22 сентября 2018
Обновлено 22.09.2018

Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 9 (20-11)

Мы наконец добрались до предпоследней десятки нашего Топа 100 комиксов и манги! В этот выпуск попали самая жуткая японская манга, комикс, получивший Пулитцеровскую премию, несколько шедевров Алана Мура, главный комикс в карьере Брайана Ли ОʼМэлли и многое другое!
Мы наконец добрались до предпоследней десятки нашего Топа 100 комиксов и манги! В этот выпуск попали самая жуткая японская манга, комикс, получивший Пулитцеровскую премию, несколько шедевров Алана Мура, главный комикс в карьере Брайана Ли ОʼМэлли и многое другое!
Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 9 (20-11) - фото 1

О том, почему, как и кем отбирались кандидаты в список, мы рассказывали в первой части нашего топа 100 комиксов и манги. Там же мы рассказывали о том, почему не стоит критично относиться к позициям комиксов в списке, гораздо важнее, что они в принципе попали в него. Места в списке будут иметь значение в самых последних (с конца) десятках.

Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 9 (20-11) - фото 2

20. The Boys

Денис Варков

  • Годы выхода: 2006-2012;
  • Пишет Гарт Эннис, рисует Дэрик Робертсон;
  • Издательство: Wildstorm, позднее Dynamite Entertainment.
  • На русском языке выпускается издательством Fanzon с 2018 года.

The Boys — главный сатирический комикс в карьере невероятно талантливого Гарта Энниса (Preacher, Punisher MAX, Hellblazer, Hitman). Причем в этой истории он высмеивает буквально все — от типичных клише жанра супергероики до политической системы США, где важную роль играет крупный частный бизнес. В этой истории Эннис выкладывается по полной, в своей привычной хулиганской и откровенной манере рассказывая истории, на которые другие авторы предпочитают закрывать глаза.

Главные герои — специальный неофициальный орган ЦРУ, задача которого — выискивать компромат на супергероев и при необходимости напоминать им о том, что суперлюдям не все дозволено. Причем делают они это различными жестокими способами — нередко доходит и до убийства супергероев.

Впрочем, большинство действительно заслужили этого, поскольку давно потеряли свой моральный компас и погрязли в пороках.

Эннис умышленно пишет героев плохими. Он стремиться показать, что сила развращает, меняет человека, делает его таким же злодеем, как те, с кем он пытается бороться. The Boys наглядно демонстрирует, что грань между добром и злом очень тонка, и некоторые герои, сами того не осознавая, давно ее перешли, став совсем другими людьми — худшими версиями себя.

Не забыл Гарт, конечно, и спародировать известных супергероев других издательств. Здесь и «Профессор Икс», ставший педофилом, и «Супермен»-тиран, и озабоченный «Бэтмен», и многие другие. На первый взгляд, Эннис бьет по самым банальным клише, издеваясь над известными образами, но, если задуматься, то на самом деле он иронизирует над широко распространенными мнениями об этих персонажах, показывая, как бы они выглядели, если бы действительно были теми, кем их представляют ненавистники.

The Boys — это очень циничный жестокий и откровенный комикс. Он не для всех. В нем множество сцен секса, убийств, расчленений и прочего, нарисованных максимально детально. С помощью этой реалистичности авторы показывают, как прогнило бы супергеройское сообщество, если бы оно существовало в нашем мире с его реальными проблемами.

Главные герои тоже получились персонажами крайне спорными. Никого из них нельзя назвать однозначно хорошим, в особенности лидера «Пацанов» по прозвищу Мясник. И, тем не менее, его мотивация в комиксе объяснена. В финале истории у читателя не возникает вопросов, почему он ненавидел супергероев и стремился навредить как можно большему их числу.

Отдельно хочется выделить главного героя шотландца Хьюи. Его образ срисован с актера Саймона Пегга (но в сериале по мотивам комикса он, к сожалению, не сыграет). Хьюи — яркий пример простого человека, оказавшегося в ситуации, когда общество, купленное частными компаниями и влиятельными супергероями, делает все, чтобы диктовать свою версию справедливости. И их слабо заботит, что некоторые люди могут пострадать от их действий. Боль и ненависть побудили Хьюи стать одним из «Пацанов», чтобы отомстить им. Но несмотря на все события комикса, он не потерял своей человечности. В отличие от того же Мясника.

Отдельная прелесть комикса — сатира на мерчендайз. Супергероев продажи комиксов, фигурок и прочего барахла, созданного на основе их образов, заботят больше, чем защита мира от реальных угроз. И когда продажи падают, они коллективно придумывают, как их повышать. Это одна из самых смешных частей The Boys. Потому что в реальном мире тем же занимаются издательства комиксов.

Это одна из лучших работ художника Дэрика Робертсона (известного по Transmetropolitan, Happy и Punisher MAX). Он нарисовал большинство обложек (крайне уморительных, между прочим), а лучшее, что ему удалось в серии, так это эмоции персонажей и экшен-сцены, в которых герои иногда буквально разрывают друг друга на части.

Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 9 (20-11) - фото 3

19. Old Man Logan

Никита Казимиров

  • Годы выхода: 2008-2009;
  • Пишет Марк Миллар, рисует Стивен МакНивен;
  • Издательство: Marvel;
  • На русском языке выпускался несколько раз, в последний — издательством «Комильфо» в 2015 году.

Если ты видишь в авторах Марка Миллара, то можешь быть уверен в как минимум неординарной истории. Когда он добрался до Росомахи и решил рассказать о нем в старости, причем в постапокалиптическом сеттинге, то, пожалуй, превзошел сам себя. И раз в наше время один из знаковых мутантов возвращается на страницы комиксов, то самое время вспомнить самую мрачную, но в то же время и самую захватывающую историю о нем.

За пятьдесят лет до описываемых событий суперзлодеи решили окончательно разобраться с защитниками справедливости. Поступили они просто, но эффективно — не выступили против своих классических врагов, а обменялись ими. Мистерио достался Логан, на которого он наслал иллюзию. Росомаха думал, что вокруг него одни лишь злодеи, пока на самом деле кромсал своих товарищей. Когда правда обнаружилась, это сломило Логана, из-за чего он решил больше не выпускать когти.

В начале истории Логан начал новую жизнь, он живет с семьей на ферме и задолжал денег банде Халков, отпрысков Брюса Баннера, который совсем выжил из ума. Чтобы у близких не было проблем, бывший Росомаха соглашается на предложение работы от Соколиного глаза по доставке секретного груза в Новый Вавилон (бывший Вашингтон). В пути он увидит, во что превратились постапокалиптические США под правлением президента Красного черепа.

Что в комиксе заметно сразу же, так это атмосфера отчаяния и безысходности. Ее усиливает и цветовая палитра, состоящая почти из одних выгоревших, тусклых цветов. Да и местному миру определение «выгоревший» подходит идеально.

Мы видим Америку, лишенную своих героев, в которой больше нет надежды и веры в светлое завтра.

Максимальное чувство горечи воплощает в себе сам Логан, который больше ничего не хочет от жизни. Он потерпел поражение и как супергерой, и как человек, он не видит для себя пути обратно, не хочет бороться. Лишь жизненные обстоятельства заставляют его отправиться в путешествие, которое может изменить его навсегда и вернуть былое рвение.

На фоне того, что Логан старается не использовать свои когти, экшен-сцены выглядят особенно изобретательными. Прибавьте к этому огромное количество жестокости в каждом поединке — и получите лучший комикс о Росомахе как минимум по насыщенности действием. Каждая победа дается главному герою с колоссальным трудом, он чуть ли не всегда находится на грани смерти. Зато уж когда он приходит в ярость, то способен разорвать всех на части.

Со «Стариком Логаном» можно ознакомиться даже без знания вселенной Людей Икс и прочих важных событий. Это максимально самодостаточная история о том, как даже величайшие герои ломаются, и все, что способно привести их в чувство, — это всепоглощающая кровавая ярость.

Миллар создал превосходнейшую историю, которую не может испортить никакая излишняя эксплуатация Marvel. Впрочем, Старик Логан достаточно интересный персонаж, чтобы следить за ним даже в не самых лучших сериях.

Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 9 (20-11) - фото 4

18. Хоррор-антологии Дзюндзи Ито

Никита Казимиров

  • Годы выхода: 1987-1998;
  • Пишет и рисует Дзюндзи Ито;* Издательство: Asahi Sonorama;
  • На русском языке не выпускались.

Когда наш топ был только на стадии планирования, мы точно знали, что в него должен был попасть Дзюндзи Ито. Но только какая именно его работа? Если бы мы особо не думали лишний раз, то на этой позиции вы увидели бы «Спираль». Дали бы волю чувствам — восхитительную «Звезду по имени Рэмина» или «Черный парадокс». Захотели бы зайти с чего-нибудь совершенно неординарного — «Распутина-патриота». Однако сюда попала манга The Junji Ito Horror Comic Collection («Коллекция ужасов от Дзюндзи Ито»).

Именно эта антология почти никак не связанных между собой произведений мангаки лучше всего демонстрирует все вершины его таланта. И после прочтения хотя бы парочки его работ вы поймете, что к работе над Silent Hills Хидео Кодзимы его хотели привлечь вполне заслуженно.

Ито — лучший мастер боди-хоррора в нашем мире, потому истории от него пестрят такими ужасами, на которые даже в статике смотреть страшно.

Но автор не создает отвращение ради отвращения, он еще и подкрепляет его необычными историями. Например, о городе, выход из которого не помогут найти никакие карты. Или о человеке, который каждой ночью оставался в мире снов все дольше и дольше, постепенно переставая различать грань между реальностью и грезами. Нельзя не вспомнить и сюжеты о соблазнительной Томиэ, встреча с которой запросто обернется настоящим адом на земле.

Фантазии Ито явно не занимать — это вам не стандартные ожившие мертвецы или демоны из ада. Но даже на этом он не останавливается, а пытается еще и раскрыть некие философские и остросоциальные вопросы. Можно ли использовать потусторонние открытия для лечения болезней, даже если побочные эффекты окажутся необратимыми? Что способно довести человека до самоубийства? Как преодолеть ужасы ежедневного существования в суровом мире? Сквозь подчеркнуто гротескные образы мангака раскрывает близкие всем вопросы.

Тем ироничнее, что человеческие персонажи в историях Ито не выделяются особыми качествами. Они даже визуально почти все идентичны, их характеры порой сводятся до одной черты, а временами они поступают очень нелогично. Но учитывая, какая фантасмагория ночного кошмара разворачивается на страницах хоррор-антологий, читатель с легкостью может разделить чувства героев.

Говоря честно, мы немного схитрили. Поставив на эту позицию топа «Коллекцию ужасов от Дзюндзи Ито», мы хотели сказать, что все творчество автора равнозначно прекрасно. «Спираль», «Рыба», «Голос во тьме», «Кошачий дневник» и многое другое смогут запросто вас напугать и удивить. Так что выбирайте завязку себе по душе и скорее откройте для себя удивительный мир кошмаров Ито.

Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 9 (20-11) - фото 5

17. Комиксы Алана Мура о Лиге выдающихся джентльменов

Денис Варков

  • Годы выхода: 1999-настоящее время;
  • Пишет Алан Мур, рисует Кевин ОʼНил;
  • Издательство: Wildstorm, позднее DC Comics, позднее Top Shelf;
  • На русском языке выпускается издательством «АСТ». В период с 2016 по 2018 год вышло три тома. Серия продолжается.

«Лига выдающихся джентльменов» (далее «ЛВД») — это один из главных экспериментов Алана Мура, в котором он постарался создать уникальную вселенную, совместив в ней различных персонажей литературы 19 и 20 века.

С каждым новым томом в этот мир добавлялись все новые герои. В «Лиге» сосуществуют древние боги Говарда Лавкрафта, враждебные инопланетные расы Герберта Уэллса и детективные загадки Артура Конан Дойля.

Идея «ЛВД» родилась из желания Мура сделать комикс о Лиге справедливости в Викторианской Англии. Обдумывая этот концепт, он постепенно пришел к мысли о том, что связать в одном произведении героев различных художественных произведений, заставив их взаимодействовать, будет интереснее, чем представить интерпретацию супергероев в викторианской стилистике (похожий концепт, кстати, был в комиксе «1602» Нила Геймана, тоже попавшем в наш топ).

В команде были Мина Мюррей, мистер Хайд, капитан Немо, Аллан Квотермейн, Человек-невидимка и другие. Эти, казалось бы, несочетаемые персонажи были вынуждены отбросить разногласия ради общей цели — спасти Англию. Причем причины участвовать в этом у каждого свои.

В начале 2000-х годов сложно было представить комикс, в котором будут сосуществовать персонажи «Доктора Джекилла и мистера Хайда», «Войны миров», «Острова доктора Моро» и других знаковых фантастических романов. Как все это можно связать одной историей? Как она может выглядеть адекватно, если у персонажей совершенно разные сеттинги и временные рамки? Алан Мур позволил себе импровизировать, и ряд известных персонажей в «ЛВД» отличается от своих аналогов из комиксов. Тем не менее, они узнаваемы, местами даже слишком. Словно Алан советовался с авторами при работе над поведением их персонажей.

И при этом Мур не забывает о концепте команды героев. Его Лига стремится спасти мир от неминуемой угрозы (по ходу «ЛВД» она меняется несколько раз), но этот глобальный сюжет становится фоном, а на первом плане — взаимодействие персонажей, которых никто никогда до Алана не сталкивал друг с другом.

В этом главная особенность комикса — фантастические персонажи оказываются гораздо человечнее простых людей. И в то же время они находят в себе силы совершать трудный выбор, когда нужно жертвовать сотнями ради спасения миллионов.

Каждый том вносит в мир «ЛВД» что-то новое. Каждая глава истории отличается от остальных, чувствуется иначе, действительно показывая смену времени и отражение этих перемен на страницах комикса. И в этом мире сочетаются реалии нашего мира и вымышленные, магические, потусторонние, инопланетные, сверхъестественные элементы. Мур переплетает это все в нечто поражающее воображение, а художник Кевин Оʼнил помогает ему в этом своим необычным рисунком, стилизованным под старые комиксы (с невероятным количеством деталей!). Из-за рисунка даже может сложиться впечатление, что история — ровесница своим героям, но это, конечно, не так.

Отдельное достижение «ЛВД» — метатекстуальность. Здесь просто бесчисленное количество отсылок, упоминаний, намеков, прямых визуальных цитирований. Причем не только различной литературы 19 и 20 веков, но и каких-то социокультурных явлений, задевавших общество в эти столетия. Найти и осознать их все при первом, втором и третьем чтении попросту невозможно. Здесь как минимум необходим огромный кругозор в литературе и истории охваченного периода. Лично я впервые читал «ЛВД» в школе, а спустя десять лет перечитывал, и передо мной был совершенно другой комикс, в котором я открыл множество вещей, ранее мне недоступных.

Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 9 (20-11) - фото 6

16. One-Punch Man

Никита Казимиров

  • Годы выхода: 2009-настоящее время;
  • Пишет One, рисует Юсукэ Мурата;
  • Издательство: самиздат, позднее Shueisha;
  • На русском языке выпускается издательством «Азбука». В 2018 году вышло шесть томов в трех книгах. Серия продолжается.

Первая глава One-Punch Man вышла в 2009 году и уже тогда отличалась от большинства сёнэнов. Ведь обычно любая крупная манга начинается с небольшого ваншота, замеченного каким-нибудь издательством, а уже дальше идет стандартная сериализация. Но мангака ONE (настоящее имя он скрывает) выбрал совершенно иной подход. Он создал собственный сайт, на котором самостоятельно выкладывал главы.

Его манга рассказывает о мире, в котором супергерои и суперзлодеи давно стали обыденным явлением. Чуть ли ни каждый день обычные жители вынуждены терпеть масштабные разрушения из-за бушующих тут и там битв. Для контроля над деятельностью героев была создана Ассоциация Героев, призванная оперативно реагировать на вторжения монстров, инопланетных сил и прочих злодеев.

Главному герою Сайтаме поначалу нет дела до подобных забот, ведь геройство стало для него таким же хобби, как поиск продуктов по самым лучшим скидкам и видеоигры. Загвоздка в том, что благодаря активным тренировкам (из-за которых у него даже выпали волосы) он стал самым сильным человеком в мире. Из-за этого все его противники умирают с одного удара, а Сайтама получает все меньше и меньше удовольствия от своего увлечения.

Сначала можно подумать, что приключенческая история, в которой главный герой не испытывает никаких опасностей, совершенно не вызывает интереса. Но ONE и не намеревался делать из своей манги напряженный и драматический сёнэн.

Ключевой жанр One-Punch Man — пародия, и с ним история справляется превосходно. Автор смело высмеивает все шаблоны One Piece, Bleach и прочих Naruto. Где в ином произведении сюжетная арка растянулась бы на несколько десятков глав, тут все решается за пару страниц. Вместо слезливых моментов — отличная, искрометная шутка или же выражение абсолютной скуки от главного героя.

ONE через своих персонажей сумел дать новый взгляд на супергероику. В One-Punch Man ее суть заключается не в постоянном преодолении себя, усердных тренировках и отчаянных сражениях. Геройство в веб-комиксе — это череда случайностей и совпадений, вещь настолько же бытовая, как поход в магазин за продуктами на неделю. Да и пресловутых героев нельзя назвать однозначно приятными людьми — многие из них высокомерны и коварны, а некоторые даже откровенно странные и жуткие. Но именно столь чудные люди и спасают мир от неминуемой гибели.

Единственный спорный момент — визуальный стиль, который больше напоминает карикатуру, чем полноценный комикс. Но в 2012 году и этот недостаток исправили благодаря печатному переизданию с рисунком от Юсукэ Мураты (Eyeshield 21).

Сюжет в нем не изменился, но вот картинка вышла на запредельный уровень качества. Каждый разворот стал произведением искусства, а экшен-сцены по праву считаются чуть ли не лучшими в современном искусстве. Перед ней не смог устоять даже наш критик Александр Башкиров.

И раз уж второй сезон от студии J.C.Staff ждать еще целый год, то сейчас самое время приобщиться к одному из самых необычных приключений последних лет, в котором все проблемы решаются одним ударом. Влияние манги, кстати, сильно заметно в не менее знаменитой Boku no Hero Academia. Потому если вы хотите узнать, как можно сделать захватывающее приключение с битвами, заканчивающимися «по щелчку», то добро пожаловать во вселенную One-Punch Man.

Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 9 (20-11) - фото 7

15. Scott Pilgrim

Илья Бройдо

  • Годы выхода: 2004-2010;
  • Пишет и рисует Брайан Ли ОʼМэлли;
  • Издательство: Oni Press;
  • На русском языке выпускался несколько раз, в последний — издательством «Комильфо» в 2015–2017 годах.

«Скотт Пилигрим» — очень необычный комикс. Когда Брайан Ли ОʼМэлли закончил первый том истории про 23-летнего басиста из Торонто, он думал, что ему удастся продать не больше тысячи копий. Вместо этого «Скотт Пилигрим» разросся до шести томов, миллионных продаж, а также фильма (снятым не кем-то там, а самим Эдгаром Райтом!) и игры. И не зря.

При создании «Скотта» ОʼМэлли вдохновлялся сёнэн-мангой (мангой для мальчиков-подростков), но в то же время хотел сделать что-то среднее между американскими и японскими комиксами. И в результате у него получился свой уникальный стиль, который он продолжает использовать в своих работах и по сей день.

Одна из самых заметных черт смешивания двух стилей комиксов в «Скотте» — его основной конфликт: борьба с семью злыми бывшими берет вдохновение как из классических восьмибитных игр, так и из одного из классических тропов манги, где очень часто главному герою противостоит какой-нибудь «босс».

Каждый персонаж «Скотта» — от самого Пилигрима, группы Sex Bob-omb и его соседа Уоллеса до Рамоны и ее семи бывших — не похож на другого и отлично проработан: у них есть свои черты характера и уникальный юмор (или его отсутствие). И именно поэтому история о том, как Скотт сражается за свою любовь, даже несмотря на солидный объем (около 1300 страниц!), увлекает до самого конца и заставляет потратить всю ночь, чтобы узнать, чем же все закончится (это из личного опыта).

Но помимо эволюции самого Скотта, в «Скотте» можно заметить эволюцию и самого Брайана Ли ОʼМэлли. За восемь лет работы над комиксом можно увидеть, как Брайан все больше и больше начинает понимать, как делать комикс забавным (это была одна из его изначальных целей после выхода его первой книги Lost at Sea), как прописывать персонажей и куда вести сюжет.

В 2010 году вышел фильм «Скотт Пилигрим против всех» (Scott Pilgrim vs. The World) от режиссера Эдгара Райта с Майклом Серой в роли Скотта и Мэри Элизабет Уинстед в роли Рамоны Флауэрс. Он получил хорошие отзывы критиков и зрителей, но, как часто бывает с подобными фильмами, провалился в прокате. Фильм стоит вашего внимания — один только саундтрек, в котором песни группы Sex Bob-omb написал известный мультиинструменталист Beck, чего стоит.

**Занятный факт:**фильм снимался до того, как у ОʼМэлли была готова концовка комикса, и поэтому в самом конце ее пришлось переснимать.

В том же 2010 году на консоли PlayStation 3 и Xbox 360 вышла игра Scott Pilgrim vs. the World: The Game — кооперативный beatʼem up до четырех игроков, в котором нужно пройти семь уровней, чтобы победить семь злых бывших. Игра получила хорошие оценки критиков, но сейчас в нее поиграть будет проблематично — в 2014 году ее изъяли из всех цифровых магазинов, вероятно, из-за истечения срока действия лицензии.

Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 9 (20-11) - фото 8

14. From Hell

Александр Башкиров

  • Год выхода: 1999;
  • Пишет Алан Мур, рисует Эдди Кэмпбэлл;
  • Издательство: Top Shelf Productions;
  • На русском языке выпущен издательством XL Media в 2018 году.

Лично я поставил бы From Hell на вершину любого топа комиксов — просто потому, что Алан Мур и Эдди Кэмпбелл в этом графическом романе раскрыли максимум комикса как формы искусства. Это аналог «Улисса» из литературы или «Белого альбома» из музыки — настолько же безумно сложное, насколько и бесконечно интересное произведение, полный потенциал которого не был оценен ни в годы выхода, ни в наши дни, и вряд ли будет понят в оставшееся человечеству на этой планете время… в том числе, вероятно, и самими авторами. Ни в кино, ни на телевидении, ни в видеоиграх ничего подобного нет — эти сравнительно молодые медиа еще просто не доросли.

Под творческим руководством Мура комиксы за двадцать лет прошли эволюцию, которая без него, скорее бы, не произошла вообще или растянулась бы на столетия — от супергеройских историй «с подтекстом» (Swamp Thing, V for Vendetta, Top 10, Watchmen) до чистейшего полета авторской фантазии через мировую литературу, мифологию и порнографию (The League of Extraordinary Gentlemen, Promethea, Lost Girls). Но в ранних 90-х, перелетая из детских и подростковых сюжетов о людях в масках и плащах в интересные лишь лично автору темы, Мур в первый (и, видимо, в последний) раз затронул true crime, истории о реальных преступлениях… и заземлил о холодные факты криминальной хроники свои потрясающие, пробирающие до глубины души озарения о природе человеческой цивилизации, да и самой окружающей нас реальности.

В результате получился From Hell — увесистый томик на 600 страниц, содержащий почти неподъемную для читателя нагрузку. Именно в этом «почти» — секрет таланта Алана Мура, грань, отделяющая гений от графомании.

Изначально Мур планировал взять какое-нибудь малоизвестное преступление из британской истории — но после ряда успехов в комиксах как в США, так и у себя на родине, достаточно уверовал в свой талант, чтобы взяться за, пожалуй, самую сенсационную серию убийств вообще. Речь, конечно, о преступлениях так называемого Джека Потрошителя в осеннем Лондоне 1888 года. Серийный маньяк с такой жесткостью растерзал пятерых (по официальному канону) проституток, что убийства потрясли даже жителей неблагополучного Уайтчэпела конца 19 века.

Из авторского послесловия и комментариев к изданию From Hell одной книгой (до этого комикс выходил в странных антологиях и андерграундных издательствах) можно убедиться, какой громадный объем работы проделали Мур и Кэмпбелл по воссозданию лондонских улиц тех годов, месяцев, дней, часов и даже минут — последствия одного из убийств переданы с железной четкостью полицейского рапорта. Но документальных и псевдо-документальных произведений о Потрошителе создано просто невероятное количество, и во многих из них авторы проявили не меньшую, а то и большую скрупулезность. Нет, ценность графического романа — как раз в тех моментах, когда Мур оставляет позади канон (даже теория о личности Джека тут позаимствована из другой книжки) и начинает фантазировать.

Лучшая, на мой взгляд, глава комикса — это подготовка к убийству, в которой Джек (личный врач Ее Величества сэр Уильям Галл) с главным сообщником, простым кучером Нетли пускаются в экспедицию по Лондону. Галл показывает Нетли достопримечательности вроде Иглы Клеопатры, объясняя их значение в безумной космологии, сложившейся в голове у хирурга после пережитого им инсульта. Алан Мур вплетает реальные исторические и биографические факты (вроде обагренной кровью истории Иглы и реального медицинского состояния Галла) в придуманную лично Муром историю о богах, мужчинах, женщинах и жертвоприношениях, которые первые испокон веков получают от вторых, чтобы удержать в подчинении третьих.

Вся история банальных и бессмысленных убийств на сексуальной почве, которые происходили и будут происходить в маленьких городках и огромных мегаполисах, оборачивается сюжетом о грандиозном побоище во славу высших сил, удерживающих воедино нашу Вселенную. Кромсая проституток, Уильям Галл «принимает роды двадцатого века» с его мировыми войнами — ткань реальности расползается под его ножом, и Джек-Потрошитель из лондонских подворотен заглядывает в будущее.

Уникальность комикса как арт-формы в том, что страницу можно держать раскрытой сколько угодно времени, перечитывать снова и снова. Читателя не гонит вперед неумолимый хронометраж, а пересматривать картинки легче, чем снова и снова вчитываться в один и тот же кусок текста, пытаясь достучаться до его самых глубинных, потаенных смыслов. From Hell — единственный комикс, рассчитанный именно на такое чтение с первой и до последней панели.

В заключение скажу пару слов об уникальном арте Кэмпбелла. Он далеко не лучший в комиксах, но рисунок From Hell соответствует творческими задачам сценариста так, как ни соответствовал арт ни одного из работавших с Муром талантливых (и даже гениальных) художников. Арт больше всего похож на рисунки углем, сделанные пациентом психиатрической лечебницы, — улицы, лица, ракурсы, очертания предстают болезненно-искаженными, черный цвет яростно вытесняет со страницы белый. В моем самом любимом моменте комикса несколько панелей абсолютно черные, потом появляется одна-единственная белая точка… она увеличивается… возникают силуэты… и мы понимаем, что видим свет в конце туннеля над Темзой, по которому юный Галл плывет на барже с отцом.

В моем тексте о Top Ten я немного рассказывал о творческих приемах Мура — он умеет не только до отказа насыщать картинку говорящими деталями, но и показывать пустоту или дублировать одну и ту же панель с изменением мелких деталей на одном плане… и From Hell — его самый смелый в плане нарративных приемов сценарий, поддерживаемый и выводимый в дикое, неизведанное в художественном отношении «никуда» самым смелым в истории творческих коллабораций Мура рисунком.

Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 9 (20-11) - фото 9

13. Punisher MAX

Ибрагим Аль Сабахи

  • Годы выхода: 2004-2009;
  • Пишет Гарт Эннис, рисуют Льюис Лароса, Горан Парлов, Леонардо Фернандез, Даг Брейтвайт и другие;
  • Издательство: Marvel;
  • На русском языке выпускается издательством ALDEN Comics. В период с 2016 по 2018 издано три тома. Серия продолжается.

Каратель уже давно стал культовым персонажем. Комиксы о нем писало огромное количество авторов. Но общепризнанным лучшей стала серия Гарта Энниса. И не та, что входит в обычную вселенную Marvel, а та, что из вселенной серии Max (в одноименном импринте издательства). Эннис написал в ней первые шестьдесят выпусков (большую часть), а дальше пришли другие авторы. Комикс заметно отличался от основной вселенной, так как жестокость в нем была возведена в абсолют (включая сцены секса), а люди со сверхспособностями не существовали вовсе.

В ней Фрэнк Касл представал невероятно кровожадным ветераном в возрасте около 50 с лишним лет — большую часть своей жизни он посвятил войне с преступностью. Временами создавалось ощущение, что убийства для него как кислород. Он не щадил ни женщин, ни стариков, ни даже друзей, если они переходили закон. И расправлялся с ними всегда максимально жестокими способами.

Отсутствие супергероев придало серии ту необходимую мрачность и реалистичность, которая была необходима персонажу, а отсутствие цензуры развязало автору руки, чтобы он мог написать безумные, но вполне приземленные истории из жизни Карателя. В некоторых из них вроде моей самой любимой «Ирландской кухни» Фрэнк Касл отходит на второй план, и больше внимания уделяется различным криминальным объединениям, которые устраивают разборки после смерти одного из авторитетов. В ней много черного юмора, великолепные экшен-сцены и яркие антагонисты, а уж рисунок Леонардо Фернандеса — просто услада для глаз.

Серия поднимала различные серьезные темы: борьба с терроризмом, секс-рабство, отношение правоохранительных органов к самосуду и многое другое. Именно этот комикс подарил Карателю одного из самых лучших врагов — Барракуду, чернокожего бывшего военного, который не только обладал всеми талантами Касла, так еще и был чертовски везуч. Их конфронтации — это просто ода насилию и демонстрация образцового построения экшен-сцен в комиксах. Которых, кстати, в этой серии просто уйма и почти все они прекрасны.

Любая рукопашная схватка превращалась в бойню на двух человек, где Фрэнк Касл поражал своей выносливостью и терпимостью к боли и где его соперники независимо от возраста и пропорций могли причинить ему максимальный ущерб. При чтении буквально чувствуешь боль вместе с Карателем. Да взять, к примеру, его бой в первом сюжете с Питси, где они рвали друг друга на куски, словно дикие псы.

Каратель всегда был больше про экшен, чем про сюжет, так что восхвалять излишне какие-то сценарные решения я не вижу смысла, но отмечу, что идея со вдовами убитых бандитов, решивших отомстить за своих мужей, была любопытной, да и упомянутая мною «Ирландская кухня» показала, что комикс про Карателя с второплановым присутствием титульного персонажа тоже может быть прекрасным.

Именно на этой серии основывался, на мой взгляд, лучший фильм про Касла — «Каратель: территория войны». Несмотря на всеобщую ненависть, именно он смог показать идеального Фрэнка Касла и самые креативные убийства в его экранных адаптациях, хоть сценарий и был средним, а злодеи — карикатурными.

Тем, кто любит кровавые боевики, эта серия обязательна к прочтению, а тем, кто по какой-то причине читал о нем лишь в совместных с супергероями комиксах, и подавно.

Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 9 (20-11) - фото 10

12. Maus

Александр Башкиров

  • Годы выхода: 1972-1991;
  • Пишет и рисует Арт Шпигельман;
  • Издательство: Pantheon Books;
  • На русском языке выпускался издательством «АСТ» в 2013 году.

Одна из самых жутких и правдивых историй о выживании в концлагерях. Maus американского художника и сценариста Арта Шпигельмана рассказывает о реальных событиях, пережитых его отцом, польским евреем Владеком Шпигельманом, в годы Второй мировой войны.

То, что участвующие в происходящем нации изображены в виде мышей, кошек, собак и лягушек (не трудно догадаться, кто есть кто), скорее усиливает, нежели умаляет психологический эффект от отображаемых в графическом романе кошмаров.

Сегодня, в годы «Коня БоДжека», подчеркнуто мрачные и реалистичные истории с милыми антропоморфными животными — общее место, но в годы публикации (да и после них) «Маус» вызывал неоднозначную реакцию (польские граждане, скажем, там поголовно отображены в виде свиней). Мне кажется, у Арта Шпигельмана просто не было другого выхода — рисунок в комиксе очень простой, на грани газетной карикатуры, и человеческие лица над всеми этими повязками со свастиками и полосатыми пижамами смотрелись бы дико… этаким стрипом в духе «Арчи», в котором изображен Холокост.

Нарисовав мышек и кошек, Шпигельман не только упростил себе задачу как художник, он добился верного психологического эффекта. Главное — это события… лица участвовавших в них людей каждый читатель в состоянии вообразить себе самостоятельно.

А история в «Маусе» такая, которую нельзя было придумать в принципе. В годы самой страшной войны в истории человеческой расы творились самые безумные, невообразимые вещи — Шпигельман ничего не добавляет от себя и повествует о них со слов отца в нарочито-бесстрастной манере. Весь комикс построен как интервью, которое Шпигельман-младший (в образе мыши) берет у Шпигельмана-старшего (тоже в образе мыши), и это больше, чем просто красивый художественный прием.

Такой подход позволяет писателю передать не одну сюжетную канву, но и уникальный голос рассказчика, который не только пережил все эти ужасы, но и успел с ними примириться, оставить в прошлом.

На ломаном английском Владек спокойно рассказывает об уничтожении варшавского гетто, Освенциме, выживании в лагере и марше смерти в Дахау, где к концу войны условия существования становятся еще более немыслимо невыносимыми.

Все это завернуто в биографию семейства Шпигельманов до и после войны, где тоже хватает ужасных моментов — мама Арта покончила жизнь самоубийством, сам Арт ходит к психиатру и борется с нежеланием рассказывать столь леденящую кровь историю. Еще более глубинная жила в «Маусе» — рассуждения о том, имеют ли право на существование такие сюжеты вообще, кто в итоге оказался прав — мама Арта, написавшая дневник о своей жизни в Освенциме, или папа Арта, сжегший ее дневник до того, как сын смог его прочитать. Комикс не дает четкого ответа — но сам факт его существования красноречиво свидетельствует о том, на чью сторону склоняется Арт Шпигельман.

Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 9 (20-11) - фото 11

11. Marvels

Станислав Банар

  • Год выхода: 1994;
  • Пишет Курт Бьюсик, рисует Алекс Росс;
  • Издательство: Marvel;
  • На русском языке издавался несколько раз. В последний — издательством Jellyfish Jam в 2017 году.

Marvels Курта Бьюсика и Алекса Росса показывают ранние годы вселенной Marvel и основные события, произошедшие на заре супергероев. Однако, в отличие от стандартной супергероики, авторы подают сюжет от лица обычного человека — фотографа Фила Шелдона.

По долгу службы Фил всегда оказывается на передовой. Он видит первую презентацию оригинального Человека-факела, свадьбу Мистера Фантастика и Женщины-невидимки из Фантастической четверки, смерть Гвен Стейси и еще целый набор важных событий вселенной Marvel. На фоне же раскрываются истории второстепенных персонажей вроде Джея Джоны Джеймсона, проходящего путь от репортера до издателя Daily Bugle.

Бьюсик и Росс показывают реакцию Фила и общества в целом на происходящее, раскрывают влияние прессы на сознание людей и то, как мнение одного человека может изменить восприятие отдельных событий широкими массами. Marvels затрагивает темы дискриминации и неприятия большинством людей отдельных пластов общества.

С другой стороны, в комиксе демонстрируется и локальный конфликт — работы и семьи главного героя. Бьюсик пишет автора, для которого дело всей жизни — единственный приоритет. Из-за него он чуть не теряет возлюбленную, из-за него он даже едва не погибает. Несмотря на это, Шелдон раз за разом бросает все дела и бежит фотографировать людей в трико.

Визуально комикс описать можно довольно просто: Алекс Росс. Кого еще можно было нанять для работы над комиксом, чья главная особенность — реалистичный взгляд на супергероев? Увы, но не могу не признать — динамики в работах Росса я практически не замечаю. Позы, ракурсы — тут вопросов нет, видно, насколько художник усердно работал над этим, но фотореалистичный стиль почему-то препятствует восприятию движения объектов. К счастью, боевых сцен в комиксе не слишком много, поэтому последнее замечание скорее личная придирка, нежели реальный минус истории.

Marvels Бьюсика и Росса — замечательный комикс о не менее замечательных людях. В середине нулевых вышел совершенно ненужный сиквел. Его смело можно пропустить, а вот изданные на русском (аж дважды) «Чудеса» пропускать не рекомендую, даже если вселенная Marvel вас не особо интересует.

Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 9 (20-11) - фото 12
Комментарии 17
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Eugene Sherban
Eugene Sherban

начинал boys два раза, но оба раза не зашло. то ли перевод был ужасный (брал что было в сети), то ли не мой формат, хотя я такую чернуху люблю

Toxic Paladin Alonger MMLXXVII
Toxic Paladin Alonger MMLXXVII

Поправка Азбука уже выпустила 6 томов в 3 книгах в 2018-ом.