30 лучших игр 2015 года: Ori and The Blind Forest
Художественно Ori and The Blind Forest исследует территории, мало интересные современной игровой индустрии. Сказки вообще плохо продаются: та же книжная индустрия после феноменального успеха «Гарри Поттера» верила в лучшее, но оказалось, что культ одной книги — это тоже плохо, тиражи других авторов, работающих в жанре, начали падать. Ситуация с кино не лучше: прокат диснеевской «Малефисенты» прошел на ура, но что делать дальше в этом жанре? Не очень понятно, поэтому все вновь ударились в мультипликацию.
Однако эти успешные «выстрелы» не приводят к тому, чтобы сказка открыла второе дыхание — и на больших экранах снова показывают «Голодного дивергента, бегающего по лабиринтам». Поэтому я не верю в то, что Ori and The Blind Forest (для меня — лучшая игра этого года) способна создать вокруг себя питательную среду для громкого возвращения подзабытого жанра. Тем ценнее то, что эта игра вообще появилась.
Сказкам сложно конкурировать с условными боевиками или ролевыми играми. Выстраивая внутри себя определенную систему ценностей, их авторы не могут добавить «жару». Они вынуждены уживаться с заданными моральными ограничениями, окрашивая мир в два цвета — черный и белый. Это если мы говорим о классических сказках. Современные, в том числе Ori and The Blind Forest, не могут себе этого позволить — они вынуждены добавлять серые тона в повествование.
В диснеевской «Малефисенте» злая колдунья становится злой колдуньей не потому, что является ростком абсолютного зла на Земле, а потому что жизнь у девушки тяжелая была — любимый предал. В «Гарри Поттере» Северус Снегг, после шестой книги казавшийся сосредоточением дьявольщины, в последней части «сереет» — у мальчика детство было сложное, издевались над ним, а любимая выбрала другого. Главный злодей Ori and The Blind Forest — и не злодей вовсе, а жертва.
Эти серые тона, безусловно, являются привнесенными гуманистическими элементами в классический жанр. На протяжении последних пятидесяти лет мы как общество все время ищем оправдание злу: копошимся в прошлом Сталина, Гитлера и прочих Сауронов, чтобы обнаружить хотя бы мнимое, но объяснение их поступкам. Мы не можем признать, что зло настолько велико и сильно, что для своего физического воплощения вовсе не требует срабатывания какого бы то ни было морального триггера. Но мы, будучи взрослыми, не готовы признать этого, поэтому добавляем в классические сказки серые зоны, в какой-то степени оправдывающие предательства, убийства.
Тем интереснее мне было наблюдать за реакциями моего племянника, вместе с которым я во второй раз проходил Ori and The Blind Forest. Эти детские слезы в начале игры, когда Ори как бы погибает (господи, да я сам сидел с каменным лицом, хотя уже и видел эту сцену), эта злость на злую-злую Куру и это неумение, нежелание считывать позже «серость» отрицательного персонажа. Детям важно, чтобы злой герой оставался злым до конца, они не готовы соглашаться с цепочкой-рассуждением вида «он убивает людей не потому, что он плохой, а потому что в детстве ему не покупали игрушки». И в этом смысле они куда мудрее нас. Они еще не умеют через детали «биографии» (странное слово в отношении огромной черной птицы) оправдывать чужие дурные поступки — и это благо, что бы об этом ни думали современных психологи.
Но это моя личная придирка. Ori and The Blind Forest способна дать куда больше, чем разделение мира на два цвета: она прокладывает мост между новым поколением и нами, теми, кто приближается к тридцатилетию. Это игра, объединяющая прошлое и будущее — она говорит на понятном нам обоим языке. Я играл со своим племянником и понимал, что в этот момент мы не отличаемся друг от друга ничем: мы смеялись в одних и тех же местах, переживали за героя, одновременно выкрикивали «ух ты!» и «ах ты!» — мы чувствовали, что вместе открываем для себя этот новый удивительный мир.
И этот мир (а этим свойством обладают исключительно сказки) не может устареть. Подумайте сами: столько лет прошло, а мы все еще играем в «Марио». И нас не смущает, что какой-то усатый водопроводчик прыгает по головам смешных кривоногих врагов ради одной цели — найти свою принцессу. Сегодня те, кто начал читать «Гарри Поттера» в школе, читают его на ночь своим детям. И я убежден, что Ori and The Blind Forest не исчезнет, не будет смыта новыми поколениями консолей — она останется с нами на долгие годы. А когда-то мой племянник сядет со своим ребенком и точно так же пройдет эту игру. Потому что это сказка, а только они и остаются у нас в памяти навсегда. Будь то Иван Царевич, Золушка или Ори. Они умеют говорить на универсальном языке, понятном и детям, и взрослым.
Жаль только, что индустрия не знает, как это продать массовому игроку.
Другие материалы:
- Keep Talking and Nobody Explodes
- Until Dawn
- Mad Max
- Bloodborne
- Assassin’s Creed Syndicate
- Rise of the Tomb Raider
- The Order: 1886
- Tales from the Borderlands
C 1 по 30 декабря авторы «Канобу» будут рассказывать о главных играх 2015 года. Игры идут в случайном порядке, то есть эта серия заметок не является рейтингом.