Рецензия на Star Wars Battlefront II (2017)
Сюжетный режим: осторожно, умеренные спойлеры!
Помните, как в середине нулевых к мультиплеерным шутерам было принято наспех прикручивать бестолковые сюжетки? Апогея эта система достигла, кажется, в Unreal Tournament 3, где даже новые модельки для героев рисовать не стали, а просто взяли их из Gears of War.
Схема простая — серия боев с ботами на мультиплеерных картах, сшитая написанным за вечер сюжетом и пачкой кат-сцен (иногда красивых). Просто чтобы размяться перед настоящей игрой.
Вот, собственно, я и описал сюжетный режим Battlefront 2. Немного приукрасил, конечно, разработчики все-таки изо всех сил пытаются замаскировать происходящее под шутер в духе Call of Duty, иногда почти получается — кто-то даже может обмануться. Но мы все видим, EA, и это иначе как наглостью не назовешь.
Даже в Titanfall 2 с сюжетом получилось лучше. Да чего там, даже в Destiny у Bungie получилось лучше. В первой части, чтоб вы понимали. Обе игры — мультиплеерные, в обеих сюжетка — просто дополнение, необязательное развлечение. Но у обеих был стержень, центральная идея, на проработку которой работали элементы сценария, были свои механики, даже герои раскрывались (дружба с «титаном» в Titanfall и вовсе — трогательная). В Battlefront 2 ничего такого нет.
Все события Battlefront 2 разворачиваются на мультиплеерных картах — я не шутил — местами немного измененных, подогнанных под нужды сюжета. Все, что нужно делать — отстреливать штурмовиков и повстанцев, высовывающих головы из-за укрытий. Буквально. Они даже не пытаются изобразить хоть какое-то подобие интеллекта, просто сидят на месте, иногда высовываясь, или бегут к вам, не обращая внимания на выстрелы и взрывы. Иногда забывают стрелять, кстати, но с кем не бывает? Максимально тупые враги и максимально тупой геймплей. Нет, иногда, конечно, нужно кого-то защищать или даже рубильники дергать — вот так разработчики нас и развлекают.
Похожие вещи мы недавно рассказывали про Call of Duty: WWII, подметив, что играется она как шутер начала нулевых. Вот и с Battlefront 2 та же история. Только в WWII хотя бы стрелять приятно, а тут баллистика и стрельба не сильно изменились в сравнении с первой частью: по-прежнему ни отдачи, ни веса. Лазертаг какой-то. Враги на попадания реагируют тоже странно: картинно вскидывают руки, кричат, падают, катаются по земле — круто, но мне бы лучше понять, умер противник или нет.
А еще им даже ограничителей на рэгдол-анимацию не поставили — умирая, они смешно изгибаются под самыми невероятными углами, запросто выворачивая ноги в коленях в обратную сторону. Да, придираюсь, но это классно дополняет образ шутера, заглянувшего к нам из прошлого десятилетия.
А можно ли вообще сделать интересной стрельбу из бластеров в игре по «Звездным Войнам»? Об этом много спорили еще после выхода оригинального перезапуска Battlefront. Да, можно — я вот не забыл серию Republic Commando и вы, надеюсь, тоже.
Впрочем, пару раз доведется порулить AT-AT и AT-ST, а иногда (на самом деле — много) приходится даже летать, вот бы еще что-то от этого серьезно менялось. Опять: защищай кого-нибудь и отстреливай вражьи корабли — долго-долго. Но такие эпизоды все-таки ощущаются посвежее — спасибо практически окончательной смерти жанра аркадных авиасимов, по которым я очень скучаю.
На самом деле все тут понятно — EA просто сделала огромное пятичасовое обучение. Хотя на легкой сложности кампанию можно пробежать и за три. Игра пытается быстренько показать вам все свои механики и режимы, поэтому почти после каждого ролика она тасует ваши перки — не привыкайте, вам еще в мультиплеер бегать! И поэтому же играть предстоит не только за Иден Версио, но и за других героев, в том числе и за Люка Скайуокера. Про него я хочу сказать отдельно, потому что более позорного эпизода в игре нет. Признайтесь, вы же всегда мечтали полчаса рубить световым мечом жуков? Причем механику адаптировать под одиночку не стали и просто содрали ее из мультиплеера — все те же кривые хаотичные удары и тройка навыков. Ну боже мой, EA, мы же играли в Jedi Academy и The Force Unleashed, ладно бы сравнить не с чем было!
