Пока Дотти улыбается. Почему сериал «ВандаВижн» — это отражение кризиса киновселенной Marvel
Вспомните сцену с фокусным представлением, где подавившийся жвачкой Вижн творит лютую дичь, а Ванда делает вид, что все идет по плану. Аудитория осталась в восторге, а председатель жюри (тоже отличная аллегория, но об этом позже) даже наградил странную пару специальным призом, ведь так?
Вот и мы все в восторге, хотя ничего честнее этой сцены и придумать было нельзя. Сериал «ВандаВижн» появился на свет благодаря тому, что жвачка метавселенной «Марвел», застрявшая в чьей-то ответственной голове, превратила авторов-иллюзионистов в пьяных фокусников. Давайте, сказала голова, сделаем так: чтобы зритель до конца понял, что случится в нашем следующем фильме, мы заставим его смотреть сериал по платной подписке. Нет! Не так! Давайте заставим его смотреть несколько сериалов!
Потому-то и трудно рассматривать «ВандаВижн» как самостоятельное произведение (несмотря на феноменальную игру Олсен и все филигранные стилизации). Это бессюжетная и невыносимо растянутая шутка, единственная задача которой — заставить вас уже сейчас изучать план выхода всех остальных сериалов и фильмов этой киновселенной на ближайшие несколько лет.
Безусловно, таким достижением можно гордиться: все события «ВВ» с легкостью уместились бы в одном эпизоде какого-нибудь «Эша против зловещих мертвецов». Авторы сериала это понимают и издевательским образом растягивают титры получасовой серии на пять минут (а еще дразнят смешными рекламными роликами, пародийными заставками и совершенно бессмысленными длиннотами между репликами). Ну то есть это прекрасно снятое кино с отличными актерами, тончайшими аллюзиями и до пикселя продуманным пространством кадра, в котором ничего не происходит.
Дело в том, что ответственные головы далеко не глупы. Им прекрасно известно наше слабое место: неприятие неизвестного. Вместо того, чтобы рассказывать историю, они задают нам вопросы: как вы думаете, что это? А это кто? А почему вот так? А может, все совсем по-другому?
В такие игры можно играть талантливо (первый сезон «Мира Дикого Запада») или не очень (последний сезон «Настоящего детектива»), но это сложный жанр — в случае с сериалом Нолана, например, это был способ наиболее эффектно показать трансформацию главных героев. «ВандаВижн» же просто играет со зрителем в постмодернистские прятки — ух ты, в черно-белой серии вдруг показывают цветной вертолетик, К ЧЕМУ БЫ ЭТО? К Ванде возвращается ее брат, но ИЗ ДРУГОЙ КИНОВЕРСИИ? Агнесса ЗНАЕТ ПРО ТАНОСА?
Может, запостить тред на реддите? Конечно, запостить. Интернет и создан для того, чтобы обсуждать внутреннюю пустоту и строить совместные догадки.
Кто-то может сказать, что глупо так всерьез придираться к телекомиксу, но все дело в том, что все остальное в «ВандаВижн» сделано просто на недосягаемом уровне. Качество формы тут таково, что на его фоне блекнут даже недавние «Хранители». Каждый эпизод — эстетический восторг, каждый кадр — готовый постер на стену. А если вырезать из сериала все сцены за пределами Вествью, вообще получится прекрасная энциклопедия американской поп-культуры двадцатого века. Такой вот парадокс: все есть и ничего нет.
Почему? Потому что вселенная Марвел слишком важна. Она давно переросла своих создателей и поработила их, как роботы поработили людей в «Матрице» (или, если хотите, как Ванда Максимофф поработила жителей маленького городка). Вы можете придумать охренительно крутую концепцию, нанять лучших актеров и режиссеров, расставить реквизит так, как «Чернобылю» и не снилось — но упаси вас бог делать что-то еще.
Ваша задача — доставить пассажира из точки «А» в точку «Б» именно тем путем, какой диктует бесстрастный голос навигатора, сколько бы других живописных дорог не было вокруг. Что случится, если вы все же решите свернуть, сериал наглядно демонстрирует в сцене знакомства Ванды и Дотти (председатель жюри, помните?).
Дотти Джонс, кстати, единственный житель Вествью, кто настроен к Ванде враждебно: «Я тебе не верю», — яростно шипит она, когда Ванда пытается наладить с ней отношения. Очень любопытно звучит и ее статус — «главная по правилам соседства в городе».
Дотти — это, конечно, «Дисней» («Я хочу, чтобы вы все поаплодировали… когда я скажу»), бесстрастный и холодный вершитель судеб с жуткой улыбкой. Делай все, чтобы понравиться Дотти — если не понравишься Дотти, станешь вечным изгоем. Мы все помним, как Джеймс Ганн испытал это на себе, да и Джосс Уидон может многое рассказать о творческой свободе при работе с этими парнями. В конце концов, можно по-разному относиться к Джине Каррано и ее своеобразным взглядам на жизнь, но экшен-фигурку Кары Дюн в магазинах вы уже не найдете.
Ну, а пока Дотти улыбается — все в порядке. Можно и дальше радовать глаз изысканными ракурсами и тонкими реминисценциями. Увидимся в следующей серии, ребятки.