Рецензия на «Манчестер у моря»
![23 марта в российский прокат вышла новая лента режиссера Кеннета Лонергана «Манчестер у моря» — минималистичная драма, уже успевшая заполучить две золотые статуэтки и множество положительных отзывов от зарубежных кинозрителей. Фильм рассказывает приземленную, но вместе с тем душераздирающую историю: в которой персонажи то и дело ломают собственные жизни, а депрессивный Аффлек (нет, не тот) сутками меланхолично гуляет по мерзлому Манчестеру без какой-либо цели.](http://u.kanobu.ru/editor/images/17/3ac1bc80-d23c-4212-86fc-6e9f9994facf.webp)
Многие привыкли думать, что премию «Оскар» присуждают исключительно за что-то необычное, выходящее из ряда вон. Например, когда речь заходит о «Лучшем оригинальном сценарии» в голове сразу возникает нечто грандиозное: со множеством неожиданных сюжетных поворотов («Бердмэн», 2015) или затрагивающее острую, серьезную тему («В центре внимания», 2016).
Что же касается «Манчестера у моря», получившего «Лучший сценарий» этого года, его нельзя отнести ни к одной, ни к другой категории.
Это абсолютно спокойная и размеренная картина, повествующая о простых людях, оказавшихся в самых простых, жизненных ситуациях.
![Рецензия на «Манчестер у моря» - изображение 1 Рецензия на «Манчестер у моря» - фото 1](http://u.kanobu.ru/editor/images/36/6a791d18-a5c2-4996-ac92-803c0c17980b.webp)
![](http://u.kanobu.ru/editor/images/4/46f2a74c-608f-472f-a294-1fcc426f4ba3.webp)
Герой картины — Ли Чендлер (Кейси Аффлек), нелюдимый бостонский сантехник, страдающий апатией и непреодолимым желанием опрокинуть стакан-другой в местных барах и заведениях. Стараясь не поддаваться влиянию алкоголя, герой молчаливо выплескивает энергию на окружающих: кулаками стараясь заглушить трагедию, постигшую его годами ранее.
Меланхоличный образ жизни нарушает неприятная весть: старший брат Ли погиб от сердечного приступа, оставив ему на попечение своего шестнадцатилетнего сына Патрика (Лукас Хедженс), мать (Гретчен Мол) которого еще в детстве покинула семью из-за проблем с наркотической зависимостью. Это и вынуждает Чендлера снова возвратиться домой — туда, где некогда окончательно оборвался смысл его существования.
![Рецензия на «Манчестер у моря» - изображение 2 Рецензия на «Манчестер у моря» - фото 2](http://u.kanobu.ru/editor/images/38/f0b7062d-96e3-467e-a001-9d66806b1683.webp)
Завязка сразу может вызвать логичный вопрос: это что, очередная сопливая мелодрама? Двухчасовое диалоговое страдание? И да, и нет. На протяжении всего фильма надавить на жалость никто не пытается, вызвать чувство горечи — тоже. Напротив, Лонерган постоянно балансирует на грани между иронией и трагедией, делая персонажей максимально живыми, настоящими, а повествование — непринужденным. Кеннет не превращает своих героев в типичных жертв, сетующих на бога за нелегкую судьбу, или в убитых горем бедолаг. Люди умирают — такое случается. Что же, надо продолжать жить.
Но и «картонным» «Манчестер» точно не назовешь. В фильме всего лишь отсутствует привычный киношный фарс: с чрезмерными эмоциями и безрассудными порывами.
Персонажи серые, угрюмые, но вместе с тем они понимают друг друга и стараются сопереживать — без наигранности и лести. Как могут.
Узнав о смерти отца, Патрик не начинает биться в конвульсиях или кататься по полу в слезах. Он, как обычный подросток, продолжает видеться с друзьями, делать уроки, ухаживать за девушками, при этом пытаясь как можно лояльнее относиться к своему новому опекуну.
Герою же Аффлека куда сложнее свыкнуться со свалившимися на него родительскими обязанностями. Он осознает, что от него не отстанут, пока не будет выполнен «долг» по завещанию; однако если похороны брата и содержание несовершеннолетнего парня еще можно как-то стерпеть, то одна мысль пребывания в Манчестере для героя становится мучительна — и этому есть весомая причина.
![Рецензия на «Манчестер у моря» - изображение 3 Рецензия на «Манчестер у моря» - фото 3](http://u.kanobu.ru/editor/images/3/2eb6d3f1-1a36-41a1-aac8-b17a7e1cf146.webp)
Сами диалоги между персонажами также невзрачны и приземленны, в хорошем, как ни странно, смысле. Но юмора и оригинальности они тоже не лишены. Отстраненность Ли чужда жителям тесного, дружелюбного городка, а любые предложения и попытки завести с ним разговор оборачиваются неловкими паузами или скоропостижным и неловким удалением одного из собеседников. Даже спонтанная встреча с бывшей женой (Мишель Уильямс) не дает ожидаемых результатов: пока та эмоционально исповедуется во всех грехах прошлого, главный герой стоит истуканом, выражая полное моральное истощение на своем бледном, подавленном лице. В нем уже ничего не осталось. Он просто ничего не чувствует.
![](http://u.kanobu.ru/editor/images/31/3b791b40-6bb4-48c6-9e41-a0820ddb9121.webp)
![Рецензия на «Манчестер у моря» - изображение 4 Рецензия на «Манчестер у моря» - фото 4](http://u.kanobu.ru/editor/images/40/1f699ab9-d463-49ef-9f65-b93f515440ac.webp)
Младший брат готэмской мыши неспроста удостоился чести получить золотую статуэтку за актерство раньше своего духовного наставника. Он правда заслужил. Кейси буквально пришлось играть человека мертвого внутри. Неживой взгляд и вечно разряженный голос актера создает поистине чарующее впечатление, однако оно не оставляет за собой практически ничего. Да, все так странно. Вы не испытываете каких-либо эмоций или чувств по отношению к главному герою: он просто есть, и ему грустно. От этого становится грустно и вам.
Кеннет Лонерган умело воссоздает и антураж вокруг собственных персонажей. Сам Манчестер-у-моря как нельзя кстати гармонирует с общей тональностью картины: это небольшая тихая обитель на северо-западе Массачусетса, где розовые закаты сливаются с принесенными с Салема туманами, а холодный воздух ежедневно побуждает жителей согревать себя не только снаружи — но и изнутри. Весь фильм разбавлен подобными бледными пейзажными вставками, снимающими общее эмоциональное напряжение.
Огромную роль играет и музыка: на заднем плане постоянно слышится тихая, классическая мелодия, практически живущая собственной жизнью. Она сопутствует героям картины, их внутренним чувствам и бунтам, которые не вырываются наружу, но чьи отголоски можно услышать непосредственно в нотах и звуках. Это не просто эмбиент, а основной способ выражения большинства эмоций героев.
![Рецензия на «Манчестер у моря» - изображение 5 Рецензия на «Манчестер у моря» - фото 5](http://u.kanobu.ru/editor/images/42/b42e94c7-3f69-4e08-845f-69573a00fb31.webp)
Здесь отсутствуют привычные для подобной драмы сцены, где персонажами манипулируют за счет их проблем и переживаний. Разговоры по душам, поддержка со стороны, различного рода мотиваторы — этим никого не зацепить, в это уже никто не верит. Лонерган не пытается донести что-то до зрителей или обратить внимание важную социальную проблему: он просто рассказывает историю — без преувеличений и преуменьшений. Она о прощении и принятии собственной участи. Это видеоряд из серых пейзажей и грустных лиц, вызывающий лишь самые нейтральные, сдержанные, но вместе с тем приятные и подлинные эмоции. В этом и заключается шарм фильма. Этим «Манчестер у моря» и цепляет.
![AleckSkeed AleckSkeed](https://cdn.kanobu.ru/r/aef474112fde66eeffbabab88ce40fb6/100x100/u.kanobu.ru/accounts/70/22970/avatar.jpg)
![kr_ezh kr_ezh](https://cdn.kanobu.ru/r/c4223e050a81bc5d7e10a678a7749cd5/100x100/u.kanobu.ru/c/acff682adb2cc5c44874f68e68192056/200x200/accounts/48/4443448/avatar.jpg)