над гнездом кукушки фантастика, комикс-муви, комедии и большая часть арт-хауса (предупреждая ваш запрос в гугл: нет, само «Гнездо» не пролетело в свое время. 9 номинаций, 5 «Оскаров». Иногда Академия все делает верно).
Конкретно в этом году на голосование может повлиять пара занятных деталей. Голосовать членам Академии предлагали через интернет – с компа или через мобильное приложение.
Тем самым людям, чей средний возраст 66 лет. В результате, многие члены просто не смогли заполнить бюллетень, так как хотели, не разобравшись с интерфейсом. Многие не поняли, что предлагалось, например, не отмечать один фильм, а расставить всех номинантов в соответствии со своими приоритетами.
Еще часть членов Академии были сильно огорчены шумихой вокруг #oscarssowhite, поэтому и вовсе отказались голосовать. Кто-то был возмущен отсутствием черных номинантов, кто-то – возмущен подобными возмущениями. Как все это повлияет на итоговое голосование – черт его знает.
Также стоит упомянуть, что голосование Академии стоится не по принципу изолированных капризов каждого члена. Во-первых, сильно влияют сборы фильма в прокате – если на него не пошли люди, статуэтку он тоже вряд ли получит. Во-вторых – лоббирование.
Студии тратят огромные суммы на то, чтобы вырвать награду и налепить заветный штамп на свой синелуч-диск, так как получение «Оскара» приносит тонну престижа и гарантирует увеличение прибыли от фильма – до сотни миллионов долларов сверху. Тратится на все эти промо-кампании по «Оскар-продвижению» фильмов до 10 миллионов.
По той же причине большинство фильмов, претендующих на «Оскар», выпускаются в конце года, чтобы члены Академии со средним возрастом 66 лет не забыли их к февралю.
«Безумный Макс», вышедший еще весной, торчит тут бобылем только за счет нас, треклятых критиков, которые продолжали превозносить его весь год и это произвело впечатление на Академию. Если помните, я поставил этот «бездушный экшен» на первое место в кинотопе 2015 и буду счастлив, если он выиграет в категории «Лучший фильм».
В-третьих, «Оскары» довольно предсказуемы, если смотреть на то, кому достались другие премии. «Золотой глобус» мало кого волнует, у них свои приоритеты, а вот гильдии актеров, режиссеров, продюсеров и остальных цехов обычно попадают в точку, так как голосуют там практически те же самые люди, что и на «Оскаре». Именно поэтому сюрпризы на церемонии вручения золотых рыцарей довольно редки.
Но перейдем уже непосредственно к прогнозам. Я не буду касаться технических номинаций, пробежимся только по десяти основным, оставив самую сложную – «Лучший фильм» – на закуску.
Лучший режиссер:
- Адам МакКей – «Игра на понижение»
- Алехандро Гонсалес Иньярриту – «Выживший»
- Ленни Абрамсон – «Комната»
- Том МакКарти – «В центре внимания»
- Джордж Миллер – «Безумный Макс: Дорога ярости»
Основной претендент — это, конечно же, Иньярриту с «Выжившим». Во-первых, потому что заслужил. Во-вторых, «Выжившего» сильно раскрутили как главный фильм «Оскара». Но Академия не сильно любит награждать два года подряд одного и того же человека, последний раз так повезло Джону Форду – 75 лет назад. Второй раз он обошел со своим культовым фильмом «Как зелена моя долина» (я тоже ни разу о нем не слышал) малоизвестного Орсона Уэллса и его ныне позабытого «Гражданина Кейна», отобрав у него еще и «Оскар» за лучший фильм. Не надо было снимать ленту, порочащую крупного голливудского дельца (прототип Кейна), и надеяться на то, что он даст Академии тебя наградить.
Может не оценить Академия и тот факт, что съемочная группа сильно жаловалась на Иньярриту за то, что он мучил их и гонял по снегу.
Если вдруг это все же не даст Алехандро победить, то кто возьмет статуэтку? Велики шансы того, что ее отдадут Джорджу Миллеру за «Безумного Макса». Во-первых, потому что заслужил. Во-вторых, такой камбэк престарелого режиссера стоит отметить наградой. Заметная дырка в номинантах напоминает своей формой Ридли Скотта – его награждать за «Марсианина» почему-то не хотят.
Лучший актер:
- Брайан Крэнстон – «Трамбо»
- Мэтт Дэймон – «Марсианин»
- Майкл Фассбендер – «Стив Джобс»
- Леонардо ДиКаприо – «Выживший»
- Эдди Редмейн – «Девушка из Дании»
Все ставят на Ди Каприо. Ибо пора. Уже не мальчик. Мучился, мерз, бороду от растил, сырую печень сожрал, в лошади спал, под медведицу лег. Никаких других супер-ярких актерских ролей в этом году не было – таких чтобы вообще, поэтому вполне возможно нам все же придется похоронить мем и порадоваться за Лео – устало и опустошенно.
Прошлогодняяпобеда Редмейна меня расстроила – как-то это было слишком стандартно. Я его из-за этого невзлюбил, да и «Восхождение Юпитер» любви не прибавил, но потом я посмотрел «Девушку из Дании». Фильм омерзительно скучный и одномерный, но вот Редмейн там… м-да, преображение потрясающее – пластика, мимика, все абсолютно новое и неузнаваемое. Как Джаред Лето с «Далласким клубом». Но он все равно не выиграет. Ибо дважды подряд – ни-ни.
Крэнстон и Деймон тут, понятно, для галочки, а вот на Фассбендера-Джобса Лео придется оглядываться с опаской. Это не лучшая роль Фассбендера, «Джобс» провалился в прокате, собрав всего 34 миллиона долларов по всему миру, да и из моей памяти он стерся довольно быстро, хоть и доставил удовольствие при просмотре, но… Это все еще вариант. Если Академия решит, что без баттхерта на тему Лео их не будет никто смотреть в будущем и его надо снова обделить, то Фассбендер с радостью станет их отдушиной.
Никакого Деппа с его «Черной мессой». Как не было ее.
Лучшая актриса:
- Кейт Бланшетт – «Кэрол»
- Бри Ларсон – «Комната»
- Дженнифер Лоуренс – «Джой»
- Шарлотта Рэмплинг – «45 лет»
- Сирша ронан – «Бруклин»
Бри Ларсон. «Комната». Потому что потрясающе, о чем мы еще поговорим завтра в отдельной рецензии (а вот, собственно и она). И потому, что Бри схватила все предыдущие награды. Насчет этой категории у всех минимум сомнений.
Бланшетт молодец, но недавно уже получала. Сирша молодец, но ей можно и попозже, Шарлотта выложилась по полной и заслужила, но никто не видел ее «45 лет». Джей Ло… иди лучше нафоткай нам чего-нибудь новенького.
Лучший актер второго плана:
- Кристиан Бейл – «Игра на понижение»
- Том Харди – «Выживший»
- Марк Раффало – «В центре внимания»
- Сильвестр Сталлоне – «Крид»
- Марк Райлэнс – «Шпионский мост»
Вы видели вручение «Золотого глобуса»? Его стоило смотреть только ради шуток и вручения премии Сталлоне. Это было так красиво и трогательно – ему единственному врубили музыку (из «Рокки» конечно, который, кстати, в свое время три «Оскара» получил, включая лучший фильм), аплодировали стоя и плакали. Во-первых, потому что заслужил. И давно. Если не читали мою рецензию на «Крид: Наследие Рокки» – я там объяснял. Во-вторых, потому что его награждать приятно. Потому что это его единственный шанс, да и ветерана за заслуги – как не наградить?
Испортить эту блюющую единорогами идиллию может не Бейл, не Раффало и не Харди (который по сути затмил Лео в «Выжившем»), а Марк Рейлэнс, который и впрямь очень приятно сыграл советского разведчика в «Мосте шпионов». Остальные трое – отличные актеры, но это не те роли, за которые им хочется давать статуэтки. Им лучше дождаться и дать за что-то яркое, эти-то точно никуда не денутся, продолжат выдавать крутые образы.
