Главные фильмы 2010-2019: от «Коко» и «Джона Уика» до шедевральных «Билбордов» и «Ла-ла-ленда»
20. «Прибытие» (Arrival), 2016
Не самый популярный у зрительских масс, но без сомнений удачный фильм канадского режиссера Дени Вильнева, который можно смотреть с практически полной уверенностью, что ты не заснешь через час-полтора.
Решив сделать минимальный упор на спецэффекты и заигрывание с так горячо любимой им цветокоррекцией, режиссер снял чуть ли не философскую притчу о том, что человечество слишком далеко от понимания себя самого, куда уж там до внеземных цивилизаций.
Чисто филологический подход к познанию неизведанного идеально вписался в этот практически фантастический детектив с выкрученными на минимум цветами, и практически отсутствующими зарактерами персонажей. Люди здесь не важны, как и их никому не нужная планета, и главная звезда тут — гости из соседних галактик, которые по глупости решили связаться с нами.
Попытка понять цивилизацию через её язык, являющийся краеугольным камнем прогресса и понимания внешней среды, конечно же окончилась глупым финалом. Но это уже почти авторский стиль Вильнева, да и сам процесс просмотра оказался все равно интересным, не смотря на плачевный результат.
19. «Тайна Коко» (Сoco), 2017
Это десятилетие вроде бы забито новой высокобюджетной мультипликацией — в том числе полнометражной. Но при этом оно не принесло нам действительно прорывных работ. Ничего равного тому же «Валли», индустрия так и не показала, а отдавать место триквелу «Истории игрушек», или, что еще страшней, какому-нибудь «Холодному сердцу», совсем не хочется.
Потому единственный анимационный фильм в этот топ попал исключительно по причине своей потрясающей стилистики и нетипичной идеи, которую студии крайне редко предлагают юным зрителям. Конечно же, атмосфера мексиканского Дня Мертвых подкупает, а любого фаната гениального Grim Fandango заставляет смахнуть старческую скупую слезу. Но и такой открытый диалог с детьми о смерти, и о том, что она может быть лишь началом пути, не может не обращать на себя внимание.
Когда мне придется рассказать своему сыну, куда же пропал его любимый хомяк, я наверно обращусь именно к этому мультфильму перед этим серьезным разговором.
И заглавная песня, конечно, лучшая в анимации этого десятилетия. Не Let It Go же, право слово, любить!
18. «Джанго Освобожденный» (Django Unchained), 2012
Кто-то (например, наш руководитель отдела «Кино и сериалы» Александр Башкиров) скажет, что на этом месте должна быть «Омерзительная восьмерка». Она тоже апеллирует к старым ковбойским притчам золотой эпохи Голливуда, причем делает это намного органичней.
Но «Джанго» — в своей клиповости и абсолютной попсовости во всем, начиная с музыки и заканчивая главным героем, — выглядит все равно интересней. Главный герой, словно черный парень из маленького одноэтажного района, познает мир, и дает ему прикурить в своем неподражаемом, почти что варварском и языческом стиле.
Здесь чувствуется желание Тарантино оттянуться на полную катушку, и вместо заигрывания с содержанием, он полностью отдает себя форме, превращая историю про рабовладельческий строй США в комикс о парнях с большими пушками. Это прямое смысловое продолжение «Бесславных ублюдков», где псевдоисторический мотив также давал режиссеру лишь повод для экзальтации публики.
Там была пылающая Валькирия, смеющаяся с горящего экрана над элитой Третьего Рейха. Здесь немец с идеальными манерами стреляет в мерзкого расиста и республиканца с лицом Лео ДиКаприо. Никогда еще Тарантино так не бросало из огня жанрового кино в полымя реальности.
Больше итогов десятилетия на «Канобу»:
17. «Джон Уик» 1-3 (John Wick 1-3), 2014-2019
Конечно, эта лента, а точней вся франшиза целиком, появилась здесь совсем не из-за кинематографических достоинств. Но отрицать влияние истории про молчаливого убийцы с погремухой Баба Яга на весь жанр экшена нового времени было бы преступлением. Дмитрий Кинский в рецензии передал реакцию почти каждого зрителя после просмотра любой из частей «Джона Уика»:
Стиль сочится буквально из каждой сцены, а события развиваются с такой скоростью, что осознавать произошедшее начинаешь только после появления финальных титров… После сеанса я буквально не мог отдышаться, а наш издатель Антон Городецкий так и вовсе захотел выйти покурить, несмотря на то, что у него нет такой привычки. Теперь же мне хочется немедленно пересмотреть все три фильма.
От того — кассовый успех и место в топе. И Киану Ривз, превратившийся в икону мемов и историй про доброту и брутальность в одном лице.
16. «Одержимость» (Whiplash), 2014
Молодой сценарист Дэмьен Шазелл, мечтавший снять мюзикл про американскую мечту, вдохновленный легкостью и бытом американских пятидесятых, не смог найти с этой идеей отклика в продюсерских сердцах. Потому перед этим он снял камерную и концентрированную на сюжете и персонажах историю, которая по сути олицетворяла его одержимость этим проектом. Он буквально смог визуализировать человеческую тревогу перед творческим фиаско, ужас от осознания того, что у тебя есть одна попытка, а если ты не сможешь — волчий билет и полное забвение.
Его герой, держащий в руках барабанные палочки, стал для зрителей почти что отражением в зеркале. Все мы когда-то испытывали желание доказать что-то миру, боясь, что мы полные неудачники. Но есть два пути по направлению к мечте. Либо сдаться, либо стоять до конца. И герой Шазелла, как и он сам, выбрали второй.
И конечно же, нельзя не сказать о потрясающем актерском перформансе Дж.К. Симмонса, который смог по сути сыграть на экране червоточину сомнений и неуверенности в себе, которая гложет многих. Потом Шазелл все же снимет проект своей мечты, правда уже с совсем противоположным посылом. Там будет властвовать идея о том, что порой одержимость мечтой может не только возвышать тебя на пьедестале жизни, но и лишить самого главного. Но это уже другая история.
15. «Операция Арго» (Argo), 2012
Бен Аффлек после затяжного запоя и творческого забвения середины нулевых смог выбраться из клоаки самобичевания — и снять один из самых пропагандистских и одновременно волшебных фильмов про Голливуд и киноиндустрию в целом.
С одной стороны, слишком уж очевидно прославление киношников — мол, это они вершители судеб и форматоры дум, которые могут даже заложников в раздираемой политическими дрязгами стране спасти. Потому любовь Киноакадемии к ленте стала такой взаимной. Но нельзя и отрицать, что «Арго» просто феноменально написан, сыгран, а главное — искренне нужен своему создателю.
Кажется, что за режиссерским мастерством, которое Аффлек доказал в проекте, таится больше его личная история, чем формальная фабула фильма. актер искренне признается в любви к Голливуду, и тот сентиментально тает перед постановщиком, одаривая его статуэткой за лучший фильм.
Правда, судя по последним событиям в жизни Бена, отношения оказались страстными, но недолгими. Что никак не умаляет достоинств этого искреннего и мастерского фильма.
14. «Убийца» (Sicario), 2015
Вильнев — крайне хитрый режиссер, который может незаметно пробраться как в большое кино, так и во второй раз в этот топ, хотя изначально ни один его фильм не должен был в него попасть. «Cикарио» — индульгенция режиссера перед теми, кого тошнит от его падкого на пустое визуализаторство творческого метода.
В фильме нет ничего лишнего, он предельно погружен в собственную историю и отрабатывает жанр криминальной драмы в каждой, даже не важной мелочи. Дуэт Эмили Блант и Бенисио Дель Торо стал одним из лучших олицетворений напарников поневоле в большом кино. Смазывает впечатление от этой работающей как часы машины очень жидкий, предсказуемый финал, и неуместное морализаторство, очень свойственное Вильневу.
Но это, как ни крути, один из лучших фильмов в жанре. По крайней мере, в сумме составляющих, точно самый качественный и работающий почти без осечек.
