Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 1 (100-91)

Денис Варков
Вы наверняка читали в прошлом году наши предыдущие подборки — «Топ 100 фильмов» и «Топ 100 игр». В этом году мы продолжим эту инициативу и представим два новых топа. Один — «Топ 100 сериалов» — уже стартовал на прошлой неделе. С этой же недели мы начинаем «Топ 100 комиксов и манги».

Аналогично тому, что было с другими топами, мы выбирали кандидатов в этот список всей читающей комиксы и мангу редакцией (в том числе и рядом приглашенных авторов). Мы не стремились повторять чужие топы, поэтому не удивляйтесь, если не найдете вашего любимого комикса/манги в списке. Помимо культовых вещей, обязательных к прочтению, мы добавили и некоторые относительно новые истории, которые уже успели оказать значительное влияние на индустрию.

Изначально мы хотели сделать топ только комиксов, но впоследствии решили, что стоит поделить его с мангой, потому что два этих вида искусства довольно близки.

Если говорить о процентном соотношении, то наш топ можно условно поделить на три группы: манга (примерно 30%), комиксы «Большой двойки» (тоже примерно 30%) и комиксы других издательств, в том числе европейских (примерно 40%).

В составлении этого списка принимали участие самые разные люди — от нашего главного редактора Максима Иванова и редактора рубрики «Комиксы» Дениса Варкова до редактора рубрики «Кино и сериалы» Александра Башкирова и автора тематических циклов в рубрике «Комиксы» Максима Чумина.

Некоторые «культовые» комиксы и мангу мы без сожалений выкидывали, потому что не хотели увеличивать формат до «топа 200» и далее.

Возможно, если мы увидим интерес к подобному формату, то в будущем составим топы лучших комиксов и манги уже по жанрам: супергероика, ужасы, детективы, научная фантастика и так далее.

В этой подборке мы постарались собрать те комиксы и мангу, которые повлияли на индустрию в целом и на отдельные ее направления.

В «Топе 100 фильмов»** **Александр Трофимов писал (кстати, он тоже принимал участие в составлении «Топа 100 комиксов и манги»):

Очередность в топе имеет не слишком большое значение, особенно в нижней его части, поэтому задумываться над тем, почему один фильм на строчку выше другого, не стоит. Порядок становится все важнее по мере продвижения к вершине, но все же главным вопросом для редакторов сайта оставалось попадание/непопадание в сотню как таковое и распределение фильмов по десяткам.

Этого же принципа мы придерживались и при составлении новых топов. «Топ 100 комиков и манги» будет чередоваться с «Топом 100 сериалов», и новая часть будет выходить раз в две недели в субботу вплоть до июля. Если вы не нашли ваш любимый комикс в подборке этой недели, то подождите, возможно, он будет в одной из следующих.

Ждем ваших комментариев по теме и предположений, какие комиксы и манга попали в топ-10 списка.

100. Комиксы о Паркере (Richard Starkʼs Parker: The Hunter, The Outfit, The Score, Slayground)

  • Годы выхода: 2009-2013;
  • Пишет и рисует Дарвин Кук, с сюжетом помогает Дональд Уэстлейк;
  • Издательство: IDW Publishing;
  • Не издавался на русском.

Оставить след в современной комикс-индустрии в криминальном жанре достаточно сложно — crime в комиксах сейчас на пике формы. Как хорошо ты ни пиши и ни рисуй, на фоне комиксов признанных мастеров вроде Эда Брубейкера или Джейсона Аарона твоя работа все равно будет смотреться бледно.

Но канадский художник Дарвин Кук (известный даже не по комиксам, а по своей работе над мультфильмами DC) встал на плечи титана — покойного американского писателя Дональда Уэстлейка, иногда писавшего под псевдонимом Ричард Старк.

Если сам Уэстлейк писал великолепные юмористические романы из жизни мелких преступников (у нас наиболее известен «Проклятый изумруд» — The Hot Rock), то Старк издавал бескомпромиссные, сверхжестокие триллеры про похождения профессионального грабителя, у которого даже нет имени. Известна только фамилия героя — Паркер. По первому роману о Паркере снят ряд фильмов, в том числе Point Blank с Ли Марвином и Payback с Мэлом Гибсоном. Начал Кук именно с адаптации именно этого романа — The Hunter, — и на фоне этих фильмов комикс смотрится достаточно бледно, несмотря на великолепную стилизованную картинку и ряд сцен, не вошедших ни в одну из экранизаций.

Настоящие шедевры в этой серии — комиксы The Outfit и особенно The Score, нарисованные по мотивам пары ранних романов очень длинной серии о Паркере. The Outfit — ряд коротких зарисовок о борьбе Паркера и таких же, как он, независимых профессионалов со всеамериканской мафией, — отлично лег на формат комикса из-за маниакального внимания Кука к мельчайшим деталям каждой новеллы и умело использованным фрагментам текста Уэстлейка-Старка.

Ну, а The Score, рассказывающий о смелом плане по ограблению целого маленького города, в форме комикса получился ЛУЧШЕ, чем в виде книги. В основном из-за сцены, где это ограбление планируется в миниатюре.

К сожалению, новых комиксов в этой прекрасной серии не будет — Дарвин Кук умер в 2016 году.

Станислав Банар

99. DC: The New Frontier

  • Год выхода: 2004;
  • Пишет и рисует Дарвин Кук;
  • Издательство: DC Comics;
  • Не издавался на русском.

Не первый и не последний комикс из нашего списка, действие которого происходит в альтернативной вселенной. Конкретно в этой истории Дарвин Кук посягает на лавры Алана Мура, так как здесь, подобно «Хранителям», герои живут во вселенной, максимально приближенной к реальной.

События разворачиваются вокруг Зеленого фонаря Хэла Джордана, Марсианского охотника Джʼона Джʼонзза и Флэша Барри Аллена, которые только начинают свою супергеройскую карьеру. Общество Справедливости в отставке, Супермен и Чудо-Женщина работают на правительство, а Бэтмен скрывается от властей. В этом мире супергерои — одна из самых обсуждаемых тем, так как за ними пристально следит весь мир.

Сеттинг Холодной войны и страхов, ей вызванных, идет комиксу на пользу, демонстрируя вполне себе реальное социальное положение вещей в обществе и одновременно интегрируя в это это общество людей с удивительными способностями.

Рисунок — отличительная черта этого комикса. Стиль художника Дарвина Кука чем-то напоминает культовых Брюса Тимма и Джека Кирби. Рисунок идеально подходит к атмосфере комикса, можно даже поверить, что перед нами иллюстрации с плакатов 60-х годов.

DC: The New Frontier можно назвать идеальным «первым комиксом». Именно с него новым читателям будет легко познакомиться с культовыми персонажами в достаточно привычном сеттинге. Люди, уже знакомые с комиксами, найдут в повествовании ту социальную проблематику, тот чистый героизм, которого современным линейкам по большей части не хватает.

А еще важно отметить, что Дарвин Кук — в первую очередь художник, и для него DC: The New Frontier — это одна из немногих крупных работ в качестве сценариста.

И, не имея за плечами долгих лет работы над сценариями, Дарвин Кук все же смог создать отличную историю с ретрофутуризмом, передавая стилистику «Золотого века» комиксов не только рисунком, но и различными сюжетными элементами.

98. Комиксы Гранта Моррисона о Бэтмене (Batman R.I.P., Batman and Robin, Batman Incorporated и другие)

  • Даты выхода: 2006-2013;
  • Пишет Грант Моррисон, рисуют Энди Куберт, Тони Дэниел и другие художники;
  • Издательство: DC Comics;
  • Не издавался на русском.

Бэтмен для каждого абсолютно разный. Для кого-то — это традиционный герой блокбастеров из Batman Hush, для кого-то — страдалец из странной саги Скотта Снайдера, для кого-то — муж Женщины-Кошки…

В общем, Бэтмен получает свою идентичность и уникальность исключительно благодаря автору, который его пишет (хорошо, что чаще всего пишут его долго). И для меня эталон Бэтмена — это Брюс Уэйн эпохи Гранта Моррисона.

Ран Гранта Моррисона на Бэтмене растянулся на девять лет, в течение которых Брюс стал отцом, умер, воскрес, собрал команду бэтменов со всего света, потерял сына…

В общем, сага стала настоящим образцом развития персонажа как такового, потому что Бэтмен в начале и в финале — два абсолютно разных человека! «Мой» это Бэтмен еще и потому, что я следил за глобальным сюжетом в онгоинге и сам рос вместе с персонажем.

Две вершины этого сюжета — арки Batman RIP и ее продолжение Batman & Robin. Первая — образцово-показательная «смерть супергероя», влияющая не только на читателя, но и на мир комикса — в общем, большая супергеройская история.

Тогда как «Бэтмен и Робин» работает, по сути, сама в себе и исследует собственный мир, поэтому этот комикс можно читать безо всякой подготовки и отдельно от всего остального.

И какой же потрясающий арт от Фрэнка Куайтли в этом комиксе!

Денис Варков

97. The Walking Dead

  • Годы выхода: 2003 — наши дни;
  • Пишет Роберт Киркман, рисуют Тони Мур и Чарли Адлард;
  • Издательство: Image;
  • На русском языке выпускается издательством «Комильфо». За 2016–2018 года вышел двадцать один том «Ходячих мертвецов». Серия продолжается.

Сегодня «Ходячих мертвецов» знает каждый. Это полноценная франшиза, состоящая из сериала (стартовал в 2010 году и идет до сих пор), его спин-оффа (в эфире с 2016 года), серии книг и игр (в том числе настольных). Но в самом начале был комикс. В 2003 году Роберт Киркман навсегда изменил жанр хоррор-комиксов, начав свою сагу о выживании в мире ходячих мертвецов. Комикс издается до сих пор, в нем уже сто семьдесят шесть выпусков, и его не планируют заканчивать в ближайшем времени.

«Ходячие мертвецы» игнорируют начало зомби-апокалипсиса, забрасывая главного героя Рика Граймса сразу в центр происходящего. Он должен не просто выжить в изменившемся мире, но и найти своих близких, покинувших его родную Синтиану по указанию военных.

Этот комикс потрясающе показывает эволюцию человеческого общества, которое оказывается разобщено перед лицом неостановимой угрозы в лице мертвецов. Несмотря на то, что вокруг героев полчища голодных ходячих, главной опасностью для них всегда остаются люди. Потому что в изменившихся условиях они ведут себя непредсказуемо, и зачастую трудно понять, можно ли доверять незнакомцу или он готов убивать из-за припасов.

В комиксе продемонстрированы все ключевые ужасы, с которыми может столкнуться человек, оказавшись в условиях зомби-апокалипсиса: полчища мертвецов, которым не нужен ни сон, ни отдых, отсутствие надежного укрытия, голод, каннибализм, бандиты, психопаты и многое другое. И Рик Граймс вместе со своими людьми проходит через все это, чтобы снова попробовать построить общество.

Главная эволюция в комиксе происходит с главным героем. Если вы сравните Рика в начале комикса и в актуальных на сегодняшний день выпусках, то это два совершенно разных человека.

Точно так же, как другие люди, с которыми Граймс и его люди сталкивались на своем пути, изменились после Конца Света, так и Рик стал совершенно другим. Из обычного полицейского он превратился в лидера выживших, он смог построить новое общество на руинах старого. Но какой ценой? Погибли сотни людей, и это еще не конец его истории.

Сериал даже и близко не приблизился к уровню оригинального комикса. Если вы любите тематику зомби-апокалипсиса, то «Ходячих мертвецов» вам обязательно нужно прочитать. В этом жанре очень мало хороших комиксов, в особенности таких, которые продолжаются уже пятнадцать лет, не теряя своего качества.

96. Civil War

  • Годы выхода: 2006-2007;
  • Пишет Марк Миллар, рисует Стив Макнивен;
  • Издательство: Marvel;
  • На русском языке комикс выпускался несколько раз, в последний — издательством Jellyfish Jam в 2017 году.

«Гражданская война» — это один из самых знаковых сюжетов Marvel, который оказал значительное влияние на все линейки издательства, и оно ощущается до сих пор. Важно отметить, что это не первый сюжет, в котором представлен конфликт супергероев. Задолго до Civil War были и «Хранители», и «Dark Night Returns», и Powers и даже DC: New Frontier, тоже представленный в этом топе. Но в случае с «Гражданской войной» сыграл роль масштаб. Событие затронуло все супергеройское сообщество и повлекло за собой множество последствий.

Идея не нова — из-за несчастного случая в обществе снова возникают споры о необходимости контроля деятельности супергероев. Правительство решает создать Акт о регистрации супергероев.

Согласно документу, тайна личности каждого героя должна быть известна государству, в противном случае он не имеет права продолжать свою деятельность. Если же закон будет нарушен, то героя арестуют.

Марк Миллар этим комиксом хотел исследовать супергероев как особый класс общества, подвергнуть сомнению его особенный статус, показать угрозу для его существования, с которой они не могут так легко справиться, потому что этот конфликт разделяет их, оставляет по разные стороны, заставляя сделать выбор. Очень немногие смогли сохранить нейтралитет.

Тони Старк оказывается во главе тех, кто поддержал законопроект, а Стив Роджерс — в первых рядах его противников. Остальным персонажам приходится делать трудный выбор, и это отлично проиллюстрировано линией Человека-паука, допустившего в этой «войне» роковую ошибку.

Важно отметить, что в семь коротких выпусков уложили лишь основной сюжет. У «Гражданской войны» множество ответвлений, среди которых обязательного прочтения заслуживают The Amazing Spider-Man #529-538, Civil War: Frontline и Civil War: The Initiative — серия, стартовавшая после финала Civil War. Но если вы прочитаете все ответвления, то поймете, как сильно это событие повлияло на вселенную Marvel.

На «Гражданской войне» частично основан фильм «Первый Мститель: Противостояние», а еще конфликт героев стал первым среди десятков сюжетов в комиксах Marvel, где супергерои, расходившееся во мнении о чем-либо, оказывались по разные стороны баррикад. За последние годы вышло множество комиксов, вдохновленных «Гражданской войной» (Inhumans vs. X-Men, Civil War II и другие), но ее уровня по проработке и качеству не достиг никто.

95. Kravenʼs Last Hunt

  • Год выхода: 1987;
  • Пишет Джей Эм ДеМеттьес, рисует Майк Зек;
  • Издательство: Marvel;
  • На русском языке выпускался в 2014 году в рамках «Официальной коллекции Marvel», том 13, и издательством «Комильфо» в 2018 году.

«Последняя охота Крейвена» деконструирует, освежает и заново собирает миф Человека-паука; она же превращает второстепенного, до жути карикатурного злодея в одного из самых трагичных антигероев в истории комиксов. Сценарист Джей Эм ДеМеттьес вновь сталкивает Питера Паркера с русским охотником Крейвеном, живущим пульсирующей ненавистью к Пауку, чье существование наносит оскорбление природе великого охотника.

Вечные кошки-мышки доводят русского до безумия: он голый сражается с гориллами, горстями ест пауков, закидывается сомнительными галлюциногенными кореньями и толкает внутренние монологи об опороченной чести, уничтожении матушки-России и в целом прогнившем мире, которому Крейвен предпочитает законы джунглей.

Убийство Паука становится необходимым завершением, последней попыткой самоутвердиться и доказать, что как охотнику Крейвену нет равных. Он проецирует на эту цель восстановление справедливости и пытается уничтожить не столько врага, сколько символ ассоциирующегося с ним оскорбления — Паук оказывается виновным в разрушении России и перечеркивании судеб родителей Крейвена, что, естественно, имеет логику только в измененном сознании охотника.

Комикс рассматривает человечность как понятие: скрытый за маской Паук — уязвимый, подверженный эмоциям, прежде всего человек даже в контексте мифа о Пауке («Нет никакого Человека-паука!») — и тонущий в безумии, разрушающий свою сущность Крейвен, который вплоть до финальной драмы не в силах увидеть в Паркере кого-то кроме животного.

На этой базе Джей Эм ДеМеттьес и художник Майк Зек создают неповторимую, невероятно поэтичную и глубокую историю о Человеке-пауке.

Визуально «Последняя охота» до сих пор впечатляет: мощный, почти иконический образ выбирающегося из могилы Паука, облаченного в свой черный траурный костюм, мрачный особняк Крейвена и, конечно, его психологичные наркотрипы.

В каждом выпуске присутствуют закольцованные, повторяющиеся элементы, отбивающие ритм повествования; «кольцо» же используется и в обрамлении истории, чьи первый и последний выпуски рифмуются друг с другом не только образно (выкапываемая могила, винтовка), но и тематически. «Последняя охота Крейвена» не хуже «Хранителей» и «Возвращения Темного рыцаря» показывает, насколько многомерными и умными могут быть супергеройские комиксы, а ее трагичный финал не оставляет абсолютно никаких сомнений в величии и уникальности этой истории.

94. Flashpoint

  • Год выхода: 2011;
  • Пишет Джефф Джонс, рисует Энди Куберт;
  • Издательство: DC Comics;
  • На русском языке комикс выпущен издательством «Азбука» в 2017 году.

В комиксах многие сюжеты строятся на мысли «а что если?» различной степени сложности. Иногда отличие заключается всего в одной детали, порой вся концепция персонажа и сеттинга переворачивается с ног на голову. «А что если?» кроссовера «Флэшпоинт» кажется сначала достаточно простым: Флэш Барри Аллен оказывается в альтернативной реальности, в которой его мать жива. Но в итоге мы получили один из самых масштабных, изапоминающихся комиксов.

Альтернативный мир, в который попадает Барри, полон сюрпризов: о Лиги Справедливости тут даже не слышали, Супермен далеко не символ надежды, Хэл Джордан не стал Зеленым фонарем, а сам Аллен лишен своих сил. Но Барри все равно приходится разбираться со сложившейся ситуацией, чтобы вернуться в свою реальность.

Конечно, идея забросить героя в необычные обстоятельства, да еще и в попытке защитить любимого человека, далеко не нова и даже шаблонна.

Но у Джонса получилось сделать по знакомым лекалам настоящую и неоднозначную драму, которую не так уж часто встретишь среди супергероики. Потому что суть кроссовера, как ни странно, была вовсе не в показе необычных версий персонажей, геройских объединений или противостояний.

«Флэшпоинт» — это история одного эгоистичного выбора, влекущего за собой колоссальные последствия. История о поиске себя в мире, где почти все тебе чужое, о попытках принять ответственность за свои ошибки и отчаянном желании все исправить, которое не так уж просто осуществить.

Возможно, если вы смотрели сериал «Флэш», то считаете, что знакомы с сюжетом «Флэшпоинта». Именно его его пыталась экранизировать первая серия третьего сезона. Так вот, совет — сразу выкиньте это из головы. Жалкий телевизионный обрубок не идет ни в какое сравнение с комиксом.

А вот анимационный фильм с жутким русским названием «Лига справедливости: Парадокс источника конфликта» к просмотру настоятельно рекомендуется. В нем довольно точно передали основные события и суть «Флэшпоинта», даже без скидок на детскую аудиторию.

В основную серию входит всего пять комиксов, но есть еще семь мини-серий и четыре комикса-ваншота, помогающие лучше понять альтернативный мир «Флэшпоинта». Особое внимание стоит обратить на мини-серию Flashpoint: Batman Knight of Vengeance, рассказывающую о Томасе Уэйне, который стал Бэтменом вместо своего сына. Также интерес представляет Flashpoint: Project: Superman, в котором приоткрывают завесу тайны над Суперменом, который слишком сильно пострадал из-за правительственного проекта.

В любом случае, «Флэшпоинт» — это отличный комикс, за ширмой обычного кроссовера с простой завязкой скрывающий трагедию человека, который обжегся об свои желания. Но даже если вы не хотите вникать в сюжетные перипетии, с комиксом все равно стоит ознакомиться, ведь именно после него начался новый этап развития сюжетов DC — New 52.

Александр Башкиров

93. Berserk

  • Годы выхода: 1989 — наши дни;
  • Пишет и рисует: Кэнтаро Миура;
  • Издательство: Hakusensha.
  • На русском языке выпускался издательством «Эксмо». В 2010–2012 годах вышло семь томов, но с тех пор серию не продолжили.

На первой странице первого тома Berserk 23-летний (на то время) автор Кэнтаро Миура заходит, что называется, с козырей. Одноглазый молодой человек с металлическим протезом левой руки занимается сексом с девушкой, она превращается в клыкастого монстра с растущими из затылка щупальцами и пытается сожрать главного героя, но он хладнокровно объявляет себя охотником на демонов, засовывает металлический протез чудовищу в пасть и вырывает ему язык, после чего спокойно уходит, запахнув плащ.

Эти первые три страницы — квинтэссенция «Берсерка». Секс, кровь, монстры, своеобразный, мрачнейший и детальнейший арт, напоминающий скорее гравюры Дюрера или Брейгеля-старшего, нежели традиционную мангу… на этом вот уже почти тридцать лет держится одна из популярнейших серий японских комиксов.

Но помимо сеттинга и стилистики в первых трех страницах заложено нечто куда более важное, в манге практически не встречающееся — заранее продуманная предыстория героя. Всю первую арку мы проводим с одноглазым и одноруким Гатсом в его сражениях с монстрами и злодеями — и нам сразу же, с первых страниц хочется узнать, что же все-так случилось с его левой рукой и правым глазом.

На эти вопросы отвечает вторая арка под названием The Golden Age, рассказывающая о знакомстве Гатса с лидером наемников Гриффитом. Арка получилась лучшей во всем комиксе — не просто цепочка поединков, а сложнейшая политическая интрига, наложенная на мощную мистическую основу. На ходу все это сочинить было нельзя — скорее всего, еще в 89 году, начиная самый первый комикс, Миура действительно все тщательно продумал, а не просто нарисовал одноглазого и однорукого героя в надежде, что к нему когда-нибудь «придут ответы».

Если вы хотите познакомиться с Berserk с нуля, то я советую вам начинать не с манги и не с посредственных аниме-сериалов, а с отличной серии полнометражных фильмов Berserk: The Golden Age Arc.

Никита Казимиров

92. The Sandman

  • Годы выхода: 1989-1996. Спин-оффы выходят с 1993 и до сих пор;
  • Пишет Нил Гейман, рисуют Сэм Кит, Дэйв МакКин, Майк Дрингенберг, Келли Джонс, Джил Томпсон и многие другие художники;
  • Издательство: Vertigo;
  • На русском языке первые семь из десяти томов официально переведены и изданы в России издательством «Азбука» с период с 2015 по 2018 год. Серия до сих пор издается.

Серию комиксов The Sandman можно полюбить уже за одни только обложки. Серьезно, ответственный за них Дейв МакКин (который, кстати, полностью проиллюстрировал до невозможности прекрасный Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth, обязательно почитайте) выложился по полной. Каждая обложка абстрактна, но при этом символична, и выполнена в мрачных тонах настолько мастерски, что не стыдно и на стену повесить. Взгляните сами.

Конечно, досадно, что среди многочисленных художников, работавших над «Песочным человеком», места для МакКина не нашлось. Особенно это может ударить по вам, если вы уже знакомы с его работами и вас привлекает его уникальный стиль. Но не стоит судить комикс по обложке. Ведь The Sandman с легкостью может стать одним из самых необычных прочитанных вами произведений.

Сюжет повествует о Морфее, том самом Песочном человеке, Принце Историй или попросту Сне. Он один из семи Великих (есть еще Смерть, Страсть, Страдание, Судьба, Сумасшествие и Сокрушение).

Каждый из Великих обладает абсолютной властью в рамках своего аспекта, а также может немного влиять на его противоположность. Разумеется, между собой владыки аспектов далеко не в ладах, да и люди (и не только) появляются в сюжете, чтобы строить свои козни.

Именно на сложных взаимоотношениях этой семерки и строится весь сюжет. Учитывая, что главный герой у нас повелевает сном, то и повествование порой берет из ночных грез их нелогичность и абсурдность. Как вам, например, история о том, как Морфей выбирает нового владыку Ада, ведь Люцифер покинул свой пост? Или о том, как ослепленная горем из-за смерти сына земная женщина готовится уничтожить все Царство Сна? Ты никогда не знаешь, куда тебя заведет новый виток сюжета — и это прекрасно.

Нил Гейман, основной сценарист комикса, вообще отличается далеко не тривиальными идеями. Вспомните его романы «Океан в конце дороги» и «Американские боги» (с последним, кстати, у «Песочного человека» много общего, ведь и роман, и комикс берут фольклорные мотивы и рассказывают их на современный лад). И особенно эта нетривиальность заметна в персонажах. У них даже постоянной личности и внешности нет! Но чаще всего мы видим Сна как высокого бледного человека с растрепанными волосами. Его идеалы — за гранью добра и зла, а все, что его волнует — это, собственно, человеческие сны. Смерть совсем отошла от традиционного шаблона с косой и плащом. Это энергичная и веселая девушка, ставшая такой после своей собственной кончины. Да, Вечные тут далеко не бессмертны, неизменным остается лишь пост, который обязательно займет кто-то другой. К сожалению, других персонажей раскрыли слабее, но они все равно, как минимум, необычные и запоминающиеся.

Одно из основных достоинств комикса — это яркие, гротескные образы. Гейман взял знакомые нам ситуации и персонажей, а потом изменил их до такой степени, что от первоисточника не остается ничего, кроме названия.

Сама история масштабна, в ней рассматриваются монументальные вещи и события вроде сотворения жизни и сущности Вселенной. Например, можно узнать, кто же существовал в бесконечном пространстве космоса в те времена, когда Земля была абсолютно необитаемой, и познакомиться с персонифицированными звездами. Шутка ли, судя по одному из намеков в комиксе, нам рассказали об истинной причине уничтожения Криптона (легкие спойлеры: которая очень похожа на суть серии игр Danganronpa). А персонажи настолько харизматичны, что невозможно не выбрать своего фаворита, причем типичностью и шаблонностью среди них и не пахнет.

Но главное — сам графический роман ощущается, словно сон. Он не всегда понятен, некоторые его детали запросто выскользнут из головы после прочтения. Но в свои лучшие моменты он пронзает и ошеломляет похлеще, чем самые дикие грезы. Или самые страшные ночные кошмары.

К прочтению рекомендуется вся основная серия. Также стоит ознакомиться со спин-оффами про Смерть (Death: The High Cost of Living, Death: The Time of Your Life), а для любителей необычного (хотя куда еще более!) подойдет The Sandman: The Dream Hunters, иллюстрации к которому нарисовал Ёситаки Амано, ответственный за создание логотипов и дизайнов персонажей серии Final Fantasy.

Максим Чумин

91. Daredevil: Born Again

  • Год выхода: 1986;
  • Пишет Фрэнк Миллер, рисует Дэвид Маццукелли;
  • Издательство: Marvel;
  • На русском языке был выпущен издательством «Комильфо» в 2017 году.

По всеобщему заблуждению, между DC и Marvel существует одна-единственная глобальная разница: у первых истории мрачнее, взрослее и вообще круче. Почти сорок лет назад Фрэнк Миллер создал главное орудие противников этого стереотипа — Сорвиголову.

Нет, Сорвиголову, самого персонажа, выдумал, конечно, не Миллер, но именно Миллер сделал его таким, каким, извините за клише, он стал знаменитым. Подающий тогда надежды автор пришел в серию художником, не отличавшимся от своих современников, а закончил линейку уже как суперзвезда индустрии комиксов.

Этот большой сюжет вывел супергероя из второсортных в высший эшелон, а Миллер благополучно ушел в DC на высокой ноте. Но в 86-м, на фоне «Возвращения Темного рыцаря», автор вернулся рассказать еще несколько историй о Сорвиголове. Одна из них — «Рожденный заново», которая работает и как самодостаточный сюжет (первый классический комикс о Сорвиголове, выпущенный в России), и как дополнение к рану Миллера.

Благодаря близкой подруге Мэтта Мердока Кингпин узнает личность Сорвиголовы и открывает на него охоту, и его жизнь ожидаемо разваливается на части. Это история, пронизанная библейскими отсылками, трагизмом и любовью автора к своему герою — Миллер проводит Сорвиголову через круги Ада, но при этом не прибегает к пошлости или излишнему драматизму.

Не могу не отметить еще один комикс про Сорвиголову, который выпустил Миллер в последние годы работы с Marvel: это графические романы Daredevil Love & War и Elektra Assassin. Эти два комикса (особенно второй) берут гораздо более сложные и взрослые (в правильном смысле; в неправильном смысле границы взрослости мы достигли еще в Born Again) темы, чем ранее, и сводят с ума своими сюжетами и рисунком. Билл Сенкевич — абсолютный гений своего ремесла, и «Электра» — один из лучших образцов его невероятного таланта. Просто посмотрите пару страниц!

Комментарии (52)
Берсерк на 93, вот это прикол.
Ахаха, Сэндмен и Берсерк в последней десятке? Какие же вы клоуны
подожду весь топ,а то ржать и гневаться над каждой десяткой займет много времени и нервов

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE