10 лучших игр 2020 года
10 место. The Last of Us: Part 2
В The Last of Us: Part 2 главный разработчик Нил Дракманн и его сценарист, работавшая над неплохим сериалом «Слишком стар, чтобы умереть молодым» Хэлли Гросс, сумели справиться с одной, самой сложной драматургической задачей. Я бы даже сказал — невыполнимой. Ведь в самом начале игры мы получаем на руки такую неприятную особу, как Эбби, руки которой очень скоро обагрит кровь одного из самых обожаемых широкой публикой персонажа в истории видеоигр.
И нас оставляют с Эбби на половину двадцатичасовой-с-лишним игры, со всеми флэшбэками и переигрываниями одних и тех же событий с разных точек зрения. И в течение этих часов, через действия самой героини и ее взаимодействие с другими персонажами (как «нашими, так и «чужими») происходит невозможное. Женщина, которую мы заодно с Элли поклялись найти и уничтожить на могиле понятно кого, становится для нас если не другом, то близким и понятным человеком.
Мы видим мир ее глазами, проходим с ней не менее травматические события, чем с Элли и Джоэлом, и в итоге получаем лучшую финальную конфронтацию в истории видеоигр.
У обеих героинь в последней схватке The Last of Us: Part 2 есть право как на смерть, так и на победу. И то, и другое заслуженно, заработано, драматургически оправданно при всех недоработках и недостатках затянутого сюжета с неправильной структурой. Никогда раньше в играх злодей и герой не стояли друг против друга на равных — да и кто из них злодей, а кто герой, не было до такой степени неясно.
Финал The Last of Us: Part 2 еще более значим для игровой индустрии, чем финал первой части. Дракманн и Гросс показали, как НА САМОМ ДЕЛЕ можно делать видеоигры с несколькими центральными персонажами.
Им не обязательно просто выполнять миссии и зависать вместе, как это делают герои Grand Theft Auto 5 (одной из самых слабых сюжетно частей серии). Между ними может быть непримиримый, разрушительный конфликт, в котором игроку придется занять ту или иную сторону — если не геймплейно, то эмоционально. И в лучших играх этого направления мы будем до последнего сомневаться, правильную ли сторону мы заняли.
Автор текста: Александр Башкиров.
9 место. Wasteland 3
Большая чистокровная ролевая игра, — не early access, не гибрид с экшеном, шутером или еще черт-те чем, а полноценная RPG, — роскошь в наше время. И Wasteland 3 — определенно лучшая в этом году, но не только из-за недостатка конкуренции.
Wasteland 3 — это идеальный Fallout 3 в мире, в котором Bethesda не стала выпускать свое продолжение, а в кресло руководителя вернулся Брайан Фарго. Это традиционный изометрический вид сверху, это продуманная система прокачки и навыков, которых все равно не хватит на все-все проверки, это взаимодействие с разными кланами и фракциями в жестоком мире, в котором вы кровью и потом пишете свою историю.
Wasteland 3 можно ругать за многое. На старте 20% игрового времени у меня уходило на то, чтобы смотреть в окно загрузки. Багов было, ей-богу, не меньше, чем в Cyberpunk 2077. В игре очень много эклектики: ввернуть карикатурного гангстера по имени Фаран Брайго на место одного из самых заметных второстепенных персонажей — пожалуйста. Городок Санта-Клауса, где эльфы фасуют наркоту, — на здоровье. Нездоровый китч, трагикомедийность, угловатость сценария и мира иногда веселят, но чаще — раздражают. Еще и эта топорная метафора, где мы решаем, помогать ли местному крепкому хозяйственнику по имени Патриарх или же склониться к, простите, радикальной феминистке — его дочери. Они же это все несерьёзно?
Ругать можно, но совершенно не хочется. В игре есть вагон мелких механик, которые делают ролевую игру по-настоящему глубокой. К примеру, в нашей редакции до конца прохождения никто не знал, что горящего персонажа можно закидывать снежками, тогда он потухнет. Нашли ловушку? Ее необязательно обезвреживать, можно просто по ней пальнуть из огнестрела и взорвать. Каждую миссию и локацию можно пройти двумя-тремя способами, и я совру, если скажу, что идти на лобовое столкновение — более скучно, чем искать окольные пути и действовать скрытно.
Wasteland 3 — это отличная ролевая игра, которая при всех провисаниях в сюжете и технических огрехах остается интересной — я облазил всю карту, выполнил все доступные квесты, подружился с половиной фракций и вырезал другую половину, изучил механики, завел боевого кота, боевого попугая и боевого робоцыпленка. И неважно, что у игры слабый финал и неважнецкое начало, главное — что у нее захватывающий процесс, к которому было приятно возвращаться каждый вечер.
Автор текста: Сергей Уланкин.
8 место. Crash Bandicoot 4: It’s About Time
Crash Bandicoot 4: Itʼs About Time — редкая в итоговых топах игра. Слишком уж много других претендентов на то, чтобы оказаться в десятке лучших. Тем не менее, как мне кажется, игнорировать четвертую часть «Крэша», которую фанаты серии ждали больше 20 лет, неправильно. Хотя дело не только в длительном ожидании, но еще и в том, что это лучший 3D-платформер из тех, что вышли после Super Mario Odyssey.
За разработку Crash Bandicoot 4: Itʼs About Time отвечала студия Toys For Bob, состоящая, судя по всему, из самых преданных поклонников серии. К возможности возродить Crash Bandicoot — сделать не просто ремейк или ремастер, а именно четвертую часть! — они отнеслись так, что их энтузиазму сейчас бы позавидовала сама Naughty Dog, которая эту серию когда-то и придумала. Toys For Bob, уловив самую суть геймплейных принципов «Крэша», не побоялась их развить и привнести множество своих находок. Получилось гораздо лучше, чем можно было ожидать.
И дело даже не в механике, связанной с магическими масками. И не в запредельно красивых локациях с миллиардом мельчайших деталей. И даже не во внимании к фансервису и чувствам старых фанатов. Все это предполагалось само собой — в конце концов, Toys For Bob создавала совершенно новую часть старого сериала, и все это в 2020 году, предполагающем некоторые стандарты.
Дело в том, что, создавая эту игру, студия решила не останавливаться на моменте «все вроде бы нормально работает, давайте в релиз». Нет, Toys For Bob решила оторваться по полной. Ее сценаристы собрали в сюжете Itʼs About Time, кажется, вообще всех персонажей, знакомых по прошлым частям. Ее художники нарисовали чуть ли не самые красивые декорации в трехмерных платформерах. А ее дизайнеры придумали миллиард способов и без того непростую игру сделать еще сложнее.
Серьезно, геймдизайн Crash Bandicoot 4 — это идеальная работа в рамках заданного жанра и той изначальной геймплейной концепции, придуманной еще в 1996 году. Каждый отдельный этап каждого уровня этой игры — это сотни мельчайших деталей, безупречное знание того, как должны работать тайминги, и глубочайшее понимание всех привычек игрока.
Itʼs About Time — безумно сложный платформер, работающий идеально в каждом кадре. И в то же время это игра с огромным количеством контента, среди которого найдется развлечение и для тех, у кого нет желания на упомянутую сложность тратить время.
Автор текста: Денис Князев.
7 место. Crusader Kings 3
Crusader Kings 3 для подавляющего большинства игроков, полагаю, выглядит очень и очень странно. Судите сами: сюжета минимум, кат-сцен нет, QTE — тоже, а вся игра выстроена вокруг — внезапно — геймплея и ситуаций, которые происходят во время партии. А еще это стратегия в реальном времени с элементами ролевой игры и симулятора. И немного условных таблиц Excel сверху.
