21 января 2019
Обновлено 11.04.2019

Рецензия на второй сезон «Карателя» Netflix

18 января Netflix выложил все 13 эпизодов второго и, скорее всего, последнего сезона «Карателя» (The Punisher). Сюжет на этот раз разрывается между двумя основными линиями: одна разбирается с последствиями предыдущего сезона и продолжает историю Билли Руссо, вторая посвящена девочке-подростку, за которой охотится целая армия влиятельной «корпоративной церкви».
18 января Netflix выложил все 13 эпизодов второго и, скорее всего, последнего сезона «Карателя» (The Punisher). Сюжет на этот раз разрывается между двумя основными линиями: одна разбирается с последствиями предыдущего сезона и продолжает историю Билли Руссо, вторая посвящена девочке-подростку, за которой охотится целая армия влиятельной «корпоративной церкви».
Рецензия на второй сезон «Карателя» Netflix - фото 1

Зрителям новый сезон зашел не сильно хуже предыдущего — 87 процентов положительных оценок, а вот критики опустили оценку ниже планки «свежести» — аж до 53%. И после просмотра я понимаю, откуда могла взяться эта двоякость.

С одной стороны, «Каратель» все еще отлично смотрится. Здесь есть великолепно поставленные драки, которые лишены балетного пафоса «Сорвиголовы», но реалистичны, техничны и предельно жестоки. Есть потрясающая актерская работа Бернтала, превращающего простенького на первый взгляд героя в сложного человечного персонажа, которому искренне сопереживаешь. Наконец, по-прежнему присутствует непривычная для супергероики приземленность и непредсказуемость истории, отличавшие 1 сезон.

С другой стороны, второй сезон явно вышел хуже первого. Он начинается довольно бодро, но чем дальше, тем больше путается в своих переплетающихся историях, не зная, как развивать и ярко закончить изначально многообещающие линии.

Если третий сезон «Сорвиголовы», словно чувствуя приближающуюся отмену сериала, выжал из завершающей истории все возможные соки и ушел на высокой ноте, то «Каратель» под конец наоборот сорвался в неразборчивое бормотание, сфальшивил и свалился со сцены в оркестровую яму.

Все не так плохо, как финал первого сезона «Кейджа», где герой сражался со злодеем, нарядившимся в броню из мягкой обивки палаты психбольницы, но все же. «Каратель» кончается в стиле «доползла и сдохла», словно изможденный и едва стоящий на ногах Касл олицетворяет состояние сценаристов, которые уже не знали, как домучить эту запутанную историю. Все вроде логично и нет никаких особых роялей, выпрыгивающих из кустов, но тут нет даже кустов — просто голая пустыня очень прямолинейных и лишенных изысков сцен, в которых уже нет ни напряжения, ни увлекательности и задора, которыми было насыщено начало.

Первый сезон в значительной степени запоминался за счет прекрасной линии Микро и его химии с Каслом. Здесь же Микро нет вообще, нет даже упоминаний о нем, словно и не было никогда у Касла друга и напарника. Есть Кертис, есть Эми, есть Мадани, но они даже втроем не могут заполнить пустоту, оставшуюся от техно-гения.

Рецензия на второй сезон «Карателя» Netflix - фото 2

«Каратель» определенно страдает от вторичности и отсутствия новых идей. Отчасти он повторяет собственный первый сезон, отчасти исследует темы и сюжеты, которые мы уже видели, и не раз, в других произведениях. Ничего нового идейно для своего героя он тоже так и не был способен придумать.

Касл, проклиная себя, решает впрячься за девчонку, попавшую в переплет, и не может просто отпустить ее, понимая, что ее догонят и убьют в течение пары часов. Постепенно мы понимаем, что сценаристы тоже решили поиграться в сет-ап «брутальный мужик, умеющий только убивать, вынужден заботиться о ребенке и тащить его через ад» — динамику, которая стала вдруг безумно популярной в последние годы: The Last of Us, «Логан», God of War (2018), отличный прошлогодний «Тебя никогда здесь не было» с Хоакином Фениксом (хотите представить, какой из него выйдет Джокер? Посмотрите этот фильм и «Мастера», затем смешайте персонажей в голове). Хотя подобные пары персонажей, естественно, не новость, мы видели их и раньше — «Леон», «Пипец» (Убивашка с папой) и так далее. «Каратель» старается, пара Эми и Фрэнк смотрится мило, но нельзя сказать, что ему удается нечто новое в этом «жанре».

Новый злодей, Пилигрим, поначалу выглядит любопытно — спокойный, методичный и безжалостный, ищейка, которую послали по следу — она не остановится, пока не найдет и не убьет свою жертву.

С другой стороны — чрезвычайно религиозный отморозок, цитирующий Библию и хлестающий себя батогами, не то чтобы нечто совершенно новое. Он выглядит интересным скетчем, которому написали пару сильных сцен, но так и не развили в полноценного героя, бросив на середине. Чем ближе к финалу, тем меньше сценаристы знают, что с ним делать. Финальное противостояние, по идее, должно не столько сталкивать героев физически, сколько выражать противоборство их идеологий и мировоззрения, здесь же все выливается в крайне бестолковую потасовку.

Корпоративная церковь — влиятельная организация с деньгами и связями, стоящая за Пилигримом, — тоже могла бы стать чем-то интересным и даже злободневным, но и эту идею роняют на пол, не проработав до чего-то достойного. Финал этой ветки опять же оказывается лишенным настоящего напряжения, а вместе с ним — и катарсиса.

Рецензия на второй сезон «Карателя» Netflix - фото 3

Но самая очевидная проблема сезона — это Билли Руссо, армейский побратим Касла, предавший его и убивший его семью. Если не хотите знать совсем ничего о его судьбе и избежать легких спойлеров, мотайте до итога.

В конце первого сезона Каратель, наконец, превращает Руссо в того злодея, который знаком нам по комиксам — в Джигсо (Jigsaw — Мозаика), уродуя ему лицо, которое должно превратиться в паззл из лоскутов кожи. Сериал долго раздувает пафос и интригу вокруг уродства Билли — он носит терапевтическую маску, отворачивается от камеры, ноет о своем уродстве, а зритель мучается — что же там такое, готовит ведерко на случай, если его желудок не выдержит таящейся под маской лоскутной жути.

А потом Билли снимает маску и под ней оказывается… все тот же красавчик Билли, только с тремя царапинами, словно он по ошибке прилег на кошку, и она запаниковала. Очень ленивую кошку, которой регулярно стригут когти.

Причем все герои продолжают вести себя так, словно бедному Руссо собирали рожу из кусков кожи с задниц доноров разных рас. Это выглядит жалко. Да, обидно прятать хорошего (и симпатичного) актера под тонной грима, не дающего играть мимикой, но вы мало того что не отдаете должное классическому облику персонажа, так еще и выбрасываете в окно отличную возможность создать действительно запоминающийся образ. Неужели Джокер Ленджера, Пингвин ДеВито, Дракула Олдмана или десятки других ролей, которые грим не просто не испортил, а сделал иконами жанра, ничему вас не учат?

И совсем уже паскудно так халтурить и при этом все равно делать вид, что Билли и впрямь изуродован. На Джигсо должно быть больно смотреть, чтобы все его истерики «Касл превратил меня в ЭТО» воспринимались без смеха.

Рецензия на второй сезон «Карателя» Netflix - фото 4

Так Джигсо выглядел в «Каратель: Территория войны» 2008 года. Вешать тут картинку с рожей Руссо из сериала для сравнения я не хочу — это спойлер, которого тяжело избежать при листании, гугл вам в помощь.

Рецензия на второй сезон «Карателя» Netflix - фото 5

Конечно, недоизуродованное лицо Джигсо — далеко не главная его проблема. Беда в том, что у сценаристов почти получилось — они придумали отличную идею, которая могла бы задать совершенно другой тон истории и дать пищу для размышлений.

Билли выходит из комы сломленным не только физически, но и психологически — он получает главный приз ленивого сценариста — амнезию, но она довольно интересно меняет динамику отношений его, Касла и Мадани. Последнее, что помнит Руссо — это счастливая армейская жизнь со своими побратимами Фрэнком и Кертисом. Вся уродливость вымылась из его личности, превратилась в уродливость внешнюю, но он сам вернулся к чекпоинту, где он еще не стал монстром. Он любит своих братьев, стремится к чувству единства с ними и искренне обижен на Фрэнка за то, что тот его предал и изуродовал. Он не помнит, чем заслужил такое. Он раздавлен и потерян, его мучают кошмары о черепах — Руссо выглядит жертвой.

Моральная дилемма в том, можем ли мы все еще ненавидеть, опасаться и даже желать смерти этому, невинному Билли? Ведь он словно заснул на десятки лет и проснулся в незнакомом мире, где его предал лучший друг, он сам за решеткой, а его лицо изуродовано. Можем ли мы относиться к нему по-старому просто из-за страха, что память в любой момент вернется и Билли снова станет прежним?

Ему словно дали второй шанс — не поддаться алчности, не предавать друзей, не идти второй раз по той дорожке, которая привела его в больничную палату с полицейскими у двери и зеркалом, в которое страшно смотреться.

Фрэнку и Мадани пришлось бы серьезно покопаться в себе. Смогут ли они если не простить Руссо, то хотя бы оставить его в покое, дать человеку шанс переписать свою историю. Вернуться в момент невинности и доказать, что он мог бы стать и хорошим человеком.

Представьте, если бы Фрэнк увидел бы его и поверил — перед ним не Руссо-убийца его семьи, а Билли, его лучший друг, брат по крови — вернулся из небытия, из прошлого, из кокона злодея, которым стал. Они могли бы снова подружиться и даже отправиться «карать» вместе, понимая, что в любой момент к Руссо может вернуться память, а с ней — воскреснуть и старая личность. Или нет. Это напоминало бы пару друзей, одного из которых оцарапал зомби — если я начну превращаться, обещай пристрелить меня.

Да, это все попахивает мотивами типа «дружба — это магия», но то, что сценаристы нарисовали взамен, сильно смахивает на кальку с «Человека-паука 3». Озборн получает по голове, все забывает, становится добрым и снова дружит с Питером, потом вспоминает, что тот убил его отца и пытался убить его самого — и они снова сражаются. Не твист, а просто пауза в арке, которая затем продолжается в абсолютно том же ключе. Ключе, который мы уже видели и не горели желанием смотреть по второму разу.

Рецензия на второй сезон «Карателя» Netflix - фото 6

Спойлеры

Мы снова смотрим на разборки с Руссо, только на этот раз у того нет ни собственной корпорации, ни агента Оранджа, ни кучи наемников за спиной. И сам Билли уже не мастер манипуляций со связями, а беглый сломленный псих с амнезией, за которым охотится полиция. Если Касл смог победить его тогда, в чем интрига сейчас? Сможет ли он справиться с врагом снова, когда тот стал куда слабее? Когда вместо наемников у него кучка алкоголиков-ветеранов? Когда вместо правительственных заговоров Руссо организует налеты на вшивую сберкассу, которую мог с тем же успехом грабануть бомж под молли с пластиковым дробовиком — безо всякой подготовки и напарников?

Джигсо выглядит жалко и совершенно неясно, как мы должны воспринимать его как достойного противника. Если бы сценаристы давили на жалость, это было бы оправдано, но они всерьез убеждают нас, что Билли из второго сезона не менее серьезная угроза, чем Билли из первого.

Единственное, что могло поднять ставки — если бы Касл колебался, не смог поднять руку на брата теперь, когда он стер прошлое и получил шанс не стать монстром. Но они делают его монстром снова, и дилемма для Фрэнка исчезает, никаких причин теперь ни ему, ни зрителю колебаться на тему «стоит ли пристрелить Билли» уже нет. И вот убийство этой неоднозначности и есть самое жестокое и опустошающее в сезоне.

Касл, впрочем, все равно колеблется в перестрелке на улице, но недолго и особых причин колебаться, если честно, сценаристы ему не придумывают. Они вроде делают какие-то шаги к очеловечиванию Билли, пытаются вызвать сочувствие, показывают, что он правда любит Кристу и готов с ней уехать, но почему-то при этом все остальные действия Руссо остаются отталкивающими. Так мы должны ему сопереживать или нет?

Изначально, еще в палате, нам показывают его не просто разбитым, а агрессивным, жестоким и вспыльчивым, а затем добивают двойственность окончательно, когда Билли снова начинает строить свою преступную империю — все, он монстр, с памятью или без, он все равно скатывается на темную сторону. Но почему? Откуда это желание нарушить закон? В армии он не был таким, по идее на темную сторону его завела жадность, не сразу, а постепенно, это не его суть. Если его волновало братство с ветеранами — они могли вместе сколотить строительную бригаду или открыть снова корпорацию солдат по найму. С чего вдруг резкий скат в гетто-грабежи ради мелочи?

Рецензия на второй сезон «Карателя» Netflix - фото 7

Финалы всех линий вышли разочаровывающими. Пилигрим смотрелся таким грозным противником в серии про осаду полицейского участка, затем его неловко попытались углубить «возвращением к старым грехам», а потом просто устроили нелепую потасовку с Карателем в грязи — и это наша грандиозная финальная битва? Столкновение двух правд, двух миров? Касл его и пощадил еще в итоге, потому что у того двое детей. Был бы один или трое, не пощадил бы, а раз совпало — гуляй. Еще и маму твою Мартой зовут, как тебя убивать?

После «пшика» линии Пилигрима нас добивают двумя еще более никакими концовками. Весь сезон мы сражались на два фронта, охотясь на Билли и парочку во главе церкви, в последней серии мы получаем грандиозные развязки — пришел и тупо пристрелил раз, пришел и тупо пристрелил два. Катарсис, напряжение, ставки! Абсолютно неясно, чего так было париться, если в итоге герои просто зашли к ним домой и убили, пройдя через охрану так легко, что этого даже не показали. Даже похищение русского олигарха и то далось б_о_льшим трудом — все эти переодевания Эми, слежка, подготовка. А тут главные злодеи сезона, и все заканчивается за пару минут.

Да, победу над Руссо по факту отдали Мадани, она догадалась по двум общим фразам, что Руссо прячется у Кристы, она пришла и заборола обоих по очереди. Именно ее пули в итоге позволили Фрэнку просто подойти и прикончить Билли без каких-либо сражений, и все же это размытие не дает четкого ощущения тяжелой, но заслуженной победы. Не чувствуется, что Билли, пара церковников и Пилигрим были на пике своих сил в финальной схватке, но Касл все равно смог победить. Складывается ощущение, что он схалтурил, это вышло очень легко, а на фоне тяжелой борьбы в середине сезона, финал и вовсе выглядит нелогичным, непропорциональным.

И да, отдельное «спасибо» за слив линии с барменшей, которую даже не упоминают в конце. Мы думали Фрэнк вернется к ней или хотя бы справиться о здоровье ее и Рэкса — нет, ни слова. Он ведь даже не узнал, что она сдала его Пилигриму. Что тот нашел ее и угрожал ей, мог вообще убить после, просто заметая следы. Фрэнк был бы даже не в курсе.

Мне, как и Александру Башкирову, сильно запомнился последний кадр, где Каратель карает две уличные банды, устроив им встречу. Все отлично, только вот «бандитам» на вид нет еще двадцати. Это дети, которые пошли по кривой дорожке и по-хорошему еще могут свернуть обратно. Их надо было делать либо суровыми дядьками лет пятидесяти в татухах и руках по локоть в крови, чтобы мы и не думали их жалеть, либо Фрэнк должен был как Бэтмен у Миллера заявиться к этим детям и сказать: «Слушать сюда. Я ваш новый лидер. Больше никакого разбоя и убийств, мы будем строить будущее». А так Каратель выглядит реально маньяком и детоубийцей. И это на фоне пощады для Пилигрима выглядит паршиво вдвойне.

Конец спойлеров

Итог

Сезон получился крайне спорным, в нем есть несколько по-настоящему топовых сцен (причем по большей части в начале), есть удачные идеи, не получающие достойного развития, и очень странный, лишенный накала событий финал.

Как всегда у Marvel/Netflix сезон жутко затянутый, медленный, в нем есть лишние, вставленные ради раздутия хронометража линии, в линиях — бесполезные сцены, в сценах — куча воды, которую любой вменяемый монтажер вырезал бы без раздумий, потому она убивает динамику напрочь. И то, что плеер Netflix иногда начинает подвисать при нажатии кнопки «10 секунд вперед» не сильно скрашивает просмотр.

Сезон все еще есть смысл смотреть — хотя бы ради отлично поставленного экшена, великолепной актерской игры Бернтала и забавной динамики с его малолетней напарницей, которая временами напоминает молодую версию Карен (самой Карен тут преступно мало). Но готовьтесь к тому, что многие многообещающие линии будут долго бестолково петлять, смазывая свой месседж, пока не уткнутся в идейный тупик и оборвутся резко и без какой-либо яркой развязки.

Жаль отпускать Карателя на столь фальшивой ноте, его, скорее всего, отменят официально уже в ближайшее время, как и остальные проекты линейки — Disney запускает собственный Netflix и не может оставить эти сериалы на площадке, как и весь прочий свой контент.

Поэтому Netflix довольно показушно рубит им головы сам заблаговременно, мол, не доставайся же ты никому (это судя по неофициальным данным). Жаль отпускать их всех, команда Защитников вышла сильной (ну, кроме Кулака) и неизвестно, получим ли мы в будущем что-то подобное с этими или другими персонажами комиксов. Надежда есть, но это лишь надежда.

Рецензии на сериалы вселенной Marvel/Netflix

Комментарии 20
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28

У меня горит от сериала. Спойлеры.

Они там переливают воду туда сюда 13 серий и всё. Причём все темы уже были раскрыты в первом сезоне. А каких-то новых они не добавили. Ещё и сюжет стал в разы бредовей. 

Полиция, которая ничего не может. 

Мадани, которая бегает "trigger happy", нарушая все возможные инструкции. 

И при этом единственной её жертвой становится доктор, которую она выкинула из окна. А потом пришла издеваться над ней в больницу. 

И в итоге ещё получила повышение. 

Фрэнк, который половину сезона где-то за кадром бегает. 

Особенно "порадовал" момент, когда он убил Билли, друга своего, с которым они войну прошли и вообще братья, а Пилигрима, который убил кучу народу, в том числе и подростков, оставил в живых потому что у него дети. Лол. Как будто у других бандитов семей не было. 

Туда же идёт Кертис, который помог случайному чуваку на крыше, а Билли, который его брат и войну прошли, он сдал Френку. 

Так-то Билли в этом сезоне сделал для ветеранов больше, чем Кертис. 

Ещё убило качество перестрелок. 

В первом сезоне всё было чётко. 

Никаких лишних выстрелов. 

А тут все палят во все стороны и пофиг вообще. Особенно порадовал Френк, который в отеле с картонными стенами палит как больной. 

Рукопашный бой нормальный только в первой серии. 

А ещё подбор музыки.. Я, конечно, понимаю, что на бумаге это смотрелось круто, но на деле это выглядит так :

Касл одиноко сидит в баре. Музыка:"я одиноко сижу в баре". Да ладно, а я то сидел гадал что вообще происходит