И вот тут хотелось бы сказать, что играть в кампанию Battlefront 2 стоит только ради самого сюжета. В центре повествования Иден Версио, глубокий персонаж, прекрасно раскрытый в книге Кристи Голден «Отряд „Инферно“», лидер этого самого отряда, настоящий солдат, с детства верный Империи. На ее глазах падает государство, служению которому она посвятила жизнь. Империя проигрывает сражение за сражением, в небе над головой Иден взрывается вторая Звезда Смерти, гибнет Император… Представляете, что она чувствует?
А если за этим последует жестокий бесчеловечный приказ? Задание безжалостное, но способное спасти Империю. Это же настоящая драма — как Версио будет принимать награды и строить новый мир, осознавая, что она ради него сотворила? Огромный простор для развития личности героини, для ее внутренних копаний. Через эти же события запросто выстраиваются образы окружающих ее людей и высших чинов Империи.
Настоящая взрослая история во вселенной «Звездных Войн», которой в Battlefront 2 нет.
Уже через час игры, после единственного спорного приказа Иден дезертирует и присоединяется к повстанцам. Никаких терзаний и метаний. Детство на «имперской» планете, годы тренировок и «промывки мозгов» тоже мимо. Вот вам и «играйте за Империю!». Но не переживайте, мотивации и внятного образа в игре нет не только у Иден — этого здесь нет ни у кого. Возьмите хотя бы ее напарника Дела Мико, который в одном из эпизодов доверяется Люку только потому, что тот с ним вежлив. И это после всего, что имперская пропаганда рассказывала про джедаев и их хитрость.
А знаете, почему все так? Потому что сюжета в игре нет. Сюжет — цельная история, а кампания Battlefront 2 — это просто набор слабо связанных мелких эпизодов, как в сюжетном режиме Battlefield 1.
Ценность у местной «истории» есть только для самых ярых фанатов, собирающих по крупицам любую информацию о новом лоре Star Wars. Для них же в игре сделаны и все отсылки — обычный человек не поймет, почему Хан Соло бородатый и что за компас находит Люк. Да и наплевать обычному человеку будет, давайте честно. Более того, большая часть новой информации о лоре уже освещалась в комиксе Shattered Empire и книжной трилогии Aftermath. Есть ощущение, что игру делали не по полноценному сценарию, а по статьям с «вукипедии».
Но самая главная афера, это та самая фраза про «30 лет истории Star Wars». Все события игры укладываются в промежуток между битвой при Эндоре и битвой при Джакку, охватывая около года. И если вы рассчитываете, что этот отрезок осветят подробно, сосредоточатся на чем-то, чего мы не видели — забудьте. Даже то самое решающее сражение при Джакку нам показывают почти без контекста: «Тут, короче, уже воюют, AT-AT шагают — лети тоже повоюй, а то скоро все закончится».
И только в самом конце игра внезапно выдает «МНОГО ЛЕТ СПУСТЯ» и предлагает пройти десятиминутный эпилог, который обрывается максимально внезапно. Концовки в игре нет. Тут я не буду делать никаких выводов. Решите сами, как к этому относиться, а я буду ждать возможности нормально оценить мультиплеер — крест на игре ставить пока не хочется.
Получить удовольствие от кампании Battlefront 2 можно. У меня получилось. Для этого нужно совсем отключить мозг и наслаждаться только по-настоящему киношной картинкой. Ну или соскучиться по не самым лучшим шутерам пятнадцатилетней давности и очень сильно любить «Звездные Войны». А лучше все сразу. Но не забывайте, серия Battlefront — это все, что смогла выдать EA за 4 года сотрудничества с Disney. Игра от Visceral уже отменена, а BioWare занимаются непонятно чем. На горизонте пусто.
Пока с кино, комиксами и книгами у Star Wars все прекрасно, в игровой индустрии со вселенной творится какое-то позорное безобразие. Disney, вы поставили не на тех.
Мультиплеер
Когда дело касается мультиплеерных шутеров — я не слишком хардкорный игрок. Я не из тех, кто досконально заучивает карты, знает наизусть параметры всего оружия, в бою придерживается строгой тактики и часами оттачивает скилл. Если я залипаю в онлайн-шутер, я захожу в него на пару часов в день и играю довольно расслабленно, просто получаю удовольствие. Так я играл и в Star Wars: Battlefront 2, поэтому имейте в виду — рецензия будет с позиции обычного игрока, а не бывалого ветерана Battlefield.
В Battlefront 2 я играл почти каждый день с самого старта игры. За это время я успел значительно «прокачать» класс стрелка (при этом одну пушку я не открыл до сих пор), средненько поднять тяжелого пехотинца и купить все звездные карты для истребителя в космических битвах. За бортом остались все прочие стандартные и элитные классы, герои у меня тоже практически не прокачаны. И да, я до сих пор не купил Дарта Вейдера (и не только его), потому что Battlefront 2 постоянно ставит перед тобой выбор — либо копи на героев, либо покупай лутбоксы. Будешь пренебрегать коробками — застопоришь прокачку.
Дело вкуса, но я считаю, что такой подход — это тупик.
Прокачка в онлайн-шутерах — вообще то еще зло и настоящий рак. Одно дело выбивать скины и раскраски для автоматов. Другое — прятать за десятками часов гринда геймплейные механики. Я вот хочу поиграть за офицера, но карточки на него мне вообще не выпадают. Если я выберу этот класс, то буду абсолютно беззащитен перед теми, у кого в рукаве набор мощных навыков.
Можно, конечно, не полагаться на удачу и тратить специальный ресурс на покупку конкретных карт, вот только он так же нужен для прокачки уже выбитых карточек и тоже добывается из лутбоксов. И уж поверьте, стак карточек начального уровня и набор прокаченных звездных карт — две колоссальные разницы. Опять стоит выбор — бегать всеми классами с самым базовым набором способностей или нормально прокачать один-два.
Да-да, можно даже раскаченного противника обыграть, если у тебя мэд скилл. Ну, а если нет? Я обычный средний игрок, я очень хорошо чувствую преимущества, которые дают элитные звездные карты в Battlefront 2.
DICE и EA пытались убедить нас, что все не со зла, все ради того, чтобы у нас постоянно открывалось что-то новое, чтобы мы были замотивированы пробовать новые классы (хочешь играть стрелком, а карты падают для офицера — МОТИВАЦИЯ). Сейчас очевидно, что система не работает и злит игроков, а цели были не столько благие, сколько финансовые. Да, донат пока убрали, но только под давлением и на время — не забывайте.
Проблема тут даже не в жадности, а в наглости. Жадные-то все, игровая индустрия — это все-таки бизнес.
Но пока одни издатели находят способы ненавязчиво предлагать игрокам потратить еще немного денег на уже купленную игру, EA бьет в лоб. Та же Blizzard тоже довольно жадная, продает лутбоксы со скинами для Overwatch, кладет в дорогое делюкс-издание WoW: Legion косметических маунтов и рожки для персонажа в Diablo 3. Но никто же не злится — ты заплатил денег и получаешь весь контент, а это все необязательные рюшечки. Никто не сможет тебя ущемлять, вливая в игру дополнительные средства. Даже в приличных F2P-играх сегодня принято торговать, по большей части, украшениям, а не бустами крутости. Очевидные, вроде бы, вещи — но, видимо, не для всех.
С другой стороны, с жадностью в Battlefront 2 соседствуют и просто глупые решения — вроде необходимости набивать 500 фрагов, чтобы открыть все оружие для класса. Ускориться тут и за деньги нельзя. Так что доля искренности в словах представителей DICE, возможно, есть. Оправдывает ли это дурацкую систему прогресса? Ну, вы и сами знаете.
EA и DICE сами поставили игру в такое положение, что непосредственно геймплей — последнее о чем хочется говорить, обсуждая Battlefront 2. Тем более и тут проблем достаточно, местами — более серьезных, нежели лутбоксы.
Совсем провальной игра получиться не могла, опыт DICE просто не позволил бы ей такой быть, даже если бы разработчики реально ленились и работали не очень усердно. Развлечь, увлечь и рассмешить Battlefront все еще умеет. Генератор большинства крутых и по-хорошему дурацких сцен — по-прежнему режим «Галактическая битва». На огромной карте сходятся две команды игроков по 20 человек — у каждой стороны свои задачи, но в целом все сводится к тому, что одни обороняются, другие нападают. Секрет веселья прост — много людей и точки, к которым стягиваются все игроки и взрывы. Концентрация событий тут такая, что размышлять некогда, ты просто стреляешь-стреляешь-стреляешь, любуешься киношной картинкой и культовыми для фанатов локациями: Набу, вторая Звезда Смерти, Камино — очень круто.
Но потом отпускает, начинаешь приглядываться. Что же ты видишь? Дисбаланс. На той же Набу захватить дворец почти нереально — это серия узких коридоров и маленьких комнат, в которых респаунятся защитники. Делают они это быстрее, чем атакующая сторона успевает добежать до входа во дворец. Да и добежав — нападающие сразу натыкаются на россыпь гранат и мин у входа. Схожие проблемы и на Звезде Смерти, и на базе «Старкиллер». Вообще на многих картах находятся такие «бутылочные горлышки», в которых нападающая сторона просто застревает.
