30 лучших игр 2015 года: Rise of the Tomb Raider
Rise of the Tomb Raider — это первая игра, после прохождения которой мне захотелось съездить в Сибирь. Нет, желательно не на заброшенную в горах советскую базу, населенную какими-то религиозными фанатиками. И да, лучше обойтись без встречи с медведями и прочими клыкастыми рысями, выскакивающими из пещер. А еще не хотелось бы попасть под каток лавины, сметающей все на своем пути. Короче, я передумал, не хочу я в Сибирь.
Я до сих пор не знаю, произвела бы на меня Rise of the Tomb Raider такое впечатление, если бы ее события разворачивались в другом месте. Допустим, в «чарующей» Сирии. Вместо лавины — песчаная буря. Вместо перекормленного медведя — кстати, а какое животное в Сирии могло бы занять место сибирского медведя? Есть ли там столь же крупные млекопитающие? Может, слоны? Или бегемоты? А где вообще эти бегемоты живут? Черт, я, кажется, ничего не знаю о Сирии и бегемотах!
Или вот ошметки истории тоталитаризма, разбросанные по запискам, которые мы находим в игре. «Когда советские солдаты обнаружили вход в пещеру с сокровищами, они приказали рабочим копать сутками, чтобы как можно быстрее попасть внутрь», — зловеще сообщает нам игра. И я сразу вижу кадры хроники с зэками, прокладывающими железную дорогу. Я вижу эту дорогу смерти и тысячи безымянных могил, куда сбрасывали трупы погибших «рабов». Это часть истории страны, в которой я родился, — я не могу ее не знать.
А если бы действие игры происходило в Руанде? «Википедия» сообщает нам: «Геноцид в Руанде 1994 года — массовая резня в Руанде, в результате которой представители племени хуту истребили 800 тысяч человек из племени тутси». Представляете, 800 тысяч человек погибло, а всем насрать. Поймите меня правильно, я сейчас говорю без всякого желания «поддать жару» в комментариях на тему «какой ты бездуховный, мы все знаем про геноцид в Руанде». Я как раз про это знаю немало, прочитал несколько книг — благо, в университете был хороший преподаватель истории. Но если говорить честно, кого в мире волнует, что в Руанде убили под миллион человек? Да мало кого, зато про ужасы Советской власти так или иначе знают все — уж этому в учебниках истории уделяют куда больше внимания, чем какому-то карликовому государству в Восточной Африке.
И я вновь задаю себе вопрос: произвела бы на меня Rise of the Tomb Raider такое впечатление, если бы ее события разворачивались в другом месте? Думаю, что нет. Более того, мне кажется, что мировые критики столь лестно приняли игру в том числе и потому, что действие происходит в Сибири. Вот этот снег, непроходимый лес, СССР, горы, массовые убийства, медведь, советские гербы и красные флаги — все это является такой гремучей и питательной смесью, что не может не рождать интерес, заинтересованность. А вокруг еще все мировые СМИ круглыми сутками пишут о «России, вставшей с колен», «Путине — мировом жандарме», «Крым — наш». Какая шикарная реклама игры получилась-то, а!
Так что в новых приключениях Лары Крофт первично: удачный сеттинг или отличная игровая механика? И могло бы второе существовать без первого: то есть достаточно ли было бы для 9-10 баллов (наиболее типичные оценки игры) только отличной механики, «привязанной» к не слишком актуальному в общемировом контексте сеттингу? Вот этим вопросом я и задаюсь сегодня целый день. Конечно, можно пойти по простому пути и сказать: «Для приключенческой игры место действия настолько же важно, насколько и механика». Шутерам, допустим, в этом смысле проще: Far Cry же не боится посылать нас в какую-то вымышленную жопу мира, а мы и рады, нам большего и не нужно. А вот приключенческие игры должны искать места интересные, исторически значимые (это я к тому, что до Assassin’s Creed в Санкт-Петербурге осталось буквально одна-две игры, зуб даю!). И это определяет их успех куда больше, чем талантливый геймдизайн.
Мне остается надеяться, что на волне этого успеха тема России (СССР, Российской империи, Киевский Руси) наконец-таки станет актуальной для разработчиков. Что они откроют для себя не только удивительную Сибирь, но не менее интересный Урал, потрясающие Санкт-Петербург, Москву, Новгород. Что они перестанут руководствоваться странными маркетинговыми исследованиями, а увидят одну простую вещь: это пространство, эта 1/6 часть суши интересны мировому игроку. Rise of the Tomb Raider это с блеском доказала.
Ну, а я пойду, пожалуй, и пройду игру еще раз. Она стоит того.
Другие материалы:
- Keep Talking and Nobody Explodes
- Until Dawn
- Mad Max
- Ori and The Blind Forest
- Assassin’s Creed Syndicate
- Bloodborne
- The Order: 1886
- Tales from the Borderlands
C 1 по 30 декабря авторы «Канобу» будут рассказывать о главных играх 2015 года. Игры идут в случайном порядке, то есть эта серия заметок не является рейтингом.