Рецензия на «Одержимость»

Александр Трофимов
«Одержимость» – фильм не о музыке или джазе в частности, не о барабанщиках, не об учителях и учениках. Он о подходе к жизни, об амбициях, о цели, о приоритетах и самопожертвовании, а еще – о джазе, о барабанщиках, об учителях.
Рецензия на «Одержимость» | Канобу - Изображение 1

«Одержимость» рассказывает историю Эндрю, молодого барабанщика, мечтающего стать великим и готовым на все ради этого – он репетирует, не обращая внимания на содранные в кровь руки, он готов смириться с отсутствием в его жизни друзей, девушки, вечеринок и развлечений. Важно только одно – стать очередным джазовым гением.

Эндрю удается заинтересовать одного из лучших преподавателей школы, Флетчера, и тот приглашает его во второй состав своего оркестра, благодушно советуя не волноваться и не торопиться. Эндрю расслабляется, радуясь сбывшимся мечтам, но стоит ему сесть за установку и начать играть, благожелательность Флетчера начинает исчезать слой за слоем.

Флетчер взрывается, осыпая Эндрю оскорблениями, и становится понятно, что на самом деле он – беспощадный тиран, которому плевать на своих учеников. Они для него не более, чем детали механизма, если они работают плохо – их нужно выкинуть. Главное для него – идеальное звучание, победа в конкурсах, поддержание репутации.

Рецензия на «Одержимость» | Канобу - Изображение 2

Название, как обычно, наши локализаторы взяли с потолка. Я начинаю подозревать, что у них присутствует некая одержимость «одержимостью», потому что это название они лепят на фильмы, невзирая на оригинальный тайтл. Существуют картины Possession (Обладание) 2002-го, Wicker Park (Викер Парк) 2004-го, Irresistible (Неотразимый) 2006-го и Obsessed (Одержимый) 2009-го, и все носят в нашем прокате название «Одержимость». Из шести лент только одна действительно называлась Obsession, драма 1997-го года. В общем, хуже только одержимость локализаторов словом «Начало», на колу мочало….

Whiplash переводится как «ремень кнута» и относится прежде всего к джазовой композиции Хэнка Леви с тем же названием, которую и разучивают полфильма наши герои. Неизвестно, имелись ли в виду дополнительные смыслы, как, например, кнут и пряник, олицетворяющие жесткие методы Флетчера, или еще один перевод whiplash как повреждение шейных позвонков – намек на опасную игру, в которую оказался втянут герой.

Рецензия на «Одержимость» | Канобу - Изображение 3

Дамьен Шазель выбрал себе интересное амплуа на стыке кино и музыки, причем мюзиклами в привычном смысле это не назовешь, скорее он рассказывает о музыке языком кино, приносит в фильмы ментальность профессиональных музыкантов. Он начал с черно-белой драмы о трубаче «Гай и Мэдлин на скамейке в парке», затем написал сценарий к триллеру о пианисте «Торжественный финал», в котором сыграл Элайджа Вуд, а теперь пришла очередь барабанщика.

Но в каком-то смысле это путь не вперед, а назад, к себе, к истокам, к тому, что для Дамьена по-настоящему важно.

Ведь он учился в музыкальном, учился на барабанщика, учился у крайне жесткого преподавателя – эта история о нем. О той судьбе, которую он оставил позади, потому что, в отличие от героя своего фильма, понял, что не обладает достаточным музыкальным талантом, и вернулся к своей «первой любви» — кино.

У Эндрю же, в отличие от режиссера, нет альтернативы, ему некуда отступать – возможно, именно такой герой нужен был Шазелю, чтобы представить в деталях, что бы произошло, если он все-таки продолжил бы идти этой дорогой. Вполне возможно, неслучившаяся музыкальная судьба все еще бередит его душу.

Рецензия на «Одержимость» | Канобу - Изображение 4

Барабанщика Эндрю играет Майлз Теллер, восходящая звезда, проявивший себя в «Захватывающем времени» и получивший роль нового Мистера Фантастика в Фантастической Четверке. По счастливой случайности, Майлз занимался барабанами с 15 лет, что сделало его идеальным кандидатом на эту роль.

Несмотря на выдающуюся игру Теллера, реально сбивавшего руки в кровь на съемках не меньше своего персонажа, главным сюрпризом фильма становится Д.К. Симмонс в роли Флетчера. Глядя на этот кастинг до просмотра можно представить потешного Джей Джону Джеймсона, орущего на Питера Паркера, ведь именно по этой роли Симмонса знает большинство зрителей. Но видят они в итоге совсем не это.

Бритый наголо, подтянутый, мускулистый, стильный, с ледяными глазами, то обманчиво человечный, то ядовитый и безжалостный – очевидно, что такой любого способен вывернуть наизнанку, более того – он любит это делать.