Лучшая актриса второго плана:
- Дженнифер Джейсон Ли – «Омерзительная восьмерка»
- Руни Мара – «Кэрол»
- Рэйчел Макадамс – «В центре внимания»
- Кейт Уинслет – «Стив Джобс»
- Алисия Викандер – «Девушка из Дании»
Нет, Дженнифер Джейсон Ли из «Омерзительной восьмерки» не выиграет. Несмотря на то, что заслужила. Выиграет Алисия Викандер. Во-первых, потому что заслужила, правда, не за «Девушку из Дании», где мне она совсем не запомнилась, а за «Из Машины» и за бешеный фонтан энергии в «Агентах А.Н.К.Л».
Вот только странная вещь – когда ее предыдущие премии номинировали за роль в Ex Machina, она проигрывала. Никто этого замечательного фильма особо не видел, а Академия так и вообще проигнорировала по большей части, дав лишь две номинации – эту и за оригинальный сценарий. Поэтому номинировать ее за «Датчанку» стратегически было правильнее.
Проигрывала Алисия Кейт Уинслет из «Джобса». Уинслет потрясающая актриса. Только не здесь, не в «Джобсе», где она сыграла карикатуру на абстрактную восточную европейку.
В «Вечном сиянии чистого разума» или «Резне» – о да, но за что ее награждают в «Джобсе» я понятия не имею. А несколько премий она уже взяла – от Британской Академии и Золотого Глобуса. Но актерская гильдия все же наградила Алисию, поэтому будем надеяться, тут все повторится. Пусть не за тот фильм, но все же она заслужила. Рэйчел МакАдамс – тоже, но не за этот фильм. В «Настоящем детективе» она была великолепна, здесь же это «просто роль». Эх, и никакой тебе Шарлиз Терон с ее Фьюриосой. Ни в первом ни во втором плане.
Лучший оригинальный сценарий:
- Из машины
- Голос улиц
- В центре внимания
- Головоломка
- Шпионский мост
Лучший адаптированный сценарий:
- Игра на понижение
- Бруклин
- Кэрол
- Комната
- Марсианин
Все уверены, что победят фильмы-побратимы по реальным событиям: «В центре внимания» (оригинальный) и «Игра на понижение» (адаптированный). Я бы предпочел «Из машины» и «Комнату», но кто меня спросит.
Почему выиграют именно эти два? Они оба реально нравятся Академии.
Что удивило многих в этом году, так это fuck you Академии в сторону Соркина с «Джобсом» и Тарантино с «Восьмеркой». Прокатить самых ярких сценаристов – это надо уметь.
Лучшая работа оператора:
- Безумный Макс: Дорога ярости
- Выживший
- Кэрол
- Убийца
- Омерзительная восьмерка
Осмелится ли Академия дать третий «Оскар» подряд богоподобному Чиво, который, естественно, заслужил? Я посвятил ему отдельную статью и по отклику видно, что любят его не только критики и собратья-операторы, но и зрители, некоторые впервые замечающие такую вещь как операторская работа.
Если все же три раза подряд окажется для Академии слишком, то в списке есть еще два легендарных оператора – Дикинс с «Сикарио» («Убийца») и Ричардсон с «Омерзительной восьмеркой». О них мы тоже говорили в той статье, у них потрясающее портфолио, но конкретно эти два фильма, как видно по номинациям, Академия не сильно оценила, поэтому шансы невелики.
Могут отдать оператору «Безумного Макса». Во-первых… вы поняли, а во-вторых, потому что могут настроиться сбагрить ему все технические номинации, ибо фильм нравится, но главный «Оскар» ему отдать не выйдет. Сбагрят ему в утешение много маленьких, как «Гравитации».
Грустно не видеть в этой категории оператора «Комнаты» (он же – оператор «Девушки из Дании»), ведь синематография там очень примечательная, она великолепно передает перспективу мальчика, то, как огромный мир нахлынул на него и то, как очаровал маленький, скалярный мир «комнаты». Он, конечно, не выиграл бы, но номинация – тоже приятно. Я бы ради этого выкинул из номинантов оператора «Кэрол», лучше сразу на помойку, так как ничего особо запоминающегося там не было.
Лучший анимационный фильм:
- Головоломка
- Аномализа
- Барашек Шон
- Мальчик и мир
- Воспоминания о Марни
Выиграет «Головоломка». Во-первых… Pixar вернулся, ну вы что! Я не включил ее в свой топ-2015, предпочтя другого номинанта – «Воспоминания о Марни», но для Академии разумнее наградить мультфильм Pixar. Будь моя воля, они бы оба остались без награды, потому что есть «Аномализа».
«Аномализа» – это такой мультфильм, который никто из вас не видел. Но обязательно должен посмотреть.
Это покадровая анимация в своей пиковой форме, но прелесть не в этом. Его написал и снял (вместе с ко-режиссером) Чарли Кауфман. Самый талантливый сценарист Голливуда, что бы там не говорили про Соркина эти ваши Трофимовы, что они понимают. Чарли написал «Вечное сияние чистого разума», «Быть Джоном Малковичем», «Адаптацию» и «Синекдоху, Нью-Йорк».
Мультфильм у него вышел не менее беспросветным и депрессивным, но таким же визионерским, глубоким и абсолютно жутким. Не хоррор-жутким, а экзистенционально жутким. Фильм о том, как выцветает жизнь, как включается паника и мучают попытки почувствовать хоть какой-нибудь яркий вкус в последний раз – любой ценой. Посмотрите, не пожалеете. Только уберите заранее ножи, таблетки, веревки, мыло, крыши высоток и телефон с номером бывшей.
Лучший фильм:
- «Игра на понижение»
- «Шпионский мост»
- «Бруклин»
- «Безумный Макс: Дорога ярости»
- «Марсианин»
- «Выживший»
- «Комната»
- «В центре внимания»
Итак, главная номинация. Самая непредсказуемая, самая важная. Многое в ней зависит от других номинаций. Чтобы получить «Лучший фильм» картина традиционно должна быть хотя бы номинирована на лучший сценарий, режиссера, монтаж и актеров. У «Выжившего» с этим не все в порядке – у него 12 номинаций, среди которых нет оригинального сценария.
У «В центре внимания», с другой стороны, всего 6 номинаций, но все основные среди них есть. Это фильм на важную и щепетильную тему, который может понравится Академии.
«Игра на понижении» Академии тоже нравится, она более броская и динамичная, но менее глубокая. Мне кажется, она все же вряд ли победит.
«Безумный Макс» здесь в качестве темной лошадки – это было бы супер-сюрпризом, благо шансы у него все же есть и некоторые поглядывают в его сторону. Хотя у нее тоже нет необходимых номинаций – ни актерских, ни сценарных, хотя он их и отхватил целых 10 штук в целом, но они технические.
На «Комнату» тоже некоторые надеются, как на некое откровение и признание настоящего искреннего кино, но оно все же слишком камерное – ему, скорее всего, не повезет, как и «Отрочеству» в прошлом году.
По мне, «Лучший фильм» должен быть не просто хорошим фильмом, он должен быть всеобъемлющим. Ярким и грандиозным праздником кино, поэтому «Выживший» и «Безумный Макс» здесь подходят лучше всего. Ну а «В центре внимания» подходит как серьезное кино на сложную тему с прекрасным ансамблем актеров.
Вполне возможно, что именно картина о священниках-педофилах возьмет главный «Оскар», за «Макса» Миллеру отдадут режиссуру, а «Выжившему» дадут «Оскар» для
медведяДи Каприо и третью статуэтку для Чиво.
Чем все обернется на самом деле, увидим уже послезавтра. Я постараюсь запостить статью еще во время церемонии и обновлять ее по ходу, чтобы вносить победителей и свои эмоции по этому поводу, поэтому если будете бродить во сне, забредайте около пяти.
Это к слову, моя двухсотая статья на «Канобу», а в этом феврале было два года, как я тут оказался. Под Новый Год я уже собирал в одной заметке список своих лучших материалов, которые не потеряли актуальности и еще могут быть вам интересны. Если есть желание – милости прошу. Спасибо, что были со мной эти два года, без вашей поддержки это было бы совсем не то.