Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 5 (60-51)

Денис Варков
Мы наконец закончили с первой полусотней. В этот выпуск вошли, наверно, самые необычные попытки переосмысления супергероики, популярная манга в жанре «сенэн», комикс о демоне, положивший начало целой франшизе, где переплетается мифология самых разных стран, в том числе России, самый добрый детский эпос из мира комиксов и главная авторская работа художника Шона Гордона Мерфи.

О том, почему, как и кем отбирались кандидаты в список, мы рассказывали в первой части нашего топа 100 комиксов и манги. Там же мы рассказывали о том, почему не стоит критично относиться к позициям комиксов в списке, гораздо важнее, что они в принципе попали в него. Места в списке будут иметь значение в самых последних (с конца) десятках.

60. Judge Dredd

Александр Башкиров

  • Годы выхода: 1977 — настоящее время;
  • Пишет Джон Вагнер, рисует Карлос Эзкуэрра;
  • Издательство: 2000 AD;
  • На русском языке не выпускался.

В конце 70-х британское издательство IPC Magazines решило запустить собственный еженедельник комиксов под названием 2000 AD. Самыми популярными рубриками в журнале с первых выпусков стали антология коротких фантастических историй Future Shocks и серия комиксов о весьма своеобразном полицейском в мире далекого будущего. Впоследствии издание стало настоящей кузницей кадров мировых комиксов — в 2000 AD начинали Алан Мур, Нил Гейман и Грант Моррисон, а непосредственно над Дреддом работал, например, Уоррен Эллис.

Первые истории о Дредде сочинял один из основоположников журнала, Джон Вагнер. Все начиналось как сатира на Америку через призму фантастики — сам образ Дредда был вдохновлен Клинтом Иствудом в роли Грязного Гарри, а жил и работал Дредд в мире, больше всего похожем на чудовищно разросшийся и мутировавший Нью-Йорк (в мифологии комикса — Мега-Сити Один, гигантский мегаполис, занимающий все Восточное побережье США).

Как и Грязный Гарри, Дредд был копом, судьей и палачом в одном флаконе, на месте выносившим приговоры задержанным преступникам и тут же приводившим их в исполнение.

Только, в отличие от фильмов с Иствудом, в Мега-Сити все происходило совершенно официально. Дредд и его коллеги-Судьи выходили на улицы, будучи оснащенными не только фирменными пистолетами Lawgiver и летающими мотоциклами Lawmaster, но и полным функционалом американской системы правосудия. Приговор чаще всего оказывался смертным — причем временами за весьма комические правонарушения вроде выброшенного в окно летающего автомобиля мусора. Но не всегда: в одном из выпусков нам показывали судьбу человека, приговоренного к вечному заключению на пешеходном островке посреди океана мегаструктур и летающего транспорта. Тоже весьма едкая сатира на Америку с ее одержимостью дорогами и быстрыми автомобилями и общей бесправностью пешеходов!

За 40 с лишним лет и Дредд, и Мега-Сити, и окружающий мегаполис разрушенный мир стали чем-то большим, чем просто пародиями. Дредд (у которого начал выходить собственный ежемесячник Judge Dredd Megazine) развился в весьма неоднозначный образ, участвующий в сложнейших сюжетных арках — тут и восстание роботов, и экспедиция в Мега-Сити Два через Проклятые земли, и атомная война с советским городом-мегаполисом, и космический вестерн про посещение Дреддом колонизированной Луны. Арт с годами тоже менялся — от сатирических стрипов до самой красивой и сложной фантастической картинки в западных комиксах.

Многие арки стали легендарными: о битве Дредда с братом-клоном Рико вы можете узнать из первой экранизации (со Сталлоне), еще более эпическая конфронтация с Судьей Смертью из параллельного измерения так до сих пор и не добралась до экранов.

Со всеми этими сюжетными линиями вы можете ознакомиться в хронологическом порядке в серии сборников Judge Dredd: The Complete Case Files, выходящей с 2005 года. Изначально комиксы о Дредде издавались в черно-белом виде, но после того, как вы один раз увидели золотого орла на плече Судьи в цвете в новом издании, вернуться к оригиналу очень трудно.

59. Top Ten

  • Годы выхода: 1999-2001;
  • Пишет Алан Мур, рисуют Джин Ха и Зэндер Кэннон;
  • Издательство: Americaʼs Best Comics;
  • На русском языке не выпускался.

Гений британского писателя Алана Мура в том, что он берет любую (временами — весьма затасканную) идею и выворачивает ее наизнанку — делает с материалом то, что никогда бы не додумался сделать любой другой автор в какой угодно форме искусства.

Концепция у Top Ten незамысловатая: «полиция в городе супергероев». Дело происходит в Неополисе, населенном роботами, монстрами и просто людьми со сверхспособностями (так называемыми science heroes).

Любой другой сценарист просто пересказал бы свои любимые полицейские сериалы, наделив копов и преступников сверхспособностями — получился бы нечитабельный трэш в духе Powers Брайана Майкла Бендиса (который, кстати, стартовал одновременно с Top Ten в 2000 году). Вместо этого, взяв за основу трудовые будни сотрудников одного полицейского участка, Мур вытворяет немыслимые для «процедурала» вещи: выезд в гетто роботов на разгром наркопритона ведет к гладиаторским боям копов из разных измерений, а расследование серии убийств проституток (напомню, что это автор From Hell) — к столкновению с пришельцем-супергероем, вернувшимся в «обычный режим питания» на время метаморфозы. Затронута и темная сторона культа личностей со сверхспособностями, которую потом будет отрабатывать Гарт Эннис в The Boys — вся вторая арка комикса посвящена разоблачению сети супергероев-педофилов.

Еще сильнее оригинальной мини-серии из 12 выпусков оказался графический роман Top 10: The Forty-Niners, рассказывающий о людях, вернувшихся в непоправимо изменившийся после Второй мировой войны Неополис в 1949 году и устроившихся на работу в полицию. Мур там играет на поле Джеймса Эллроя («Черная орхидея», «Секреты Лос-Анджелеса») и других современных авторов полицейских детективов про 40-е — но фактически возвращается к начатой в Watchmen теме отражения реальных исторических событий в супергеройской перспективе, чтобы блистательно ее завершить. И ради всего святого, как и в случае со всеми другими комиксами Мура, — не читайте позднейший сиквел, сочиненный другим автором!

Арт в Top Ten от Александра Кэннона очень необычный — поначалу будет трудно привыкнуть к причудливым «вытянутым» силуэтам героев. Но в картинке присутствует жизненно важные для комиксов Мура детальность, динамика боевых сцен в духе «рейд супергеройского спецназа» и спокойная, уверенная реалистичность самых фантастических подробностей жизни супергеройского мегаполиса.

Работа Кэннона великолепно подчеркивает типично муровские сценарные приемы вроде целой страницы, на которой главная героиня неподвижно сидит на одном месте в метро по дороге на работу, а вокруг нее тусуются всякие неординарные личности.

58. One Piece

Никита Казимиров

  • Годы выхода: 1997-настоящее время;
  • Пишет и рисует Эйитиро Ода;
  • Издательство: Shueisha;
  • На русском языке выпускался в 2012 году издательством «Эксмо». После выхода четырех томов серия была приостановлена.

One Piece запросто может отпугнуть от себя случайного читателя. Во многом в этом виноваты разросшиеся до неприличия количество глав и своеобразный рисунок, который далеко не всем по душе. Но не стоит быть предвзятым, иначе можно пропустить, возможно, самый проработанный и взаимосвязанный мир в поп-культуре.

История, начавшаяся со жгучего желания мальчишки Монки Д. Луффи стать Королем Пиратов, давно перестала быть только о пиратстве, пусть оно и занимает центральную тему в сюжете.

Автор Эйитиро Ода смешивает стилистики и эстетики разных стран и различных исторических эпох, создавая самые невероятные места, в которые попадают главные герои.

Поэтому каждая новая сюжетная арка — уникальное приключение, не похожее ни на что остальное. Правительственные организации, секретные лаборатории, летающие острова и другие напасти встанут на пути к мечте у Луффи и его команды. Никогда не знаешь, какой сюжетный поворот ожидает в следующей главе, и это прекрасно.

Известен Ода и своими флешбеками, отлично прописывающими мотивы и характеры персонажей. Автор всегда считал, что просто убить кого-то ради драмы невероятно скучно, потому он выбирал более изобретательный подход. Почти каждый герой сталкивался с невероятной трагедией, терял нечто ценное и только из-за этого менялся навсегда. Это подталкивало персонажей следовать за своими грезами.

Пожалуй, именно потому Ода решил сделать мангу о пиратах, пускай сам признает, что они были далеко не самыми приятными людьми. Команда Соломенной Шляпы буквально горит своими мечтами. Кто-то хочет составить карту всего мира, другой — стать самым выдающимся мечником, а третья — разгадать главную загадку течения Гранд Лайна, опоясывающего всю планету. И все это в погоне за таинственным, но важным Ван Писом, невероятно ценным сокровищем, которое спрятал предыдущий Король Пиратов — Голд Роджер.

Но самое главное — мир Оды получился без лишней скромности живым. Он находится в вечном движении. В нем нет каких-то случайных событий или мимолетных встреч.

Третьесортный, казалось бы, персонаж может в итоге вернуться спустя несколько сотен глав совершенно другим человеком. Последствия и влияние каждой арки на планету нам показывают в небольших интерлюдиях, которые продвигают вперед свой более масштабный и важный сюжет.

И даже простая графика работает в угоду стиля и вселенной. С ее помощью Ода может регулярно радовать нас необычными битвами, экстравагантными персонажами (как вам, например, целый остров революционеров-трансвеститов?) и красочными сценами. Более того, графика со временем значительно эволюционировала, так что достаточно перетерпеть первые главы, чтобы получать искреннее удовольствие от рисунка.

В итоге One Piece стоит особняком от всех остальных сенэнов. Он умнее, ярче, разнообразие и попросту интереснее во многих местах. Конечно, масштаб накладывает свои ограничения. К примеру, я не советую читать мангу по еженедельным главам, ведь в них может не произойти ничего важного. Но это достаточно малая цена за столь прекрасное произведение, которое будет приносить удовольствие фанатам еще далеко не один год.

57. Marvel 1602

Георгий Белаховский

  • Годы выхода: 2003-2004;
  • Пишет Нил Гейман, рисует Энди Куберт;
  • Издательство: Marvel;
  • На русском языке выпускался несколько раз. В последний — издательством АСТ в 2017 году.

Нил Гейман — культовый фантаст, автор таких произведений, как «Американские боги», «Звездная пыль», «Никогде», «Песочный человек» (уже появлявшийся ранее в нашем Топе 100 комиксов и манги). Вы можете его не любить, как и я, но уважать его, как одного из наших современников-столпов жанра вы обязаны (не боюсь этого утверждения). Он один из немногих авторов, которые, помимо успешных фантастических книг, в своем портфолио имеют еще и внушительную обойму персонажей комиксов, истории о которых были развиты в собственные масштабные серии с множеством сиквелов.

Но одно дело придумать персонажей, другое — взаимодействовать с теми героями, истории которых и видение которых уже прижилось в сознании многих поколений любителей комиксов. Это эксперимент и большой риск. И в случае с Marvel 1602 этот риск оправдал себя.

В комиксе нам показывают Европу на стыке двух эпох: Ренессанса и Просвещения. Это были времена, когда основой любой философской мысли все еще были религиозные догматы, а любое отхождение от общепринятых норм считалось проявлением еретического начала и колдовства. Времена, когда дворцовые интриги были так же обыденны, как фейковые новости сегодня. Гейман задался вопросом, а как бы выглядели люди, обладающие суперспособностями, в это время?

Все вышеперечисленное вы сможете увидеть и ощутить на себе в этом замечательном произведении. Герои Marvel интегрированы в эпоху очень удачно. Каждый образ в сеттинге времени реализован максимально необычно по отношению к классическим образам персонажей. Что важно, они не сильно выделяются в контексте эпохи. Люди Икс — еретики и колдуны, Ник Фьюри — глава тайной разведки Ее величества, Питер Паркер — его юный помощник и так далее. Персонажей в Marvel 1602 много, и большинство из них предстают в необычном на первый взгляд виде. Но параллели с каноничными историями об этих героях по мере сюжета становятся более очевидными, чем может показаться сначала, так как персонажи начинают все больше походить на свои каноничные образы.

А вот рисунок не могу причислить к сильной стороне произведения. Он довольно простой — не выделяется и не мешает при чтении, не отвлекает от истории. В Marvel 1602 у Энди Куберта получился довольно простой классический рисунок, под стать эпохе. Без каких-либо излишеств.

Серия Геймана включает в себя 8 выпусков, однако существует ряд сиквелов про Фантастическую четверку и Человека-паука, сценарии которых написаны различными авторами, без контроля и взаимодействия с Нилом. Как результат — посредственные, и неинтересные истории, которые недостойны вашего времени и внимания.

Особенно ярко это заметно на контрасте с основной серией — пожалуй, лучшим псевдоисторическим взглядом на супергероику на рынке комиксов. На данный момент.

56. Naruto

Никита Казимиров

  • Годы выхода: 1999-2015;
  • Пишет и рисует Масаси Кисимото;
  • Издательство: Shueisha;
  • На русском языке выпускался в 2008–2013 годах издательством «Эксмо». После выхода двадцати одного тома серия была приостановлена.

Доподлинно неизвестно, почему именно аниме по «Наруто» было выбрано в свое время для показа по российским телеканалам. Но в итоге появилось целое поколение людей, которое относится прохладно к японской анимации, зато знает в подробностях о приключениях паренька, решившего стать хокагэ (то есть лидером деревни). Как бы там ни было, оригинальная манга Масаси Кисимото представляет огромную ценность для всей мировой культуры.

Сюжет, как можно догадаться из названия, повествует о мальчике Наруто Удзумаки. В родной деревне Коноха все считают его изгоем, а дело в том, что в нем заключен опасный Девятихвостый Лис. Но Наруто все равно твердо намерен добиться своей цели — стать хокагэ.

И первые пара десятков томов — это история становления мальчика, который пытается доказать, что он чего-то стоит. Сквозь презрение и недоверие он вынужден пробивать себе путь к новым высотам. Конечно же, при помощи многочисленных яростных и отлично нарисованных сражений.

Одна из центральных тем «Наруто» — дружба. Особенно это заметно в отношениях Наруто и его товарища Утихи Саскэ. Но это вовсе не та «сила дружбы», от которой сворачиваются горы и преодолеваются любые невзгоды (хотя частица этого тут есть). Дружба в «Наруто» — это постоянный конфликт интересов, обостренный до предела. Близкие люди постоянно предают друг друга, совершают опрометчивые поступки и из последних сил пытаются все исправить, когда уже слишком поздно.

Кисимото удалось создать уникальный мир и вернуть всему миру любовь к эстетике ниндзя. Возможно, его рисунку местами не хватает деталей, но своеобразности от этого меньше не становится. Особенного интереса лору придает симбиоз современных технологий и восточных традиций.

Но чего греха таить, «Наруто» всегда был в первую очередь об адреналиновых эпичных битвах, в которых применяются самые дикие техники. Следить за тем, что же случится уже на следующей странице и кто с кем сразится следующим, всегда интересно.

А еще эта манга очень меметична. Чего стоит одна только странная техника бега ниндзя. Шуток расплодилось предостаточно: про вечное «Саскэ, вернись в деревню» и «я стану хокагэ», глазные техники, странные жесты руками для выполнения спецприемов и многое другое. Фанбаза у «Наруто» достаточно своеобразная, и она помнит все эти моменты.

В любом случае, «Наруто» стал уверенным высказыванием в жанре сенэн. Не революцией, но отличным произведением. Именно с него можно начинать свое знакомство с миром манги, так как тут собраны почти все характерные приемы, штампы и особенности этого вида искусства.

55. Vision Vol.2

Станислав Банар

  • Годы выхода: 2015-2016;
  • Пишет Том Кинг, рисуют Габриэль Эрнандез Вальта и Майкл Уолш;
  • Издательство: Marvel;
  • На русском языке выпущен издательством «Комильфо» в 2016–2017 годах. Серия издана целиком.

«Вижна» Тома Кинга и Габриэля Эрнандеза Вальты можно с чистым сердцем назвать современной классикой (именно этот комикс сделал Тома Кинга звездой современной комикс-индустрии). Эта история отходит от привычных канонов супергероики и вместо очередного спасения мира предлагает семейную драму с элементами триллера.

Сюжет завязан вокруг того, что Вижн создает себе полноценную семью: жену, сына, дочь и даже собаку, с которыми он живет в классическом американском пригороде в частном доме в Вирджинии.

Однако мирная жизнь длится примерно до конца первого выпуска, после которого у некоторых членов семьи появляются свои секреты. С помощью синтезоида и его семьи Кинг исследует природу человека: его эмоции, мышление, поведение и слабости. Семья становится инструментом, с помощью которого Вижн пытается узнать, каково на самом деле быть человеком. Но у каждого члена семьи есть свой разум, свои чувства и эмоции. Они и становятся катализатором всего произошедшего.

Манера повествования Кинга, заметная и в других его работах, успешно цепляет внимание читателя. Например, в рассказе об окружении главных героев внезапно всплывает информация о скорой смерти семейной пары, живущей по соседству. Эта незначительная ремарка уже настраивает читателя на мрачный тон комикса, создает интригу, путает. Такие приемы работают гораздо лучше классических клиффхэнгеров в конце выпусков. Вопрос «Как далеко ты готов зайти?» поднимается в комиксе раз за разом, апеллируя к моральной стороне убийства для защиты близких и сокрытия правды ради гарантированной безопасности семьи и ее благополучия.

Отдельно стоит отметить рисунок Вальты, у которого особенно хорошо получились персонажи с удивительно выразительными эмоциями (а ведь главные герои — роботы!). А еще в комиксе совсем нет похожих лиц — каждый выглядит уникально и запоминается. Вальта много внимания уделяет композиции, выделяя ключевых персонажей и предметы, концентрируя на ни них внимание читателя с помощью разных средств — от минималистичного фона до игры с тенями.

«Вижна» хочется порекомендовать решительно всем. Однако лучше всего он зайдет тем, кому нравятся глубокие метафоричные произведения на стыке триллера и семейной драмы, например, фанатам сериала «Большая маленькая ложь».

54. Patience

Денис Варков

  • Год выхода: 2016;
  • Пишет и рисует Дэниел Клоуз;
  • Издательство: Fantagraphics
  • На русском языке выпущен издательством «Бумкнига» в 2016 году.

«Пейшенс» — это психоделичный научно-фантастический авторский комикс Дэниела Клоуза и, наверно, самый амбициозный его проект (вы можете помнить Дэниела по «Призрачному миру»). Это довольно мрачная история молодой девушки по имени Пейшенс, которую ее муж Джек, однажды вернувшись домой, находит мертвой. Ни полиция, ни частный детектив, которого нанимает Джек, не смогли найти ничего, что могло бы выдать убийцу. Поэтому под подозрение попадает сам Джек. На протяжении десяти лет он пытается найти способ обнаружить убийцу, который лишил его и жены, и их нерожденного ребенка. Узнав, что появился способ попасть в прошлое, Джек решает использовать его и отправляется туда, чтобы найти того, кто отнял у него всю жизнь.

В этом комиксе есть все лучшее из научной фантастики: футуристический сеттинг, сумасшедшие погони, путешествия во времени, диковинное оружие из другой эпохи, отсылки к классике вроде «Терминатора» и «Назад в будущее» и, конечно, философские мысли о любви и смерти, семье и мести, природе времени и пространства.

История подается через рефлексию Джека, считающего, что он неудачник и именно по его вине погибла Пейшенс. Клоуз строит повествование таким образом, что предугадать финал невозможно, а читатель невольно ставит себя за место Джека, пытаясь понять, что он сделал бы в аналогичной ситуации. Это долгая сложная история любви, длиною в жизнь, которую Дэниел подает с помощью яркого психоделичного рисунка, детективной составляющей и, собственно, фантастического подтекста с путешествием во времени.

Что интересно, в «Пейшенс» нет акцента на «Эффекте бабочки». Ошибки Джека в прошлом не меняют всей истории, да он и не стремится вмешиваться в те произошедшие события, которые не касаются его жизни. Все, что он хочет изменить, — это свою жизнь. И в этом его цель — он хочет спасти Пейшенс, предотвратить ее смерть, опередить убийцу, но из-за рассеянности раз за разом он совершает ошибки, которые могут стоить Джеку всего. Ведь это его самый последний шанс на счастье.

У Дэниела Клоуза очень своеобразный стиль рисунка. Местами он очень минималистичен, местами он намеренно усложнен. Значимые для сюжета элементы — героев и предметы — Клоуз выделяет особенно яркими цветами. Например, волосы Пейшенс, которые трудно не заметить в толпе похожих друг на друга персонажей.

Вообще тот факт, что героиня вынесена на обложку и в название комикса, но при этом выступает инструментом, катализатором сюжета, это тоже интересный прием, применяемый Дэниелом, чтобы развивать сюжет «Пейшенс».

«Пейшенс» — это история о путешествии во времени, которая ломает привычные стереотипы о том, как должны строиться такие истории. Джек не стремится исправить проблемы мира, из-за которых погибла Пейшенс, он хочет исправить конкретный случай, потому что все остальное для него — неважно. И это делает его образ спорным и дает читателю повод осуждать Джека за неправильное использование машины времени. Но как бы поступил читатель в такой ситуации?

53. Punk Rock Jesus

  • Годы выхода: 2012-2013;
  • Пишет и рисует Шон Гордон Мерфи;
  • Издательство: Vertigo;
  • На русском языке не выпускался.

Полностью авторский проект Шона Гордона Мерфи и, наверно, главная работа художника в качестве сценариста. Punk Rock Jesus рассказывает историю о ближайшем будущем, где медийная корпорация находит ДНК Иисуса Христа и клонирует его. Но самое интересное не это, а то, что жизнь «воскресшего» Иисуса превращают в реалити-шоу.

Эдакий гиперболизированный вариант «Шоу Трумана». Людям по всему миру предлагают понаблюдать своими глазами, как он будет расти, учиться, взрослеть и т. д. И все это за небольшую плату.

Чтобы подчеркнуть отличие клона от оригинала, ему дают имя «Крис», одновременно дающее ему возможность быть собой и в то же время отсылающее к настоящему имени Иисуса Христа. Через трудности ученого-генетика и тяжелое прошлое главы охраны, контрастирующее с его нынешней работой, показывается, как постепенно религия превращается в самое популярное шоу на планете.

Punk Rock Jesus наглядно демонстрирует, как внимание к «воскресшему» Иисусу становится всеобщей глобальной идеей, которая воодушевляет как верующих, так и фанатиков. На примере Криса Шон показывает, что человека человеком делает не его генетика и наследие, а окружение, люди, которые его окружают, идеи, которые до него доносят, поступки, которые он совершает.

В комиксе присутствует недосказанность, которая побуждает читателя самого решить: Punk Rock Jesus — научная фантастика или все же фантастика с мистической подоплекой. Однозначного ответа на этот вопрос Мерфи умышленно не дает, предлагая читателю сделать выбор самому. При этом, важно отметить, что сам Шон — атеист, и это чувствуется при чтении его комикса. Он не пропагандирует свои идеи, но не боится резко высказываться о религии с помощью персонажей Punk Rock Jesus.

Отдельно стоит отметить прекрасный черно-белый рисунок Шона в его традиционном стиле с «острыми» фигурами и лицами, потрясающей игрой теней и редкими, но масштабными динамичными эпизодами, которые прорисованы до мелких деталей.

Помимо прочего, Мерфи уделяет внимание и борьбе ИРА за независимость Северной Ирландии через флешбеки одного из главных героев, а также критикует политиков и СМИ, готовых любое событие в жизни Криса превратить в сенсацию.

Punk Rock Jesus — многогранное произведение, которое откроется вам с иных сторон, если спустя много лет после прочтения, вы вернетесь к нему снова.

52. Bone

  • Годы выхода: 1991-2004;
  • Пишет и рисует Джефф Смит;
  • Издательства: Cartoon Books, Image Comics;
  • На русском языке выпускается издательством «Рамона». С 2015 по 2018 год вышло шесть томов. Серия продолжается.

«Боун» — это главный комикс в карьере Джеффа Смита. Он рассказывает о трех кузенах-боунах: Фоуни, Фоуне и Смайли. Из-за жадности Фоуни их выгоняют из родного города, после чего они попадают в загадочную Долину, полную самых разных приключений. Здесь живут говорящие животные и люди, готовящиеся к пришествию великого зла. А еще поговаривают, что в долине можно встретить настоящего дракона!

Джефф Смит написал потрясающую детскую сказку (которая будет интересна читателям всех возрастов), начинающуюся очень камерно в виде легкой комедии, но постепенно перерастающую в масштабный эпос наподобие «Властелина Колец».

Несмотря на то, что комикс умышленно написан детским, он в то же время не выглядит банальным. В очень многих моментах это глубокая история с серьезным подтекстом, замаскированным под приключения трех неудачливых кузенов, оказавшихся в эпицентре надвигающейся бури. Самое главное — это очень смешной комикс. Смит в «Боуне» написал легкие ситуативные шутки, которые смогут у любого читателя вызвать улыбку.

Еще одна особенность «Боуна» — его рисунок. Изначально Джефф Смит нарисовал комикс полностью черно-белым, но затем раскрасил (в первом варианте была интересная игра с тенями, которая в цвете, к сожалению, утеряна). Комикс выполнен в мультяшном стиле — в особенности это касается самих боунов. Благодаря этому возникает интересный эффект — персонажи контрастируют с тем, что происходит в сюжете. Особенно ярко это заметно ближе к финалу, где комикс превращается в подобие мрачного фэнтези о борьбе за выживание. Боуны, находящиеся среди сражающихся солдат, выглядят очень карикатурно и смешно, но это и было целью Смита. А еще в «Боуне» потрясающие пейзажи — Долиной вы будете любоваться очень долго, потому что Джефф много внимания уделяет всем элементам, создающим атмосферу.

«Боун» завоевал множество наград в комикс-индустрии — десять премий «Айснера» и одиннадцать «Харви», и это совершенно заслужено. Чтение этой истории станет для вас необычным опытом, потому что Джефф Смит смог совместить в «Боуне» столько, казалось бы, не сочетающихся элементов, которые все вместе создают добрую и смешную историю, которая поможет вам сбежать от будничной рутины и хотя бы ненадолго побывать в волшебном мире, где от смешных существ, похожих на муми-троллей, зависит будущее целой Долины.

51. Hellboy

Никита Казимиров

  • Годы выхода: 1993 — настоящее время;
  • Пишет и рисует Майк Миньола, а также огромное количество приглашенных художников и сценаристов;
  • Издательство: Dark Horse;
  • На русском языке выпускался несколько раз. Последний — издательством XL Media. С 2015 по настоящее время вышло четыре тома и ряд спин-оффов про БРПД (B.P.R.D.). Серия продолжается.

Какой образ возникает в голове, когда речь заходит о демонах из Ада? Наверняка это нечто инфернальное и ужасное, быть может, какой-нибудь традиционный образ с рогами и хвостом. Хеллбой из одноименного комикса перенял некоторые классические черты, но при этом он заметно выделяется на фоне других мистических историй. Причем не только сам персонаж, но и художественное произведение о нем.

Завязка следующая: в 1944 году нацисты пытаются изменить ход войны и для этого обращаются к оккультизму. Им удается призвать в наш мир демона из Ада. Им оказался Хеллбой, который получил такое имя из-за не совсем демонического вида. Его похищают агенты США, которые доставляют демоненка на базу в Нью Мехико и начинают обучение, чтобы, став частью Бюро расследования паранормальной деятельности, в итоге он мог помогать сражаться с различными порождениями сверхъестественного.

С 1994 по 2007 год за сюжет и рисунок единолично отвечал Майк Миньола. Он долгое время работал на DC и Marvel, но в итоге решил заняться созданием своего комикса. Так и появился его «Хеллбой», более мрачный и серьезный, сочетающий в себе мифы и легенды различных народов (России в том числе), выстраивающий свою мифологию, в которой у Хеллбоя ключевая роль в грядущем Конце Света.

Хеллбою на своем пути предстоит столкнуться с самыми ужасными и загадочными мифическими созданиями, некоторые из них оказали важное влияние на историю человечества.

К примеру, в одной из историй офицер Наполеона оказывается вампиром. Мир «Хеллбоя» полон секретов: тайные организации, культы, мировые заговоры — все это образует прекрасный сценарный симбиоз, за которым интересно следить.

Но несмотря на все передряги, в которые попадает Хеллбой, он раз за разом сталкивается с призраками своего прошлого, от которого так отчаянно пытается отречься. А своих скелетов в шкафу у Хеллбоя хватает — одни родственные связи чего стоят. Он много путешествует по всему миру (нам показывают самые разные страны), но от себя ему не убежать.

Этот фатализм красной нитью проходит через весь сюжет. Безжалостность и неотвратимость судьбы видна во всех сюжетах. И никакая магия не может ей помешать.

«Хеллбой» оказался настолько успешным, что положил начало так называемой «вселенной Миньолы» (Mignolaverse). Пожалуй, самым успешным в ней оказался спин-офф B.P.R.D., рассказывающий подробнее о буднях организации, в которую попал Хеллбой. А личности там собрались интересные. Есть и человек-амфибия, с которого словно скопировали монстра «Формы воды», и пирокинетик Лиз, убившая свою семью в 11 лет, и даже ожившая мумия.

Миньола сумел совместить необычные представления мифических образов, разнообразие стран и сюжетов, а также центральную идею, достойную классических произведений литературы. И если вы знакомы с «Хеллбоем» только по фильмам Гильермо дель Торо, то самое время наверстать упущенное.

Комментарии (37)
"В итоге One Piece стоит особняком от всех остальных сенэнов. Он умнее, ярче, разнообразие и попросту интереснее во многих местах." А потом ты видишь Наруто на 2 места выше. Яснопонятно.
Берсерк на 93 месте, Bone и вижн на 50х, ясно понятно.
Ван Пис стартовал в 1997, а не в 77

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE