Красочная пошаговая RPG
16 9 14282

Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 4 (70-61)

Четвертая десятка топа 100 лучших комиксов и манги по нашему субъективному мнению

kanobu.ru 22 апреля 2018, 14:00

Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 4 (70-61). - Изображение 1
Редакция «Канобу» продолжает рассказывать о комиксах и манге, попавших в наш топ 100. Во четвертой (с конца) десятке по результатам нашего голосования удивительная сборная солянка из притчи о страхе человека перед неизвестностью от Стэна Ли, лучшего детского комикса о воображении, истории происхождения самого известного мутанта в комиксах Marvel и необычного взгляда на Человека из cтали.

О том, почему, как и кем отбирались кандидаты в список, мы рассказывали в первой части нашего топа 100 комиксов и манги. Там же мы рассказывали о том, почему не стоит критично относиться к позициям комиксов в списке, гораздо важнее, что они в принципе попали в него. Места в списке будут иметь значение в самых последних (с конца) десятках.

Денис Варков

70. Silver Surfer: Parable

  • Годы выхода: 1988-1989;
  • Пишет Стэн Ли, рисует Жан Жиро (Мебиус);
  • Издательство: Marvel;
  • На русском языке выпущен издательством Parallel Comics в составе сборника «Жизнь и смерть Серебряного серфера» в 2018 году.

Серебряный серфер — довольно сложный персонаж, поскольку чтение любых историй с его участием требует знакомства с героем и понимания его статуса во вселенной Marvel. Он прошел долгий путь от герольда Галактуса до космического мессии, и Silver Surfer: Parable — это один из лучших когда-либо написанных комиксов про Серебряного серфера, потому что он показывает, на что способен Норрин Радд ради Земли и ее жителей, то есть ради другой расы.

Silver Surfer: Parable — это полноценная притча, в которой Стэн Ли и Жан Жиро, он же легендарный художник Мебиус, показывают человеческую природу, ее страх перед неизвестным и готовность пойти на что угодно, чтобы выжить перед лицом неминуемой гибели.

Достигает он этого с помощью Серфера и Галактуса, нарушившего уговор с Норрином Радом и пришедшего на Землю.

В короткой истории Ли и Мебиус смогли показать масштабные перемены в обществе, возникновение и закат нового религиозного течения, а также саму суть человечества с его эгоистичным стремлением выжить любой ценой. И им на это потребовалось всего два выпуска.

Современным комиксистам стоит поучиться у Стэна и Мебиуса, как укладывать масштабный сюжет в короткий формат.

Мебиус так внимательно подходит к деталям, что вы не найдете в толпах на странице комиксах двух одинаковых лиц — поэтому в комиксе хочется подолгу рассматривать каждый кадр. Но главное — это, конечно, изображение самого Серфера и Галактуса. В Silver Surfer: Parable нет других героев, и они здесь совершенно не нужны, это столкновение двух инопланетных разумов, совершенно по-разному воспринимающих вселенную. И судьба Земли и всех ее жителей зависит от того, смогут ли они договориться.

69. Superman: Red Son

  • Год выхода: 2003;
  • Пишет Марк Миллар, рисует Дэйв Джонсон, Киллиан Планкетт;
  • Издательство: DC Comics;
  • На русском языке выпущен издательством «Азбука» в 2014 году.

Супермен изначально был некой персонификацией идеи «американской мечты», борцом против несправедливости. Шли годы, его характер становился все более сложным, а сам персонаж — уже не таким однозначным. Но даже учитывая эти тенденции, вряд ли люди в 2003 году были готовы к пришествию Супермена-коммуниста. Спасибо Марку Миллару и его мини-серии «Супермен. Красный сын».

Сюжетная завязка основывается на простой идее: из-за разницы во времени между родным миром Кал-Эла и Землей он приземляется не в США, а в одном из поселков УССР. Конечно же, о нем узнает коммунистическая партия, желающая сделать его своим козырем в Холодной войне. Так гонка вооружений концентрируется вокруг не только ядерных бомб, но еще и супергероев.

Сначала может показаться, что перед нами первоклассная «клюква». Ладно еще Супермен с серпом и молотом на груди, но ведь тут еще есть Бэтмен в шапке-ушанке и незаконный сын Сталина, жаждущий повышения! Но не стоит расстраиваться, перед нами вовсе не очередная история о «плохих русских».

Миллар смог создать уникальный взгляд на Холодную войну, и это в мире, где существуют «Хранители»! В его истории Супермен, чей разум затуманен социалистическими идеалами, вовсе не вызывает симпатии, но и его противник со стороны США, Лекс Лютор, не лучше. Они действуют разными методами и из разных побуждений, но в целом их действия не то чтобы сильно отличаются в плане влияния на людей.

Более того, мы получили фактически исторический эпос, который рассказывает альтернативную историю Земли на протяжении полувека. Мы наблюдаем, как действия супергероев и просто сильных личностей заставляют мир вокруг меняться. И в конце сюжета ты ощущаешь, что пережил не просто камерный, локальный конфликт, а нечто масштабное и всеохватывающее.

В комиксе хватает и других персонажей DC. Тут вам и Бизарро, и Чудо-женщина, и Брейниак, и Зеленый фонарь. Ну, и Иосиф Сталин, куда же без него в истории про СССР. И все они поданы с интересной, необычной точки зрения. Ты никогда не знаешь, что выкинет герой на следующей странице, и это прекрасно.

Серия абсолютно не зря была номинирована на премию Айснера, а вселенная из нее даже вошла в состав миров New 52. Ведь «Красный сын» — это не просто комикс, который держится на одной идее. Он умудряется еще и полноценно раскрыть, сделать из персонажей не сценарные инструменты, а личностей. Такое нынче редко встречается.

И будем честны: есть что-то особенное в сюжете, в котором Супермен — наш соотечественник.

Денис Варков

68. Punisher vol. 5

  • Годы выхода: 2000-2001;
  • Пишет Гарт Эннис, рисует Стив Диллон;
  • Издательство: Marvel;
  • Не издавался на русском.

Этот комикс больше всего известен по названию сюжета — Welcome Back, Frank. Кратко мы о нем уже рассказывали в статье о самых жестоких комиксах о Карателе. Фрэнк Касл возвращается в Нью-Йорк и объявляет войну преступной семье Гнуччи, во главе которой стоит «Ма Гнуччи».

Это самая жестокая и брутальная история о Карателе, которая входит в основную вселенную Marvel, а по уровню насилия она близка к серии Punisher MAX, над которой тоже работал Гарт Эннис.

Эта история настолько кинематографична, что отдельные ее элементы дважды были экранизированы. Например, поединок с наемником Русским (как вам такое прозвище?) вы могли увидеть в фильме «Каратель» 2004 года с Томасом Джейном в главной роли, а знаменитую сцену с Сорвиголовой в цепях и Фрэнком Каслом, дающим Мэтту Мердоку выбор — убить его, чтобы предотвратить смерть преступника, или нет, экранизировали во 2 сезоне сериала «Сорвиголова» от Netflix. Но и это не все. Всех главных антагонистов и даже союзников Касла из комикса можно увидеть в игре The Punisher 2005 года.

Каратель методично уничтожает семью Ма Гнуччи, после чего она решает отомстить ему любым доступным способом. Комикс очень динамичный, в нем множество отличных экшен-сцен (в этом заслуга художника Стива Диллона, известного благодаря своим знаменитым «одинаковым» лицам), фирменного для историй о Фрэнке Касла черного юмора и, конечно, тонкой политической сатиры от Гарта Энниса.

В Welcome Back, Frank есть параллельная сюжетная линия, главными героями которой стали трое последователей Касла, которых война Фрэнка с преступностью вдохновила на свою борьбу. Вот только каждый из них сражается за свои идеалы, убивая неугодных и по-своему трактуя саму идею Карателя.

Сай Есенбаев

67. Комиксы о Капитане Америка Эда Брубейкера

  • Годы выхода: 2005-2012;
  • Пишет Эд Брубейкер, рисуют Стив Эптинг, Люк Росс, Буч Гус, Стив МакНиве и другие;
  • Издательство: Marvel;
  • На русском языке серия издавалась частично несколькими издательствами. В рамках «Официальной коллекции Marvel» выходили «Смерть Капитана Америка» (том 42, в 2015 году) и «Другая война» (в двух томах — 8 и 10, в 2014 году). А еще издательство «Фантастика» в 2016 году выпустило ту же серию в книге «Капитан Америка. Зимний солдат», а также ее продолжение — «Капитан Америка. Красная угроза».

Ниже пойдет речь о нескольких комиксах, написанных Эдом Брубейкером:

  • Captain America;
  • Captain America #1-50, 600-619;
  • Captain America #1-19;
  • Captain America and Bucky # 620-628;
  • Captain America: Reborn #1-6;
  • Steve Rogers: Super Soldier #1-4;
  • Winter Soldier #1-14.

В Marvel довольно долго существовало негласное правило среди сценаристов — не воскрешать определенных персонажей: Дядю Бена, Гвен Стейси и Баки Барнса. Среди плеяды всевозможных персонажей по понятным причинам были выбраны именно они.

Почему я начал именно с этого? Давайте начистоту — мы живем в мире, где для возвращения мертвых героев и злодеев уже даже не нужна причина (а по вселенной гоняет уже 2 версии Гвен Стейси). Так, разумеется, было не всегда — сценаристы набирались смелости для таких вещей постепенно, как будто проверяя аудиторию на подобного рода наглости.

Но первым, кто перешел Рубикон вседозволенности, кто открыл ящик Пандоры и раззадорил всех остальных, был сценарист Эд Брубейкер. И черт подери, это было великолепно!

Эд Брубейкер сейчас известен большинству читателей своими «криминальными» комиксами — этакий представитель жанра нео-нуар, Эд пишет довольно простые (по структуре) истории, не перегруженные лишними деталями, но крепко держащие читателя в напряжении, в ожидании развязки. Главные герои под стать историям — преступники, копы, тайные агенты, etc. Если говорить о связях с супергероикой, то на заре карьеры он писал несколько комиксов про Бэтмена, чуть-чуть про Женщину-кошку, а потом сел за большую историю об обычных копах из Готэма, которым приходится каждый день наблюдать за адом, происходящим в городе, и разбираться с последствиями.

Скажем так, не совсем очевидный выбор кандидата на должность сценариста комикса о суперсолдате с щитом, разодетым в цвета американского флага. Даже можно сказать, что странный. Сможет ли такой человек адекватно написать комикс про ходячее воплощение патриотизма, вечно борющегося с нацистами (и совершенно неважно, когда и где — Капитан найдет нацистов везде, словно алкоголик — круглосуточный бар), переживающего о том, что проспал во льдах 90 лет и горюющего о своем друге детства?

Стоит задать другой вопрос — сможет ли он добавить в истории о Капитане Америка, обычно простые как две копейки, столь привычные для себя детали: заговоры, шпионаж, грязные подпольные научные эксперименты, двойных агентов и немного паранойи? Иными словами, сможет ли Эд Брубейкер изменить Капитана Америку для десятков тысяч читателей? ЕЩЕ КАК!

Выбрав самые больные для Роджерса точки (Баки Барнс, вечные нацисты и Гидра, годы заморозки, отсутствие родственной души в настоящем), Эд жмет разом на все и каждую. С самого первого номера читатель погружается в атмосферу недосказанности, коварных планов, заговоров и полного непонимания цельной картины, которую хитрый сценарист благоразумно держит в тайне.

И рисунок только усиливает это чувство — Стив Эптинг отличный художник для сценариев Эда Брубейкера. Приглушенные цвета, обилие теней, резкие линии — идеальная комбинация.

Дальше ставки повышаются — в историю вводят (ну как вводят — вбрасывают) одного из самых важных людей для Стива Роджерса — Баки Барнса, которого задним числом превратили в тайного агента СССР с промытыми мозгами, и о котором уже ходят легенды (сложно представить себе шок фанатов кэпа, читавших комикс в момент выхода).

Далее сценарист очень органично вплетается в события Гражданской войны и делает, наверное, самый смелый шаг по тем временам — убивает Капитана Америка (кстати, этот номер стал лидером продаж, и о нем говорили даже в теленовостях).

Здесь стоит сделать одну важную оговорку. Строго говоря, весь ран Брубейкера не совсем о Стиве Роджерсе, а о Капитане Америка. Здраво рассудив, что ничего кардинально нового о нем сказать уже нельзя, он сознательно вводит столь важного для него человека, как Баки Барнс, чтобы рассказать интересную и уникальную историю. Мы узнаем много нового как о самом Баки, так и об их дуэте во времена Второй мировой войны (как трогательных, так и таких, от которых становится чуть-чуть не по себе), а также погрузимся вместе со сценаристами в размышления о природе и значении Капитана Америка.

Важно ли, чтобы под костюмом был именно Стив Роджерс, или подойдет кто-то еще? И если кто-то еще, то кто? Может ли носить титул символа Америки международный преступник и де-юре изменник родины? Где пролегает этот предел патриотизма?

Я сознательно избежал иных сюжетных поворотов, чтобы не портить впечатления от прочтения (да и в пересказе это бы выглядело не так эффектно, все-таки не для этого вы читаете этот топ). Однако вам стоить поверить на слово — это один из самых важных и значимых комиксов не только о Капитане Америка, но и среди работ издательства в целом.

Денис Варков

66. Wolverine: Origin

  • Годы выхода: 2001-2002;
  • Пишут Пол Дженкинс и Джо Кесада, рисует Энди Куберт;
  • Издательство: Marvel;
  • На русском языке издавался трижды. Последний раз — издательством «Комильфо» в 2017 году.

История происхождения самого известного мутанта в комиксах Marvel долгие годы была тайной. Ее периодически тизерили в различных сериях, но никто не решался поведать, когда и где родился Джеймс Хоулетт, он же Логан, он же Росомаха. До 2001 года.

В истории Wolverine: Origin нам представили ранние годы практически бессмертного мутанта, когда он еще не был тем брутальным зверем, каким мы привыкли его видеть на страницах актуальных комиксов. Тогда он был просто ребенком, который не понимал, что с ним происходит, а свои способности он обнаружил в момент жуткого пережитого стресса. И та ночь навсегда изменила его жизнь.

Wolverine: Origin — это не просто история происхождения Росомахи, это еще и рассказ о становлении юноши мужчиной, максимально оторванный от привычной стилистики Marvel. Он ненадолго переносит вас в прошлое, где светская атмосфера, в которой вырос Джеймс, сменяется суровой жизнью и попыткой начать все заново на Диком Западе, но прошлое не отпускает Логана, оно идет за ним по пятам.

Главная заслуга комикса — это, конечно, рисунок. Художник Энди Куберт смог изобразить юного Джеймса таким эмоциональным, каким вы никогда больше его не увидите, он представил, как меняется восприятие мира Хоулеттом по мере его осознания себя мутантом, а еще Куберт нарисовал потрясающие пейзажи — леса и равнины. Места, где Росомаха чувствует себя вольным зверем и постепенно становится тем, кем ему суждено стать.

Кстати, этот комикс частично был экранизирован в провальном фильме 2009 года «Люди Икс: Начало. Росомаха», где происхождение Логана было изменено. Например, Саблезубого сделали сводным братом Джеймса.

Денис Варков

65. Sweet Tooth

  • Годы выхода: 2009-2013
  • Пишет и рисует Джефф Лемир;
  • Издательство: Vertigo;
  • Не издавался на русском.

Sweet Tooth — это очень трогательный комикс в жанре постапокалипсиса, состоящий из 40 выпусков. Речь в комиксе идет о мире после катастрофы, которая уничтожила большую часть людей на планете и продолжает убивать, а все дети, родившееся после Конца Света, оказались гибридами людей и животных. На эти гибриды охотятся, их убивают и просто ловят, чтобы продавать ученым для исследований. Посреди этого ада начинается путешествие двух главных героев — сурового, старого и очень воинственного Джеппарда и молодого паренька-гибрида Гаса. Им придется столкнуться со многими опасностями и узнать тайну произошедшего.

Это простая история о двух совершенно непохожих людях, которые в нелегкие времена оказались вместе и вынуждены учиться жить друг с другом.

Это достаточно необычный постапокалипсис, который, тем не менее, впитал в себя многие элементы других произведений в этом жанре. Комикс часто называют кроссовером «Безумного Макса» с диснеевским «Бэмби», но, на мой взгляд, это громкие слова. Sweet Tooth — это очень личная история о том, как человек, потерявший свою семью, снова вынужден взять на себя заботу о ребенке. Кроме того, это яркая иллюстрация того, почему людям не стоит лезть, куда не надо. Людское любопытство — корень всех бед, и Sweet Tooth отлично это демонстрирует в финале истории.

Мир комикса не раскрыт — Джефф Лемир умышленно обходит ситуацию в других странах, концентрируя действие на Америке, и, более того, на конкретных локациях. В этом плане комикс очень камерный.

Его задача — через частные случаи передать всеобщую разруху, отчаяние и просто упадок жизни. Это Лемиру удалось отлично. Как и конфликт между гибридами и охотниками, которые верят, что секрет к исцелению человечества находится внутри этих детей нового мира.

Джефф Лемир очень специфический художник. Он не всем придется по вкусу; его рисунок превращает Sweet Tooth в мрачный инди-комикс. Местами у Джеффа получаются очень хорошие панели (например, все галлюцинации героя прекрасны), зрелищный экшен, но иногда герои выглядят откровенно кривыми и бесформенными, что может понравиться далеко не каждому.

Денис Варков

64. Fear Agent

  • Годы выхода: 2005-2011;
  • Пишет Рик Ремендер, рисуют Тони Мур, Джером Опенья и другие;
  • Издательство: Image, затем Dark Horse;
  • Не издавался на русском.

Один из лучших комиксов Рика Ремендера и определенно самое смешное его творение. Это полноценный космический вестерн в стиле Pulp-фантастики 50-х годов (и ретрофутуристики в частности), где главный герой рискует собой и путешествует по галактике, на каждом шагу встречая каких-нибудь причудливых пришельцев. Здесь множество отсылок и сатиры в адрес популярных космических саг вроде «Звездных войн» или Star Trek.

Fear Agent — это история Хита Хьюстона, последнего, кто носит титул Fear Agent. Кто они такие и почему он последний — один из главных сюжетных твистов комикса.

Хит — не положительный персонаж, он пытается подзаработать, берется за разную не самую лицеприятную работу, постоянно пьет и грубит незнакомцам — многие его за это ненавидят и пытаются убить, но он слишком везуч, чтобы погибнуть где-то в космосе.

И с каждым новым сюжетом Хьюстона заносит во все более и более безумные приключения в самых разных уголках вселенной. В Fear Agent отлично проработанный мир (хоть и с рядом заимствований из других космических саг), в который хорошо вписана Земля. И, что самое интересное, у нее и человечества нет в комиксе какой-то особой роли. Это выделяет комикс на фоне других, где люди всегда в центре событий. Fear Agent издевается и над этим в том числе.

Вообще Fear Agent — это смесь самых разных жанров. По ходу сюжета комикс не раз заставит вас ненавидеть Хита, а иногда вы будете сопереживать ему.

Это очень спорный главный герой, которого, как уже было сказано выше, трудно однозначно назвать положительным. И он здесь не один такой, что тоже огромный плюс.

Над комиксом работало несколько художников, среди которых выделяется Тони Мур с его удивительно детализированным, но при этом нереалистичным стилем. Вы можете помнить его по первым шести выпускам «Ходячих мертвецов» и Battle Pope, но здесь он раскрывает свой талант, создавая удивительные экшен-сцены и потрясающую мимику главных героев, в том числе и не людей.

Сай Есенбаев

63. Комиксы о Фантастической четверке Джонатана Хикмана

  • Годы выхода: 2009-2012;
  • Пишет Джонатан Хикман, рисуют Шэн Чен, Дейл Иглшэм, Стив Эптинг, Ник Дагота и другие;
  • Издательство: Marvel;
  • Не издавался на русском.

Ниже речь пойдет о нескольких комиксах, написанных Джонатаном Хикманом:

  • Dark Reign — The Cabal;
  • Dark Reign: Fantastic Four #1-5;
  • Fantastic Four #570-588, #600-611;
  • FF #1-23;
  • Amazing Spider-Man #657-662;
  • S.H.I.E.L.D. Vol.1 #1-6, Vol.2 #1-4 (+ #5-6 в мае 2018).

Боже, храни Джоната Хикмана!

Но сначала небольшой экскурс в историю.

В начале 2000х годов Фантастическую четверку ждал успех — на серию пришел прославленный сценарист Марк Уэйд (который, видимо, вообще не умеет писать плохо) и подарил читателям 35 прекрасных номеров, большинство из которых было проиллюстрировано не менее талантливым человеком — Майком Виенриго. Серия шла несколько лет и завершилась на высокой ноте на 524 номере.

А вот дальше начались проблемы.

Серию подхватил Дж. Майкл Стражински с вполне себе неплохой историей, но было видно, что его явно сдерживала общая сюжетная линия вселенной Marvel — разгар Гражданской войны, семья распалась по обе стороны баррикад, и при написании комикса ему приходилось сильно отталкиваться от существующего бэкграунда и налегать на «бытовуху», да и в целом в его сценариях не чувствовалось цельности.

Дальше — хуже. После окончания Гражданской войны половина команды (Рид и Сью) временно покинули состав, и на их место пришли Черная пантера и Шторм (что?). Сам комикс постепенно терял смысловое ядро, превращаясь в нечитабельную кашу. Дна серия достигла при сценаристе Марке Милларе, прихватившем с собой окончательно охалутрившегося Брайана Хитча. Бойкая команда закрепила популярную в те времена точку зрения, что больше хороших комиксов о первой семье супергероев читатели не увидят, и все, что им остается, — перечитывать классические истории от Ли/Кирби и Джона Бирна.

Ночь темна перед рассветом, и на серию наконец пришел наш герой рассказа — бородатый рыцарь в сияющих доспехах — Джонатан Хикман, начавший свой ран с минисерии на 5 номеров — Dark Reign: Fantastic Four.

В самой вселенной Marvel в это время были тоже не лучшие времена — после окончания Тайного вторжения скруллов ЗАЩИТА окончательно себя дискредитировала и переформатировалась в МОЛОТ под руководством Нормана Озборна (это звучит максимально абсурдно, но на деле комиксы, выходившие в эпоху т. н. «Dark Reign», — как ни странно, одни из лучших из того времени).

Рид Ричардс, находящийся в эпицентре всей этой бури, пребывает в легкой фрустрации от происходящего (ну сами посудите — бывший Зеленый гоблин теперь напялил броню Железного человека, называет себя Железным патриотом и собрал целую команду Мстителей из бывших преступников, а заодно стал «главным шерифом страны», настоящие Мстители в подполье, в стране паника и чистки, мир пережил целую войну супергероев друг с другом и полномасштабное вторжение инопланетной расы — явно не тот результат ждет от себя самый умный человек на планете). Он винит себя во всех произошедших событиях, и, твердо уверенный в том, что решить можно любую проблему, строит «Мост» — машину, позволяющую заглянуть в другие реальности и понять, а когда же все пошло не так.

И пока Рид полностью погружен в иные миры, Сью, Джонни и Бен из-за работы «Моста» попадают в различные абсурдные миры, а Валерия и Франклин отбиваются от осаждающего здание Нормана Озборна и его цепных псов из МОЛОТа.

В конце своего обзорного путешествия Рид задает машине последний вопрос — а сколько Еще других Ридов построили «Мосты»?

После такой мощной завязки начинается основная история, и, наверное, самое время поговорить о том, а почему же Хикман так прославился данным комиксом?

Дело в том, что Джонатан Хикман очень глубоко понимает как концепт Фантастической четверки в целом, так и характер самого Рида в частности. Фантастическая четверка для него — не просто семья супергероев, а первая семья во вселенной Marvel, с акцентом на слово Семья.

Хикман очень правильно расставляет акценты в повествовании, показывая очень глубокую связь между членами команды, наглядно демонстрируя и истинную скорбь от потери близкого человека, и чистую радость от осознания того, что Семья может и будет расти, что это не только родственные связи, а нечто большее, особое состояние сознания и ответственности, которую вы берете на себя за близких вам людей, и что плоды ваших стараний обязательно дадут о себе знать в Будущем, и нет большей радости, чем услышать однажды, что вы Смогли, что вы были хорошими родителями и дали все, что было необходимо, и даже чуточку больше.

Рид Ричардс же в понимании Хикмана — в первую очередь ученый и отец семейства и только потом супергерой (вообще говоря, это последнее слово, которое можно применить к данной личности).

Показывая постоянные терзания самого умного человека на планете, который постоянно балансирует между желанием «решить все» и быть хорошим отцом, другом и мужем, Джонатан бьет в самую точку, и мы начинаем сопереживать ему, видеть проблемы которые перед ним стоят, и следить за эволюцией его характера и его ростом как личности.

То, что по глава команды — ученый, накладывает сильный отпечаток на повествование, которое сильно смещается в крепкую и умную научную фантастику. Важную роль играют и антагонисты — автор прекрасно обыгрывает тот факт, что каждый из них тоже в первую очередь ученый, а потом уже суперзлодей и кто-то там еще, и образ мышления у них соответствующий. В первую очередь это касается, конечно же, самого главного противника Фантастической четверки — Доктора Дума. (Тут стоит сделать отступление и предупредить, что перед «Мстителями» от того же Хикмана — они были в нашей предыдущей десятке Топа 100 комиксов и манги, — очень желательно прочесть и данный комикс. Осознание цельной картины очень приятно вас удивит).

Еще в это же время Джонатан пишет еще одну серию комиксов — S.H.I.E.L.D., очень тесно связанную с основным сюжетом и переосмысляющую суть организации, вводящую кучу новых и сюжетно значимых персонажей, заимствованных из реальной жизни (среди которых, например, Никола Тесла, Леонардо Да Винчи, Исаак Ньютон).

Мостиком между двумя сериями становится отец Рида — и это настолько символично и эпично одновременно, насколько это может быть. К сожалению, эту серию прервали за 2 выпуска до окончания, и особо разгоряченные фанаты ждут финала до сих пор (и дождались ведь!)

А что в итоге? Один из лучших комиксов про Фантастическую четверку, вставший в один ряд с признанной классикой (и отлично ее переосмысливший, к слову), идеально проработанная мифология и комплексный, захватывающий сюжет, уводящий героев далеко за пределы стандартной супергероики к качественной научной фантастике. Джонатан Хикман провел отличную работу и подвел вселенную к следующему своему гениальному творению (о нем я писал ранее). Комикс обязателен к прочтению

И помните: вся надежда лежит в погибели.

Михаил Фролов

62. Animal Man

  • Годы выхода: 1988-1995;
  • Пишет Грант Моррисон, рисуют Час Траг и Даг Хазлвуд;
  • Издательство: Vertigo;
  • Не издавался на русском.

Кому вообще вообще не плевать на Энимал Мэна? До 1988 года всем было плевать. Всем, кроме одного шотландского волшебника. Грант Моррисон, написав для 2000 AD Zenith, привлек внимание редакторов DC. Желая повторить успех «Болотной твари» Алана Мура, Моррисону доверили комикс о малоизвестном и забытом всеми герое со способностью копировать силы и умения животных. Грант мастерски справился с этой задачей и навсегда вписал себя в историю комиксов как часть «Британского вторжения», изменившего индустрию.

Бадди Бэйкер — обычный семьянин, получивший когда-то странные силы от упавшего метеорита, решает снова стать супергероем.

За 27 выпусков он успеет побывать борцом за права животных и членом Лиги Справедливости, дважды спасти мир, узнать тайну своих способностей, исследовать глубины сознания (употребив перед этим галлюциногенов), потерять любимых, сломать преграды между вымышленным и реальным и, в конце, встретиться с самим Творцом.

Несмотря на то, что у комикса есть главная сюжетная линяя, на которую намекают тут и там первые 16 выпусков, он очень удачно разделен на отдельные истории, каждая из которых по-своему важна для понимания Бадди и удивительного мира, который его окружает. Второстепенные персонажи, появляясь ненадолго, меняют главного героя шаг за шагом, а также незаметно влияют на читателя.

Моррисон сумел уместить внутри своей первой работы для DC почти каждую тему, которые наполняют его будущие работы. При этом он не забывает ставить под сомнение на первый взгляд «правильные» поступки героев, сомневаясь таким образом в однозначности собственных взглядов на мир.

Сильнее всего Гранту удалось показать различные грани человеческой жестокости и бессмысленную жажду насилия, даже в выдуманных мирах.

Наверное, единственное, что остается сказать, — если вы не знакомы с этим комиксом, не пытайтесь больше о нем ничего узнать, а просто сядьте и прочтите его. Это незабываемый опыт, который могут испортить ненужные спойлеры.

«I read my own words, my own thoughts, and I realize theyʼre not mine after all. They were never mine. <…> I wonʼt do it. Or maybe I will. There. In the end, itʼs as simple as that.»

61. Calvin and Hobbes

  • Годы выхода: 1985-1995;
  • Пишет и рисует Билл Уоттерсон;
  • Издательство: Andrews McMeel Publishing;
  • На русском языке выпускался издательством Zangavar в 2013 и в 2016 годах в двух разных сборниках стрипов — «Кальвин и Хоббс. Здесь повсюду сокровища!» и «Кальвин и Хоббс. Все дни забиты до предела».

Когда речь нынче заходит о комиксах, то обычно представляют произведения на несколько выпусков, издаваемые в журнальном формате, и истории о супергероях. Конечно же, это лишь одно из множества проявлений этого вида искусства. Увы, на его фоне порой забываются другие форматы, такие как комиксы-стрипы. Calvin and Hobbes — как раз из таких.

Стрипы — это особый подвид комиксов, которые обычно состоят всего из 3-4 фреймов, носят юмористический характер и совершенно самостоятельны. Проще говоря, если тебе понравилось что-то из подобного, то ты можешь начинать читать с любого выпуска, чтобы получить свою дозу юмора. Конечно же, и внутри стрипов встречаются сюжетные арки, но это скорее исключение, призванное немного разнообразить ход комикса.

Calvin and Hobbes наглядно демонстрирует все сильные стороны стрипов. Если вкратце, то это история мальчика-непоседы Кальвина и живого плюшевого тигра Хоббса. Неугомонная парочка раз за разом попадает в самые разные приключения, зачастую создавая их на пустом месте.

Им противопоставляются более «стандартные» персонажи, фантазия которых не столь развита, а сам Хоббс для них — обычная игрушка.

Не спешите думать, что этот комикс создан исключительно для детей. Начнем с того, главные герои названы в честь выдающихся деятелей мысли. Жан Кальвин был теологом 16 века и создал собственное учение, утверждающее верховную власть Бога во всем. В комиксе ему в своеобразной манере перечит Томас Гоббс (тот самый тигр Хоббс), философ 17 века, который в своих постулатах опирался в первую очередь на материальную часть мира, а также превозносил геометрию и механику.

Перефразируя эту информацию на язык художественной литературы, в Calvin and Hobbes мы наблюдаем за столкновением вымышленного и действительного, фантазии и прозаичной реальности.

Сквозь призму детской непосредственности Кальвина мы наблюдаем за бытовыми явлениями, которые приобретают неожиданный, порой довольно эпический характер. И тем ироничнее, что рассудительный и временами несколько холодный Хоббс — всего лишь плод фантазии юного мальчика.

Или нет, тут уже читателю решать. Комиксы-стрипы не дают однозначных ответов на поднимаемые темы, оставляя все на рассуждение читателя. Им нужна лишь яркая идея и притягательные персонажи, чтобы затрагивать вопросы политики, социологии, семейной жизни, взросления и сотни других актуальных для кого-то вещей. И все это — всего в нескольких кадрах, которым не нужны никакие комментарии или ремарки.

Но важно учесть, что Calvin and Hobbes — это совсем не сборник хохм или анекдотов. Так как в первую очередь перед нами комикс, то автор использует самые разные художественные и стилистические приемы для достижения комического эффекта.

В итоге визуальная и письменная составляющие объединяются, образуя нечто, что не передать словами, не выразить в многотомниках и не раскрыть в самой проработанной живописи.

В мире существует множество самых разных комиксов-стрипов. Учитывая, что в идеале они выходят каждый день, то нужно лишь выбрать для себя подходящую тематику, чтобы получать удовольствие от этого жанра. Потому вот лишь некоторые примеры, которые заслуживают вашего внимания:

  • Garfield. Вы наверняка слышали об этом циничном и толстом коте, возможно, даже видели отвратительные фильмы про него. Если так, то скорее бегите читать комикс, в котором Гарфилд пытается жить своей жизнью, развеивая стереотипы о котах. С изрядной долей юмора, конечно же.
  • Nerf Now. Начавшись как история о персонажах Team Fortress 2, со временем комикс перерос в бесконечные шутки об игровой индустрии. Стилистика аниме и тонны фансервиса прилагаются.
  • Sinfest. Похоть, блуд, сексуальные влечения, проблемы отношений, политика — тут есть все острые вопросы наших дней! Причем с годами комикс эволюционировал в нечто более меланхоличное и глубокое, но от этого не менее приятное.
  • Xkcd. А это комикс придется по душе всем «технарям». Вас ждут самые дикие и смешные интерпретации физических и математических законов. «Теории большого взрыва» до местного уровня еще расти и расти!
  • Dilbert. Эти стрипы подойдут офисным работникам всех мастей, которые устали от глупого начальства, вечных дэдлайнов и бухгалтеров, забирающих себе часть зарплаты.

Конечно же, все комиксы-стрипы так сразу и не вспомнить, но Calvin and Hobbes может послужить отличной точкой входа в этот жанр. Потому что он охватывает тему, бесконечно близкую всем: как здорово все-таки иногда будить внутри себя ребенка и видеть чудо в повседневных вещах.


9 комментариев