При этом то, что касается геймплея, делает Crusader Kings 3 действительно одной из лучших игр года. В третьей части Paradox, по сути, сделала и без того замечательную Crusader Kings 2 еще лучше, сделав так, что каждый игрок сможет найти здесь что-то для себя.
Любите покорять мир и строить наполеоновские планы? Пожалуйста: можете захватить всю Европу, объявить крестовый поход, организовать татаро-монгольское нашествие и черт знает что еще. Предпочитаете спокойное, «созерцательное» развитие и строительство собственного небольшого государства глобальным войнам и переделке мира? Наслаждайтесь! Интересуют дворцовые интриги, подковерная грызня ближайших родственников и борьба за трон какой-нибудь империи с помощью самых грязных методов? И вам в Crusader Kings 3 найдется, чем себя занять!
Crusader Kings 3 можно смело номинировать как на лучшую стратегию года, так и на лучшую ролевую игру года — и в обеих категориях она возьмет главный приз. Это действительно RPG, где вы выбираете себе начальную точку, а дальше играете как вздумается. Кровожадный тиран, безумная нимфоманка-лесбиянка, благочестивый викинг — придумать для себя занятий в игре можно много. Главное — умудриться их реализовать.
И не забывайте, что обычно релиз игры Paradox — это только начало ее жизненного пути. Вторая часть Crusader Kings, скажем, десять лет получала обновления и дополнения, становясь все краше. Есть ли какие-то сомнения в том, что с третьей произойдет то же самое? Ровным счетом никаких.
Автор текста: Алексей Егоров.
6 место. Cyberpunk 2077
Cyberpunk 2077 — великая игра. Масштабная, проработанная, увлекательная, крайне амбициозная, отлично написанная и так далее и так далее. Мы на «Канобу» поставили ей 10 баллов из 10 — и о том, почему именно так, читайте в рецензии. Здесь же я объясню, почему эта великая игра заняла только 6 место в нашем топе лучших игр 2020 года.
И ответ на самом деле простой: потому что Cyberpunk 2077 не готова была выйти в 2020-м.
Это идеальный пример релизного фальстарта, когда игру выпускают не для того, чтобы «выпустить игру», а для того, чтобы успеть выпустить ее в наиболее благоприятный период ради красивых финансовых отчетов. И эти отчеты, судя по цифрам на одних только предзаказам, и впрямь получились очень привлекательными, однако хайп все же поставил Cyberpunk 2077 в крайне неловкую ситуацию. Многие ждали чуть ли не «второго пришествия» и главной игры со времен зарождения индустрии, а получили… ну, просто отличную RPG, какие умеет создавать студия CD Projekt.
Достоинства ее, впрочем, разглядели не все, и винить их нельзя — все эти достоинства на релизе были скрыты за плотной завесой из багов и жутких технических ошибок. Еще и эти версии для консолей прошлого поколения…
Судя по тому, сколько проблем у Cyberpunk 2077 было и остается до сих пор, игру вполне можно было бы отложить еще на полгода, а то и больше. Фанаты бы разработчикам этого не простили, но они и забагованную версию не то чтобы хорошо приняли, поэтому CD Projekt в этом смысле можно только посочувствовать — выбора у студии, конечно, никакого не было (место для шутки про то, что в Cyberpunk 2077 выбора тоже нет).
- Все о Cyberpunk 2077 и сеттинге киберпанка — обзор новой RPG, «эволюция» Киану Ривза в играх и гайды
Тем не менее, как я уже не раз говорил, баги сами по себе не делают игры плохими. Cyberpunk 2077, уверен, легко стала бы лучшей игрой 2021-го, но ее решили выпустить раньше. Забавно при этом то, что окончательно ее починят в ближайшие несколько месяцев, и для кого-то она станет доступна именно в новом году.
Автор текста: Денис Князев.
5 место. Animal Crossing: New Horizons
Для меня Animal Crossing: New Horizons, как и для многих, оказалась точкой входа в популярную японскую серию и вселенную. В свое время сиквел Demonʼs Souls так открыл для западной аудитории FromSoftware. Ну да, Animal Crossing — это Dark Souls от мира симуляторов деревни!
По отзывам фанатов, Animal Crossing: New Horizons — далеко не лучшая часть серии. Но игра все равно практически идеальна. Как я уже как-то рассказывал, это набор простейших, но выверенных в мельчайших деталях активностей. Они одновременно отвлекают друг от друга и дополняют одна другую. Рыбалка, ловля бабочек и добыча ископаемых — с одной стороны, крафт, обустройство дома и простейшая «социалка» с героями-животными — с другой.
Дальше начинается экономика — выплата ипотеки за дом, спекуляция репой на чужих землях с целью покупки безумно дорогих артефактов для украшения собственного острова. То, что игра идет в реальном времени, быстро устаревает — на это перестаешь обращать внимание, как на реальную смену дня и ночи и даже времен года за окном.
Но Animal Crossing остается играбельной и привлекательной из-за практически безграничных возможностей по кастомизации города и связанных с ними действий. Это игра, где всегда есть чем заняться — неважно, на пять минут или на весь вечер, в одиночку или в компании.
От других симуляторов садовода (и откровенных клонов) Animal Crossing отличают неограниченный бюджет и бесконечные сроки разработки. Они позволяют Nintendo держать свой уровень качества каждой механики и остроумно выверенный баланс между дураковалянием на острове и здоровыми собственническими инстинктами.
Игра так никогда и не превращается полностью в гимн капитализму и консумеризму, но и расслабляться под пальмами было бы не так интересно, если бы подсознание то и дело не кусала мысль о невыплаченном кредите или еще не купленном рояле.
Наверное, это действительно больше всего похоже на жизнь в японском обществе — медитативный, но безжалостный ежедневный гринд. В эпоху пандемии такой подход к экзистенциальным вопросам в духе «Живешь ли ты или зарабатываешь на жизнь?», судя по продажам New Horizons, оказался универсальным.
Автор: Александр Башкиров.
4 место. Streets of Rage 4
Streets of Rage 4 — моя игра года. Это те же 10/10, что и Cyberpunk 2077 или Hades: тут уж все зависит от личных пристрастий пользователя. На примере Streets of Rage 4 я убедился, что люблю ретро-игры больше даже самой качественной фантастики и rogue-like — там у меня натикало больше часов, чем в «Киберпанке» и «рогалике» Supergiant, вместе взятых.
Как я уже писал в моей колонке, это никакой не ремейк серии Sega. Из оригинальных Streets of Rage взяты лишь персонажи и самые общие механики. Вместо этого перед нами, уж простите за пошлость, любовное письмо всему жанру beat em up, уличным файтингам со скроллингом картинки. Лучшего определения тут не подберешь — пламенные чувства разработчиков ощущаются в каждом пикселе. И, в отличие от авторов таких неудачных романтических посланий, как Battletoads, Mother Russia Bleeds и River City Girls, создатели Streets of Rage 4 из Lizardcube понимают, что мало копировать наработки гениальных дизайнеров игр 1990-х — вместе с этим надо двигаться дальше.
На 16-битных платформах (и даже на аркадных автоматах того времени) были немыслимы такая механика и такая анимация, это одновременно дань уважения и новое слово во всем жанре. Больше всего в игре поражает плавность, пластичность, органичность переключения между бойцовским техниками — а потом уже количество и качество врагов на экране.
С выкрученной на максимум сложностью, в суровом аркадном режиме, заставляющем после потери жизни переигрывать cначала, Streets of Rage 4 доставляет огромное удовольствие. Даже если вы играете в одиночку и это ваше не первое (и не пятое) прохождение на этом уровне и в этом режиме. А уж в компании это вообще развлечение на все случаи жизни. Не так давно я весело и компетентно прошел игру с двумя девушками, в целом предпочитающими «Рэймана» и Animal Crossing — и которых, кстати, на момент выхода первой Streets of Rage и на свете-то не было.
