23 февраля 2020
Обновлено 23.02.2020

Не только «Лед 2»: 5 короткометражных фильмов Жоры Крыжовникова

Массовой аудитории Жора Крыжовников известен в первую очередь как автор народного хита «Горько», его не самого удачного, мягко скажем, продолжения и музыкальной комедии «Самый лучший день». Но немногие знают, с чего начинал знаменитый российский режиссер. Разбираем первые короткометражные работы Жоры Крыжовникова.
Массовой аудитории Жора Крыжовников известен в первую очередь как автор народного хита «Горько», его не самого удачного, мягко скажем, продолжения и музыкальной комедии «Самый лучший день». Но немногие знают, с чего начинал знаменитый российский режиссер. Разбираем первые короткометражные работы Жоры Крыжовникова.

«Дракон Абас Блю» (2009)

Пародия на «магазин на диване»

В 2009 году на свет появилась короткометражка «Дракон Абас Блю» от Андрея Першина (псевдоним «Жора Крыжовников» он возьмет годом позже). Это остроумная пародия на безликую рекламу в формате «Магазин на диване», которая была особенно популярна на телевидении в конце 90-х — начале 2000-х.

В первом же кадре зрителю прямо под нос бросают ошибку — «Дракон Абас Блю» в вылетающей внизу экрана сноске умышленно некорректно переводят на английский как Dragoon Abas Green, как бы искажая и наименование товара, и цвет. В дальнейшем, конечно, станет понятно, что цвет Дракона именно зеленый, и деформация произошла на этапе русификации, ведь во всевозможных «магазинах на диване» продавали преимущественно иностранные товары.

Сама реклама рассказывает о незаменимом Драконе, который обязательно должен появиться в каждом доме. В зависимости от потребности он может исполнить роль и собутыльника, и уборщицы, и даже домашнего животного. Купить такого можно за сущие копейки — какие-то 11 270 $. Уже здесь Крыжовников, много лет до этого проработавший на телевидении, изящно монтирует, казалось бы, не очень связные по контексту отрезки. Джамп-кат, знаменитый скачкообразный монтаж, впервые режиссер использует лишь в 2014-м.

В кадре появляются далеко не последние на сегодняшний день актеры и режиссеры российского кино. В «Драконе» есть и Евгений Ткачук, засветившийся на тот момент лишь в «Александре» Александра Сокурова, и Григорий Добрыгин, звезда «Черной молнии» Александра Войтинского, и Алексей Филимонов, всего пару лет как вставший на актерскую колею (до «Большой поэзии» Александра Лугина, после выхода которой о Филимонове громко заговорят, еще 10 лет).

Юмор Крыжовникова с первых минут обыгрывает жизненные стереотипы. Предтеча «Горько» виднеется невооруженным взглядом. За 5 минут хронометража высмеивается алкоголизм, сложность вызова милиции и… негра-трансвестита на дом. Да, в 2009-м общество еще не так рьяно реагировало на употребление пресловутого «слова на Н», а толерантность не достигла сегодняшних масштабов. Поэтому сейчас, пересматривая опус Крыжовникова в 2020-м, некоторый юмор кажется устаревшим и оскорбительным.

«Казроп» (2009)

Лекарство от депрессии

Еще одно творение Крыжовникова (на сей раз в соавторстве с Олегом Глушковым), сделанное также на закате 2000-х — «Казроп», вышедший вслед за «Драконом». От издевательств над «Магазином на диване» Жора ушел недалеко. Перед нами все та же реклама, но уже в более экспериментальном формате. Концепт, представленный с минимумом реплик и локаций, рекламирует антидепрессант.

В центре минималистичного повествования (да, оно есть и в короткометражных фильмах) Алексей Вертков, уже заметный к тому времени актер после «Изгнания» Андрея Звягинцева. В его окружении — жена (Юлия Александрова, в реальности жена Крыжовникова, после «Казропа» появляющаяся в каждом проекте режиссера), и начальник на работе (Сергей Лавыгин).

Нам показывают два диаметрально противоположных состояния героя — депрессия, которая окрашена в черно-белые тона, и жизнь после принятия чудодейственной таблетки. Миф о фармацевтике, которая способна победить психическое расстройство, представлен кинематографистом в достаточно стереотипном ракурсе.

Осознания, что таблетки сами по себе практически никогда не могут исправить надломанную психику, у Крыжовникова, конечно, нет. Подменяя понятия и образы, он, используя красивые аллюзии на «Матрицу» и «Бойцовский клуб», изменяет поведение не персонажа Верткова, который принял-таки чудодейственное лекарство, а поведение его жены и начальника. Таким образом, зрителя вводят в заблуждение, что лекарство от депрессии — это когда таблетка, которую ты съел, заставляет окружающих иначе взглянуть на твое состояние, а не наоборот. Смешного в этом, естественно, мало.

«Счастливая покупка» (2010)

Мужчина-робот, но не Егор Крид

На следующий год Крыжовников отправляется в южные края, на один из главных российских кинофестивалей «Кинотавр». Там он представляет новую короткометражку «Счастливая покупка», сценарий которой основан на его собственной пьесе. Да, до телевидения Жора делал театральные постановки: сначала по произведениям классиков (Шекспир, Мольер), а после на базе собственных наработок. Так и родилась зарисовка про девушку Свету в недалеком будущем, покупающую робота, который подстраивается под желания хозяйки.

Занятно, что по этой же пьесе в 2012-м Валерия Гай Германика представила на фестивале «Текстура» в Перми пьесу «Мой парень робот», главные роли в которой исполнили актеры театра и кино Агния Кузнецова и Александр Горчилин. Сценарий долго лежал без дела, но к 2020 году трансформировался, и мы увидели полнометражную комедию «(Не)идеальный мужчина» от Марюса Вайсберга с той же Юлией Александровой и Егором Кридом в роли робота.

Но 10 лет назад такое было сложно представить. По сюжету короткометражки «Счастливая покупка», которую еще не перелопатил с ног до головы Вайсерг, все та же Александрова (еще с короткими волосами) покупает себе робота. Его роль исполнил Максим Матвеев — начинающий актер, отметившийся на тот момент лишь у Валерия Тодоровского в «Стилягах» и у Евгения Бедарева в «Тарифе новогоднем». Первое время все идет хорошо: сразу после покупки следует секс в душе, комплименты, игра на саксофоне при свечах. Словом, типичная мужская романтика в представлениях 2010-го.

Девушка, переживая недавнее расставание с молодым человеком, изменившем ей с ее собственной матерью, неосознанно компенсирует потерю, не говоря слова любви роботу, бравируя его признание с помощью фразы: «Не торопи меня, может быть через некоторое время я смогу тебе чем-то ответить». Первый же разговор с матерью оборачивается катастрофой: мать стыдит дочь, что она не смогла найти кого-то «нормального», а вместо этого купила «член на батарейках». Развязка сатирической зарисовки резко превращает ее в драму: события циклически повторяются вплоть до мелочей.

Вероятно, в 2010-м было еще не зазорно обвинять исключительно женщину в проблемах межличностных взаимоотношений. Впрочем, награду «Кинотавра» в том году Крыжовников не получил, уступив ленте «Ракоход» Николая Соколова о двух хулиганах, готовящих план мести с помощью самодельной бомбы. «За поэтический взгляд на обыденную действительность» — такой была формулировка приза, который вручили Соколову.

«Проклятие» (2012)

Тяжела и неказиста жизнь российского артиста

Спустя еще 2 года Жора Крыжовников опять едет в Сочи на «Кинотавр». На сей раз он везет свой короткий метр «Проклятие», снятый при минимальном бюджете всего за полдня в жанре found footage. В «Проклятии» с неожиданной стороны раскрывается актер Тимофей Трибунцев. К тому времени Трибунцев — уже заметный актер, игравший у таких режиссеров как Кирилл Серебренников, Павел Лунгин, Андрей Кончаловский, Александр Миндадзе и Сергей Лозница.

По сути перед нами театр одного актера, рассказывающего о тяжелом бремени, которое несут на себе неизвестные работники актерского цеха. Их собирательный образ и воплотил Трибунцев, обвиняя на чем свет стоит и режиссеров, и всю индустрию в целом. Его монолог включал в себя, страшно подумать, мат, который в 2012-м не нужно было запикивать (закон о запрете мата в кино, литературе и на сцене Путин подпишет через два года, в 2014-м). Трибунцев подкупает и актерским талантом, и честностью вложенного в его уста высказывания о российском кино, которое с 2006 года «в жопе», как гласит известный мем из фильма «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова.

Не обходит речь Трибунцева и прохождение кинопроб, и последствия того, что актерам достаются роли все больше и больше. Наконец, фирменная стилистическая фишка Крыжовникова — режущая взгляд вклейка «джамп-кат» — появилась именно здесь. Ее использование придает речи Трибунцева больший объем и подчеркивает экспрессию, которая у актера и так выкручена на максимум.

Забавно, но именно «Проклятие» привело Крыжовникова к «Горько!». Короткометражка в первые три дня после премьеры собрала 100 000 просмотров, разойдясь в первую очередь среди коллег Жоры по цеху. Увидел ее и Алексей Казаков, один из сценаристов «Горько!», который показал «Проклятие» продюсерам проекта, среди которых был и Тимур Бекмамбетов.

«Нечаянно» (2014)

Смерть в новогоднюю ночь

Наконец, в 2014-м, спустя полгода после феноменального успеха «Горько!», Крыжовников показывает на «Кинотавре» короткометражную сатиру «Нечаянно», которая в том году и забирает приз за лучший короткометражный фильм. Приключениям одной необычной семьи в новогоднюю ночь пророчат ежегодные показы наравне с «Иронией судьбы» 31 декабря.

К излюбленным актерам Крыжовникова в лице Юлии Александровой, Тимофея Трибунцева и Сергея Лавыгина присоединяются новобранцы. Заглядывает в «Нечаянно» Александр Паль, стрельнувший в «Горько!», а также Юрий Кузнецов, именитый актер, запомнившийся многим по роли немца в «Брате» Балабанова.

Примечательно, что Крыжовников использует и отсылки к Балабанову. Также в ход идет черный юмор в духе Квентина Тарантино и нуарная атмосфера Роберта Родригеса. При этом перед нами все те же персонажи, которых мы полгода назад видели в «Горько!». Работает и тот же главный принцип «смотрите, прямо как в жизни».

В «Нечаянно» Крыжовников обращает гипертрофированный образ русской семьи на самого зрителя. Мы не просто узнаем в героях себя, а буквально видим собственное отражение в кривом зеркале российского кинематографа — уже осмысленного, но по-прежнему беспощадного. Ненароком вспоминаешь и бессмертное «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» из «Ревизора» Гоголя.

Комментарии 9
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Пашка Бусов
Пашка Бусов
Проклятие советую всем посмотреть,не пожалеете,умрете со смеху,гениальная игра актерская игра.
Brian Hartland
Brian Hartland
Спонсирует минкульт. Снимает жопа крыжовника. Как всегда в России только через это место. Не ведитесь на эту рекламу.