Не только «Соник в кино». Главные фильмы, где вымышленные герои осваивали реальный мир

Денис Юрьев
20 февраля в широкий российский прокат выходит «Соник в кино»  (Sonic the Hedgehog) — одна из самых амбициозных экранизаций видеоигр последних лет. Очередная попытка скрестить кинематографического ужа c интерактивным ежом получилась неоднозначной как в глазах критиков, так и простых зрителей.

В этом материале мы разбираемся, какие факторы порой мешают добиться славы и успеха фильмам, где вымышленные герои попадают в реальный мир. И можно ли на конкретных примерах понять, каких главных ошибок стоит избегать киношникам в этом непростом и не самом массовом жанровом формате?

Лучшие фильмы про вымышленных персонажей в реальном мире | Канобу - Изображение 15133

Чем пытался удивить?

Знаменитая картина Земекиса цепляла прорывной для конца 80-х технологией совмещения кино с мультипликацией. Взаимодействие между двумерными нарисованными персонажами и реальными людьми выглядело органично, и не вызывало эффекта Зловещей долины.

Помимо технической составляющей лента могла похвастаться прекрасными оригинальными персонажами, которые в коллаборации с уже существующими анимационными звездами создавали непередаваемый эффект слияния мира мультфильмов с нашей скучной реальностью. Отличный сценарий по максимуму отыгрывал сеттинг, где мультяшки сосуществовали в одном мире с настоящими людьми. В целом лента представлялась одним из самых оригинальных проектов тех лет.

И, что немаловажно, несла в себе социальный подтекст, пытаясь соединить в одном мире два разных вида, которые не всегда ладили друг с другом.

Лучшие фильмы про вымышленных персонажей в реальном мире | Канобу - Изображение 15134

Что в итоге получилось?

Бескомпромиссно-комичное и проработанное с точки зрения сценария семейное кино впечатляло зрителя всех возрастов. Родители были в восторге от визуального юмора на грани (и самую малость за гранью) фола, довольно крепких вербальных шуточек и просто потрясающего дуэта живого Боба Хоскинса и мультяшного Кролика Роджера.

Дети пребывали в культурном шоке от того, что их любимые анимационные герои буквально вырвались из маленьких телевизоров — не говоря уж о том, что на большом экране впервые встретились Даффи и Дональд Даки! Ленту ждал феноменальный успех в прокате и статус прижизненной классики, который не оспорен и в наше время. Режиссер Земекис смог доказать, что даже самые странные идеи могут иметь успех, если они хорошо написаны и сняты с любовью к зрителю.

Лучшие фильмы про вымышленных персонажей в реальном мире | Канобу - Изображение 15135

Чем пытался удивить?

Необычным концептом и громогласной сатирой над всем жанром боевиков 80-х. Герой гротескной серии action movies попадает в нашу реальность, где пытается решать проблемы проверенными способами. Но законы жанра и избитые клише Голливуда не работают в настоящем мире. Это вызывает когнитивный диссонанс в голове у персонажа, а у зрителя — приступы неконтролируемого хохота. Стандартный диалог из ленты:

— Дэнни, подгони машину.

— Не могу. На нее вертолет упал.

— Ненавижу, когда такое случается.

В главной роли — икона самых нелепых и порой откровенно комичных боевиков тех лет Арнольд Шварценеггер. Казалось, что этот рецепт не может не сработать. Кино казалось экранизацией постмодернистского стеба над главным жанром уходящей эпохи.

Лучшие фильмы про вымышленных персонажей в реальном мире | Канобу - Изображение 15136

Что в итоге получилось?

Фильм однозначно опередил свое время, что сыграло с ним злую шутку. Он оказался непонятым как критиками, так и зрителями. Никто не осознал иронии над жанром, который похоже в сознании масс еще не превратился тогда в повод для шуток и высмеивания надоевших клише. Ленту ждал провал в прокате и разгромные рецензии.

Уже намного позже, в двухтысячных годах, зритель распробовал гениальность картины, и заслуженная слава ее все же настигла.

Пусть и намного позже желаемого срока.

«Осмосис Джонс» (Osmosis Jones), 2001

Лучшие фильмы про вымышленных персонажей в реальном мире | Канобу - Изображение 15137

Чем пытался удивить?

Интереснейшей задумкой непрямого взаимодействия анимации с реальными актерами. Мультяшные лейкоциты и таблетки от запора вели неравный бой за жизнь своего хозяина, пока в нашей реальности он объедался буррито и отказывался ходить к врачу.

Главная фишка всего фильма — демонстрация мира человеческого нутра в виде антропоморфных персонажей. Наш организм был показан в виде города, в котором есть продажные политики, честные копы, которые пытаются бороться за здоровье своего «дома», и опасные вирусы сибирской язвы, желающие полнейшего органического апокалипсиса.

Отличная анимация, интересный дизайн, и Лоуренс Фишберн в роли смертельной бациллы. Что могло пойти не так?

Лучшие фильмы про вымышленных персонажей в реальном мире | Канобу - Изображение 15138

Что в итоге получилось?

Отличную задумку сгубила паршивая реализация. Дизайнеры и аниматоры создали действительно интересную интерпретацию мира человеческого организма, но отвратительный сценарий уничтожил все благие начинания.

Персонажи были скучными, шутки откровенно несмешными, а с интересным сеттингом никто даже не пробовал нормально поработать. Добили фильм абсолютно все сцены с реальным Биллом Мюрреем, которые выглядели максимально отталкивающе и пестрили пошлыми физиологическими гэгами.

Легендарный комик играл настолько лениво, что, казалось, на съемочную площадку его затащили силой. В итоге — провал в прокате и забвение в памяти зрителей.

Лучшие фильмы про вымышленных персонажей в реальном мире | Канобу - Изображение 15139

Позже студия Pixar переработала идею этой ленты, учла все проделанные предшественником ошибки, и сорвала куш со своей «Головоломкой». Оказалось, что без реальных актеров, исключительно в формате анимации, выглядит такой концепт намного привлекательней. Да и сценарий в этот раз не подкачал.

Лучшие фильмы про вымышленных персонажей в реальном мире | Канобу - Изображение 15140

Чем пытался удивить?

Прикидываясь продолжателем инновационных идей «Кролика Роджера», лента обещала вывести взаимодействие живых актеров и мультяшек на новый уровень. Зрителю предлагали увидеть командную работу и тех, и других — в данном случае в формате баскетбольного противостояния.

В кинотеатр зазывали Биллом Мюрреем (опять) на плакатах, а также спортивной мега-звездой в лице еще не вышедшего тогда в тираж Майкла Джордана.

Лучшие фильмы про вымышленных персонажей в реальном мире | Канобу - Изображение 15141

Что в итоге получилось?

Кино, паразитирующее на любви простых зрителей к персонажам «Веселых мелодий». Также маркетинг был обращен и ко многим фанатам баскетбола, которые пришли в 1996 году в кинотеатры посмотреть, как Багз Банни пасует Майклу Джордану.

В свое время «Джем» понравился ряду критиков (Роджер Эберт даже похвалил игру Джордана!) и собрал неплохую кассу, сопоставимую с кассой того же «Детектива Пикачу». Зрительские оценки, кстати, тоже сопоставимы. Но в наше время на это просто невозможно смотреть — не только из за кривоватого совмещения баскетболистов с анимацией и деревянной игры Джордана, но из-за тупейшего, всегда идущего за самым очевидным гэгом сценария. Сценаристы с огромной натяжкой связали два мира, не придумали хороших шуток и крайне посредственно использовали весь потенциал. А ведь в пусть и не самой оригинальной, но по-хорошему сумасшедшей идее он был.

Еще один пример того, что без хорошего сценария кино просто не может запомниться.

В итоге единственное, что запомнилось зрителям в фильме — предельно сексуализированный персонаж Лола Банни, которая стала позже героиней не самых приличных анимационных фантазий в интернете.

«Покемон. Детектив Пикачу» (Pokemon Detective Pikachu), 2019

Лучшие фильмы про вымышленных персонажей в реальном мире | Канобу - Изображение 15142

Чем пытался удивить?

Выходом за рамки оригинального сеттинга из игр и аниме, где раньше большую часть времени отводилось битвам между покемонами и перепалкам их хозяев. В этот раз фильм решил продемонстрировать зрителю мир, в котором люди и нарисованные зверьки неясного происхождения живут вместе.

Лента очень напоминала историю про Кролика Роджера, только вот боевые монстры, в отличии от двумерных мультяшек, были бессловесны. Главным рупором покемонской общественности стал самый милый и узнаваемый герой франшизы — желтая малютка Пикачу, который наконец обрел голос (причем самого Дэдпула — Райана Рейнольдса).

Лучшие фильмы про вымышленных персонажей в реальном мире | Канобу - Изображение 15143

Что в итоге получилось?

Действительно работающий сеттинг, который пусть и не до конца, но все же объяснял, как люди могут жить в одном мире (и порой под одной крышей) с покемонами. В неплохом сценарии даже просматривался социальный посыл. Некоторые покемоны стали жертвами эксплуатации, а самые смелые вообще вырвались из-под человеческого гнета.

Удивительно, как в фильме по мотивам не самой сюжетно направленной видеоигры, можно было рассуждать даже на такие, не самые простые и трендовые для жанра темы.

Шутки, диалоги, эмоциональная арка героя (да и самого Пикачу) — все сделано бойко и профессионально, все работает. В итоге — приличные сборы в прокате и новая волна продаж мерчандайза с желтым комочком электричества.

Лучшие фильмы про вымышленных персонажей в реальном мире | Канобу - Изображение 15144

Итого

Как можно заметить, главная проблема всех провалившихся лент – некачественный сценарий и неумение (или нежелание) авторов работать с материалом и персонажами. Какая разница, насколько качественна анимация, или знамениты персонажи, когда художникам нечего изображать, а героям — говорить.

Та же проблема, по мнению многих западных критиков, настигла и историю про Соника. Синий еж тоже поменял дизайн, но внутри остался все тем же. Возможно, в следующий раз продюсеры сделать верные выводы, если прошлые ошибки из так ничему и не научили.

Шутка ли, когда лучшей мультяшкой из всего списка оказывается железный и нелепый Арни на пару с нарисованным Роджером. Первому вообще не нужна была графика, а второй нес в себе классный характер. К сожалению, исправлять сценарии после съемок современные технологии еще не научились.

Последние статьи