Рецензия на «Одержимость» | Канобу - Изображение 5
Рецензия на «Одержимость» | Канобу - Изображение 6

Я не ожидал, что в Симмонсе есть столько властности, столько темной стороны. Это поражает еще в трейлере, в чем вы можете убедиться сами. Редактора «Дейли Бьюгл» вы в нем разглядеть уже вряд ли сможете.

Персонажи Теллера и Симмонза – не просто учитель и ученик, они становятся противниками. Как только Эндрю решается пойти в оркестр Флетчера, он ступает на его территорию, вручая ему власть над своим будущим. Флетчер волен оскорблять и унижать его, изнурять репетициями до обмороков, дать ему судьбу великого музыканта или лишить ее навсегда.

Изначально мне казалось, что этот фильм про жесткий подход – мол, я жесток с учениками ради их же блага, только так они станут великими. Но отношения Эндрю и Флетчера куда более враждебные, хищнические.

Флетчер не Ви, пытающий Иви ради ее преображения, любящий ее и страдающий от необходимости причинить ей боль. Персонаж Симмонса пожирает тех, кто доверяет ему себя, он готов прожевать и выплюнуть любого, кто покажется ему слабым и недостойным.

Флетчер играет в бога. Возможно, он все еще успокаивает себя тем, что ищет таланты, пестует великих и отбраковывает никуда не годных, но на самом деле, им давно правит мегаломания, а не любовь к музыке.

Эндрю в какой-то момент понимает это, но не уходит. Ему плевать на Флетчера, псих он, садист или великий учитель, для Эндрю он – путь наверх, к мечте, к славе великого музыканта. Ради того, чтобы стать великим, герой фильма готов на все: слушать Флетчера или растерзать Фего, воспользоваться им, боготворить его, перешагнуть через его тело и продолжить путь наверх.

Заткни пасть, деревня! Ноты мне верти.

Если искать аналогии, то эта пара – это не непослушный Люк и мудрый Оби Ван или даже изматывающий тренировками Йода, это скорее Оби Ван и Энакин, Энакин и Гален Марек, хотя и эти сравнения не слишком подходят.

К счастью, фильм не превращается в банальную историю про то, как харизматичный герой старался и победил, эдакий little engine that could, как бывает во всех спортивных драмах. До конца так и не ясно, что вышло из встречи этих двух музыкантов. Взаимная аннигиляция, плодотворное сотрудничество? Стал ли Флетчер и его кнут единственным верным путем для самосовершенствования Эндрю, или же лысый тиран просто искалечил парня, и теперь тот не может нормально существовать ни в каком мире, кроме хладнокровного мира Флетчера, похожего на пещеру Шелоб.

Ведь чудовищем показывает себя не только Флетчер, Эндрю, зайдя слишком далеко по дороге саморазрушения кричит второму барабанщику: «Заткни пасть, деревня! Ноты мне верти», показывая, что его раздутое эго давно сожрало остатки приличий, трусости, скромности и желания притворяться. Он понимает, что мосты позади горят, возвращаться некуда, осталось только переть вперед, не принимая отказов.

Рецензия на «Одержимость» | Канобу - Изображение 7

Стремление стать гениальным музыкантом, любовь к джазу, страх провала, ненависть к себе, к конкурентам, к учителю, отчаяние и еще раз отчаяние – эмоции в фильме вроде бы бьют через край. И в то же время, это абсолютно бесчеловечный фильм, показывающий, как герой выжигает внутри все живое, простое, привычное, чтобы выточить из себя инструмент.

Я не могу не видеть ужаса подобной метаморфозы, но с другой стороны, мне сложно спорить с тем, что творчество – превыше всего, я верю в это безоговорочно. И дело не в том, что книги и фильмы, картины, поэмы, балет и керамика важнее парков и самолетов, канализации и футбола, детей и любви. Дело в том, что творчество – это не процесс ради результата, это состояние сознания, высшая форма существования индивидуума.

То, как движется ум в процессе сотворения чего-то нового из ничего, из себя – судеб, мелодий, образов, смыслов – это нечто непередаваемое. Никакие наркотики не заставят почувствовать ту цельность и экзистенциальную оправданность, что чувствуешь в этот момент. Когда мы едим, гуляем, смотрим кино, целуемся или плачем, занимаемся ежедневными делами, мы – лишь частица нас самих, вяло шевелящийся мизинец души. Но стоит попробовать сжать некую правду или эмоцию до строчки или музыкальной фразы, это потребует всего тебя без остатка: всех знаний, всех пережитых эмоций, максимальной чуткости и открытости. Черпая из того же источника, что Моцарт, Шекспир, Гоген, нельзя не прельститься этим ощущением связи со всем человечеством разом. Творчество – это выход в состояние личностного максимума, выжигание в себе лени и трусости сознания, поэтому это так сложно, поэтому на обочине этой дороги так много стонущих тел. Эндрю до смерти боится стать одним из них.

