Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Премьера live action-сериала от Netflix по аниме «Ковбой Бибоп» состоится 19 ноября. Это отличный повод пересмотреть оригинал или ознакомиться с культовым японским шоу, если вы его не смотрели. Автор «Канобу» Владислав Ватутин рассказывает о первоисточнике, истории его создания и том, как «Ковбой Бибоп» обрел свой легендарный статус.
Премьера live action-сериала от Netflix по аниме «Ковбой Бибоп» состоится 19 ноября. Это отличный повод пересмотреть оригинал или ознакомиться с культовым японским шоу, если вы его не смотрели. Автор «Канобу» Владислав Ватутин рассказывает о первоисточнике, истории его создания и том, как «Ковбой Бибоп» обрел свой легендарный статус.

О чём аниме-сериал «Ковбой Бибоп»

«Давайте не облажаемся»: как аниме-сериал «Ковбой Бибоп» стал культовым

К 2071 году человечество смогло колонизировать Солнечную систему. Но так же, как и на Диком Западе, закон и власть не поспевают за стремительным расширением границ. Чтобы справиться с быстро растущей преступностью, за поимку бандитов начали назначать награду, которую может востребовать любой желающий.

26-тисерийное аниме рассказывает о четырёх охотниках за головами, которые путешествуют в поисках награды на космическом корабле «Бибоп». Это Спайк Шпигель, замкнутый, отчаянный мастер боевых искусств и бывший член преступного синдиката; механик Джет Блэк, в прошлом работавший детективом полиции; Фэй Валентайн — шулер и азартный игрок, которая ничего не помнит о своём прошлом. К ним присоединяется Эдвард, девочка-хакер с андрогинной внешностью.

«Ковбой Бибоп» (Cowboy Bebop) не имеет целостного сюжета, как, например, шоу «Очень странные дела» или аниме-сериал «Атака Титанов», где каждая новая серия — это продолжение предыдущей. В «Бибопе» большинство эпизодов — законченные истории. И только в отдельных сериях нам показывают прошлое главных героев и то, как они исправляют совершённые ошибки. Похожую композицию повествования можно увидеть в мультсериале «Рик и Морти», где основной сюжет развивается лишь в некоторых эпизодах, а остальные — вполне самостоятельные новеллы.

История происхождения «Ковбоя Бибопа»

Сериал должен был продавать детские игрушки

«Давайте не облажаемся»: как аниме-сериал «Ковбой Бибоп» стал культовым

Фигурка корабля Swordfish II

Аниме-сериал был выпущен в 1998 году по заказу компании Bandai Toys (входит в холдинг Bandai Group, который занимается массовым производством игрушек, видеоигр и аниме). К этому моменту космические корабли и боевые роботы, известные как меха, уже получили популярность. Японское телевидение транслировало аниме про космос и космические бои, например, «Мобильного воина Гандама», «Космический линкор Ямато» и «Макросс». Bandai Toys планировали создать аниме-сериал в этом же тренде, по мотивам которого можно будет запустить линию игрушечных космических кораблей.

Производство «Ковбоя Бибоп» отдали студии Sunrise («Код Гиас», серия «Гинтама», «Мобильный воин Гандам»), которая также является частью холдинга Bandai Group. Режиссёром стал Синъитиро Ватанабэ – будущий режиссёр и сценарист знаменитых аниме-сериалов «Самурай Чамплу», «Космический Денди» и «Аниматрица». На тот момент 33-летний Ватанабэ уже имел опыт работы с подобными аниме: в 1995 году вышел аниме-фильм «Макросс Плюс», где у Ватанабэ была должность помощника режиссёра. К началу производства «Бибопа» он работал в Sunrise. Когда Ватанабэ поставили на место режиссёра, его попросили включить в сюжет сцены с боями космических кораблей.

Однако после четырех эпизодов руководство Bandai Toys перестало верить в успешность проекта и прекратило продюсирование. К счастью, спонсорство на себя взяла другая дочерняя компания Bandai Group — Bandai Visual. Как говорит сам режиссёр, в более поздних эпизодах космических боёв стало значительно меньше.

Крах и успех

«Давайте не облажаемся»: как аниме-сериал «Ковбой Бибоп» стал культовым

Изначально в Японии у сериала были очень низкие рейтинги, и его трансляцию пришлось остановить практически сразу. В то время аниме-сериалы в основном создавались для детской или подростковой аудитории (например, «Сейлор Мун» и Dragon Ball). Но Ватанабэ решил показать взрослых персонажей и поднять сложные философские вопросы, такие как место человека в мире и влияние прогресса на жизни обычных работяг. Cowboy Bebop — это взрослая история с суровым взглядом на мир, которая показана в пессимистичных тонах, отмечает критик сайта AnimeNewsNetwork.com, ресурса, посвящённого аниме-индустрии.

При этом аниме-сериал отражал не японскую культуру, а американскую, которой Ватанабэ явно симпатизировал. Это выражалось и в саундтреках, выполненных в западных стилях (джаз, блюз), и в отсылках к культовым американским картинам. Например, один из эпизодов берёт за основу сюжет фильма Ридли Скотта «Чужой». В другом цитируется бой Брюса Ли из фильма «Игра смерти». Названия эпизодов также служат отсылками к песням популярных западных и английских групп. Например, песня Sympathy for the Devil группы Rolling Stones, Toys in the Attic от Aerosmith и Rapsodia Bohemia от Queen.

«Давайте не облажаемся»: как аниме-сериал «Ковбой Бибоп» стал культовым

Позже сериал всё-таки вышел в эфире о частного спутникового канала Wowow. «Бибоп» прославился за пределами Японии в 2001 году, когда началась трансляция сериала на американском канале Cartoon Network в ночном блоке для взрослых Adult Swim. Это было первое аниме, которое показали в этом блоке.

Сериал смог получить необходимый рейтинг у западного зрителя и впоследствии появлялся в эфире на протяжении четырёх лет. В 2002 году «Ковбоя Бибопа» показали в Англии на телеканале CNX (канал, управляемый Cartoon Network Europe). После сериал крутили и на других каналах (британском AnimeCentral, австралийском Syfy и ABC2, канадском MTV2). В России сериал официально не транслировался.

Сегодня аниме «Ковбой Бибоп» входит в 100 лучших сериалов по версии IMDb (на момент написания материала занимает 54 место). На этом же портале Bebop имеет оценку 8.9, а на сайте MyAnimeList, крупнейшем аниме-портале с рейтингами зрителей, — 8.7. Среди аудитории MyAnimeList за «Бибопа» проголосовало более 697 тысяч зрителей.

Эстетика, нуар, литературность

«Давайте не облажаемся»: как аниме-сериал «Ковбой Бибоп» стал культовым

Говоря о «Ковбое Бибопе» критики отмечают эстетику сериала. Хоть аниме и сочетает в себе разныежанры: трагедию, научную фантастику, детектив или комедию, но сюжет серий всегда рассказывает о мире безрадостного будущего, наполненном заброшенными городами. Наряду с фантастическими техническими достижениями, такими, как космические корабли и гиперпространственные врата, существуют маргиналы, которые не нашли своё место в мире. Эстетика «Бибопа» напоминает фильм «Бегущий по лезвию», экранизацию романа Филипа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?». И это не совпадение, фильм Ридли Скотта, вышедший в 1982 году, стал одним из вдохновений для Ватанабэ. Об этом режиссёр рассказал в интервью для портала IGN.

Весь аниме-сериал, как и последующий полнометражный аниме-фильм, пропитан циничным отношением к жизни, недоверием и пессимизмом. Например, зрелище чужих смертей уже не оказывает влияния на главных героев. После каждой неудачной миссии они спокойно возвращаются к привычным делам и ведут те же разговоры, что и в начале (например, что будут есть на ужин). В отличие от других историй, где главные герои морально растут, к чему-то стремятся, Ватанабэ показал персонажей, история которых уже произошла ранее, а сейчас они просто наблюдают за чужими жизнями (и смертями) и убегают от своего прошлого.

В «Ковбое Бибопе» большую роль играет музыкальное сопровождение. Цифровой журнал о кино, сериалах и поп-культуре Cuatro Bastardos отзывается о саундтреке аниме так: «Музыка здесь — не просто аккомпанемент, она занимает фундаментальное значение для сюжета, выступает в качестве еще одного элемента повествования, задающего тон сцен».

Источники вдохновения «Ковбоя Бибопа»

Эстетикой и отличием от других аниме «Ковбой Бибоп» обязан уникальному подходу режиссёра. Ватанабе хотел делать кино и изначально планировал показать историю про охотников за головами в формате фильма, поэтому к каждой серии он подходил как к короткометражному фильму. Некоторые критики сравнивают его работу с фильмами Тарантино, отмечая, что на Ватанабэ сильное воздействие оказал Голливуд.

Чтобы добавить кинематографичности к движениям персонажей, команда аниматоров во главе с Тосихиро Кавамото (фильм «Меч чужака» и сериалы «Стальной алхимик») использовали больше кадров для анимации, чем обычно. Такой подход в работе делает производство проекта дороже и дольше, поэтому студии не всегда прибегали к этому.

Визуальную реалистичность добавляет и детальная работа с окружением в аниме. Например, предметы на фоне рисовались со вмятинами и потёртостями. Это сделало окружение «Ковбоя» более настоящим, ведь если в жизни вещами пользуются, то они не могут оставаться в идеальном состоянии, на них появляются дефекты. Ватанабэ с командой хотели, чтобы зритель поверил в искренность окружения, в которое они поместили своих героев.

Анимация даёт большую свободу режиссёру, позволяя использовать визуальные эффекты, которые недоступны или очень дорогие для кино. Но Ватанабэ, впечатлённый живыми фильмами, старался использовать только те эффекты, которые доступны камере, например движение камеры за перемещениями персонажей или смена общего плана на крупный. Всё это сделало «Ковбоя Бибопа» очень кинематографичным, что выделяло его на фоне других аниме.

Полнометражка

«Давайте не облажаемся»: как аниме-сериал «Ковбой Бибоп» стал культовым

В 2001 году вышел полнометражный анимационный фильм «Ковбой Бибоп: Достучаться до небес» от студии Bones (серия аниме «Стальной алхимик: Братство», «Моб Психо 100»). Режиссёром и сценаристом всё также был Ватанабэ. Кассовые сборы по всему миру составили три млн долларов. При этом почти треть была собрана в США.

Полнометражная лента рассказывает о событиях, произошедших между 22 и 23 сериями сериала. В канун Хэллоуина на столицу Марса происходит химическая атака. В результате погибли сотни людей. Правительство Марса назначает самую крупную награду в истории за поимку террориста. Естественно, за дело берётся команда «Бибопа». Би-би-си назвала фильм «примером аниме в его лучшем виде». На Rotten Tomatoes картина получила 64% от критиков и 90% от зрителей.

Как и аниме-сериал, фильм официально в России пока не прокатывался.

Попытки экранизации

Netflix — не первая компания, которая решила снять киноадаптацию этой анимационной истории. В 2011 году экранизацию планировала выпустить студия 20th Century Fox. По задумке, это должен был быть полнометражный фильм, основанный на сюжетной линии первого эпизода аниме-сериала, «Блюз Астероида». В этом эпизоде Спайк и Джет берутся за поимку члена преступного синдиката, Азимова, который похитил боевой наркотик, «Кровавый глаз», повышающий физические навыки. Азимов пытается продать препарат и на полученные деньги сбежать, но вынужден использовать его на себе, чтобы отбиться от бывших соратников.

Главную роль в экранизации должен был исполнить Киану Ривз («Матрица», «Джон Уик»). Однако информации о проекте появлялось мало, а в 2013 году Ривз рассказал, что реализация текущего сценария для фильма обойдётся очень дорого – «примерно в полмиллиарда долларов». В итоге фильм был отложен на неопределённый срок.

Экранизация Netflix

«Давайте не облажаемся»: как аниме-сериал «Ковбой Бибоп» стал культовым

Адаптация от Netflix состоит из 10 серий. Режиссёром стал Алекс Гарсиа Лопес («Сорви голова», «Отбросы»). В сериале заняты Джон Чо («Стартрек: Бесконечность») в роли Спайка Шпигеля, Мустафа Жакир («Американские боги») в роли Джета Блэка и Даниэлла Пинеда («Мир Юрского периода 2») в роли Фэй Валентайн.

Ранее сценарист сериала от Netflix, Хавьер Грилло-Марсуа (мультсериал «Стражи Галактики», сериал «Остаться в живых») пообещал, что новый «Бибоп» не станет ремейком, а будет расширять сюжетные линии оригинального аниме и добавит новые.

Шоураннер сериала, Андре Немек (сериал «Кислород», фильмы «Черепашки-ниндзя»), признаётся, что аниме 1998 года «зацепило» его и он находит его «поэтичным, красивым, хитрым, забавным и временами жестоким».

До «Ковбоя» Немек уже работал в роли исполнительного продюсера над другой культовой франшизой: в 2016 году он выпустил фильм «Черепашки-ниндзя 2». Картина не получила признания (на IMDb рейтинг составляет всего 6 из 10, а на Rotten Tomatoes 38% у критиков и 46% у зрителей). Но шоураннер понимает, что теперь ответственность ещё выше. «Это Ковбой Бибоп. Давайте не облажаемся» — говорит он команде.

Обложка и фото в материале: Amazon.com, скриншоты «Канобу»