Рецензия на «Звёздные войны: Видения»: каким получился эксперимент Disney с японской анимацией
О сериале
«Звёздные войны: Видения» — серия не связанных друг с другом анимационных короткометражек по мотивам франшизы «Звёздные войны». Над проектом работали сразу семь японских студий. Disney дали авторам полную творческую свободу и позволили им рассказать оригинальные истории в разном стиле. Под одной обложкой сериал собрал самураев, человекоподобных зверей-фурри и рок-музыкантов. Здесь есть даже робот, подобно Пиноккио мечтающий стать настоящим джедаем.
Каждый эпизод исполнен в своём стиле. Если первая серия — это чёрно-белый японский фильм про самураев, то вторая визуально напоминает яркий мультфильм для детей. Режиссёры «Видений» не стали сдерживать себя ограничениями из оригинальной вселенной франшизы, поэтому проект стоит воспринимать как набор фанатских фантазий на тему «Звёздных войн». Например, в уже упомянутом шестом эпизоде «T0-B1» авторы рассказывают историю антропоморфного дроида, который пробуждает в себе джедайскую силу, что невозможно в официальной киновселенной. В третьей серии «Близнецы» два адепта тёмной силы, брат и сестра, могут без скафандров дышать в открытом космосе. Это тоже нарушает логику мира франшизы. Но никто и не собирался следовать канону: название проекта — «Видения» — намекает на нереальность и необязательность происходящего.
Сборником аниме-короткометражек Disney явно старается привлечь на свой сервис Disney+ новую аудиторию, заодно поэскпериментировав с жанрами и их подачей. Ранее Disney поступил точно также с супергеройскими сериалами (от «ВандаВижн» до «Локи»), которые тоже развивались в виде постоянных экспериментов с формой.
Идея обособленных короткометражек напоминает «Любовь, смерть и роботы» от Netflix, так что трудно не усмотреть в проекте Disney выпад в сторону конкурирующего сервиса. Тем более что сделанное под заказ аниме сейчас — один из основных столпов Netflix.
Плюсы антологии
Разный визуал
Авторы, принявшие участие в проекте, работают в своей узнаваемой стилистике. Production I.G («Призрак в доспехах», «Атака титанов») прорабатывает фоны и рисует реалистичных персонажей. Trigger («Убей или умри») намеренно показывает слабо детализированное окружение и ставят эмоции персонажей на первый план. А Science Saru («Человек-дьявол: Плакса») используют флэш-анимацию. Благодаря этому сборнику у зрителя есть отличная возможность за два часа познакомиться с ведущими студиями Японии и узнать, что аниме-сериалы сильно отличаются друг от друга.
От «Берсерка» до «Убийцы гоблинов»: какие аниме посмотреть любителям «Ведьмака»
Каждая новая серии антологии использует уникальный стиль, давая зрителю визуальное разнообразие: от истории, внешне напоминающей яркий детский мультфильм, до мрачного эпизода с ироничным сюжетом; от стилизованной под рисунок 3D-графики до рисунка, напоминающего малополигональные модели.
Формат короткометражек
Чаще всего работы современных японских аниме-студий — это сериалы, состоящие из двенадцати или двадцати четырёх эпизодов по 20 минут. Но на раскрытие идей в антологии у авторов было всего 15 минут. Из-за чего в некоторых короткометражках появились интересные приёмы, привлекающие внимание динамикой. Например, в эпизоде про рок-музыкантов «Татуинская рапсодия» предыстория основного сюжета подаётся быстро и энергично. В одной из первых сцен, в которой встречаются будущий вокалист группы Джей и басист Ги, вместо долгого повествования нам показывают быстрое чередование кадров лица певца и музыкальных инструментов группы. В этот момент начинает играть рок-композиция команды, с ходу погружающая зрителя в историю.
Иной, но не менее интересный приём был использован в эпизод «Дуэль», в котором бандиты, терроризирующие беззащитных жителей деревни, требуют с них налог. Единственный, кто пытается возразить — это представившийся главой деревни мальчик. Когда банда, потешаясь, спрашивает, где же его отец, то одной молчаливой сценой режиссёр Таканобу Мидзуно («Бэтмен-ниндзя») даёт нам узнать о настоящем главе всё, что нужно. Подобными приёмами авторы освобождают время для экшена и усиливают напряжение от происходящего.
Отсылки к аниме и японским фильмам
У японских авторов «Звёздных войн: Видения» получилось органично использовать отсылки к произведениям своей культуры. Например, уже названный эпизод «Дуэль» взял за основу монохромную стилистику чёрно-белых японских фильмов про самураев. Выбор такого референса для эпизода, открывающего всю антологию, имеет огромное значение. Создатель вселенной «Звёздных войн», Джордж Лукас, вдохновлялся работами знаменитого японского режиссёра Акиры Куросавы («Семь самураев», «Три негодяя в скрытой крепости»). А знаменитые воины — «джедаи» — обязаны своим названием жанру японского кино — «дзидайгэки», японским историческим драмам про самураев. Другой эпизод, «T0-B1», рассказывающий историю дроида, мечтающего стать джедаем — это отсылка к одному из самых первых аниме — «Могучему Атому» (известному в мире как «Астробой»).
Все девять новелл «Звёздные войны: Видения» заслуживают внимания хотя бы из-за работы японских аниматоров. В отдельном материале «Канобу» рассказал, какими фильмами и сериалами прославились Trigger, Production I.G., Science SARU и другие студии, и почему любое новое произведение от этих компаний важно для любителей мультипликации. В этом материале разберём три истории, которые выделяются не только рисунком — они рассказывают принципиально отличные от канона истории с непривычными для «Звёздных войн» идеями.
Первый эпизод «Дуэль»
Студия: Kamikaze Douga («Попсовый эпос» и супергеройский аниме-фильм «Бэтмен-ниндзя»)
Режиссёр: Таканобу Мидзуно (режиссёр «Бэтмен-ниндзя»)
Банда под предводительством женщины-ситха (адепта тёмной стороны) нападает на беззащитных жителей деревни. Однако странствующий самурай, который недавно пришёл в эти земли, решает выступить против агрессоров.
«Дуэль» сделана в монохромном стиле старых японских фильмов про самураев. Действие происходит на планете, напоминающей феодальную деревню времён периода Эдо. Световой меч безымянного странника — скорее катана, чем привычное оружие ситхов и джедаев.
Простой, но красивый визуальный приём добавляет истории уникальность: почти весь эпизод выполнен в чёрно-белых тонах за исключением акцентов на некоторых элементах научной фантастики (световые мечи, лазерные выстрелы и свет от электрических ламп). Kamikaze Douga использовали 3D-графику, стилизованную под рисунок, как и в своих опенингах (вступительных титрах в начале каждого эпизода аниме) для «ДжоДжо». Такое сочетание графики и монохромной стилистики сделали первый эпизод похожим на старый фильм с живыми актерами.
Второй эпизод «Татуинская рапсодия»
Студия: Studio Colorido («Тайная жизнь пингвинов», «Сквозь слёзы я притворяюсь кошкой» и «Фотоателье»)
Режиссёр: Таку Кимура (дебют)
У Ги, бас-гитариста космической рок-группы Star Waver, враждебные отношения с жестоким гангстером из каноничной вселенной «Звёздных войнов», Джаббой Хаттом. Криминальный лидер отправляет за Ги охотника за головами, Боба Фетта, который также известен из канона вселенной. Фетт ловит музыканта, которому грозит смертная казнь. Чтобы спасти своего друга, оставшиеся члены Star Waver отправляются к Джаббе…
Яркие цвета и энергичность анимации, используемые в этом эпизоде, резко отличают его от «Дуэли». Стиль рисунка «Татуинской рапсодии» выглядит так, как если бы создатели популярной британской группы Gorillaz решили выпустить мультфильм для детей.
В «Татуинской рапсодии» есть то, чего не хватает другим сериям: история не зациклена на джедаях и ситхах. Если основной двигатель сюжета «Звёздных войнов» — это противостояние добра и зла, то в центре этой зарисовки — мечта подростковой рок-группы обрести популярность. Из-за этой идеи, эпизод, с одной стороны, выглядит несколько абсурдно и наивно, но с другой, Studio Colorido показали зрителям иной мир «Звёздных войн» — мир, потенциал которого выходит за рамки сюжета уже классической борьбы между Светлой и Тёмной сторонами Силы.
Выбор рока в качестве основного музыкального сопровождения «Татуинской рапсодии» вызывает диссонанс: за 44 года «Звёздные войны» стали неразрывно ассоциироваться с оркестровыми композициями Джона Уильямса, автора главных музыкальных тем саги. Но Studio Colorido, судя по всему, хотели добавить динамики к своей интерпретации и стать отличной противоположностью первому монохромному эпизоду.
Девятый эпизод Akakiri
Студия: Science Saru («Человек-дьявол: Плакса»)
Режиссёр: Ынъён Чхве (раскадровка для «Космический Денди» и помощник режиссёра «Пинг-понг»)
Член королевской семьи, Масаго, оказалась лордом ситхов. Убив короля, она захватила власть. Однако дочь короля, принцесса Миса, не намерена сдаваться и планирует вернуть трон. Узнав об этом, её возлюбленный, таинственный джедай Цубаки, которого мучают страшные видения, отправляется ей на помощь.
Если большинство эпизодов антологии выглядят как коммерческие проекты и ориентированы на широкую аудиторию, то заключительная серия Akakiri напоминает фестивальную и экспериментальную работу. В 2017 году другое произведение студии, «Лу за стеной», победило на Международном фестивале анимационных фильмов во Франции. Так что влияние нишевых картин в работе Science Saru точно есть.
Финальный эпизод антологии отличается ироничным сюжетом. Главного героя преследуют мрачные видения — чтобы не допустить трагический конец, он отправляется на помощь к своей возлюбленной, но его действия и приводят сюжет к печальному исходу. Композиционно эпизод изящно закольцован, он использует новую интерпретацию классического сюжета о самоисполняющемся пророчестве.
Несмотря на то, что главный герой успевают побывать в четырёх локациях всего за тринадцать минут, ритм повествования остаётся монотонным. За счёт тёмных тонов и ударов табла (индийский музыкальный инструмент) вместо мелодичной музыки создается таинственная, неоднозначная атмосфера, выделяющаяся на фоне привычного по «Звёздным войнам» героического экшена. Визуально эпизод напоминает кошмарный сон и выполнен в красных цветах, что отражает название серии: в переводе с японского Akakiri — «красный туман».
Недостатки антологии
Обилие джедаев
Участие семи студий подразумевало различные истории с разными взглядами на мир «Звёздных войн». Однако у авторов отличается лишь визуальная части картин. В сюжетном плане большая часть эпизодов рассказывает про обладателей великой Силы и противостояние между ними.
Короткометражки — это идеальный формат, чтобы пофантазировать на тему того, как живёт вселенная за пределами сюжетов основных фильмов. Именно поэтому «Татуинская рапсодия» с её супердеформированными героями выделяется не только стилем, но и идеей. В одной из сцен главный герой, Джей, будучи джедаем, пытается воспользоваться световым мечом. Но тот, кажется, сломан. Поэтому герои находят другой путь для спасения своего друга, используя музыку вместо грубой силы. От аниме-антологии ждёшь именно такого разнообразия, а не самого очевидного подхода ко вселенной в духе западных сценаристов.
Бедность фантазии
Ещё одна проблема — стилизация световых мечей под катаны. Это приём, которым следовало воспользоваться только один раз. Вместо этого световые катаны появляются в первом, четвертом, седьмом, восьмом и девятом эпизодах. С другой стороны, такая частая стилизация не выглядела бы так пошло, если бы помимо катан студии добавили другие световые орудия.
Например, первый и третий эпизод смогли продвинуться дальше этой идеи. Для «Дуэли» Kamikaze Douga придумали достаточно необычное оружие для женщины-ситха — световой зонт. В «Близнецах» от студии Trigger («Убей или умри», «Промар») протагонист, мастер ситх Ам, стреляет из каблука сапога. И это как раз то, чего ждёшь от аниме, персонажи которого давно используют в качестве оружия веер, косу, огромные ножницы, мыльные пузыри и многое другое.
Упор на экшен
Визуально работы очень сильно отличаются друг от друга. В них виден разный подход к анимации, рисунку и режиссуре. Эпизод «Лоп и Очо» про сбежавшую от имперцев рабыню, девушку-фурри по имени Лоп, выглядит ярко, энергично и представляет собой вполне самостоятельное произведение: если из него убрать все упоминания о «Звёздных войнах», то сюжет не изменится. Другой эпизод, «Старейшина», напротив, стилизован под серьёзные реалистичные аниме: цветовая гамма и дизайн персонажей напоминает «Ковбоя Бибопа» или «Василиск». Но, несмотря на отличие в визуале и темах, большинство короткометражек нацелено на одно и то же: вызвать у зрителя прилив адреналина при виде крутой боевой сцены.
В японской анимации много жанров: детектив, комедия, отображение повседневности (так называемый slice of life), триллер, драма или целый отдельный жанр «школьная жизнь». Все студии на проекте Disney cделали ставку на боевик. Даже эпизод «Деревенская невеста», в котором отображается одна из важных философских концепций саги «Звёздные войны» — единение и гармония человека с природой, — в итоге сводится к обмену тумаками с главным негодяем.
Вердикт
«Звёздные войны: Видения» — отличная возможность свежим взглядом посмотреть на популярную вселенную. В антологии поднимаются самые разные темы: от смены поколений и непостоянства силы в «Старейшине» до настоящих родственных связи (даже если они не кровные) в «Лоп и Очо». Кроме того, некоторые новеллы отдают дань уважения классике аниме.
Стиль в любой отдельно взятой короткометражке уникальный и почерк той или иной студии узнаётся с первого кадра. Но сюжетная бедность большинства историй остаётся слабой стороной сборника. В рамках столь разных стилей и тем используются повторяющиеся ходы, знакомые по основным фильмам франшизы и призванные как можно скорее привести зрителя к дуэли двух обладателей световых мечей.
В отрыве от вселенной «Звёздных войн» антология — шанс в максимально сжатые сроки ознакомиться с работами семи ведущих японских студий, о творчестве которых должен знать каждый зритель, интересующейся современной анимацией. Несмотря на сходство многих сюжетов с большой вселенной «Звёздных войн», визуально это самостоятельное произведение, показывающее, чего можно добиться в 2021 году в мультипликации при разном подходе к графике и стилю рисунка.