Есть кое-какие срезанные углы — очень короткие уровни, отсутствует онлайн на больше чем двух игроков. Но в целом это одна из лучших ретро-игр всех времен (если не лучшая) — именно потому, что она играется и выглядит не как стилизация, а как современный красочный мультфильм про восточные единоборства.
Напоследок напомню, что лучшая платформа для игры, если вы ее еще не купили, — это Nintendo Switch из-за того, как круто она смотрится в портативном режиме. Это именно тот beat 'em up, который аудитория постарше всегда мечтала носить в кармане. И еще раз посоветую приобрести аркадный стик, позволяющий творить в игре совсем уж фантастические вещи.
Автор текста: Александр Башкиров.
3 место. Hades
Hades — игра, знакомство с которой обычно делится на два этапа. Первый: «да как вы можете называть игрой года „рогалик“?!» Второй: «Hades — точно GOTY, и не согласны с этим только те, кто не играл». Ну, во всяком случае большинство моих знакомых испытали именно такие эмоции.
Забавно, конечно, получилось. Игра почти два года провела в «раннем доступе», где вызывала интерес, пожалуй, только у небольшой группы фанатов Supergiant. Затем она вышла, на нее обратили внимание журналисты и игроки… и понеслось. Высочайший рейтинг одобрения в Steam, отличные продажи что на PC, что на Nintendo Switch, и просто море теплых слов в адрес разработчиков чуть ли не с признаниями в любви. Плюс, конечно, огромное количество фанарта, шуток и мемов. Словом, игровое сообщество приняло игру с распростертыми объятиями, и это здорово. Hades заслуживает каждого доброго слова в свой адрес.
«Эй, но это же просто roguelite, как она может быть лучше Doom Eternal, Cyberpunk 2077 и вставьте название своего кандидата?». Как видите, может. Многие считают ее лучшей, многие называют ее игрой года, да и я тоже, чего уж там, считаю ее своей персональной GOTY 2020. Потому что красиво, круто, цепляюще и безумно здорово.
С помощью банальной вроде бы концепции «Сын Аида пытается сбежать из Подземного царства и постоянно влипает в приключения» Supergiant умудряется рассказывать множество историй. Трагичных, веселых, интересных — каждая из них ощущается по-своему, у каждой свое место в сюжете и к каждой из них нужно подходить по-своему. Геймплейные ситуации, впрочем, тоже максимально разнообразные. Благодаря большому арсеналу навыков и оружия каждое прохождение получается уникальным, причем не только у разных игроков. Вы при всем желании вряд ли сможете пробежать одним и тем же билдом дважды — что-то в любом случае поменяется.
Прибавьте к разнообразию фантастическую картинку и саундтрек (который достоин прослушивания и отдельно от игры) — и получите одну из самых выдающихся игр года. К тому же, это кажется единственная такая игра за весь 2020-й, которую стороной обошли вообще какие-либо скандалы и склоки. А это, знаете ли, само по себе уже достижение.
Автор текста: Алексей Егоров.
2 место. Half-Life: Alyx
Релиз новой Half-Life — само по себе громкое событие, которое невозможно не учитывать при подведении итогов года. Да, это не Half-Life 3, но ведь никто никогда и не говорил, что третья часть культовой серии должна содержать в заголовке ту самую мифическую цифру «3». Как оказалось, новая Half-Life может называться вообще как угодно и быть при этом одновременно и третьей частью, и приквелом, и революцией в игровом дизайне.
Последнее — по-настоящему важный момент. Сделать еще одну небольшую игру для VR — одно. Сделать для VR новую часть известнейшей серии шутеров от первого лица (жанра, для которого виртуальную реальность будто бы и придумали) — совсем другое. Технология — новая, принципы геймдизайна в играх для VR еще только формируются на наших с вами глазах, к тому же в этом всем есть масса очевидных проблем вроде того факта, что некоторых игроков в ВР-шлемах попросту укачивает. Делать не просто еще одну технодемку для VR, а новую часть Half-Life для VR — это идти дорогой, по которой до тебя еще никто не ходил. Каждый твой шаг, даже если он кажется тебе уверенным, может оказаться ошибкой, а привычные жанровые механики вполне способны оказаться внезапным препятствием.
Создать игру уровня Half-Life: Alyx, будучи таким вот «первооткрывателем», — это совершить революцию. И заодно придумать новые принципы геймдизайна, которым вся индустрия будет следовать еще очень много лет. Это, конечно, не говорит о том, что вслед за Alyx в течение двух-трех лет выйдут десятки настолько же удачных шутеров для VR, но достижений Valve это все же не умаляет.
С точки зрения условной «революционности» Half-Life: Alyx — вне всяких сомнений игра этого года, игра прошлого года и нескольких последующих. Единственная в своем роде, прорывная, безумно технологичная — и при этом именитая. Почему же тогда не первое место? Лишь потому, что виртуальная реальность — все еще не для каждого. С точки зрения игроков невозможно признать игрой года шутер, для доступа к которому нужно так много вложений.
Автор текста: Денис Князев.
1 место. Doom Eternal
Doom Eternal — лучшая игра 2020 года.
Каждый элемент Doom Eternal — на своем месте. Каждый — необходимого качества. Понятно, что для этой игры не писали сценарий, который можно было бы сравнить со сценарием The Last of Us: Part 2. Понятно, что нет в этой игре и поддержки VR, как в Half-Life: Alyx, — но ведь не затем Eternal создавалась. Понятно, что эпизоды, где нужно прыгать по платформам, уступают в изобретательности всей Crash Bandicoot 4. Понятно, что даже при наличии прокачки новая Doom не сравнится в вариативности билдов с Hades.
Все это понятно. Никто не пытается выдать Doom Eternal за то, чем она не является. Это просто идеальный шутер от первого лица с крайне динамичным геймплеем, массой мощного оружия, разрывающего демонов и всех прочих чертей на куски, и крутой музыкой. Doom Eternal — стопроцентное попадание в изначально задуманный образ. Полное соответствие ожиданиям. Гениально расставленные акценты.
К тому же Doom Eternal — это очень сложная с точки зрения геймплейных механик и структуры игра. Вам может показаться, что сделать шутер — просто: надо только разместить оружие в центре экрана и расставить на уровне монстров, в которых следует стрелять. Это, впрочем, весьма далеко от того, как на самом деле создаются шутеры — пожалуй, один из самых глубоких механически жанров.
В случае с Doom Eternal дело не только в многообразии возможностей, доступных игроку. Прыжки, дэши, крюк на двустволке, добивания, альтернативные режимы стрельбы у каждого оружия — все это действительно требовало от разработчиков невероятного внимания к балансу, но была еще одна проблема. Eternal — дорогая игра, и сложность ее механик напрямую зависела от бюджета. Какая-нибудь инди-студия без проблем сможет сделать в своей пиксельной ретро-игре добивания, как в Doom Eternal, но она никогда не сделает их настолько же кровавыми, настолько же детализированными, настолько же разнообразными. То же касается и всего остального в этом безупречном шутере — ощущений от стрельбы, расчлененки при убийствах демонов, дизайна локаций, даже механики сражения с Мародером.
Получив запредельный бюджет и невероятные возможности, id Software запросто могла сделать открытый мир, еще больше платформинга, диалоги с прокачкой и еще что-нибудь, что сейчас модно делать в играх. Но она, к счастью, смогла укротить свои же амбиции и сосредоточилась на главном — на базовых для шутера механиках. Получилась игра, развивающая жанр. Того же нельзя сказать ни про Hades, ни про Animal Crossing, ни про The Last of Us: Part 2. Разве что Streets of Rage 4 свой жанр тоже двигает вперед, только вот сам жанр уже давно мертв.
Автор текста: Денис Князев.