Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 2 (90-81)

Денис Варков
Редакция «Канобу» продолжает рассказывать о комиксах и манге, попавших в наш топ 100. Во второй (с конца) десятке по результатам нашего голосования нестандартная супергероика от «Большой двойки», культовая манга и несколько комиксов, о которых вы могли никогда и не слышать. Но это не помешало им заслужить включение в наш список.

О том, почему, как и кем отбирались кандидаты в список, мы рассказывали в первой части нашего топа 100 комиксов и манги. Там же мы рассказывали о том, почему не стоит критично относиться к позициям комиксов в списке, гораздо важнее, что они в принципе попали в него. Места в списке будут иметь значение в самых последних (с конца) десятках.

90. Sex Criminals

  • Годы выхода: 2013 — наши дни;
  • Пишет Мэтт Фрэкшн, рисует Чип Здарски;
  • Издательство: Image;
  • На русском языке выпускается издательством «Комильфо». За 2015–2017 года вышло три тома. Серия продолжается.

Важнее всего в разговоре про комиксы в России (но, слава богу, такое время уже подходит к концу) постоянно повторять, что это «не только про супергероев», а вообще-то про все. Одним из самых действенных аргументов за последние четыре года стала серия «Секс-преступники» Мэтта Фрэкшена и Чипа Здарски.

Это история про… то, как два человека встречаются, занимаются любовью (останавливают время) и грабят банки. Ну, по крайней мере, в лучших первых двух томах серии. Но на деле, магия этого комикса в интонации, с которой он говорит с читателем.

Тема секса была и остается довольно закрытой для серьезного и спокойного разговора, но Sex Criminals с, казалось бы, абсолютно исключающей любую «серьезность» завязкой находит способ рассказать об отношениях и обо всем, что с ними связано.

Это теплый, искренний и уморительный комикс, а также одна из лучших работ Мэтта Фрэкшена и уж точно лучшая у Чипа Здарски.

Серия продолжается и по сей день, но при этом не издыхается и не скатывается в самопародию: она все глубже и глубже раскрывает тему отношений между взрослыми людьми, постепенно отходя от изначального концепта про «грабежи + секс». Кроме того, на фоне приземленной линии об отношениях Фракшен и Здарски раскрывают и мифологию комикса, внедряя абсурдные явления и персонажей, которые при этом имеют смысл.

Хотя в комиксе идет разделение между сценаристом (Фракшен) и художником (Здарски), они работают в тандеме над всеми элементами серии, и «Преступники» — продукт их магической синергии, так как авторы прекрасно дополняют друг друга.

Со Здарски я общался дважды: в 2014** и в [2015](https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fdaily.afisha.ru%2Farchive%2Fvozduh%2Fbooks%2Fsex-criminals%2F&cc_key=), а вот с Фракшеном не вышло — [затянул с вопросами для интервью**](https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fkanobu.ru%2Fnews%2Fpochemu-promo-intervyu-dolzhnyi-umeret-376289%2F&cc_key=) и получил цифровой подзатыльник.

89. Gotham City Sirens

  • Годы выхода: 2009-2011;
  • Пишут Пол Дини, Тони Бедард и Питер Каллоуэй, рисуют Пите Нгуен, Гиллем Марч, Дэвид Лопез и другие;
  • Издательство: DC Comics;
  • Не издавался на русском.

Один из самых ярких, глубоких и цельных комиксов о Бэтмене, в котором самого Бэтмена практически нет.

Это мини-серия из 26 выпусков, имеющая четкую и мощную концовку. История вплетена в старое «континьюити» Бэтмена, но и без знания более широкого контекста, изолировано, серия читается без каких-либо проблем, она самодостаточна и не сбивает с толку упоминаниями внешних событий.

Посвящен комикс трио злодеек: Женщине-кошке, Харли Квинн и Ядовитому Плющу. Динамика, если предельно все упростить, такова: Харли любит Джокера, тот раз за разом издевается над ней, предает и использует ее. Айви любит Харли (и не просто как подругу), поэтому пытается вытащить ее из этих отношений, пока Джокер окончательно не погубил ее.

Харли вроде прислушивается к голосу разума, понимая, насколько нездоровые чувства управляют ей, но временами она все еще срывается то в одну, то в другую сторону. Кошка же вплетается в этот треугольник как рефери, пытаясь понять, есть ей дело до кого-то еще, способна ли она заботиться о подругах и доверять им или же ей лучше будет гулять самой по себе.

Нежная забота Айви о Харли — то, что запоминается сильнее всего. Это потрясающе прописанная линия, которая дает непривычную для комиксов глубину и искренность. На фоне, естественно, происходят сражения суперзлодеев и очередные побеги из Аркхэма, но это все проваливается со временем в трещины памяти, а эта трепетная забота, попытка спасти безумную девчонку от самой себя — остается.

Написана серия тремя авторами, но основным является Пол Дини, человек, придумавший Харли Квинн. Неудивительно, что именно он и создает историю, в которой эта героиня раскрывается наиболее ярко.

У многих комиксов Бэтмена абсолютно потрясающий арт. Вспомнить хотя бы гениального Тима Сейла, нарисовавшего «Долгий Хэллоуин» и «Темную победу», написанные Джеффом Лоэбом (который сейчас ведет телеподразделение Marvel). Над «Сиренами» работал целый ряд художников, но им удалось сохранить единый стиль и потрясающее качество рисунка. Обложки именно этого комикса — одни из немногих обложек комиксов, что запомнились мне навсегда. Особенно последняя, на которой героини стояли с оружием друг друга — кадр настолько мощный по идее и постановке, что настраивает на нужный лад еще до того, как вы откроете первую страницу.

Если вам хочется сесть и прочитать что-то человечное и оригинальное в мире Бэтмена — это отличная короткая серия, не отнимающая много времени, но дающая куда больше, чем можно представить.

88. X-Factor Vol.3

  • Годы выхода: 2006-2009;
  • Пишет Питер Дэвид, рисуют Райан Сук, Дэннис Калеро, Пабло Раймонди, Скотт Итон и другие;
  • Издательство: Marvel;

  • Не издавался на русском.

X-factor — спин-офф линейка комиксов о Людях Икс, которая переизобреталась в каждом томе, меняя авторов, состав команды и жанр. Я советую конкретно третий том, потому что остальные сильно отличаются как по сути (сюжету, героям, атмосфере), так и по качеству.

Том 3 рассказывает про детективное агентство, возглавляемое Множителем Мэдроксом, способным создавать копии самого себя. Его коллегами становятся Силач Гвидо, оборотень Рене, Моне, избалованная стерва со способностями Супермена, Сирена, дочь Банши с такими же способностями к суперкрику, и Лайла Миллер — девочка, которая знает всякое. Ах да, еще есть Риктор, мутант, который был способен вызывать землетрясения, но лишился способностей в День М. Теперь он помогает команде по большей части в качестве хакера. Динамика между этими персонажами и есть самое любопытное. Дела, которые они расследуют, всегда присутствуют лишь фоном, но это не значит, что в них нет ничего интересного.

Я уже упоминал, что именно эта серия комиксов запомнилась мне больше всего не только из мутантских тайтлов, но из комиксов вообще (пока я не прочитал «Люцифера», занявшего первое место в моем личном списке).

Талант писателя Питера Дэвида был заметен с первых же страниц: атмосфера нуарного детектива и внутренние монологи героя в духе Макса Пейна, живые и объемные персонажи, захватывающие оригинальные сюжеты — все было необычно и неожиданно великолепно выполнено. Серия хороша настолько, что я осмелюсь советовать ее даже тем, кто не собирается читать остальные комиксы о Людях Икс или супергероику вообще.

Ее можно читать в отрыве от остальной вселенной Марвел, даже тем, что никогда не читал комиксы. Я не стал бы советовать ее столь уверенно, если бы не проверил на своих знакомых. Она и впрямь способна увлечь даже тех, кто с трудом воспринимает комиксы как жанр. Прежде всего просто потому, что она талантливо и серьезно написана, и потому, что вместо сказочных драк в космосе ее герои решают куда более приземленные проблемы, в том числе и возникающие и внутри их детективного бюро. И конечно, свою роль играет прекрасный тонкий юмор, ощущение тайны и дополнительных слоев смысла. И еще это единственный комикс, все же сумевший выдавить из меня слезу. Фильму не так сложно растрогать, а вот так надавить на эмоции исключительно текстом и статичной картинкой — это дорогого стоит. Достаточно прочитать первый же выпуск, вы втянетесь моментально.

87. Batman: The Killing Joke

  • Год выхода: 1988;
  • Пишет Алан Мур, рисует Брайан Болланд;
  • Издательство: DC Comics;
  • На русском языке комикс выпущен издательством «Азбука» в 2016 году.

Когда речь заходит о Бэтмене, то в голове сам собой возникает образ Джокера. Преступный принц Готэма получился более привлекательным как персонаж, чем вечно угрюмый и готовый ко всему Темный Рыцарь. И можно подумать, что они противоположны во всем. Но «Убийственная шутка» доказывает, что в них больше общего, чем кажется, и в целом оказывает большое влияние на парочку персонажей DC.

Джокер снова проявляет свой преступный гений. На этот раз его целью стали комиссар Гордон и его дочь Барбара. Он хочет доказать, что даже самый честный человек способен впасть в безумие после одного неудачного дня (как он сам когда-то). А параллельно клоун-принц вспоминает свою «главную неудачу в жизни».

У самого известного клоуна вселенной DC сейчас есть множество ипостасей, но раньше его прошлое было покрыто ореолом тайны. Именно Мур в своей «Шутке» показал историю становления суперзлодея, в которой не было ни маниакальной одержимости Бэтменом, ни стремления к странным и жутким забавам. Только один человек, жизнь которого в один момент стала разваливаться на куски.

Впрочем, Джокер и сам признается, что не стоит слишком сильно верить его словам, ведь он хочет иметь простор в выборе своего прошлого. А вот на Барбару Гордон сюжет повлиял сильнее, приведя к появлению в комиксах Оракула.

Но, пожалуй, самая главная идея комикса заключается в том, что каждый по-разному борется с безумием внутри себя. Пока у одних опускаются руки и они впадают в отчаяние, сводящее с ума, другие даже в самых безнадежных ситуациях не теряют веры в свои идеалы. А третьи же надевают костюм летучей мыши и идут сражаться с преступностью.

«Убийственная шутка» оказала большое влияние на дальнейшие сюжеты о Бэтмене. Каноническое происхождение Джокера долгое время бралось именно отсюда, Оракул не покидала комиксов DC несколько лет, а одержимость Темного Рыцаря своим главным врагом вышла на новый уровень. К творению Мура и Болланда не раз отсылались и другие комиксы, Кристофер Нолан и Тим Бертон признавались, что вдохновлялись им при съемках своих фильмов, и даже в серии игр Batman Arkham оно упоминается.

Если визуальная часть «Убийственной шутки» покажется вам архаичной, то стоит обратить внимание на издание 2008 года, которое получило более мрачные цвета, соответствующие настроениям сюжета, и небольшое послесловие. А вот с анимационным фильмом по мотивам лучше ознакомиться позже, ведь история в нем претерпела значительные изменения.

Максим Чумин

86. Building Stories

  • Год выхода: 2012;
  • Пишет и рисует Крис Уэйр;
  • Издательство: Pantheon Books;
  • Не издавался на русском.

Одна из главных причин, по которой я люблю комиксы, — их «артефактность». Что каждая книга комиксов — это уникальный объект со своими особенностями и подвидами: синглы, ТПБ, хардкаверы. Особенно важно и приятно, когда формат учитывают и авторы серий или отдельных произведений и делают что-то, что в любом другом виде было бы невозможно, — и, на мой взгляд, успешное произведение должно быть сделано в идеальном соответствии с выбранной формой. Ну и, конечно, форма = содержание, но не уверен, что смогу ходить в безопасности по улицам после таких заявлений.

Один из главных формалистов мира комиксов — Крис Уэйр, чья каждая книга становится отдельным произведением издательского искусства. Главным шедевром Уэйра является Building Stories: по сути, история в жанре slice of life о жизни маленького человека в большом мире.

По факту, сборник совершенно различных форматов, в которых когда-либо выходили комиксы (газеты, хардкаверы, брошюры, листовки, плакаты, карты, поля для настольных игр…), без абсолютно верного порядка прочтения.

Прочтение комикса становится похожим на настольную игру, а намеренно приземленная история приобретает эпические очертания.

И что важно, при всем многообразии форм Уэйру удается рассказать и трогательную историю безо всяких претензий и замахов на что-то великое. Вкупе со всеми своими деталями Building Stories дарит абсолютно уникальный опыт и, не сочту за моветон, показывает на деле, какими могут и должны быть разными комиксы — и что они могут дать читателю.

Рекомендую хотя бы взглянуть на процесс распаковки этого чудесного издания, чтобы понять, чем оно так выделяется на фоне прочих.

Никита Казимиров

85. Akira

  • Годы выхода: 1982-1990;
  • Пишет и рисует Кацухиро Отомо;
  • Издательство: Kodansha;
  • Не издавался на русском.

В наше время с популярностью манги и аниме на Западе все прекрасно. Нам остается только с завистью смотреть, как за рубежом лицензируют все новые и новые серии, не забывая выпускать различные фигурки, артбуки и прочие сопутствующие товары. Конечно же, так было не всегда. В 80-х «странные комиксы и мультики из Японии» были уделом ценителей. Но все изменил выпуск манги «Акира», который произвел настоящий фурор и был сродни культурной бомбе.

Сюжет рисует нам безрадостные картины альтернативного будущего 2019 года. В 1988 году в Токио произошел взрыв ядерной бомбы, из-за чего началась Третья мировая война. Со временем она утихла, а на месте руин был построен Нео-Токио, который, впрочем, тоже сотрясается от протестов и разгула преступности.

Главные герои — парни Тэцуо и Канэда, члены байкерской группировки. Они не обременяют себя заботами, дерутся с другими бандами и живут на полную катушку. Пока однажды Тэцуо случайно не сталкивается со странным мальчиком и оказывается втянут в события, которые смогут изменить весь мир.

После короткого вступления начинается волна непрекращающегося, нарастающего в масштабах экшена, потрясающего воображение. Оторваться практически невозможно, настолько автор погружает нас в безумный водоворот истории. На руку играет еще и прекрасный рисунок, который в мельчайших подробностях изображает грязные трущобы и секретные лаборатории Нео-Токио.

За 6 томов Кацухиро смог смешать множество жанров в удивительную комбинацию. Тут вам и киберпанк, который сменяется постапокалиптикой, и политический триллер, и немного романтики, и жуткий бодихоррор, и даже рассуждения о сущности мироздания. А все многочисленные сюжетные линии и небольшие ответвления истории смотрятся уместно, прекрасно вписываясь в контекст происходящего.

Но как это часто бывает в японских произведениях, лейтмотив повествования должен быть прост и ясен для всех. Отомо выбрал тему дружбы. Но вовсе не той, из-за которой персонажи шаблонных сенэнов находят в себе силы двигаться дальше. Нет, дружба в «Акире» полна соперничества, скрытых обид, жажды превосходства и мести.

И потому она гораздо ближе читателю, чем идеализированные людские отношения в большинстве манг.

При выходе в США «Акира» произвел настоящий фурор и стал даже популярнее, чем у себя на родине. Порой бывает, что такие случаи представляют лишь исторический интерес, но в творение Кацухиро Отомо хочется окунуться с головой. Ведь, помимо других достоинств, с каждой страницы буквально рвется наружу дух молодости и бунтарства, который так часто нынче угасает в людях.

84. The Night Gwen Stacy Died

  • Год выхода: 1973;
  • Пишет Джерри Конвей, рисует Джон Ромита-старший;
  • Издательство: Marvel;
  • На русском языке выпускался в 2018 году в рамках «Официальной коллекции Marvel», том 111.

Питер Паркер стал одним из самых популярных героев комиксов благодаря близости к читательским проблемам: неудачи в работе, сложные истории любви, отсутствие денег.

Аудитория видела в Питере не безгрешного полубога, а своего парня, который стремится сделать мир вокруг лучше и справедливее. Паркер всегда был приземленнее Капитана Америка или Супермена и даже под маской Паука он оставался Питером Паркером.

Его альтер-эго создается не укусом радиоактивного паука, а смертью дяди Бена и ощущением ответственности за нее и другие преступления, которые Паркер в силах предотвратить. Вот почему главные события в комиксах про Человека-Паука, включая смерть Гвен Стейси, носят личностный, почти всегда трагичный характер.

В 1973-м сценарист Джерри Конвей и его коллеги редактор Рой Томас и контуровщик Джон Ромита-старший вывели миф Питера Паркера в Бронзовый век комиксов. Тогда никто и подумать не мог об убийстве настолько важного и популярного персонажа, как Гвен Стейси. Сам формат предполагал застывший статус-кво, в котором авторы меняют только второстепенные детали. Но с точки зрения драматургии Гвен нужно было убить. Она идеально подходила Питеру, но конфликтовала с центральной идеей Человека-Паука. Чтобы быть интересным, он должен страдать.

Смерть Гвен лишала Паркера ауры неуязвимости, делала его неидеальным. Его причастность к этой смерти (Питер случайно ломает девушке шею) добавляла вины — чувства, толкнувшего его на путь супергероя. Эта трагедия глубже раскрывала человечность Паркера.

На одной из панелей он горюет, баюкает мертвую Гвен и обещает ей, что все будет хорошо. Это сильный, полный эмоций момент, дающий прочувствовать его травму: «I saved you, honey… Donʼt you see?»

Именно The Night Gwen Stacy Died научила бояться за героев комиксов. Если может умереть Гвен, значит, может умереть и тетушка Мэй. Или сам Паркер — неидеальный, фактурный, а потому такой правдоподобный. В 2018-м персонажей постоянно убивают и по необходимости вытаскивают из пыльного чулана. Но эту конкретную смерть до сих пор не решились перечеркнуть — оригинальную Гвен не вернули в основную вселенную Marvel, хотя Питер за последние пятьдесят лет встречал десятки ее клонов и версий из параллельных вселенных.

Это событие выковало миф о Человеке-Пауке и получило значимость уровня смерти дяди Бена.

83. Lady Snowblood

  • Годы выхода: 1972-1973;
  • Пишет Кадзуо Коикэ, рисует Кадзуо Камимура;
  • Издательство: Shueisha;
  • Не издавался на русском.

Вторая лучшая манга гениального Кадзуо Коикэ, создателя легендарной серии японских комиксов Lone Wolf and Cub. Как и все самые удачные работы Коикэ, Lady Snowblood рассказывает про наемного убийцу. На сей раз это Юки, женщина в белоснежном кимоно, прячущая меч в ручке зонтика.

Она выполняет ряд очень сложных заказов, по ходу дела «разматывая» основной квест — мать Юки угодила в тюрьму после группового изнасилования, и теперь ее родившаяся в заточении дочь одного за другим выискивает обидчиков.

От Lone Wolf and Cub — еще одной истории о путешествующем наемном убийце, — Lady Snowblood отличает не только пол героя, но и сеттинг. Дело происходит не в средневековье, а во второй половине 19 века, в разгар Реставрации Мэйдзи, на фоне превращения Японии в индустриальную капиталистическую державу. Западная мода и всевозможные достижения прогресса, фигурирующие в сюжетах про убийства, дополняются очень прогрессивной для манги из ранних 70-х картинкой — там меньше стилистики гравюр Хокусая и больше американского модернизма (и даже психоделики).

Даже если вы никогда не слышали об этой манге, вы наверняка знакомы с парой фильмов студии Toho, Lady Snowblood и Love Song of Vengeance, снятых по ее мотивам.

Юки там сыграла несравненная Мэико Кадзи — и ее образ из этих экранизаций был целиком скопирован Квентином Тарантино в первой части фильма Kill Bill. Тарантино впрочем и не скрывал источников вдохновения, позаимствовав из фильма еще и исполненный Кадзи жестокий романс The Flower of Carnage.

Я вам рекомендую всю фильмографию этой потрясающей актрисы, особенно трилогию Female Prisoner Scorpion — еще одну безупречную экранизацию манги. Но к манге про Юки фильмы с Кадзи имеют весьма отдаленное отношение. Во втором фильме вообще полностью оригинальный сюжет, в первом используется лишь основная сюжетная канва манги и игнорируются самые интересные ее линии — в частности, постмодернистский сюжет о японском авторе, описывающем похождения Юки в газетном сериале.

Максим Чумин

82. Le Garage Hermetique (Герметический Гараж)

  • Годы выхода: 1976-1979;
  • Пишет и рисует Жан Жиро (Мебиус);
  • Издательство: Metal Hurlant;
  • На русском языке комикс выпущен издательством Zangavar в 2016 году.

Мебиус — по-мирски Жан Жиро — один из самых прославленных авторов комиксов, которые вообще когда-либо прикладывали руку к девятому искусству. Это легендарный художник и великий сочинитель, у которого на счету десятки собственных работ, длительная коллаборация с Алехандро Ходоровски (в том числе и над невышедшей «Дюной»), работа в Marvel и участие в создании множества фантастических картин и мультфильма.

Его стиль — филигранный и по-хорошему (по-прекрасному, даже), прошу прощения, «задротский», но при этом имеющий меру и рамки.

Главной и важнейшей его работой является серия «Герметический Гараж», выходившая в культовом журнале Metal Hurlant в 70-е. О чем эта история? Сложно сказать — да и бессмысленно. Для Мебиуса эти стрипы были упражнениями в мастерстве, зарисовками, за которым спешила история.

«Гараж» настолько всеобъемлющ, что для каждого он будет о чем-то своем. Для многих, конечно, он будет «ни о чем», но на то он и герметический, чтобы быть недоступным.

Александр Башкиров

81. Multiple Personality Detective Psycho (MPD Psycho)

  • Годы выхода: 1997-2016;
  • Пишет Эйдзи Оцука, рисует Се Тадзима;
  • Издательство: Kadokawa Shoten;
  • Не издавался на русском.

MPD Psycho — лучший представитель довольно часто встречающегося в хоррор-манге направления «триллер о серийных убийцах». На мой взгляд, за счет оригинальности сюжета, ярких образов и серьезного подхода к материалу со стороны сценариста и художника она значительно превосходит мангу Monster, которая считается классикой, хотя там с первой до последней страницы не встречается ни одного оригинального хода.

В MPD Psycho есть что почитать даже человеку, серьезно увлекающемуся западными книгами, фильмами и сериалами про маньяков. О сюжете этой манги мы с Денисом Варковым немного рассказывали в материале о самых странных копах: главный герой там страдает расщеплением личности, в нем уживаются хладнокровный детектив и отмороженный психопат, которым часто приходится объединять усилия (примерно как в сериале «Мистер Робот»), чтобы вывести на чистую воду очередного жуткого преступника.

По стилю это немного гуро — манга без секса, но со сценами откровенного кровавого садизма и всевозможной расчлененкой.

В частности, расщепление личности детектива происходит в момент, когда преступник присылает ему на работу холодильник, внутри которого — подруга героя с отрезанными руками и ногами (но еще живая). И это еще не самая чудовищная сцена в комиксе — один из маньяков получает сексуальное удовлетворение от того, что выращивает цветы в черепных коробках голых похищенных девушек.

Публикация такого материала в журнале Shonen Ace, рассчитанного на мальчиков и подростков в возрасте 12-18 лет, вызвало массу вопросов у издателя (а потом и у издателя манги отдельными томиками). В послесловии первого тома Оцука трезво и спокойно объясняет, почему выбрал именно такой подход к материалу:

Вопрос о том, как изобразить труп, не превращая его в символ, всегда волновал меня как художника и главного критика собственных работ. Каждый раз, когда в реальном мире происходит что-то ужасное, мангу, аниме, сериалы и игры упрекают за реалистичное изображение смерти. Но если, к примеру, в научной фантастике вымирает большая часть человечества, а тел нам не показывают, тогда смерть можно рассматривать только как символ. Я не ставлю себе целью изобразить как можно более реалистичный труп, но если в моем вымышленном мире смерть не производит впечатления, я не могу добиться своей цели как художник.

Как это обычно бывает в манге, к выпуску десятому MPD Psycho превращается в мусор, невероятное мыло с запутанными семейными отношениями, происками зловещей корпорации и нелепой предысторией, которая только портит сцену расщепления личности героя. Но этот первый десяток выпусков, первые 2-3 маньяка, — это ближайший японский аналог топовых американских триллеров вроде романов Томаса Харриса и сериала «Ганнибал» по их мотивам. Та же клиническая отстраненность в изображении дикого насилия, то же авторское бесстрашие про проникновении в глубины больного сознания.

Сюжет не умеет нормально строить вообще ни один автор японской хоррор-манги, так что даже десяток хороших выпусков оставляют MPD Psycho вне конкуренции.

Комментарии (18)
Вы говна поели? То есть "Сирены готэма" лучше чем Сэндмен? Вы умудрились обосраться уже на первой десятке
Уже смешно, что будет дальше кек. Давай в конце самый жесткий треш для аистов.
Башкиров снова все засрал своец вкусовщиной и претенциозностью. Ему надо про мангу, а он десяток фильмов сверху еще, когда же этого сумасшедшего выкинут уже

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE