30 главных игр 2017 года. Middle-earth: Shadow of War — война, которую мы не увидели
Каждый день декабря редакция «Канобу» рассказывает об одной из 30 главных игр 2017 года — лучших, худших, так или иначе самых запомнившихся. Игр, которые по-своему характеризуют этот год и запомнятся как его самые яркие представители. Сегодня очередь Middle-earth: Shadow of War (рецензия Дениса Майорова).
За Shadow of War мне искренне обидно. Это хорошая игра — одна из лучших во вселенной «Властелина колец». На нее стоит потратить и время, и деньги, но потенциал свой она не раскрывает вообще.
С такой вселенной, с такой механикой (я, конечно же, про Nemesis) она могла бы стать настоящей вехой, а стала просто хорошей игрой. Одной из десятков и сотен, выходящих каждый год. Прошло всего два месяца с ее выхода, а я почти ничего о ней не могу вспомнить, кроме парочки ярких историй, нарисованных все той же «Немезидой», и скандала с лутбоксами, о которых я говорить здесь не буду.
А виной всему — зажатость. Есть идея: сделать игру про настоящую войну в Средиземье, которая сама будет рисовать истории, сама будет лепить героев и создавать драматургию. Задумка отличная, но нельзя убедительно реализовать ее на базе Shadow of Mordor. Та игра была о другом: о мести, о выпотрошенных орках и крошечной революции на небольшом клочке Мордора. Для таких целей механика Assassinʼs Creed вполне себе подходила.
А Shadow of War с ее амбициями выглядит как попытка шутки ради влезть в штаны, которые ты носил в восьмом классе.
Весь размах доносится до нас лишь возможностью помедитировать над большой картой и перемещениями между удаленными друг от друга уголками Мордора. А вся война заключена только в штурмах крепостей — интересных, но очень уж условных и оторванных от основного геймплея. Да и нового в этом ничего нет, в очень похожем виде такие штурмы уже были в Viking: Battle of Asgard от Creative Assembly — и даже с более впечатляющим масштабом.
Ни тягот, ни лишений войны, ни долгих походов мы не видим, в планировании не участвуем. Даже боевыми товарищами не обзаводимся — орки союзники слишком уж безлики, взаимодействие с ними очень ограничено, а сюжетные «друзья» появляются чересчур редко. На этом фоне сильнее всего в душу западает история Бруза, которую, кстати, рисует не Nemesis, а все-таки сценаристы.
Война только на словах, она происходит где-то там, за горами, пока Талион по кустам прячется и пялится на секси-Шелоб.
В моем представлении Shadow of War должна выглядеть как дорогая смесь серии Total War, Banner Saga и системы Nemesis.
Без этого разработчикам стоило бы увести Талиона в сторону от конфликта. Например, забросить его в гущу уже бушующей войны между силами Мордора, но не как «капитана» одной из сторон, а как хитрого диверсанта и наемника. Он бы пакостил всем сторонам, заключал бы союзы и предавал, делал бы все, чтобы пламя конфликта разгоралось, отвлекало внимание Саурона от внешних проблем. Здесь и меньший масштаб к месту был бы, и тему «на войне все средства хороши» можно было бы протащить глубже.
Игра рискует немного говорить о рабстве, ненавязчиво пытается пристыдить нас за то, как мы используем орков — эту тему с такой механикой тоже можно было бы раскрыть куда шире.
И я не буду обвинять разработчиков в лени или отсутствии творческого мышления. Наверняка в студии обсуждалась масса смелых концептов для игры. А уж почему они до Shadow of War в итоге не дошли — наверняка знать не можем.