«На последнем дыхании», Содерберг, «Харли Квинн» и «Друзья». А что вы смотрели на прошлой неделе?
«На последнем дыхании» — ничуть не устаревший шедевр Годара
В пятницу меня занесло на единственный в Питере показ «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара — самой известной и самой великой картины гениального французского режиссера и сценариста. Это один из моих любимых фильмов, который, как это часто бывает с наиболее сильно подействовавшими на нас картинами, я не пересматривал доброе десятилетие.
Разумеется, на большом экране «Авроры» черно-белый Годар производит ошеломляющее впечатление. Большая часть событий снята на Елисейских полях без всяких разрешений на съемку, в камеру заглядывают просто проходящие мимо парижане конца 50-х. Жизнь того времени проглядывает в стык между авторским кино и документалистикой так, как этого не происходило бы ни в чистой документалке, ни в любом другом, пусть даже снятом на iPhone фильме.
Собственно, французская «Новая волна» как родилась, так и умерла с этой единственной лентой. Все остальные картины, в нее зачисляемые, трудно рассматривать как нечто большее, чем не слишком умелые подражания (в том числе фильмы от самого Годара. В том числе фильмы от самого Годара, вышедшие ДО A Bout de Souffle).
Я настоящий фанатик сложных сюжетов и четкой структуры в сценариях фильмов. И тем удивительнее, насколько железно Годар уже в который раз удерживает мое внимание с первого и до последнего кадра этой картины, плюющей на все на свете учебники сценарного дела и законы драматургии. Такое, наверное, можно было написать и снять только 1 раз — но до чего безумно, немыслимо-здорово это снято и написано!
С точки зрения сценарного дела наиболее впечатляет 2 акт, целиком происходящий в 1 комнате (а в ключевом моменте — и вовсе в пределах 1 ванной). Непрерывный диалог между героями Бельмондо и Сиберг перемежается только курением и многочисленными (не очень удачными) попытками первого заняться сексом с последней. Вместе с тем сцена нисколько не претенциозна и не стилизована — просто веришь в то, что на экране живые люди, тыкающиеся друг в друга, как эмоционально слепые котята.
Между тем — через телефонные звонки Мишеля по одному и тому же проклятому номеру, который весь зал уже к середине сцены выучивает наизусть и произносит вместе с героем, — где-то за пределами всей этой тихой лирики все туже закручивается стальная пружина сюжета. Ощущение отчаянной нехватки места, времени, дыхания нагнетается именно в этом удивительном отрезке — чтобы получить выход в бессмертной сцене последней «погони».
Александр Башкиров, руководитель раздела «Кино и сериалы»
«Кино эпохи перемен» — гениальная документалка об уральском кинематографе 90-х
Посмотрел на прошедшей неделе гениальный документальный фильм Алексея Федорченко «Кино эпохи перемен». Кино, в котором сам режиссер фигурирует в кадре в роли рассказчика/ведущего, повествует о непростой судьбе творческо-производственного объединения хроникально-документальных фильмов «Надежда» Свердловской киностудии.
Да, сейчас на всю страну более-менее известны лишь Мосфильм и Ленфильм, но в прежние времена на Урале также был центр кинематографии, выпустивший с 1940-х порядка 200 художественных и 500 документальных фильмов. Федорченко мастерски переплетает драматичные события, с которыми столкнулась «Надежда» в 90-х — разборки с бандитами, выезды на «стрелки», проблемы с банками, долги, рейдерские захваты и т.д. — с анимационными вставками, иллюстрирующими особенно забавные эпизоды.
Алексей, бывший в 90-х сначала старшим экономистом «Надежды», а после заместителем директора киностудии по экономике, вытаскивает истории из экс-коллег по кинопроизводству в интерьере, собственно, киностудии, которую сейчас не узнать.Дело в том, что здание превратили в торговый центр с бесконечными рядами магазинов одежды, обуви и других товаров.
Смотрится «Кино эпохи перемен» как документальная комедия, в глубине которой, конечно, неосознанно прячутся человеческая драма и горечь потери. Впрочем, уныния на лицах опрашиваемых Алексеем Федорченко людей практически не наблюдается, а кадры из снятых на киностудии фильмов навевают лишь приятную ностальгию об ушедших временах.
Тимур Алиев, редактор раздела «Кино и сериалы»
«Не в себе»
«Не в себе» (Unsane) — психологический триллер Стивена Содерберга, где главную героиню, вроде бы нормальную, насильно помещают в психиатрическую лечебницу. Девушка, конечно, утверждает, что ей в учреждении не место, а врачи пытаются доказать ей обратное и постоянно говорят о том, что она опасна для самой себя.
А затем авторы фильма начинают намекать, что, возможно, у Сойер, которую великолепно играет Клэр Фой, и впрямь может быть не все в порядке с головой. На часть вопросов сценаристы отвечают ближе к середине, на остальные — лишь в конце.
При этом сюжет медленно разгоняется, но где-то к концу первой трети картины начинаешь очень переживать за героиню, потому что не можешь понять, что именно с ней происходит. Постоянно мечешься от «как можно здорового человека против его воли закрыть в клинике» до «а что, если рассказчик и впрямь ненадежный». Ситуация усугубляется тем, что весь фильм снят на iPhone, из-за чего оператор избегает общих, комфортных глазу кадров, делая акцент на лице Сойер, которая с красными глазами и десятком самых разных эмоций умоляет, чтобы ее отпустили, и лицах остальных персонажей, которые кажутся вполне адекватными.
Особенно сильного эффекта в моем случае фильму удалось добиться благодаря тому, что совсем недавно я досмотрел второй сезон шоу You от Netflix. Если вы еще не смотрели ни то, ни другое — попробуйте совместить. Догадаться о главном твисте Unsane в этом случае будет куда проще, но поверьте — оно того стоит. Суть все-таки не в нем.
Денис Князев, руководитель раздела игр
«Харли Квинн»
На прошлой неделе вышел финальный эпизод сериала Харли Квинн от потокового сервиса DC. Я уже писал мнение о первом эпизоде, который оказался очень динамичным и смешным. И самое хорошее, что это была лишь раскачка. Сериал мало того, что не просел, так еще и достиг новых высот абсурда, предлагая зрителю совершенно безумные грани юмора.
Хоть сама история и вертится вокруг попыток Харли добиться уважения от коллег, но ее пестрая команда тоже получила достаточно экранного времени. Особенно прекрасен Доктор Психо — карлик, умеющий проникать в мозг и управлять предметами силой мысли. Он очень уместно использует свои таланты, метко язвит и просто забавляет одним тем фактом, что его бывшая жена — Гиганта.
Да и остальная команда душевная. Ранимый Король акул, вечно преисполненный театральности Глиноликий, милая Плющ, вступившая в отношения с нелепым Кайтменом, а бонусом к ним идет старик-трансформер, сдающий героям жилье.
Местами мультсериал перегибает с жестью: чего только стоит резня на пикнике, а уж какой мрачный финал у этой серии! Но по большей части он пытался держаться позитивного настроения. Отсутствие каких-либо тормозов дало создателям огромную свободу. После впечатляющего финала первого сезона хочется не только продолжения, но и каких-нибудь спин-оффов. В таком стиле многие истории обитателей Готэма могли бы зайти зрителю.
Ибрагим Аль Сабахи, руководитель раздела «Книги и комиксы»
«Друзья»
Мы пошли пересматривать «Друзей» на который круг. Это действительно долгоиграющая пластинка, не теряющая свой вкус из 90-х и 25 лет спустя. Мне кажется, что сейчас у сериала вторая волна популярности отнюдь не из-за скорого специального эпизода на HBO Max.
- «Друзья» в нашей подборке сериалов, которые смотрели 5, 10, 15 и 20 лет назад
- «Друзья» официально возвращаются
А скорее от того, что нынешняя молодежь получает то, чего в других местах получить не может. Во-первых, это шутки без оглядки на политическую ситуацию и реакции в соцсетях. Во-вторых, это те самые друзья и встречи «в реале», которых теперь почти не происходит. Плевать, что технологии и проблемы того мира бесконечно устарели, одно только чувство близости с разномастной шестеркой в кофейне будет удерживать людей у экранов еще не одно поколение.
Сергей Уланкин, главный редактор
«Соник в кино»
Соник уже появлялся в комиксах и мультфильмах, но именно эта работа стала первым полнометражным художественным фильмом, в котором появился культовый игровой персонаж. Дебют, как это часто бывает, прошел не без проблем.
Дело в том, что после выхода первого трейлера фильма с комбинированными съёмками, фанаты забросали создателей негативом. Они требовали изменить внешний вид персонажа, который абсолютно никому не нравился. Студия согласилась с мнением фанатов, из-за чего пришлось перенести дату премьеры — дополнительное время взяли на редизайн Соника. В целом, это было верное решение.
Фильм получился ярким, пусть и слишком детским и наивным. В «Сонике в кино» хватает героев, которые выглядят как ходячие аномалии. Правда, комплексов из-за своей «уникальности» они не испытывают. Фактически, почему они себя так ведут рассказал только Роботник, вспомнив прошлое. Но это авторы сделали настолько минимально, что это было больше похоже на попытку оправдать свои действия и поведение.
Сергей Сурепин, руководитель раздела новостей