Больше итогов десятилетия на «Канобу»:
13. «Логан» (Logan), 2017
Лучшая роль Хью Джекмана и крайне достойный фильм, на котором и должна была закончится многострадальная история Людей Х на больших экранах. Не связанный по рукам и ногам детским рейтингом подобных комиксов Джеймс Мэнголд выдал мужицкую драму о человеке, который совершил в жизни слишком много ошибок, и все равно не хочет уходить на покой с этой почти экзистенциальной грустью в душе. Росомаха здесь суров, неотесан, порой непроглядно уперт и туп, но наконец выглядит настоящим человеком, научившись испытывать чувства эмпатии к ближнему своему.
Наполненные жестокостью до краев супергеройские пострелушки, матерящийся Джекман, образы разочаровавшихся в себе и в людях полубогов, снявших разноцветные трико, — все это идеально легло в сеттинг историю про парня с большими адамантиевыми когтями.
Что еще нужно для идеального кинокомикса, который еще до вездесущего «Джокера» показал, что публика хочет чего-то большего, чем марвеловских однообразных соплей про спасение мира? Разве что, крутой трейлер под Hurt Джонни Кэша.
12. «Стрингер» (Nightcrawler), 2014
Один из лучших фильмов этого топа, который прошел практически незамеченным в год своего выхода. Мало кому известный голливудский «доктор сценариев» Дэн Гилрой написал и снял прекрасную работу о внутренней дихотомии человека, переходящей в шизофренический цинизм, стремящегося и готового на все ради собственной сомнительной карьеры.
«Стрингер» — потрясающее воплощение литературной идеи социопатии в кино, как единственного возможного способа смотреть на окружающую действительность без боли в сердце. Герой, прикрывающийся стремлением достичь пресловутой американской мечты, обманывает сам себя и зрителя за компанию. Ему не так важны деньги и слава, скорее через свою грязную работу он пытается сублимировать собственную отчужденность от жителей погрязшего в нарцисизме Лос-Анджелеса.
Ну и конечно это очень познавательная лента для тех, кто хочет окунуться в жизнь тех самых парней, что снимают пресловутые кровавые ужасы и расчлененку для утренних тв-новостей.
11. «Манчестер у моря» (Manchester by the Sea), 2016
Гениальная актерская работа Кейси Аффлека, который не зря получил за нее абсолютно заслуженный Оскар. «Манчестер у моря» — кино, которое не жалеет ни зрителя, ни своего главного героя.
Фильм идет против голливудской традиции хэппи-эндов, говоря о том, что ничего хорошего на жизненном пути может и не быть. Если ты в какой-то промежуток времени совершил ужасный поступок, то никакие книжки по позитивистской психологии не помогут, а второй шанс — лишь киношное клише, не имеющее ничего общего с реальностью. Потому порой остается лишь один выход — запивать собственные проблемы чем-нибудь покрепче и стать полнейшим изгоем по собственной воле.
Картине удается заставить зрителя сопереживать главному герою, аккуратно подводя к главному твисту, которой вроде бы должен на 180 градусов перевернуть наше о нем представление. Но даже узнав, почему он ушел в это жизненное саморазрушительное пике, осуждать его не хочется. Наверно потому, что любой может совершить ошибку в жизни, и право каждого на самобичевание за этот поступок нельзя отрицать. Лозунг «Улыбнись, и иди дальше» работает совсем не всегда, и «Манчестер у моря» доказывает это на своем примере.
10. «Бердмэн» (Birdman), 2014
Снятый якобы одним дублем без использования монтажа фильм-пьеса о творческом кризисе и попытках выхода из него. После появления на сцене «Коня Боджека» вся глубина и иносказательность этого произведения несколько притупились, потому что мультик Netflix в разы обошел «Бердмэна» в глубине погружения в заданную тему.
Но отрицать влияние фильма на массы в 2015 году, и просто мастерскую режиссерскую работу Алехандро Иньярриту нельзя. Все также круто выглядит и метамодерновая идея взять на главную роль самого Бэтмена — Майкла Китона. Так же, как и его персонаж, Китон когда-то купался в лучах славы и носил наряд супергероя, а теперь никому не нужен ни как актер, ни как звезда.
Играющий зацикленного на себе перфекциониста Эдвард Нортон также по сути воплотил на экране собственные творческие пороки. Что для его эго было крайне смелым и самоироничным шагом. Потому, несмотря на то, что смысловое ядро фильма сейчас выглядит не таким уж и оригинальным, «Бердмэн» все равно остается феноменальным перформансом этого десятилетия. Дерзим, поэтичным, и странным. Как и все, что олицетворяет собой Голливуд.
Больше итогов десятилетия на «Канобу»:
9. «Внутри Льюина Дэвиса» (Inside Llewyn Davis)
Предельно недооцененный зрителем и обожаемый критиками, самый эмоциональный и, возможно, личный фильм братьев Коэн. Созданный ими на экране образ талантливого музыканта, который не хочет делать что-то ради масс, а творить то, к чему лежит душа ради собственного эго, близок каждому, кто творит что-то из себя. Тексты, музыку, полотна на холсте, да что угодно, что пафосно называют «творчеством». Как и тот факт, что недостаточно быть просто хорошим, нужно быть трудолюбивым и талантливым, чтобы выделиться из серой массы парней, которые просто что-то умеют.
Каждый раз, когда тебе кажется, что ты добился успехов в своей работе, ты встречаешь в прокуренном сигаретным дымом, словно ладаном баре, гипотетического Боба Дилана, который во всем лучше тебя, как ты не старайся. И эта экранизация постоянно творческой гонки, в конце которой кого-то обязательно должны пристрелить, так влюбила меня в себя в свое время.
В фильме просто потрясающая музыка и атмосфера. Словно свободолюбивые шестидесятые восстали из мертвых и поцеловали тебя в лоб на прощание. Не кино, а эмоциональная и бессмысленная любовь на века.
8. «Дюнкерк» (Dunkirk), 2017
Для меня величайшие фильмы Нолана, который так дерзко и надолго ворвался в большое кино своей все еще лучшей первой работой «Помни», остались не в этом десятилетии. Но не воздать ему за труды было просто преступно.
Потому в топ и попал «Дюнкерк» (и слава богу не «Начало»!) — как признание заслуг режиссера за весь его творческий путь. У меня «Дюнкерк» не вызвал восторга, показавшись вымученным и стерильным рассуждением о смерти на войне. Очень круто снятым, но не более.
Но вот Александру Трофимову он в свое время пришелся по душе, так что слово ему:
Нолан избавился от самых сомнительных аспектов своих картин и поэтому «Дюнкерк» выглядит самой цельной и удачной из них. Возможно, не самой яркой, увлекательной и интересной массовому зрителю, но придраться к ней особо не выйдет (поэтому «неудобные вопросы» к ней можно не ждать — не наберу). Остались лишь сильные стороны Нолана как режиссера, и они сильны как никогда.
Не диалогами и фактами личной истории, а несколькими ключевыми поступками Нолан умудряется очертить своих героев достаточно, чтобы мы прониклись их судьбой. Даже глубже, чем проникались героями других его лент, где у них были и имена, и биография, и множество строк диалогов. Не это ли «Чудо Дюнкерка»?
7. «Дурак», 2014
Юродивым быть никто не хочет. А потому героем нашего времени становится тот, кто вовсе не похож на человека, которому хоть кто-то из зрителей хочет подражать. Такой вот парадокс извечной русской попытки найти смысл в самом себе. Странный, и такой же непостоянный, как и все, что делает с своем творчестве самый сомневающийся в себе, но все равно лучший отечественный режиссер сегодняшнего дня.
Процитирую самого себя из моего обзора творчества Юрия Быкова: «Дурак» скорее стал быковским подведением итогов его прошлых двух работ. Человек всегда будет думать о собственной судьбе, о жизни своих родных, как это было в «Жить» и «Майоре». Продаст, предаст, обманет, оправдает сам себя, но ради кого-то собой не пожертвует.
На это способен только дурак, которым и называют его главного героя на протяжении всей ленты. Нужно быть либо юродивым, чтобы бросить семью ради тех, кому не нужна даже собственная жизнь.
Либо человеком, которому просто нечего терять, и помощь другим — скорее эгоистичное самоубийство, чем истинный приступ благородства. И это авторское высказывание намного сильней и мрачней, чем поднятый на флаги фанатами Быкова монолог героя о том, что «от того так мы и живем. Потому что друг другу никто». Предельная точка творческого метода режиссера, в которой он сказал, похоже, все что хотел.
Больше итогов десятилетия на «Канобу»:
6. «Руины прошлого» (Blue Ruin), 2013
Экспериментального сценариста-режиссера Джереми Солнье все любят за его «Зеленую комнату», один из последних фильмов, в котором поучаствовал Антон Ельчин, или завораживающий триллер «Придержи тьму», удививший многих в прошлом году.
Но его вторая полнометражная работа «Руины прошлого» прошла стороной от широкого зрителя, лишь порадовав вкус искушенной фестивальной публики. И абсолютно незаслуженно, так как эта реалистичная история бессмысленной мести за убийство родных от лица смертельно уставшего человека стала одним из лучших триллеров последних лет.
Солнье очень неспешно, можно даже сказать обыденно и максимально приземленно показывает кровавый путь главного героя. Желая отведать того самого блюда, подающегося холодным, он попадает в моральную ловушку, выхода из которой уже не найти.
Нужна ли герою эта месть? Дает ли она вожделенное облегчение? И нет ли шанса, что мстить, словно шекспировский Гамлет, он начинает от безумия и безысходности, а не ради внутреннего покоя? На эти вопросы должен ответить себе сам зритель.
Беспрецедентно реалистичный, кровавый и пробирающий до мурашек фильм, который из-за некоторой неторопливости, присущей автору, может не всем понравиться. Но если уж вы рискнете проникнуться его атмосферой, то шестое место в топе может показаться вам для него незаслуженно низким. А Сольнье вдруг окажется в числе ваших любимых режиссеров новой волны. Попробовать точно стоит.
5. «Мстители» (The Avengers), 2012
Главный кинокомикс десятилетия, окончательно распахнувший приоткрытый «Железным человеком» ящик Пандоры — отныне комиксы на большом экране уже не кончатся никогда. Ни конкурентам, ни, что самое удивительное, самим ребятам из Marvel после этой картины 2012 года так и не удалось повторить успех первого большого супергеройского кроссовера.
И речь не о кассовых сборах — тут у студии все как раз с каждым годом становится лучше и лучше. Просто творческую и историческую ценность фильма для индустрии было настолько сложно переоценить, что никто так и не смог даже близко к нему подобраться. В меньшей степени эффект присущ и первому «ЖЧ», ставшему первооткрывателем жанра для максимально массового зрителя. Он и «Мстители» остаются иконами и в 2019 году, и судя по тому, куда идет киновселенная, там и будут сиять до конца времен.
Как писал в топе лучших фильмов Marvel (где фильм Джосса Уидона заслуженно занял 1 место) Александр Башкиров:
За возможным исключением бертоновских «Бэтменов», «Мстители» — лучший фильм по комиксам, который сам по себе стоит всей остальной вселенной Marvel. Ради «Мстителей» все это действительно стоило создавать, чтобы эти актеры в ролях этих персонажей могли встретиться на одном экране в этом сценарии этого режиссера.
4. «Ла-ла-ленд» (La La Land), 2016
Фильм-мечта автора «Одержимости» Дэмьена Шазелла, которую он в жутких муках смог все же протащить на большой экран. Потрясающая и трогательная музыкальная история о любви, амбициях, человеческом эгоизме, и о том, как этот коктейль может сначала опьянить, а затем ударить в голову грустным утренним похмельем.
Для кого-то лента так и осталась мелодраматичной историей для похода в кино с девушкой, но пройдя проверку временем «Ла-ла-ленд» все же доказал верность и, что главное — извечность своего внутреннего посыла.
Это кино о том, что юный и неудержимый Питер Пенн в каждом из нас рано или поздно должен все же приземлиться. Мечты-раствориться, мысли — отяжелеть. И чтобы не оказаться привинченным в итоге по ночам к собственной кровати мыслями о том, что мы были достойны большего, делать что-то нужно ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС.
Ради творчества, легкости жизни, а главное — из-за любви. Иначе какой смысл в собственном музыкальном баре, если тебе некому будет наигрывать в нем любимую мелодию?