В этом плане куда аккуратнее устроен режим «Превосходство». В нем на маленьких картах команды из восьми игроков так же выполняют определенные задачи. Масштаб не тот (даже героев и техники нет), зато с балансом проблем нет. Ну и к «Схватке» — классическому командному дефматчу — тоже претензий никаких. Ну уж если бы DICE такие базовые вещи запорола, я бы удивился.
Отдельное же уважение — за режим «Битвы звездных истребителей». Аркадные авиасимуляторы в наше время выродились, а этот режим играется именно так, навевая воспоминания о битвах в какой-нибудь Battlestations: Midway. Да еще и выглядит совершенно фантастически. Это лучшее, что есть в игре сегодня — серьезно.
А вот в режим «Герои против злодеев» лучше не лезть. Механика управления «джедаями» — это просто смех. С первой части ничего не изменилось — все так же коряво и нелепо.
Но самое главное в Battlefront 2 — разработчики переработали систему получения техники, героев и элитных классов. В Battlefront, чтобы перевоплотиться в того же Люка или прыгнуть за штурвал X-Wing, нужно было найти на карте специальный жетон и схватить его раньше всех. Такая хаотичная система многих не устраивала, поэтому в Battlefront 2 все устроено иначе. В процессе матча игроки накапливают очки: лучше играешь — больше очков. На эти очки перед респауном и покупается доступ к технике и героям. Вроде бы честно, хочешь бегать Люком — старайся и приноси пользу команде. На деле же получается так, что героев быстро расхватывают самые умелые игроки и все — больше их никто выбрать не может. Лидер матча, перевоплотившейся в Дарта Вейдера, чаще всего уже не погибает до самого финала. Да и просто накопить на мощного героя не всегда получается.
В Battlefront, с ее простецкой системой, хотя бы было весело, герои то и дело влетали в сражение, раскидывали пехотинцев, гибли и тут же возвращались. В небе парили ракетчики, истребители то и дело поливали поле боя огнем и таранили AT-AT. Тупо, зрелищно, круто — постоянно происходила движуха.
Battlefront 2, как я уже говорил, тоже умеет веселить, но в целом — это куда более спокойный шутер. А как по мне — и более скучный. Разделение на классы должно было сделать игру тактичнее. В действительности это привело лишь к матчам, в которых все двадцать игроков бегают стрелками, потому что ну надо же хоть один класс нормально прокачать. Героев могут взять единицы, а элитные классы простаивают, потому что без прокачки и звездных карт погибают они довольно быстро — жалко очки тратить.
При этом — это все еще далеко не Battlefield. Нет здесь нужной глубины, нет внятной баллистики (только не надо ныть про «какая баллистика у пучка лазера»), нет того разнообразия контента. За последнее, кстати, ругали и первую часть в 2015 году. Разработчики утверждают, что во второй части уже на старте контента больше в 3 раза. Может быть, но ты его еще поди открой. А оружия и карт все равно очень мало.
Star Wars: Battlefront 2 — далеко не самая плохая игра по «Звездным войнам». Несмотря на все минусы — это достаточно веселый онлайн-шутер и превосходный фан-сервис для всех поклонников «Звездных войн». Объединение всех трех эпох киновселенной, ну где еще такое можно найти? EA напирала на это в рекламной кампании и правильно делала — это самый сильный (и почти единственный) аргумент против вопроса: «Зачем мне переходить в Battlefront 2 из первой части?»
Но отмыться от скандалов с лутбоксами игре будет непросто. Вся эта грязь смешалась с действительно неудачной системой прокачки и похоронила под собой Battlefront 2. Посмотрим, получится ли у DICE ее откопать — скоро как раз сезоны стартуют.
Больше о Star Wars Battlefront II (2017)
- Страница спецпроекта по Battlefront II
- Эпичный таймлайн о событиях между VI и VIII эпизодами «Звездных Войн»
- Гайд по героям в мультиплеере
- Интервью со сценаристом и арт-директором игры
- Таймлайн Иден Версио
- О героях Империи
- Рецензия на сюжетную кампанию
- Суть по сюжетной кампании
- Отзывы критиков
- 5 причин уничтожить повстанцев
- Как система анлоков обернулась фиаско
- 15 изумительных скриншотов
- 12 атмосферных гифок
- Зарождение Первого Ордена
- Главные женские персонажи нового канона
- Тест: угадай космический корабль по звуку
- Тест: на чьей ты стороне?