22 июля 2017

Рецензия на «Дюнкерк» Кристофера Нолана

20 июля в наших кинотеатрах состоялась премьера «Дюнкерка» - десятой полнометражной картины Кристофера Нолана. Военной драмы, посвященной эвакуации из французского Дюнкерка четырехсот тысяч солдат союзников, которых окружили фашистские войска. Если вы еще не ходили на фильм, я хочу сказать пару вещей, которые помогут смотреть его комфортнее. Если уже ходили – попытаюсь объяснить, почему его вряд ли стоит ругать за очевидные вроде бы минусы.
20 июля в наших кинотеатрах состоялась премьера «Дюнкерка» - десятой полнометражной картины Кристофера Нолана. Военной драмы, посвященной эвакуации из французского Дюнкерка четырехсот тысяч солдат союзников, которых окружили фашистские войска. Если вы еще не ходили на фильм, я хочу сказать пару вещей, которые помогут смотреть его комфортнее. Если уже ходили – попытаюсь объяснить, почему его вряд ли стоит ругать за очевидные вроде бы минусы.
Рецензия на «Дюнкерк» Кристофера Нолана - фото 1

Место

Для начала, поясню завязку, чтобы вам было легче сориентироваться, потому что фильм не слишком об этом заботится. Реальная история такова: 1940 год, Франция оккупирована немецкими войсками, 10 английских, 18 французских и 12 бельгийских дивизий (в общей сложности – те самые 400 тысяч солдат) оказываются блокированы и прижаты к морю в районе Дюнкерка – городка на северо-востоке Франции, неподалеку от границы с Бельгией.

Союзники решают эвакуировать войска в Англию через Ла Манш – она так близко, что ее почти видно с берега, что упоминается в фильме. Сегодня от Дюнкерка до английского Дувра можно добраться за два часа поездом через тоннель и машиной.

Немцы могли окончательно уничтожить окруженные войска, но по многим причинам так и не решились. Они остановили свои танки, а пехота заняла город и лишь изредка постреливала по пляжу, не подходя ближе. Возможные причины: переоценка как боеспособности врага на пляже, так и переоценка сил собственной авиации. Немцы были уверены, что смогут просто разбомбить противника, поэтому не захотели рисковать танками и пехотой. Плюс они боялись наступления со стороны Парижа и не хотели отводить свои войска для добивания Дюнкерка. И последняя гипотеза – Гитлер еще надеялся на мир с Великобританией, поэтому уничтожать их солдат ему было не с руки.

Как бы то ни было, британцы использовали для эвакуации военные суда и мобилизовали гражданские: рыбацкие лодки, прогулочные яхты – все, что могло переплыть пролив, шло в дело. Спасли в результате большую часть солдат, на что никто не рассчитывал.

У нас Дюнкеркская операция – малоизвестный момент Второй мировой, а вот для англичан это их собственный День Д, психологическая победа простого народа, так закрепившая их моральный дух, что ни о каких выходах из войны уже никто и не думал. Только идти до конца. Поэтому Нолан как британец должен был относиться к материалу особенно щепетильно.

Его «Дюнкерк», впрочем, вовсе не первый фильм, посвященный этой эвакуации, а уже четвертый.

Рецензия на «Дюнкерк» Кристофера Нолана - фото 2

Время

Нолан очень любит играть со временем – как вплетая это в сюжет («Интерстеллар»), так и экспериментируя с хронологическим порядком сцен при монтаже. В «Дюнкерке» он тоже обходится с четвертым измерением крайне вольно, что может застать некоторых врасплох. Чтобы не задавать вопросы вроде «А почему тут ночь, а тут сразу день?», объясню коротко.

В фильме три сюжетных линии: суша, вода и воздух. В каждой из них у нас группы по 2-3 героя. Фишка в том, что события на суше занимают неделю, в море – день, а в небе – всего один час. Именно это пытались донести туманные надписи на экране в начале: «Мол. Одна неделя» и так далее, но вряд ли кто-то сходу понял, что именно имелось в виду («мол», к слову, это насыпь или стена, защищающая от волн. Отличие от волнореза в том, что одним концом он примыкает к берегу).

Все три линии нам показывают параллельно с самого начала, но суша долго находится в прошлом по отношению к морю и воздуху, а воздух – в будущем по отношению к первым двум.

Лишь ближе к концу они синхронизируются, это своеобразная матрешка из временных отрезков. Поэтому, когда мы видим из кабины самолета тонущий корабль, а потом наблюдаем сцену его потопления в линии суши, или падение самолета в воздушной линии, которое затем повторяется в морском сюжете – это может сбивать с толку и выглядеть безответственным монтажом. Но с ним все в порядке, идея красивая и она работает, просто, возможно, ее нужно было чуть лучше объяснить.

Может, они думали над тем, чтобы снабдить каждое переключение линий указанием времени и дня, но отказались от этого – и правильно. Потому что хронология тут абсолютно не важна и воспринимать эти события как разнесенные по времени было бы, наоборот, менее интересно. В версии Нолана же, которая представляет их как одновременные, есть свой дополнительный смысл – словно это действительно одно время, как будто время для пехоты сжалось, а для летчика – час растянулся на несколько дней. Герои словно проваливаются во времени, появляясь там и тогда, когда это больше всего нужно, при этом не создавая ощущения сценарных поблажек. И в этом плане «Дюнкерк» дает одним монтажом более глубокую мысль о природе времени, чем «Интерстеллар» пытался прямым текстом.

Рецензия на «Дюнкерк» Кристофера Нолана - фото 3

Особенности

Главное, что нужно принять: Нолан снял все, что угодно, только не классический военный фильм. От формата традиционного эпика о второй мировой он уходит чуть ли не дальше Тарантино с его «Бесславными ублюдками», только поворачивает не в черный юмор и фантазии, а совсем в другую сторону.

Первое – минимальное внимание персонажам. Мы привыкли, что военное кино – это прежде всего личные истории одного солдата, а еще чаще – небольшого отряда, где все участники получают какие-то моменты, характеризующие и раскрывающие их. Мы видим, как сплачивает их война или ополчает против друг друга, как она меняет их навсегда, закаляя или ломая.

Нолану же была важнее общая картина и атмосфера происходящего, поэтому несмотря на то, что нам представляют с десяток героев в трех линиях, мы не узнаем ничего об их прошлом, не выслушиваем слезливые истории об оставленных на родине близких, к которым они так хотят поскорее вернуться (Майкл Бэй делал это даже в «Трансформерах»), не слушаем грубый солдатский юмор и не сродняемся с этими персонажами, даже почти не болеем за них.

Сценарий картины вполне может оказаться не толще газеты, учитывая, как мало строк диалога в нем оказалось. Наши герои говорят крайне редко, некоторым досталась лишь пара фраз.

Персонаж Тома Харди мало того, что опять носит маску весь фильм (что после его роли Бейна у того же Нолана попахивает издевательством), так еще и молчит, проводя весь фильм в кабине истребителя (что напоминает еще одну его роль – в «Локе» нам весь фильм показывали только Харди внутри автомобиля, но там он хотя бы постоянно говорил).

Герои здесь практически не выделяются из массовки, но в этом и была задумка. Это не конкретный солдат из конкретного города, это – один из солдат, любой солдат, оказавшийся на пляже, а в небе – любой летчик, в море – лишь один из таких же смелых и принципиальных англичан-гражданских, отправившихся спасать своих военных.

По идее, столь непростительное обезличивание своих героев и отказ от их раскрытия должны были убить фильм, помешать зрителю по-настоящему погрузиться в историю и испытать ее на себе, но этого не происходит. Да, это безусловно затрудняет вовлечение и многих зрителей покоробит, но причины такого рискованного хода можно понять.

Рецензия на «Дюнкерк» Кристофера Нолана - фото 4

Второе, не менее серьезное – это отсутствие многоплановости. Тут нет человеческих историй, нет тихих моментов сплочения солдат, нет грандиозных боев, захватывающих перестрелок, мелких и крупных побед. Это довольно одномерный фильм, но при этом то, что вспоминается мне четче всего спустя пару дней и проступает как главная особенность картины – это ее слитность. Я давно не видел столь минималистичного, скупого на ответвления фильма, отлитого как пуля из максимально сжатых сцен напряжения, отчаяния, борьбы за жизнь.

Нолан не пытается влюбить нас в персонажей, вставить патриотические воодушевляющие речи, любовную линию, показать конфликт с каждой из сторон, увлечь зрителя разбором тактики наступающих и обороняющихся армий, придумать некую большую операцию, за реализацией которой можно было бы следить, как за рискованным ограблением.

Для кого-то это будет ощущаться как бедность и даже поверхностность, но я все же пришел к тому, что желание обвинять Нолана в скупости тем, образов и линий, за которые он здесь берется, у меня пропало. Потому что эта диета, обрубание всего лишнего, дало такую концентрацию оставшихся аспектов, что фильм держит от начала и до конца, не дает расслабиться или отвлечься, пробивает навылет своим бешеным напором, динамикой, неотпускающим напряжением и накалом эмоций.

Третье отличие от того, что мы ждем от военной драмы – это отсутствие боев как таковых. Нашим героям не удается пострелять, кого-то убить, что-то отвоевать, одержать хоть маленькую, но победу.

Немцев не видно вообще – даже выстрелы обезличены, солдат противника Нолан не показывает в принципе. Мы видим лишь самолеты – издалека. Мессеры, бомбардировщики, по которым стреляет лишь персонаж Тома Харди в своем Спитфайре.

Тысячи солдат на берегу могут лишь беспомощно ждать кораблей, погибая от пуль и бомб, неспособные ничего сделать пикирующим на них самолетам, как и гражданские суда. Военные корабли пытаются стрелять, но из этого мало что выходит.

Паша Пивоваров абсолютно верно отметил, что это не военный эпик, а скорее фильм-катастрофа. На месте немцев с тем же успехом могли быть инопланетяне, цунами или землетрясение, нашествие саранчи. Нолан не пытается показать немцев, его не интересует их мотивация, планы, истории их собственных летчиков и солдат, в этой истории они не люди – стихия.

Достоинства

Так что тогда остается, если уходит все вышеперечисленное? Это фильм о настоящем кошмаре, об отчаянии и животном желании выжить любой ценой, пусть даже поступившись моралью. Наши герои, не успев показать себя, собственно, как герои, не чураются, например, схватить носилки с раненым – но не из сочувствия к умирающему собрату, а сообразив, что с носилками они смогут пролезть на корабль без очереди. Спасение своей шкуры – единственное, что их заботит.

Да, другие персонажи все же проявляют стойкость, героизм, жертвуют собой ради других, но даже их поступки не представляются с помпой и пафосными речами, а подаются очень буднично и сдержанно. От этих сцен петь гимн и махать флагом никому не захочется – и эта сдержанность тоже приятно удивляет.

По сути, весь фильм мы смотрим на то, как солдаты отступают, тонут, погибают от пуль и взрывов, забираются на корабль, снова тонут – уже вместе с ним, и этот кошмар не кончается.

Воюют лишь пара летчиков, остальные солдаты заняты паникой, поиском укрытия и отчаянными попытками убраться с этого проклятого пляжа. Мы видим одну ужасающую сцену за другой, из которых, к счастью или к сожалению, ради рейтинга PG-13 убрали всю кровь и расчлененку. Это не так бросается в глаза, как трупы без пятен крови и дыр от выстрелов на одежде в «Возрождении легенды», но кому-то чуть снизит уровень погружения.

Рецензия на «Дюнкерк» Кристофера Нолана - фото 5

Великолепную картинку в фильмах Нолана отмечать просто устаешь, но общий минимализм «Дюнкерка» повлиял и на нее, видеоряд фильма тоже выглядит очень однородным, играет с плоскостями, выделяет и повторяет определенные мотивы. Кадры впечатляют и запоминаются, складываясь в голове в отдельный арт-бук. Песчаная поземка на пляже, заметающая тела, рыжая пена на песке, холод, ледяная вода, вездесущая серость – все это просачивается в голову через палитру, движение камеры.

Звук и музыку я отмечаю редко, но здесь они впечатляют очень сильно. Рев падающих бомб, резкие щелчки выстрелов, вой сирены, «Оскар» за звуковые эффекты у Нолана уже, считай, есть. И это не просто показуха, на погружение это влияет очень сильно. Циммер же еще раз показал себя великолепным композитором саундтреков. Да, его мелодии нельзя напеть, но здесь он сочиняет такое звуковое сопровождение, которое в отрыве от видеоряда могло показаться блеклым и безликим, но в фильме именно оно создает необходимое напряжение, держит атмосферу и умножает эффект от каждой сцены.

А это постоянное тиканье секундной стрелки на фоне – просто гениальная находка.

Вроде до жути простая, но создающая такой саспенс, что нельзя не поразиться ее эффективности. Карманные часы Нолана, которые Циммер использовал для создания сэмпла, тикают почти весь хронометраж, так как сцены смертельной опасности следуют одна за другой, накал эмоций здесь не спадает весь фильм (к счастью, он идет час и сорок пять минут, а не два или три часа – тут нервы бы успели выгореть даже у самых стойких), и когда тиканье, наконец, останавливается, знаменуя конец кошмара, это производит неизгладимое впечатление.

Рецензия на «Дюнкерк» Кристофера Нолана - фото 6

Шесть тысяч человек массовки, 60 реальных военных судов, настоящие Спитфайры и загримированный под них Як-3, 12 лодок, принимавших участие в реальной Дюнкеркской операции 77 лет назад. Минимум графики, натурная съемка, максимум захвата неповоротливыми IMAX-камерами (75% фильма), на которые впервые в полнометражном кино пытались снимать с рук. Короче, масштаб съемок – сам по себе история. Как обычно, настоящая пленка и никакого сраного тридэ.

Итог

«Дюнкерк» вряд ли встанет в ряд лучших картин о войне, потому что он не совсем о войне, да и не хватает ему многих аспектов, чтобы претендовать на место в пантеоне. Но это безусловно великолепный фильм, если отвлечься от приписанного жанра. Авторский фильм, с ярким почерком, безумно стильный, лаконичный, мощный.

Человеческие эмоции всегда были самым слабым местом Нолана, о чем я писал в статье с разбором всех его фильмов, они ему мало интересны, а когда он пытается дать драму, ибо принято, получается очень картонно и надуманно. Здесь он позволил себе не браться за то, что не выходит, как поступал зачастую и пораженный похожей эмоциональной глухотой Кубрик, и от этого фильм значительно выиграл. А из-за того, что все это – реальная история, Кристофер не экспериментировал с превращением сюжета в головоломку с кучей твистов и откровений.

Так Нолан избавился от двух самых сомнительных аспектов своих картин и поэтому «Дюнкерк» выглядит самой цельной и удачной из них.

Возможно, не самой яркой, увлекательной и интересной массовому зрителю, но придраться к ней особо не выйдет (поэтому «неудобные вопросы» к ней можно не ждать – не наберу). Остались лишь сильные стороны Нолана как режиссера, и они сильны как никогда.

Рецензия на «Дюнкерк» Кристофера Нолана - фото 7

Мне кажется, почти непрерывный экшен, отсутствие многих традиционных элементов (диалоги, раскрытие героев) и неспадающее напряжение роднят этот фильм с «Дорогой ярости» и «Гравитацией», пусть и не всем понравится такое сравнение

Я советую всем сходить на эту картину в лучший доступный кинотеатр (аудиосистема особенно важна). Если не ждать от «Дюнкерка» того, чем он и не пытался быть, вы останетесь более чем довольны. Да, есть ощущение, что Нолан посмотрел начало «Спасения рядового Райана» (высадка в Нормандии) и убежал снимать свою версию, не досмотрев фильм – его «Дюнкерк» это столь же великолепная сцена ужасов и хаоса войны, просто после нее не идет личных историй, диалогов и чередующихся перестрелками спокойных моментов.

Это начало «Райана», расширенное до часа сорока шести минут, но не уступающее шедевру Спилберга по силе и напряжению, не провисающее в динамике, не оставляющее равнодушным, несмотря на скупое раскрытие героев.

Каким-то образом именно эта картина выглядит самой эффектной по эмоциональному выхлопу – не по вау-эффекту и восхищению сюжетными поворотами, а именно по драме и сопереживанию. Не диалогами и фактами личной истории, а несколькими ключевыми поступками Нолан умудряется очертить своих героев достаточно, чтобы мы прониклись их судьбой. Даже глубже, чем проникались героями других его лент, где у них были и имена, и биография, и множество строк диалогов. Это ли не «Чудо Дюнкерка»?

Сохранить
Klite
Klite
Нуу... с Гравитацией действительно странное странное сравнение, но ведь реально Дюнкерк о том, что ужасы войны могут постигнуть всех на всех театрах боевых действий - 1. Мол, 2. Гражданские, 3. Авиация. Да ещё это как раз тот фильм о войне, который можно ставить первым в пантеоне военно-исторических фильмов, так как здесь реально из тебя не давят слезу, а сам невольно её пускаешь, просто потому-что сочуствуешь им, этим молодым ребятам, которые только из школы выпустились(а некоторые даже и нет) и сразу на войну отправляют, тут же поднимается тема выживания людей, когда они просто исходя из национальности хотят чтобы француз, который спас половине этих людей жизни, вышел из баркаса(якобы чтобы тот легче стал), а так как я уже и говорил, это реально фильм снятый полностью от и до гениально, начинается сразу с боевых действий, когда солдаты просто хотят найти что-либо, чтобы спастись от жажды. Но также что меня поразило, дак это люди спрашивающие - "А в 3Д разве нетуу?", ведь именно в этом фильме 3Д и не понадобилось, чтобы затащить зрителя в самое пекло этой войны.
ЗачемБытьЕслиНеМиновать
ЗачемБытьЕслиНеМиновать
Фильм объективно не шедевр и даже хорошим мне его сложно назвать,но свои 7 баллов он заслуживает.Люди,которые от него в восторге,просто только начали тратить кредит доверия к Нолану и я их понимаю,ведь Нолан мой любимый режиссер,но при этом у меня не было сверхожиданий,т.к Нолан и тема ВМВ мне сразу показались несовместимы.Однако я верил,надеялся,что он не впустую потратил эти 3 года после великолепного Интерстеллар,у которого кстати оценки куда ниже в забугорье(!?!?!)Основные претензии-отсутствие мастаба(3 спитфайра,столько же миссершмиттов и бомбардировщиков ,2 эсминца,солдат союзников на побережье далеко не 400к)Да,я понимаю ,что это не блокбастер про войну,а драма,но,серьезно,во всех предыдущих фильмах Нолана драмы было а разы больше,ну как так?В фильме отличный звук и операторская работа ,также мне зашло тиканье часов ,но фильм скучный ,ты все ждёшь вот вот сойдутся временные отрезки и будет эпик или сердобольная драма и в этом ожидании я нахожусь до сих пор.
StriPMan
StriPMan
Я вот могу понять людей,которые срут фильм из-за персонажей, но при этом все равно весь фильм очко сжимается и не расжимается, моменты с тонущим спитфаером и затоплением лодки, это вообще что-то уровня стыковки в интерстелларе. Я доволен на все сто процентов и схожу еще разок пожалуй.
TheDirector
TheDirector
Нолан первый клипмейкер, которого обожают критики. Я раньше всегда не соглашался с постулатом "музыка в кино - костыль", "истинные художники используют минимум музыки" и т.д. и т.п. Как никак - и Спилберг, и Финчер время от времени врубают саундтрек на диалогах даже там, где можно было бы обойтись и без него. Но Нолан в этом плане обскакал всех. В Дюнкерке музыка не стихает ни на минуту. Вообще. С помощью Циммера маэстро нагнетает атмосферу беспрерывно и часто не в тему - герой после нападения просто присел погадить за оврагом, а тут саспенс за кадром - композитор крещендо тянет, будто намекая, что мы чего-то не знаем и вот-вот внезапно появится ксеноморф из энного места. Но нет. Это почти тоже самое, что скример в ужастике. А, насколько я помню, скримеры - яркий образец слабой работы режиссёра, когда ему нечем напугать, не? Напряжение здесь наверное здесь срабатывает на особо впечатлительных (грузовик будет полчаса в слоумо падать под циммера и все будут трястись от страха), наверное, поэтому многие и не замечают, как режиссер тянет кота за хвост. К примеру, сцена из начала, где два парня тащат раненного на носилках с пляжа до судна - она идёт 4 минуты(!) экранного времени. Я не шучу, я во второй раз засёк - 4 минуты в нарезке два парня тащат третьего к пароходу, а на фоне фигачит драматический Циммер, обещая на последней ноте атомный взрыв и конец света. Но ничего не происходит. Одна композиция моментально сменяется другой. И весь фильм так! Это, конечно, могло бы сработать, но откуда саспенс к незнакомым людям, которые кроме прочего по сюжету пытаются удрать домой с этой бескровной (марвеловской) войны. Я, как пацифист (тем не менее служивший в ВС РФ), их прекрасно понимаю, но всё равно не могу заставить себя им переживать. Люди говорят, что это мол Безумный Макс Нолана, но нет - у Миллера все герои минимально раскрыты уже в первые 15 минут (Макса мучают призраки прошлого), не смотря на постоянный экшен. А тут некоторые персонажи порой сами шизеют от этого необъяснимого накала: "Парашюта не было, он разбился, парашюта не было, он разбился" - "ДА Я СЛЫШАЛ СЫНОК!" Единственный момент, попытка наладить эмпатию, возникает только во второй половине, когда выпадаешь из фильма - один из героев говорит сокровенные слова: "Выживание - дело грязное". Но даже тут Нолан хочет развлечь зрителя, в целях нагнать саспенсу он режет и комбинирует те сцены, которые абсолютно никак не связаны. У него сюжетно нет нужного материала, а потому в одном кадре солдаты прячутся от обстрела в судне, а в следующем - пилот спустя неделю(?) пытается вырваться из тонущего самолёта. Зачем зрителю подавать материал именно так? В "Inception" один сон открывал другой, в "Interstellar" - участники параллельного монтажа были родственниками. А здесь это просто саспенс ради саспенса. Возможно, именно это так всем понравилось, но ведь Нолан играет со временем ещё с начала карьеры ("Мементо"), в чем прикол-то? У Тарантино "Чтиво" вообще начиналось с конца и это было как бы 20 лет назад. Кто-то восторгается визуалом - с прошлого фильма Ван Хойтема традиционно гриппует камеру сбоку воздушного судна аки гоу-про. Действительно находка, что тут сказать. Камера с левого бока, камера с правого бока - такого воздушного боя мы действительно не видели, Бэй с его виражами из Перл Хабора просто лапу сосёт... Верните Пфистера, он хотя бы не позволял Крису так много трясти камерой. Заканчивается всё это фирменной (набившей оскомину за 10 лет?) нарезкой под величественный музон Ханса и закадровый голос, который объясняет мораль этого аттракциона. P.s. в процессе написания много раз сомневался (может зря, может военное кино просто не моё?), потом включил Райана Спилберга, три часа пролетели быстрее сотни минут сабжа, трижды прослезился, у меня всё.
Dukesoteg
Dukesoteg
Это не тот фильм который вы хотели (ОМГ НОЛАН ГЕНИЙ, ИНТЕРСТУЛАР), а скорее какая-то театральная сцена только больше и в кинотеатре.
sorrow27
sorrow27
у меня остался только один вопрос к фильму:какого черта корабли тонут с единственного попадания и за 10 секунд?причем все!
Andrey Limenko
Andrey Limenko
"и никакого сраного тридэ". Оооо как я радуюсь фильмам Нолана как возможности сходить в Imax без этих ужасных тридэ очков.
Qelit
Qelit
Фильм шикарен. И я ждал именно такой. Я не знаю, как у Нолана каждый раз получается меня удивлять. Буду советовать всем друзьям. Такое никак нельзя пропускать.
alexkarco
alexkarco
В кои то веки согласен во всем с Трифоновым.
Ktulkhu_fhtagn
Ktulkhu_fhtagn
"...Мы видим одну ужасающую сцену за другой, из которых, к счастью или к сожалению, ради рейтинга PG-13 убрали всю кровь и расчлененку..." А вот мне кажется, что из военных фильмов нельзя намеренно убирать кровь-мясо-кишки. Даже ради детского рейтинга, а может и именно для него их стоит оставить. Чтобы вызывать отвращение к войне с ранних лет.
Desense
Desense
Фильм, на удивление, оказался редкостным говном.
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
Я не знаю. Возможно у меня просто какие-то проблемы,но вот честно,мне было абсолютно все равно на всех этих людей на экране. Ноль эмоций. Ноль напряжения. Нет,головой то я понимаю,что мне показывают совершенно ужасные ситуации,но я ничего не чувствую. Как мне переживать за героев,имена которых я даже не знаю? Я ничего о них не знаю. И в итоге я посмотрел фильм,который шикарно снят. К которому у меня вообще только одна претензия тип почему не показали конкретно сцену катастрофы с персонажем Мерфи. Но чисто эмоционально все настолько пусто,что я и не знаю. Если у кого-то все наоборот,то я рад.
MikhailNik89
MikhailNik89
Да
Шустрый скаут
Шустрый скаут
Автор всегда ждет чего-то не то, в итоге и получает по заслугам