Больше итогов года на «Канобу»:
3. «Социальная сеть» (The Social Network), 2010
Главный в своем пророческом пессимизме фильм десятилетия — и одна из самых мастерских работ режиссера Дэвида Финчера и сценариста Аарона Соркина. В далеком 2010 году они написали и сняли предпосылки начала ужасной социальной трансформации общества, к печальным итогам которой мы пришли.
Сама биография Цукерберга в фильме была абсолютно неважна. Режиссера больше волновала идея о человеке, который при помощи своей разработки смог объединить миллионы людей, которые почему-то номинально стали называть, по аналогии с вкладкой на сайте, себя друзьями. Но при этом сам он остался предельно одинок и несчастен, так и не найдя того нужного ему человека.
Если подумать, то современные эскапизм и неосознанное одиночество, которые заменяется яркими фотками в Инстаграмм или Фейсбуке, настигли и нас с вами. И подавляющее большинство пользователей соцсетей по сути не отличается от героя фильма, лишь обманывая себя наличием тысяч подписчиков и френдов. Ни один из которых, скорее всего, не пойдет с тобой пить пиво теплым вечерком. С каждым годом значимость фильма продолжает расти, и если рискнете посмотреть его сейчас, сбывшийся ужас социального бытия нового поколения может ввергнуть в затяжную депрессию.
2. «Безумный Макс: Дорога ярости» (Mad Max: Fury Road), 2015
Уже давно всеми забытый и, как казалось, вышедший в тираж великий австралиец Джордж Миллер оказался бодрым стариканом, способным перевернуть представление о современном экшене (да и вообще кино).
Его первый «Безумный Макс» был настоящим гимном молодецкому энтузиазму и желанию снять что-то крутое за две копейки. Четвертая часть стала лирической балладой о том, что монструозные блокбастеры, с миллионами потраченными на спецэффекты, приходят и уходят, смываемые рекой времен, а настоящие произведения титанов индустрии останутся с нами навсегда.
О «Дороге ярости» вообще очень сложно внятно говорить — на творящееся во время просмотра на экране месиво из угара и искреннего желания поддать каждую секунду еще больше оборотов на тахометре крутости, нужно только смотреть. Гениальный экшен, почти полностью снятый на натуре без использования графики, где даже мужик на лобовом стекле автомобиля, играющий на изрыгающей пламя гитаре, — настоящий.
Кино, которое просто не должно существовать в новом мире пластмассовых блокбастеров. Но оно есть — и доказывает, что мастерство не пропить, а остаться в веках можно только с помощью беспредельного авторского таланта и трудолюбия.
1. «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri), 2017
Объективно лучший фильм десятилетия в своей в сумме внешних факторов и творческих находок. Вовремя вышедший, прекрасно снятый, со стройным и не испорченным засильем клише сценарием и потрясающими актерскими работами Фрэнсис Макдормэнд и Сэма Рокуэлла.
Ты искренне жалеешь главную героиню, потерявшую единственно важного человека в жизни. Но также и явственно видишь, что под слоем скорби и ненависти к несправедливости жизни таится женщина, разрушившая свой брак, неудавшаяся как мать, погрязшая в ошибках прошлого и вообще вряд ли тянущая на звание порядочного человека.
Ты ненавидишь помощника шерифа, дерущегося с соседями пьяным в стельку в баре, и не жалеющим оторваться от груди своей деспотичной матери. Но именно он способен на истинное благородство души, которое, как ни старался, не смог смыть литрами дешевого пивка. Все герои фильма кажутся настоящими, и примерять их судьбу на себя от этого становится очень просто. И финал дает настоящую встряску любому, кто все еще ходит в кинотеатры не только ради стимуляции мозжечка.
Я всегда буду считать что человеческое и человечное — главное, что может дать кино зрителю. И именно этого в «Билбордах» хоть отбавляй.
Пророческие слова из рецензии Александра Трофимова:
То, что фильм не давит тяжелой атмосферой, не ощущается затянутым или нудным, говорит не только о том, что смотреть его будет нескучно, это еще и признак того, что сюжет не следует по накатанной, изначально ясной траектории, каждый акт и каждая сцена несут новые идеи и обогащают историю по-своему. Это талантливая картина, которая запомнится надолго.
Именно так все и получилось.