10 худших игр 2018 — угадаете, какая на первом месте?
Честно: мне нет никакого дела до манги «Кулак Полярной звезды», но за игрой я все равно наблюдал с интересом. Потому что ее делали авторы серии Yakuza, а «Якудзу» я как раз уважаю. Еще больше я уважаю Binary Domain, тоже их игру и один из немногих хороших шутеров с укрытиями за пределами Gears of War. После Binary Domain я был уверен, что Ryū ga Gotoku Studio способна делать не только Yakuza, после Lost Paradise уже не уверен. Это не худшая игра года и не худший битэмап (до него мы еще дойдем), он не отвратителен, но абсолютно пуст и некрасив — ничего в Lost Paradise не работает как надо и почти ничего не доставляет удовольствие. Подробно и аргументированно игру растоптал в своей рецензии Сергей Цилюрик:
У Lost Paradise, на мой взгляд, есть всего две светлые стороны. Первая — слизанный у Yakuza список мини-ачивментов: игра все видит и все награждает, мотивируя заниматься самыми разными вещами. Вторая очевидна ввиду первоисточника: в превращении бандитов в кровавую труху под мрачное «omae wa mou shindeiru» есть что-то неумолимо привлекательное. Но в целом очевидно, что Lost Paradise — далеко не лучшее, что можно было сделать по «Кулаку Полярной звезды», и огромный шаг назад по сравнению с серией Yakuza.
Я долго думал, девятое или десятое место отдать в этом топе «Морю воров». Еще дольше я думал, включать ли ее в топ в принципе. Это ведь не плохая игра: здесь восхитительной красоты море и уникальный кооператив, заставляющий вручную (хоть и в упрощенном виде) управлять кораблем, разделяя обязанности со своими друзьями. Первый заплыв, первое сражение — бесценно. Десяток потрясающих часов в море и на суше, пиратская романтика — этого хватило бы для одиночной игры, но у нас тут вещь без сюжета, псевдо-ММО в духе Destiny, в которой — вот поворот — почти нет контента! Люди наигрались в бету, на хайпе пришли в релиз и… поняли, что он ничем от беты не отличается.
Мы уже рассказывали об этом и в рецензии, и в отдельной заметке в рамках тридцатки главных игр года — игра заставляет повторять один и тот же жалкий набор действий раз за разом, очень медленно развивается, не меняясь в своей сути. Это ранний доступ, названный релизом. ААА-релизом, что ситуацию усугубляет. Может быть, когда-нибудь Sea of Thieves и станет тем, чем должна быть — тогда и поговорим.
За Sea of Thieves очень обидно. Она создала уникальный опыт коллективного управления судном, но за пределами этой схемы игру не удалось заполнить чем-то достойным внимания. И по сей день в игру пытаются добавить контент: вулканы, шлюпки для высадок на берег, туман, новых врагов, только изначальная проблема таким образом не решилась.
8. Extinction
Есть такая американская студия Iron Galaxy, занимается она в основном портированием чужих игр на разные платформы. Получается у нее чаще всего хорошо — она, к примеру, помогала перенести на «Свич» Diablo 3 и Skyrim. А еще изредка эта студия делает собственные игры, и вот с этим, кажется, дела у нее значительно хуже. Extinction — слэшер, про убийство гигантских огров. Убиваются они цепочкой нехитрых действий, которые раз за разом надо повторять до самого финала. Проблемы Extinction описать очень просто: механик и контента вообще хватает на тридцать минут, но игра проходится за восемь часов. Единственный повод играть в нее — приятный арт. Вот что писал в рецензии Денис Князев:
Лупить чертей мечом в Extinction бывает весело. Это очень простая боевая система, которая смотрится эффектно — додумайся разработчики придать слэшерной механике большее значение, мог бы выйти неплохой клон Darksiders. Но нет, сражаться с обычными противниками скучно — потому что этих противников всего два вида: ходящие по земле черти и летающие черти. С ограми воевать тоже такое себе удовольствие. Если вдруг решите оторвать голову великану, то сыграйте лучше в God of War (любую), Attack on Titan или Shadow of the Colossus.
Говоря об Ascendant, совсем не хочется иронизировать, потому что это наглядный пример, что может случиться, если слепо кидать деньги в разработчиков только из-за их имени и былых заслуг. Она же отвечает на вопрос: «Могут ли легенды игровой индустрии сделать плохую игру?». Да, могут.
Underworld Ascendant — это идейный наследник и продолжение Ultima Underworld: The Stygian Abyss, игры, с которой когда-то начался жанр immersive sim. Сама она тоже принадлежит к этому жанру, смешивая его с «рогаликом» и свободой в лучших традициях серии Thief. В ее разработке непосредственно участвовал папа жанра Уоррен Спектор, кроме «Ультимы» подарившей нам System Shock и Deus Ex. Деньги на игру собирали на Kickstarter и собрали достаточно — 860 тысяч долларов. Делали долго, переносили, но в итоге выкинули на рынок в версии 0.3, недоделанную, разваленную и технически, и идейно, назвав это финальным релизом.
Что обиднее всего — потенциал игры прощупывается. Тут и атмосфера иногда срабатывает, делая происходящее действительно похожим на immersive sim. И свобода есть — часто цели можно достигнуть многими путями, используя разные ветки прокачки, балуясь с заклинаниями и физикой. Дизайн уровней иногда и вправду напоминает о Thief. Только что толку, если большую часть времени ты бродишь по скверно нарисованным одинаковым коридорам, делаешь MMO-квесты и сражаешься багами. Да с ними и то сражаться интереснее, чем с местными врагами — боевка поломана абсолютно. Ascendant выглядит как игра мечты в раннем доступе от вчерашних студентов технического ВУЗа. Учитывая, кто на самом деле стоит за игрой — это непростительно. Могло бы сойти за раннюю альфу, демонстрацию концепта, но это финальный релиз. Та же самая студия сейчас делает System Shock 3 — остерегайтесь.
Fear Effect — это серия хороших, но подзабытых шпионских боевиков с PS1 с двумя соблазнительными героинями на главных ролях. Были там и другие играбельные персонажи, но запомнились именно девушки, благодаря своей нетрадиционной ориентации, конечно же. Да и в целом игра в истории хоть как-то закрепилась из-за них же. Подробнее о серии мы рассказывали в отдельной заметке — почитайте, если пропустили. Sedna — официальная третья часть, но от других разработчиков и в другом жанре. Теперь это смесь тактики и изометрического экшена. Это очень-очень-очень плохая бюджетная игра, за какой элемент ни цепляйся. Плохая настолько, что кажется троллингом. Вот что писал в рецензии Денис Князев:
Новая Fear Effect, прекрасно зная о своих слабостях, как будто специально раздражает — подсовывает как можно больше неловких перестрелок, заставляет дольше необходимого слушать скучнейшие диалоги, вынуждает решать странные головоломки, логику которых здоровому человеку не понять.
Редко выходят игры настолько отвратные, что мы даже не можем заставить себя пройти их до конца и написать рецензию. Так что этих «ходячих» мы запомним надолго — тоже своеобразное достижение! В это сложно поверить, но оказывается можно сделать игру хуже, чем The Walking Dead: Survival Instinct, которую мы недавно как раз вспоминали.
Overkillʼs The Walking Dead даже чуть не похоронила разработавшую ее Starbreeze — из-за печальных продаж и негативной реакции игроков студии пришлось серьезно пересмотреть свои планы. И неудивительно — это просто очень плохой, завязанный на гринде шутер, который в «Стиме» некоторые все же умудряются хвалить. Чаще всего главный поинт защитников игры: «Ну с друзьями-то весело в зомби пострелять!». Мы такое не поддерживаем — с друзьями-то почти все весело. А еще никто не отменял куда более качественную и все еще актуальную Left 4 Dead 2, лучше уж поиграть в нее — мы даже отдельную заметку на эту тему написали. Вот исчерпывающие описание игры из мнения Сергея Цилюрика:
Миссии смертельно затянуты и на минимальном уровне зомби-тревоги, а на максимальном и вовсе превращаются в путешествие Солида Снейка через микроволновку. Интересных заданий нет, интересных противников нет: Overkillʼs The Walking Dead просто закидывает игроков бесконечным пушечным мясом, пока у них не кончится мизерное число НР. О сюжете и говорить нечего — «на нас напала соседняя группа выживших, а потом мы на нее, а потом они на нас, а потом мы на нее». Вся игра, очевидно, выстроена на гринде — от уровней персонажей и оружия из лутбоксов до различных ресурсов, которые надо собирать для поддержания и улучшения лагеря и которые все теряются при провале миссии. А к провалу может привести буквально любая ошибка любого игрока.
Dissidia: Final Fantasy — своеобразный «файтинг» с героями разных выпусков Final Fantasy, выпущенный на PSP к двадцатилетнему юбилею серии. Объяснять ее механику долго и сложно, непосредственно файтинг здесь смешивался с элементами JRPG, получалось не всегда сбалансированно, но увлекательно. Третья часть серии — та самая NT — все попросту разрушила, вот и вся история. Она все еще может работать как фансервис, но играть в нее невозможно — это мы доказывали в огромной, подробной рецензии. На «Метакритике», впрочем, у нее неплохой балл от игроков и почти средние оценки от критиков, что сложно понять. Вот что писал об игре Сергей Цилюрик:
Первые две «Диссидии» можно было упрекнуть в дисбалансе и плохом сценарии, но в остальном это были игры увлекательные, полноценные, сделанные с любовью к серии. Dissidia NT же — это недоразумение, которому и вовсе не стоило появляться на свет. Из всех частей Final Fantasy — а я их повидал более сорока штук — ни в одну мне не было играть настолько же неприятно, как в Dissidia NT. А это говорит о многом.
Square Enix анонсировала эту игру на своем стриме в рамках E3 2018, значит на что-то она рассчитывала. Вопрос: на что? Издатель и разработчик в самом деле считали это чем-то достаточно качественным? The Quiet Man — игра такого уровня, что ты каждую минуту невольно думаешь: «Да кто это вообще пропустил? Зачем? Для кого?».
Игра рассказывает историю глухонемого парня и в этом ее главная загвоздка — звука нет. Есть диалоги, много диалогов, почти вся игра состоит из диалогов, но нет ни звука, ни субтитров — только приглушенные стуки и шум. Так разработчики, видимо, хотели усилить погружение, дать игрокам прочувствовать героя, но вместо этого сделали и без того нехитрый сюжет совсем непонятным, а происходящее бессмысленным. Глухонемые люди понимают речь — они умеют читать по губам, но большинство слышащих — нет. При этом звук все же добавили, но спустя какое-то время после релиза, а чтобы его включить, нужно сначала разок пройти игру «как задумано». Как вам идея? Посмотрите на Hellblade: Senua’s Sacrifice — я не люблю эту игру, но признаю, что через неустанно шепчущие в голове у героини голоса разработчики успешно передали ментальное состояние персонажа. А тут что?
На фоне такой «потрясающей» идеи даже неловко говорить, что это уродливый двухнокнопочный битэмап с неловкими лайв-экшен катсценами. На двадцать минут роликов три минуты геймплея — так и живем. Если это, конечно, можно назвать геймплеем. Игра то ли из позапрошлого поколения, то ли из параллельной, злой вселенной. Просто взгляните на любой ролик — тут даже нечего объяснять. Разработчики, кстати, попытались в самоиронию и выпустили трейлер с негативными отзывами критиков. Получилось жалко.
2. Agony
Позвольте мне сразу перейти к цитированию самого себя, поскольку я уже достаточно намучился, когда проходил это, чтобы написать суть. Agony — игра настолько уникальная, что настоящая агония — это даже просто писать про нее.
Agony — это «беспомощный стелс» в духе худших эпизодов из Amnesia: The Dark Descent и Outlast. Здесь постоянно нужно прятаться от демонов, которые ваншотят героя едва завидев. Это основной тип геймплея — еще есть блуждания по одинаковым пещерам в почти полной темноте и отвратительный платформинг.
Что же до концепта, кишок и крови — все есть. Есть отвратительные сцены, насилие, секс и замечательно нарисованные демоны с сиськами. Есть творчески оформленные храмы из костей, кожи и голов. Но оказалось, что когда подобным тебя кормят несколько часов подряд — оно перестает впечатлять. Agony выглядит отвратительно. Но не в нужном смысле — здесь очень плохая графика, все постоянно заблюрено и замазано фильтрами, от которых глаза через пару часов начинают болеть. И баги-баги-баги: застревающий герой, вылеты, разрывы изображения даже на PS4. В Agony сложно играть. Причин терпеть ее слишком мало. Она могла стать смелой нарушительницей табу, чем-то, что смешивает отвратительное и прекрасное. Но оказалась просто пустым трэшем.
После выхода игры разработчики, кстати, чуть не разорились, но как-то все же вылезли и даже выпустили многострадальную версию игры без цензуры. Сейчас делают что-то про суккуба в той же вселенной и психологический триллер Paranoid про человека с психозом. Скрестим пальцы, чтобы со второй попытки получилось хоть немного получше.
1. Fallout 76
Нужно ли тут вообще что-то говорить?
Посмотрите на рецензию Алексея Егорова, на его страдания в живых впечатлениях, полистайте новости об игре. Да дело уже не столько в ней самой, сколько в том, как грациозно Bethesda прыгает с одних граблей на другие, сохраняя каменное лицо. Мы уже устали писать о всяких чудесах, связанных с Fallout 76, но напишем, вероятно, еще не раз. Есть на свете игры менее качественные, но они не носят такие громкие имена.
Fallout 76 — не просто провал, не просто худшая игра года. Это настоящий феномен, который будет жить в памяти геймеров, пока жива сама индустрия.
удоли