Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Рецензия на The Last of Us: Part 2

Видеоигры дарят нам разные эмоции. Они веселят, злят, порой по-настоящему удивляют, вызывают восторг, временами дают повод задуматься, но чаще все-таки радуют — ведь в этом и смысл. Игры — это развлечение: мы играем, чтобы побывать в удивительных местах и послушать увлекательные истории, чтобы показать свои скиллы в онлайне или достичь успехов в сингле, чтобы просто отвлечься от суеты и расслабиться. The Last of Us: Part 2 — первая игра на моей памяти, которая не вызывает ничего, кроме грусти. Выдающаяся игра, одна из лучших за все время существования индустрии, она рассказывает историю о жестокости, боли и отчаянии. Историю, которую едва ли захочется когда-нибудь услышать снова.
Видеоигры дарят нам разные эмоции. Они веселят, злят, порой по-настоящему удивляют, вызывают восторг, временами дают повод задуматься, но чаще все-таки радуют — ведь в этом и смысл. Игры — это развлечение: мы играем, чтобы побывать в удивительных местах и послушать увлекательные истории, чтобы показать свои скиллы в онлайне или достичь успехов в сингле, чтобы просто отвлечься от суеты и расслабиться. The Last of Us: Part 2 — первая игра на моей памяти, которая не вызывает ничего, кроме грусти. Выдающаяся игра, одна из лучших за все время существования индустрии, она рассказывает историю о жестокости, боли и отчаянии. Историю, которую едва ли захочется когда-нибудь услышать снова.

The Last of Us: Part 2 как история о мести

Именно история — главное, что есть в The Last of Us: Part 2. Только ради нее студия Naughty Dog взялась за вторую часть — она посчитала, что продолжить «Одни из нас», еще больше раскрыть знакомых персонажей было крайне важно. При этом продолжение не просто так называется Part 2 — это и впрямь вторая часть той же самой истории. Воспринимать новую игру без предыдущей невозможно: мотивация героев, их отношения друг с другом, то, как они между собой общаются, и то, как они друг на друга смотрят, — все это результат того, что произошло в The Last of Us.

Кроме того, The Last of Us: Part 2 с самого начала спойлерит финал первой игры и в дальнейшем полагается на то, что вы с сюжетом оригинала знакомы. Если же не знакомы, то сейчас самое время познакомиться — дальше будут спойлеры к финалу предыдущей игры.

Рецензия на The Last of Us: Part 2

С того дня, как Джоэл помешал Цикадам умертвить Элли ради вакцины от кордицепса, прошло четыре года. Девушке, которая, похоже, единственная в мире обладает иммунитетом к инфекции, превращающей людей в жутких тварей, уже 19 лет — она стала сильнее, выносливее… и куда холоднее к Джоэлу, человеку, который заменил ей отца. Бывший контрабандист же лишь сильнее помрачнел и, кажется, смирился с таким отношением к себе — ведь главное, что Элли жива.

За те четыре года между ними произошло многое, в том числе и ссоры. Одна из них случилась незадолго до начала второй части — как раз после того поцелуя Элли и Дины, который показали в одном из трейлеров.

Как бы ни складывались отношения Элли и Джоэла, в целом жизнь у них стала проще и безопаснее. Вместе с Томми, братом Джоэла, они осели в Джексоне, небольшом поселении, окруженном высокими стенами. Мирный народ, садоводство, вечеринки и все такое — обычная такая община в постапокалиптическом мире. О кордицепсе напоминает только тот факт, что жители Джексона вынуждены часто патрулировать окрестности и зачищать их от зараженных.

В одном из таких патрулей происходит событие, которое заставляет Элли оставить поселение и отправиться в Сиэтл, чтобы отыскать людей, причинивших ей невероятную боль. О чем именно идет речь, я сказать не могу по двум причинам: в первую очередь из-за условий эмбарго (Sony приложила все усилия для того, чтобы все важные сюжетные моменты остались для вас тайной, и, поверьте, оно того стоит), во вторую — потому, что сам не хочу портить никому впечатление. Эту историю от начала и до конца следует услышать самому.

Тем не менее кое-что обрисовать в общих чертах можно — без имен и деталей. Если же вы боитесь даже легких спойлеров, пропустите следующие три абзаца.

Рецензия на The Last of Us: Part 2

Легкие спойлеры к The Last of Us: Part 2

Элли отправляется в Сиэтл мстить за гибель близкого человека. И дело даже не в том, что это за человек, а в том как разработчики подают его смерть — с невероятной, запредельной жестокостью. Так, что и у вас как игрока не остается никаких сомнений — эти твари должны поплатиться за то, что сделали.

В Сиэтле героиня оказывается в самый разгар ожесточенного противостояния между двумя группировками — «Волками» (отчасти — бывшие военные, дисциплинированные и с массой оружия) и «Шрамами» (фанатики и сектанты, которые в знак верности своему лидеру режут себе лица). Поначалу Элли узнает об этих фракциях из многочисленных записок, раскиданных по уровнях, затем — видит последствия их сражений. После этого она и с теми, и с другими «познакомится» лично, но вплоть до середины The Last of Us: Part 2 вся эта ветка с двумя группировками будет казаться лишней и надуманной.

Naughty Dog, впрочем, не была бы собой, если бы использовала эти фракции только для того, чтобы сделать противников-людей разнообразнее. Нет, разработчики ловко вписали их в сюжет и грамотно использовали, чтобы сделать рассказанную историю еще глубже, еще правдоподобнее и понятнее. И куда более жестокой.

Конец легких спойлеров к The Last of Us: Part 2

Рецензия на The Last of Us: Part 2

The Last of Us: Part 2 — великолепно написанная, гениально поданная и насыщенная событиями история. В ней хватает и неожиданных сюжетных моментов, хотя акцент Naughty Dog все-таки делает на том, как и в каком порядке (что тоже очень важно) показываются ключевые события второй части. Скорее всего, о большинстве главных сюжетных поворотов вы догадаетесь заранее, но легче от этого не станет — продолжение The Last of Us намерено удивлять в первую очередь эффектной постановкой, вниманием к деталям и персонажами с редким для видеоигр уровнем проработки.

Работа с героями в The Last of Us: Part 2 и впрямь достойна хороших книг. Инфекция и катастрофа вообще отошли на второй план — с условиями новой жизни в мире игры все давно смирились и принимают зараженных как должное. На первом плане — люди, у которых после поступка Джоэла, судя по всему, не осталось надежды на спасение. Вот они и пустились во все тяжкие — за мир уже бороться бессмысленно, он давно погиб, поэтому они просто грызутся между собой.

И вот здесь возникает главная, на мой взгляд, проблема The Last of Us: Part 2 — ее история слишком ярко написана, а к персонажам очень просто привязаться — даже к тем, которые на первый взгляд кажутся кончеными ублюдками. А к тем, кто до этого казался чуть ли не единственными борцами за правду, со временем начинаешь относиться совсем по-другому — пусть и не без сожаления. Потому что у всех своя правда — в том числе и у тех, кто причиняет другим боль.

Рецензия на The Last of Us: Part 2

Почему я считаю это проблемой? Потому что The Last of Us: Part 2 — интерактивное произведение, где ты сам участвуешь во всех событиях, сам жмешь на кнопки в моменты, когда кому-то нужно перерезать горло, и сам творишь всю ту жестокость, которой эта игра преисполнена. Не выйдет, как при просмотре фильмов Балабанова или прочтении «Преступления и наказания», отстраниться от происходящего. Если главной героине нужно найти и убить человека — значит, это тебе предстоит найти и убить его. Ну… или помочь персонажу сделать это — от того, что в игре ты — участник событий, не наблюдатель, никак не избавиться. А что, если человек, которого надо убить (или который погибает по твоей вине) — это беременная женщина? Что, если у этого человека есть друзья, которые затем придут за тобой? Что, если у него есть пес, с которым он незадолго до твоего прихода играл в мяч и которого ты жестоко пырнул заточкой в горло?

Прежде видеоигры редко такие вопросы задавали. Продолжение The Last of Us их не только задает, но и отвечает на них. Все будет плохо — у тебя, у беременной женщины, у ее пса. У всех.

Рецензия на The Last of Us: Part 2

The Last of Us: Part 2 знакомит тебя чуть ли не с самыми «живыми» персонажами в играх, «привязывает» к ним — после чего заставляет их руками совершать ужасные поступки. И нет, это не плохо подобранный глагол — она именно заставляет, если ты продолжаешь играть. Не раз я отказывался нажимать на кнопки в ходе ключевых сюжетных QTE, и это приводило к экрану загрузки.

Страдание, боль, безысходность, грусть и лишения — вот о чем история The Last of Us: Part 2. В ней есть и крайне редкие светлые моменты, когда персонажи хоть чему-то радуются, но и они сделаны лишь для того, чтобы усилить эффект невероятной жести, которая уже произошла до этого или еще произойдет. Всякий раз, когда тебе кажется, что жизнь героев налаживается (например, появляется персонаж, которого ты считал погибшим), авторы тут же уничтожают любые надежды, сжигают их дотла и делают ситуацию еще хуже. Странно говорить такое про столь потрясающую с точки зрения геймплея игру, но такая драматургия, насколько бы талантливой она ни была, — перебор.

Рецензия на The Last of Us: Part 2

Есть у сюжета The Last of Us: Part 2 еще одна, куда более простая проблема — очевидно, что Naughty Dog с огромным трудом далась концовка. Финал занимает часа три или четыре (!) — и все из-за того, что разработчики не смогли вовремя остановиться. В конце второй The Last of Us есть действительно хорошие и добрые (насколько это слово вообще применимо к происходящему) моменты, но ни один из них не заканчивает игру. Ее заканчивает эпизод, который оставляет у вас внутри пустоту. Эпизод, после которого становится очевидно, что герои потеряли все, за что боролись.

Вероятно, в этом и заключается посыл The Last of Us: Part 2 — важно не просто простить и отпустить, но и сделать это вовремя. Занятно, что это касается не только персонажей игры, но и ее разработчиков.

The Last of Us: Part 2 как игра о выживании

Согласен, оценка, которая стоит в конце этой рецензии, едва ли соответствует тому, что сказано выше — но это лишь на первый взгляд. Есть две причины, по которым я оценил The Last of Us: Part 2 так высоко. Во-первых, история, рассказанная в продолжении «Одни из нас», — и впрямь одна из самых сильных и взрослых, что я видел в играх. Эта история может вызвать негативные эмоции, может вогнать вас в депрессию, ее хочется забыть — по крайней мере, мне, — но это все еще выдающаяся сценарная работа, достойная высочайшей оценки.

Во-вторых, The Last of Us: Part 2 — просто отличная игра.

Не секрет, что в основе своей вторая часть «Одни из нас» едва ли заметно отличается от первой — это снова экшен от третьего лица с акцентом на стелс и элементы survival horror. Другое дело, что разработчики улучшили буквально каждый элемент геймплея и каждую механику настолько, что после The Last of Us: Part 2 очень сложно смотреть на игры с похожим игровым процессом.

Рецензия на The Last of Us: Part 2

60% времени во второй части мы с кем-нибудь сражаемся, и в битвах особенно заметно то, как Naughty Dog доработала анимацию, контекстные действия героини во время боя, механику стелса. У Элли нет фиксированного положения, при котором она может стрелять или использовать предметы, нет четких правил по поводу того, где и как надо прятаться от врагов. Все работает максимально логично: высокая трава скроет героиню, но не сделает ее невидимой — врагам просто труднее будет заметить ее издалека.

А стрелять можно в том числе и лежа на животе — полезно не только в том случае, если надо спрятаться под машиной и выстрелить врагу в ногу, но и в моменты, когда Элли сбивают с ног выстрелом с близкого расстояния. Я понимаю, что тот факт, что героиня может упасть в ходе перестрелки, — это не революционное геймплейное нововведение, но как раз такими вот мелочами и рисуется общая картина. Со стороны The Last of Us: Part 2 выглядит как кино, героем которого можно управлять — при этом каждая эффектная сцена создается не скриптами, а усилиями игрокам.

Элли заметили враги, и вот она уже бежит со всех ног к укрытию, но не добегает и падает в траву — есть пара секунд, чтобы сменить оружие, ранить пару человек. Или бросить дымовую гранату — тогда можно будет добежать до машины и спрятаться за ней. Одна секунда, вторая, Элли бежит, но ловит пулю и снова падает: здоровье почти на нуле, она дрожащими руками достает револьвер с одним патроном — у нее есть ровно полсекунды, чтобы прицелиться и выстрелить. Как-то так выглядят все сражения в The Last of Us: Part 2.

Рецензия на The Last of Us: Part 2

Вне перестрелок с людьми и сражений с зараженными Элли, как и Джоэл делал прежде, исследует игровой мир, чтобы отыскать патроны, аптечки и ресурсы для крафта гранат, коктейлей Молотова, а также таблетки для прокачки собственных навыков и запчасти для улучшения оружия. И вот исследование мира — еще один элемент, который в целом оставили прежним, но заметно улучшили в деталях.

Все необходимое все так же лежит в заброшенных домах, магазинах, барах и прочих заведениях, только вот локации стали гораздо больше — по некоторым позволяют передвигаться на лошади или лодке, чтобы сэкономить время. Чаще всего уровни в The Last of Us: Part 2 — почти всегда довольно большая территория: квартал города или, скажем, заброшенное пригородное поселение, состоящее из 8-10 двухэтажных домов. Можно или пробежать вперед, довольствуясь лишь теми ресурсами, что попадутся по дороге, или же потратить больше времени и заглянуть в какой-нибудь магазин или почти развалившийся дом. Конечно, второй вариант куда опаснее — есть вероятность наткнуться на врагов. Награда, впрочем, стоит того — можно, к примеру, отыскать брошюру, которая откроет дополнительную ветку для прокачки Элли.

Рецензия на The Last of Us: Part 2

Отдельная история — тайники, куда не попасть просто так. Надо решить головоломку, отыскать скрытый проход или воспользоваться веревкой — ее можно, к примеру, перекинуть через балку и затем забраться по ней в недоступное ранее место. В таких тайниках зачастую можно отыскать или новое оружие, или просто очень много ресурсов.

Польза от всех этих нововведений очевидная — слегка изменить геймплей, но не слишком — чтобы фанаты первой части без проблем разобрались. Напомню, что Part 2 в названии неспроста — речь идет о продолжении игры, с которой, как предполагают разработчики, вы уже знакомы.

The Last of Us: Part 2 — одна из лучших в индустрии. Запредельно качественная и невероятно дорогая. Это также попытка Naughty Dog продолжить историю, которая, на мой взгляд, продолжения не требовала. Ее авторы с этим, очевидно, были не согласны, поэтому и решились на вторую часть. Хуже они совершенно точно не сделали, и, я уверен, многие решат, что разработчики даже сделали лучше, чем было. В конце концов, теперь мы знаем и о судьбе Элли и Джоэла, и о том, во что превратился мир, пораженный инфекцией, после финала первой части. Стоило ли оно того? Я все еще убежден, что не стоило.