Вот этим экзистенциональным ужасом и наполнен фильм. Еще секунда и я – ничто, меня выгонят из оркестра, докажут, что я ни на что не годен. Мне останется лишь вернуться домой и жить как все, а я не умею так жить, я давно уничтожил все то, что могло и хотело так жить.

Поэтому для Эндрю место в оркестре Флетчера – не просто деньги и слава, оно критично для его самоидентификации, вылететь – значит потерять все.

Надеюсь, мне удалось заинтересовать вас в этой ленте, даже не говоря ни слова о великолепной, неожиданной, живой концовке, когда взмокших зрителей трясет от напряжения, словно они смотрят не на барабанящего паренька, а на самые захватывающие драки, погони и перестрелки, что им приходилось видеть…

Фильм получился настолько лаконичным, что кажется короткометражным. И дело не в длительности – она вполне стандартная, час и сорок шесть минут, а в бешенной динамике фильма и сосредоточенности на одной теме.

Мы так привыкли к подаче экспозиции, отношений между персонажами, эмоций и шуток преимущественно через диалоги, что картина, подающая все это через музыку, через взгляды, позы и прочую невербалику, смотрится как глоток свежего воздуха.

Кино обычно пользуется музыкой как кетчупом, усиливая настроение сцены или создавая его там, где видеоряд не справляется с этой задачей. Но в руках Дамьена Шазеля, режиссера, которому нет еще и тридцати, музыка – это язык, на котором он и рассказывает эту историю.

Зрители воспринимают ее не через фразы или мимику, а слушая ритм, который создает Эндрю – сорвется или нет, попадет в такт или нет, сможет ли еще ускориться. Для этого необязательно понимать и даже любить джаз, но фильм вполне способен подтолкнуть и к тому и к другому. Мне кажется, если бы для фильма были бы выбраны другие композиции, все могло получиться по-другому. Джазу удалось дать необходимый повествованию напор, динамику, саспенс и непредсказуемость развития, что вышло бы не с любым треком. Можно вспомнить недавний «Хоть раз в жизни», который подвели абсолютно посредственные треки, не способные ни раскрыть персонажей, ни толком создать динамику сцены.

Вопрос: Вы можете вспомнить какой-нибудь фильм, который был способен говорить со зрителем не через диалоги и экспозицию, а через что-то еще. Напомню, что песня в мюзиклах – вербальный способ подачи информации и ничего необычного собой не представляет.

Теги
Комментарии (26)
Whiplash - это ударная техника на барабанах, техника хлыста, она же техника Мёллера, которой практически все сегодня играют. Так что в названии отсылка еще и к этому. Вообще для зрителя есть 2 момента, которые покажутся странными, но на самом деле - это обычне вещи. 1 - тема с выгоняями за любой косяк - это старая история во всех оркестрах до сих пор, т.е. если вы заболели и не пришли на репетицию, то завтра вас уже заменили, это стандартная практика. 2 - западные музыканты всегда занимаются по 5-8 часов в день, там просто бешеная конкуренция и работоспособность у людей, на экзамене в бэркли уже играют так, как у нас после консерватории. А в самом универе по 8 часов в день занятия. Это я к тому, что некоторый "жесткач" в фильме - это не жесткач вовсе, а вполне стандартные практики. У меня у самого похожий препод по ударным, дико доволен.
Огромное спасибо авторам за данные статьи по фильмам.Низкий поклон за проделанную работу. Правда! уже много фильмов нужно посмотреть благодаря вашим рецензиям!!Обязательно развивайте данное направление сайта. Кстати есть вроде раздел и о манге, недавно советовали прочитать одержимые смертью- так вот прочел взахлеб. Правда и сам много чего стоящего могу посоветовать. просто времени не так много. Кстати было бы неплохо и раздел о музыке добавить. Я прекрасно понимаю что сайт по своей сути о играх, но можно и развиваться, тем более что это интересно. Я понимаю что данные статьи больше базируются на предпочтениях автора, и понятно что всем не угодить. Но даже просто почитать интересно. В общем спасибо всем кто пишет, не жалея времени, и администрации сайта, которая разрешает публиковать все это!!! Продолжайте работу в данном направлении однозначно!!!!
О да, сам несколько лет жизни посвятил ударным. И палки ломались, и кровь текла, и нервы сдавали. Но это бесценный опыт и приятные воспоминания.

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE