Главные игры 2019. Anthem, Disco Elysium, Control и другие

Алексей Егоров
Главные игры — это список не лучших или знаковых видеоигр за прошедший год. Речь о самых громких проектах, которые добились чего-то значимого или показали нечто важное. Мы собрали 10 таких игр. А вы рассказывайте в комментариях, согласны ли со списком!

Переоценить любовь фанатов к серии Resident Evil сложно — и анонс ремейка третьей части, который они ждали с нетерпением, это подтверждает. Ничего удивительного: Capcom в начале 2019 года доказала, что к созданию обновленной версии старой игры она подходит с умом. RE2 вполне можно назвать образцово-показательным ремейком, на который стоит равняться всем желающим осовременить классику.

У нового-старого «Резидента» отлично получается держать игрока в постоянном напряжении — то есть делать то, что вообще требуется от хоррора. Вот и бродишь по коридорам трижды проклятого полицейского участка, нервно прислушиваясь к каждому шороху и стараясь обходить трупы. Или открываешь дверь, смотришь — а на тебя уже прет Тиран, щеголяя своим модным пальто. Ну, или плавками — моддеры очень быстро превратили игру в настоящий цирк, хотя, как по мне, этот жуткий великан в плавках смотрится еще более угрожающе, чем в пальто. По атмосфере, может, и не подходит всему что творится вокруг, но от этого возникает неподдельный страх, и ноги сами несут тебя куда подальше.

Впрочем, главное в этом ремейке то, что двадцатилетняя игра обрела второе дыхание. Для старых фанатов серии это отличный способ вновь испытать себя на прочность, для новых же игроков это просто хороший приключенческий хоррор. Теперь надо, чтобы Capcom сделала такой же хороший ремейк третьей части, а потом и четвертой, и все будет совсем хорошо.

Dragon Age 2 ругали за излишнюю «коридорность» и повсеместные упрощения, но кредит доверия у BioWare все еще был огромный — в глазах игроков это все еще была легендарная студия. Но после DA2 проблемы в ее играх начали множиться как снежный ком. Mass Effect 3 за концовку не пнул только ленивый. Dragon Age: Inquisition все ругали за пустой (пусть и красивый!) мир и совершенно никакущие задания, напоминавшие средней руки MMORPG. «Андромеду» вообще вспоминать не принято, пусть за ее создание и отвечала другая команда.

Но надежда во многих все еще теплилась. Не хотелось верить, что такая крутая студия окончательно растеряла запал и скоро окажется там же, где еще десяток купленных EA студий, — на метафорическом кладбище. Увы, но выход Anthem эти надежды развеял.

Масса проблем на старте — как технических, так и в плане контента. Патчи не особо помогли, запланированный роадмап в итоге пришлось отменить, а немногочисленные благие начинания очень быстро сошли на нет. Круто, конечно, что по очень красивому миру можно летать как Железный человек и разносить врагов на кусочки с помощью зрелищных способностей, только вот контента в игре настолько мало, что это занятие надоедает быстро. А PvP в игре нет, рейдов нет, да и событий не то чтобы много. Судя по слухам, EA и BioWare сами вполне понимают, что в текущем виде игра уже никому не нужна, и активно заняты ее переработкой чуть ли не с нуля.

Поможет ли это, большой вопрос. Кредита доверия у студии больше нет, и верить в то, что «ну уж Dragon Age 4-то точно выйдет отличной!» не получается.

Выход каждой новой части Souls-серии почти всегда сопровождается истерией некоторых игроков, которым игры From кажутся слишком уж сложными. Однако с Sekiro разговоры о том, что в этих играх не хватает настроек уровня сложности, начались снова. И в этот раз привели к забавному итогу.

Кто-то утверждал, что японские разработчики перегнули палку. Другие же заявляли, что сложность — часть механики, и ничего менять не надо. Одни откровенно признавались в том, что игру бросили (или включили читы), вторые же в ответ на это обвиняли первых во всех смертных грехах, особенно в безрукости. Короче, драма развернулась нешуточная, но в итоге все остались при своем. From не стала добавлять никакого «казуального» режима, споры постепенно сошли на нет, и дискуссия про сложность в играх снова улеглась.

Впрочем, есть подозрение, что с выходом Elden Ring все начнется заново — вряд ли Миядзаки станет добавлять уровни сложности теперь. Но даже если и станет, то возмущаться начнут уже представители «свидетелей хардкора», которые проходят игры студии с завязанными глазами и на коврике для Just Dance. Шоу, в общем, будет вечным.

Кто-то наверняка сможет оспорить это заявление, но жанр MMORPG сейчас очень близок к клинической смерти. Из серьезных игроков на рынке остались лишь несколько настоящих мастодонтов, плюс постоянно то появляются, то исчезают всякие корейские и китайские игры-однодневки. А лет десять назад ситуация была в корне иной, и многие всерьез полагали, что именно за MMO будущее. К счастью (хотя для кого-то — к сожалению) этого не случилось.

А вот с чем вряд ли кто-то будет спорить, так это с тем, что у World of Warcraft просто феноменальная прочность. Другие игры той же эпохи уже или закрылись, или перешли на условно-бесплатную модель распространения, а тут пятнадцать лет спустя все еще платная подписка и аддоны за сорок баксов. А теперь еще и официальные классические сервера, предлагающие всем желающим опробовать ту самую оригинальную версию. Причем версия эта получилась настолько удачной, что даже очереди на вход снова выстроились. А кто-то еще говорит, что машины времени не существует.

Вообще, конечно, забавно будет, если Blizzard не просто станет поддерживать жизнь «Классики», но и будет постепенно вводить в строй знакомые аддоны, начиная с Burning Crusade и Wrath of the Lich King. Снова послушаем о том, что WoW скатилась после выхода Cataclysm. Или это было после «Пандарии»?

Резонный вопрос: что «Ведьмак 3», вышедший в 2015 году, делает среди главных игр 2019-го? Во-первых, это великая RPG, которую можно упоминать в итогах каждого года. Во-вторых, именно в 2019-м вышла ее версия для Switch — и да, это настолько важное событие, что мы решили уделить ему место в подборке.

Switch-версия третьего «Ведьмака» — технологическое чудо, о чем я писал в отдельном материале. Одну из самых больших и «тяжелых» с точки зрения графики игр в открытом мире заставили работать на железе, которое уже на момент релиза Switch отставало от мощности тогдашних смартфонов. Это не достижение ради достижения — в «Ведьмака 3» на консоли Nintendo нормально играется, это никакая не урезанная версия или игра с графикой в режиме «картошки».

Понятно, что разработчикам порта пришлось пойти на компромиссы. Они порезали дальность прорисовки, ухудшили освещение, да и частота кадров в Switch-версии не поднимается выше тридцати. Так она и на PS4 выше не поднимается. В остальном же мир «Ведьмака 3» на консоли Nintendo нисколько не изменился и все еще может поразить своей красотой. К тому же теперь этим миром и приключениями Геральта можно насладиться в дороге и где угодно еще, главная ценность Switch же в портативном режиме. Да и возможность в любой момент поставить игру на паузу, перевести консоль в спящий режим, а затем начать с того же места позволяет по-новому отнестись к огромным играм в открытом мире как таковым.

Словом, ничего не поделаешь: релиз Switch-версии «Ведьмака 3» — одно из главных игровых событий 2019 года.

Автор фрагмента про The Witcher 3: Денис Князев

Control — одна из лучших игр 2019-го, о чем мы уже рассказали в рецензии и еще раз расскажем в подборке лучших игр года. Но сейчас речь не о том, что она одна из лучших, а о том, что это одна из главных игр. И одна из самых важных — и для индустрии в целом, и для ее создателей в частности.

Control — первая игра, которую Remedy сделала после того, как лишилась прямой поддержки Microsoft. С ограниченным (ограниченным, а не маленьким — это важно!) бюджетом команда взялась за новый IP, понимая, что это большой риск — запускать неизвестные серии всегда сложно. А Сэм Лэйк придумал загадочный, полный секретов мир, ответы в котором следует искать в записках, — и это для многих стало причиной в Control не играть. А значит — пропустить лучший шутер от третьего лица со времен Max Payne.

Об этом мало кто задумывается и почти никто не говорит вслух, но Remedy в каждой своей игре изобретает уникальную геймплейную механику, которая отлично работает и замечательно соотносится с повествованием. В Max Payne главный герой пережил настолько страшную трагедию, что мир вокруг него словно застыл во времени. В Alan Wake, которую часто ругают за кривую стрельбу, главный источник саспенса — необходимость высветить противника и только потом застрелить: чаще всего фонарик «срабатывает» на последних секундах, когда мрачная тень уже замахнулась топором. В Quantum Break худшее, что может сделать игрок во время перестрелки, — сесть за укрытие, потому что времени засиживаться нет, времени мало, времени буквально конец.

В Control Джесси Фейден делает ровно то, что должен делать директор ФБК, — возвращает контроль. Над предметами силы, над уникальными способностями, над полем боем, над департаментами Старинного дома. И помогать ей в этом — одно удовольствие, потому что стрельба, телекинез и прочие навыки в Control работают запредельно круто — так, как они не работают ни в одной другой игре.

Remedy — одна из немногих студий, которая гениально сплавляет геймплей с нарративом. В 2019 году эта студия, многим рискуя, выпустила выдающуюся игру. От ее успеха зависит в том числе и то, во что вы будете играть на следующем поколении консолей — в глубокие сюжетные игры с крутым геймплеем или в игры-сервисы с микротранзакциями. Выбор за вами.

Автор фрагмента про Control: Денис Князев

Жанр ролевых игр в последнее время жив только благодаря независимым проектам. Не верите? Так сами сверьтесь хотя бы с «гуглом» — много чистокровных RPG AAA-класса вышло за последние лет пять? Вовсе нет. Зато среди инди настоящее раздолье. Divinity, Tyranny, Pathfinder или вот, например, Disco Elysium. Безумно высокие оценки, единогласное одобрение игроков (96% отзывов в Steam — положительные!), сравнения с великой и ужасной Planescape: Torment. Успех? Еще какой.

В глазах многих игроков именно «Элизиум» заслуживает звания «RPG года», но тут нет ничего удивительного — отыгрыш роли в ней на недосягаемом для многих игр уровне. Номинально ваш протеже — полицейский, по факту же вы можете сотворить из него буквально кого угодно. Алкоголиком-маразматиком он предстает перед вами в самом начале, а дальше — лепите что хотите. Бомжа, который стреляет у каждого встречного деньги и сдает бутылки. Расиста, которого моментально сделали бы лидером ультраправой организации. Двинутого на политике гения, который отстаивает свою позицию в каждом втором диалоге. Или вообще — вдумайтесь только! — обычного копа, который честно пытается выполнять свою работу. Вот она, свобода отыгрыша.

И все это — в сопровождении огромного количества текста. Если вам становится дурно от одного только вида диалогового окна, которое перегораживает половину экрана, и ваш идеал — диалоговая система из Fallout 4, то от «Элизиума» стоит держаться как можно дальше. Для любителей же почитать это будет настоящий праздник.

Причем тексты здесь встречаются не только по случаю каких-то квестов или диалогов с NPC. Герой и с другими персонажами, и с собственным подсознанием, и со своими навыками. Плюс в голову ему постоянно лезут всякие идеи, которые постоянно приходится сортировать и «закреплять», чтобы те начинали приносить различные бонусы. И да, это еще один плюсик в копилку с надписью «полноценный ролевой отыгрыш».

Если вы прошли все ролевые игры за последние несколько лет и теперь не знаете, что делать, сыграйте в Disco Elysium. Только заранее приготовьтесь к тому, что перевода в игре нет, поэтому знание английского языка строго обязательно.

Новая Call of Duty продвигалась как «игра про современную войну с „серой моралью“, неоднозначными персонажами» и далее по списку. Финал истории вам, безусловно, прекрасно знаком — сразу после выхода грянуло несколько скандалов на тему «чудовищной русофобии», от продвижения игры отказалось сразу несколько популярных стримеров, в России она не вышла на PS4, а о проблемах с сюжетом писали даже западные игровые порталы. В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда.

Впрочем, до откровенного маразма дело не дошло — игроки побомбили MW на Metacritic, несколько российских телеканалов выпустили свои материалы о «невероятно русофобской игре», а известный стример Илья Мэддисон буквально на каждом углу призывал запретить игру в России на всех платформах. Последнего, впрочем, не случилось — никто не стал повторять ситуацию 2009 года с Modern Warfare 2 и уровнем «No Russian», информационный шум сошел на «нет», и все вроде бы улеглось. Так что скандал пусть и крупный, но до ситуации с Company of Heroes 2 или с той же MW2 все-таки не дотянули.

И это хорошо — вряд ли кому-то хочется, чтобы правительство всерьез взялось за цензурирование игр. Не хочется же, правда?

Хидео «Гений» Кодзима четыре года назад ушел из Konami и с тех пор грозился сделать новую игру такой, что все разом ахнут. Говорил и про совершенно новый жанр, и актеров пригласил знаменитых, и буквально до последнего момента не выдавал вообще никаких подробностей — лишь интригующие трейлеры. А потом игра вышла, и многие с удивлением обнаружили, что «новый жанр» по мнению Кодзимы — это смесь «Дальнобойщиков», «Евангелиона» и какой-нибудь социальной сети, где всем позарез нужны тонны лайков. Стала ли Death Stranding от этого плохой игрой, правда, уже совершенно другой вопрос.

Одно можно сказать точно: она стала одной из самых обсуждаемых игр уходящего года. Во многом, конечно, благодаря самому Кодзиме и звездному составу, который он затащил в свой проект. «Как у „гения“ мог получиться симулятор ходьбы с сюжетом из дешевого аниме?» — недоуменно вопрошали одни игроки. «Это ГЕНИАЛЬНЫЙ симулятор ходьбы, где все сюжетные штампы тоже ГЕНИАЛЬНЫ, вы ничего не понимаете в играх» — парировали другие. Но тут, впрочем, сложно поддержать какую-то сторону — симуляторы ходьбы-то нравятся далеко не всем, а тут еще приходится изображать из себя вьючного мула, который носится туда-сюда с грузами, стараясь доставить их в целости и сохранности. Согласитесь, далеко не всем такое зайдет!

Шутки шутками, но разные интересные механики, благодаря которым Death Stranding и впрямь можно назвать «гениальной», есть. Грузы нужно грамотно распределять, местность перед походом — сканировать, и даже ходьба здесь сделана совершенно иначе, не как в других играх. Тоже достижение!

Вопрос в том, готовы ли вы мириться с максимально неторопливым, почти медитативным геймплеем ради некоторых особенностей игровой механики и «кодзимовской» истории.

Kickstarter — самая настоящая «русская рулетка», никогда не угадаешь, что там получится с очередной игрой. У кого-то получается Bloodstained, у иных же выходит Shenmue 3. Сравнивать эти две игры, несмотря на полное несовпадение жанров, на самом деле очень просто. Обе продолжают две известные серии (одна прямо, другая в качестве духовного наследника), вот только одна — качественная, а вторая — Shenmue 3.

Можно сказать, что игроки и хотели получить такую игру — сами ведь несли деньги! Но они все-таки заслуживают увидеть хотя бы промежуточный финал продолжительной истории, а новая игра Ю Судзуки даже этого предложить не может.

Двадцать лет назад Shenmue казалась прорывом: в ней был и открытый мир с отличной проработкой, и различные мини-игры, и графика поражала воображение, и QTE стали популярны именно из-за нее. Фанаты восемнадцать лет ждали продолжение истории, которую Судзуки растянул на шестнадцать глав (и которую оборвал во второй части). Теперь же он заявил, что третьей части для полноценного завершения истории не хватит, из-за чего фанаты в очередной раз рискуют остаться без внятного финала, ведь продажи у Shenmue 3 так себе.

Третья часть устарела задолго до релиза. Механически это все та же Shenmue, но в 2019 году удивить кого-то QTE, сменой дня и ночи, мини-играми и отвратительными анимациями сложно. Да, фанатов серии это вряд ли отпугнет, но для всех остальных игра выглядит приветом из прошлого, в которое далеко не всем хочется возвращаться. Так что если вам хочется узнать, что там в жизни у Рё Хадзуки творится, но страдать от геймплея двадцатилетней давности не хочется, просто найдите где-нибудь пересказ сюжета. Много времени это у вас не отнимет.

Последние статьи