Главные игры 2010-2019. От The Elder Scrolls 5: Skyrim до Mass Effect: Andromeda
Mass Effect 2 — последняя однозначно удачная игра «той самой» BioWare. Уже Dragon Age 2 покажет, что стандарты качества — по крайней мере, сюжета и постановки — внутри студии стали ниже. А затем будут Mass Effect 3, за финал которой разработчикам пришлось «оправдываться» с помощью DLC, Dragon Age: Inquisition, во многом хорошая, но заметно уступающая предыдущим работам BioWare, и, конечно, Mass Effect: Andromeda.
Именно поэтому Mass Effect 2 — в подборке главных игр десятилетия. Помимо того, что это игра, знаковая для жанра западных RPG, это еще и одно из лучших «космических» приключений в индустрии. Ничего подобного с 2010 года в том же сеттинге мы так и не увидели.
Вот что мы писали о Mass Effect 2 в материале про лучшие игры BioWare.
Вспомните только: «Омега» — шумный и полный жизни футуристический муравейник, сердце которого — вечно открытый бар Afterlife, привлекающий громкой музыкой и ослепительным неоном. Вокруг — сложнейшая экосистема, в которой уживаются банды головорезов и наемников, торговые районы, где вас постоянно пытаются кинуть на деньги, и бедные кварталы, в которых, несмотря на военное положение, одинокая клиника с доктором Мордином Солусом пытается спасти как можно больше невинных жизней. На задворках станции таинственный Архангел отстреливает бандитов, укрывшись в импровизированной крепости, а на опустевших улицах вдалеке от оживленных клубов свирепствует чума.
И это первая большая локация на пути Шепарда к базе Коллекционеров, за «Омегой» последуют тюремные блоки «Чистилища», сияющий мегаполис Иллиума, опустошенная войной Тучанка, колония «Горизонт» и много чего еще. В первой Mass Effect разработчики познакомили нас с этим удивительным миром, но лишь в Mass Effect 2 они позволили ближе рассмотреть его. А в третьей игре мы наблюдали его закат, поэтому именно вторая часть с точки зрения развития и раскрытия вселенной оказалась важнее всего.
Да и с точки зрения геймплея она — идеальный баланс между кривым ганплеем оригинала и загадочным желанием разработчиков в третьей части сделать как можно больше перестрелок. В Mass Effect 2 все в меру, она не утомляет ни мирными эпизодами, ни перестрелками, вовремя переключаясь с одного на другое. И к тому же дарит поистине увлекательную и запоминающуюся финальную миссию, в которой из общего высокого качества выбивается разве что только босс-робот.
В общем, великая без преувеличения игра не менее великой серии. Что там будет с BioWare спустя годы, не знает никто, но память об одной из лучших фантастических вселенных останется с нами навсегда.
Еще по итогам года и десятилетия:
Какую игру за последние 10 лет переиздавали на всевозможных платформах чаще всего? О какой игре из-за этого возникла масса мемов? Благодаря какой игре Тодд Говард стал известен даже тем, кто никогда не бродил по заснеженным северным землям, не сражался с драконами и не орал «ФУС РО ДА»? Да и сама «ФУС РО ДА» — у некоторых этот вопль до сих пор на звонке стоит. Можно долго спорить, следует ли называть Skyrim лучшей TES, но уж к одной из главных игр десятилетия ее совершенно точно можно отнести.
Вот что мы писали о The Elder Scrolls 5: Skyrim в материале про лучшие The Elder Scrolls.
От масштабов «Скайрима» до сих порой перехватывает дыхание — это как если хоть на секунду задуматься о возможных размерах вселенной, тоже с ума можно сойти. Как раз после пятых «Свитков» я окончательно перестал понимать, сколько сил некоторые студии тратят на создание игр. Как разрабатываются новые Call of Duty, я могу в общих чертах представить, но Skyrim — совершенно другое дело. Это огромный мир, сложнейшая симуляция и сотни элементов, которые надо заставить как-то работать. Bethesda придумала формулу TES не в 2011-м, конечно — она долгие годы шлифовала и улучшала ее, тренируясь на играх тоже огромных, но не таких, как пятая часть.
Это одна из лучших игр в серии — удобная, понятная, эффектная, огромная и внешне привлекательная.
Еще по итогам года и десятилетия:
Новые игровые жанры сейчас появляются редко — что-то принципиально новое придумать сложно, многое придумано очень давно. Даже привычные элементы собрать в непривычном порядке и получить, таким образом, что-нибудь невиданное — задача для многих едва ли возможная. Но только не для From Software и геймдизайнера Хидетаки Миядзаки.
Да, перед Dark Souls была Demonʼs Souls: именно игра 2009 года представила основные механики будущего жанра «соулслайк». Но Dark Souls показала, что эти механики — не случайность, закрепила успех и сделала From известной на весь мир. И повлияла на индустрию так, как это делают редкие игры, — за последние 10 лет только ленивый не сравнивал с Dark Souls экшены с битвами на холодном оружии.
Вот что мы писали о Dark Souls в топе лучших игр «соулсборн-серии».
From Software и лично Хидэтака Миядзаки, конечно, те еще гении, раз вот уже четыре (пять с Demonʼs Souls? Шесть c Sekiro?) игры способны поддерживать в своем творчестве сверхвысокий уровень качества. Но кое-что в оригинальной Dark Souls выходит из сферы даже их компетенции — и за рамки геймдизайна как такового. Это чисто психологический эффект новизны, откровения, узлов геймплея, которые навсегда поменяли ваши представления об играх — да и о мире в целом.
В какой-то момент — видимо, после победы над Арториасом, — серия стала просто фантастически качественной. А первая часть была все-таки чем-то большим — единственным, уникальным в своем роде произведением искусства, удивлявшим, бесившим, влюблявшим в себя и раскрывавшим новые горизонты каждым новым фреймом. Возможно, сходные ощущения по отношению к другим играм могут быть у людей, начавших сразу с Bloodborne, третьей, а то и второй части или же и вовсе с Demonʼs Souls и Kingʼs Field. Но, скорее всего, большинство фанатов From все-таки начинали с первого международного успеха, крупного хайпа, и встретили все эти меняющие мировоззрение моменты именно в оригинальном издании Dark Souls.
Еще по итогам года и десятилетия:
Единственная GTA за последние 10 лет, одна из самых амбициозных игр Rockstar, уникальная и — что тоже важно — работающая механика с тремя главными героями, невероятный размах, всенародная любовь и культовый статус. Для многих игроков индустрия до сих пор делится на два периода — до релиза Grand Theft Auto 5 и после. Если бы такие игры выходили чаще, чем раз в 10 лет, еще не факт, что это было бы хорошо — слишком уж силен эффект, который они производят.
Вот что мы писали о Grand Theft Auto 5 в материале о лучших частях GTA.
Понятно, что GTA 5 — игра огромная. Даже не так — Г И Г А Н Т С К А Я. Но лучше один раз увидеть, чем миллиард раз услышать. Лишь запуская ее в первый раз, можно сполна ощутить, насколько пятая часть серии получилась масштабной. Каждый район, каждое событие в ней выдают то, насколько много труда и денег было вложено в ее создание. Проводя грубую аналогию со спорткарами, GTA 5 — это Bugatti Veyron от мира видеоигр. Быстрая, агрессивная, элитная и находящаяся в безумном отрыве от конкурентов.
Ее можно просто запустить и любоваться красотами Лос-Сантоса — даже в таком случае вокруг что-то будет происходит. Жители общаются между собой и реагируют на случайные события, по радио передают последние новости, а интернет кипит обсуждениями всяческих происшествий. Здесь все движется и изменяется — простите за клише — как в реальном мире. Хвосты игровых условностей спрятаны максимально искусно, их почти не замечаешь.
И когда ты начинаешь на этот мир как-то влиять своими поступками, то в очередной раз удивляешься, как много в GTA 5 всего. Даже для ошибок и провалов были записаны отдельные сценки и строки диалогов. Ни одно задание не даст заскучать, к тому же стиль повествования за каждого из трех игровых персонажей здорово различается. Можно играть в мини-игры, выполнять побочные миссии, собирать коллекционные предметы (и, о чудо, даже это здесь интересно!), покупать собственность — и это едва ли половина всех возможностей.
Еще по итогам года и десятилетия:
Когда Bethesda создает The Elder Scrolls 5: Skyrim, а Rockstar — Grand Theft Auto 5, это удивляет, но в целом все понимают, что от таких опытных разработчиков подобные игры и стоит ждать. Совсем другое дело, когда того же уровня достигает польская студия. Речь не о таланте — его у CD Projekt полно, она это первыми двумя играми по «Ведьмаку» доказала. Речь идет о ресурсах и возможностях: «Ведьмак 3» — это необъятных размеров игра, по проработке сравнимая с упомянутыми выше GTA 5 и Skyrim, с массой контента и двумя огромными DLC. А еще это одна из лучших RPG в открытом мире за последние 10 лет — именно с ней сравнивают многие опен ворлды, вышедшие после 2015 года.
Вот что мы писали о The Witcher 3: Wild Hunt в топе-100 игр «Канобу».
Открытый мир, что важно, не стал помехой атмосфере. Напротив, игра не потеряла ни грамма своей былой притягательности, только теперь к мрачному миру, с которым мы познакомились в первых двух частях, примешивались новые, еще более темные краски. Война, хаос и разорение пришли в Северные королевства, и это наложило отпечаток на территории, по которым Геральт путешествует. И даже тут CD Projekt не скатилась в однообразие — она не демонстрирует все сто с лишним часов игры одну разруху. Иногда мрачную палитру авторы все-таки ухитряются разнообразить яркими красками, и всегда удивляешься тому, насколько мастерски эти цвета оказались подобраны. И это уж не говоря про финал истории, разыгранный в солнечном Туссенте, в рамках эталонного дополнения «Кровь и вино».
Впрочем, главное в «Ведьмаке» — это все-таки сюжет. Не лишним будет напомнить, что кроме игровой трилогии о Белом Волке существует еще и цикл книг Анджея Сапковского, с которого все и началось. И многие рассматривают «Дикую охоту» именно как завершение этого длинного и эпичного цикла. И знаете, это эпичнейшее завершение, во многом написанное даже лучше, чем романы-первоисточники. Оно захватывает всех нужных героев и завершает все самые волнующие сюжетные ветки — великолепно!
Еще по итогам года и десятилетия:
DOOM — это изначальная идея шутера от первого лица, лишенная всего, что может отвлекать от процесса — навязчивого сюжета, ограничений по количеству оружия, кооператива и даже перезарядки. Все, что игроку нужно в шутере, — бежать — именно бежать! — вперед и убивать врагов, не останавливаясь.
Чтобы сделать крутой шутер с увлекательной историей, с массой выдающихся механик и незабываемых геймплейных ситуаций, с грамотно работающим мультиплеером — нужен талант. Чтобы сделать крутой шутер, в котором ничего этого нет, — нужно продать дьяволу душу. Именно поэтому DOOM заняла первое место в нашем топе-20 лучших шутеров всех времен. В списке лучших шутеров десятилетия эта игра, конечно, тоже стала бы лидером.
Вот что мы писали о DOOM в топе-100 игр «Канобу».
Есть вещи, которым не стоит возвращаться. Незабвенная классика, которая когда-то заложила фундамент, но осталась в стороне, уступив дорогу молодым. Но только не Doom. Эта игра вернулась из мрака забвения, выбила ногой дверь и показала, что может быть еще быстрее, еще злее, еще лучше. И, я уверен, когда-нибудь сделает это еще раз.
Выбравшись из своего каменного саркофага, DOOM не стал заигрывать с новыми трендами или, того хуже, пытаться играть на ностальгии. Все помнят, куда это привело Дюка Нюкема.
id Software с нуля пересобрала саму идею одиночного шутера от первого лица, использовав центральные элементы оригинальной игры 1993 года и лучшие наработки индустрии за последние двадцать лет, чтобы вдохнуть немного жизни в угасающий жанр. И ведь получилось! Старики довольны, что игры снова «как тогда», а молодые игроки, для которых даже Doom 3 принадлежит к эпохе неолита, втянулись в потрясающе стильный сеттинг и проработанный, жестокий и зрелищный геймплей.
Да, это не идеальная игра, в 90-х оригинал и сиквел, должно быть, поражали и захватывали больше. Кому-то не понравится сюжет, кто-то не сможет подстроиться под абсолютно нереалистичную стрельбу со странной баллистикой и без перезарядок. Но сути это не меняет, в DOOM просто очень весело играть: носиться по многоуровневым картам, палить во все, что движется и выдавливать демонам глаза голыми руками под музыку Мика Гордона.
Еще по итогам года и десятилетия:
Breath of the Wild — пожалуй, по сей день наиболее важная игра для Switch. Она вышла вместе с запуском консоли, в одиночку долгое время оправдывала ее покупку и поддерживала к ней интерес, но главное — она стала идеальным лонч тайтлом, объяснившим, какие игры могут в будущем появиться на устройстве Nintendo.
А еще это игра, которая в эпоху третьего «Ведьмака» переизобрела открытые миры — сделала акцент не на сюжете, а на самом приключении. И на геймплейных механиках, благодаря которым во время этого приключения рождаются самые разные истории и ситуации.
Вот что мы писали в рецензии на The Legend of Zelda: Breath of the Wild.
Breath of the Wild захватывает и завораживает, у нее в запасе всегда находится что-нибудь, что не позволит «добраться вот до этой точки и все». Она остается свежей на протяжении десятков, а то и сотен часов.
Еще по итогам года и десятилетия:
Mass Effect: Andromeda — та игра, о которой говорилось в начале статьи. Не лучшая, но совершенно точно одна из главных за последние 10 лет. Игра, после которой стало окончательно понятно, что легендарная BioWare, как бы она ни старалась, сейчас способна в лучшем случае на «просто неплохую игру», а в худшем — на Anthem.
Вокруг Mass Effect: Andromeda по понятным причинам возник невероятный хайп. До релиза — потому, что это было продолжение главной космооперы в игровой индустрии. После релиза — из-за багов, странной лицевой анимации и смешного сюжета. И еще из-за того, что это была никакая не Mass Effect. Та самая «неплохая игра», но не Mass Effect.
Вот что мы писали о Mass Effect: Andromeda в материале про главные игры 2017 года.
Вместо того, чтобы дать игрокам (Первопроходцам, на минуточку) свободу и возможность выбора, разработчики делают героев песиками на поводке у других персонажей. Вместо группы колонистов у нас тут сброд, который после прилета в Андромеду моментально включил режим быдла и заполнил галактику бандитами и наемниками. Вместо вдумчивого исследования планет и планирования — поездки на дальнем брате «Мако» из первой части, сканирование растений и полупустые локации, где ветер гоняет черепа предыдущих исследователей (ха, если бы).
Изучать мир и читать заметки в кодексе, узнавать что-то новое об Андромеде и ее жителях — иногда интересно. Но это, к сожалению, не основная часть игры. А что толку от хорошего лора, если в самой игре он никак не задействован?
В лучшие свои моменты Andromeda отпускает и она становится интересной научно-фантастической игрой про освоение незнакомого куска космоса. Загадочного, нового. Но это слишком редкие моменты, ради которых копаться в куче точно не стоит.
Еще по итогам года и десятилетия:
Мало какая студия может за 10 лет, за полтора поколения консолей, создать сразу две знаковые игры. Мало кто сомневался, что одна из таких студий — Rockstar (и, судя по этому материалу, BioWare, ха!). И ПК-версия Red Dead Redemption 2, которую в 2019-м все встретили очередным хайпом, подтвердила, что этот вестерн может войти не только в главные игры последних 10 лет, но и в главные игры за всю историю индустрии вообще.
Вот что мы писали в рецензии на Red Dead Redemption 2.
Red Dead Redemption 2 — лучшая игра в открытом мире из всех существующих на сегодня. И, разумеется, это лучшая игра Rockstar. Самая взрослая. Самая красивая и продуманная. Огромная, но почти без лишних элементов. Это не «GTA про лошадей». Это новый уровень для студии, важный шаг в ее развитии, и в развитии видеоигр вообще. В нее нужно играть, если вы любите видеоигры.
Еще по итогам года и десятилетия:
Хидео «Гений» Кодзима четыре года назад ушел из Konami и с тех пор грозился сделать новую игру такой, что все разом ахнут. Говорил и про совершенно новый жанр, и актеров пригласил знаменитых, и буквально до последнего момента не выдавал вообще никаких подробностей — лишь интригующие трейлеры. А потом игра вышла, и многие с удивлением обнаружили, что «новый жанр» по мнению Кодзимы — это смесь «Дальнобойщиков», «Евангелиона» и какой-нибудь социальной сети, где всем позарез нужны тонны лайков. Стала ли Death Stranding от этого плохой игрой, правда, уже совершенно другой вопрос.
Одно можно сказать точно: она стала одной из самых обсуждаемых игр 2019 года. Во многом, конечно, благодаря самому Кодзиме и звездному составу, который он затащил в свой проект. «Как у „гения“ мог получиться симулятор ходьбы с сюжетом из дешевого аниме?» — недоуменно вопрошали одни игроки. «Это ГЕНИАЛЬНЫЙ симулятор ходьбы, где все сюжетные штампы тоже ГЕНИАЛЬНЫ, вы ничего не понимаете в играх» — парировали другие. Но тут, впрочем, сложно поддержать какую-то сторону — симуляторы ходьбы-то нравятся далеко не всем, а тут еще приходится изображать из себя вьючного мула, который носится туда-сюда с грузами, стараясь доставить их в целости и сохранности. Согласитесь, далеко не всем такое зайдет!
Шутки шутками, но разные интересные механики, благодаря которым Death Stranding и впрямь можно назвать «гениальной», есть. Грузы нужно грамотно распределять, местность перед походом — сканировать, и даже ходьба здесь сделана совершенно иначе, не как в других играх. Тоже достижение!
Вопрос в том, готовы ли вы мириться с максимально неторопливым, почти медитативным геймплеем ради некоторых особенностей игровой механики и «кодзимовской» истории.
Автор фрагмента про Death Stranding: Алексей Егоров. Текст впервые опубликован в материале о главных играх 2019 года.