30 главных фильмов 2017. «Стражи Галактики 2» — Джеймс Ганн снова рвет шаблон
Каждый день декабря редакция «Канобу» рассказывает об одной из 30 главных картин этого года — лучших, худших, так или иначе самых запомнившихся. Фильмов, которые по-своему характеризуют этот год и запомнятся как его самые яркие представители. Своими эмоциями от «Стражей Галактики 2» делится главный редактор «Канобу» Максим Иванов. Майскую рецензию на фильма от Александра Трофимова можно прочитать здесь.
Мы живем, конечно, в удивительную эпоху. Эпоху трусливых студий, пускающих слюни фокус-групп и креативных менеджеров с лишней хромосомой. Разные углы одной раскаленной конвейерной свастики, от которой у затравленной интеллигенции крошатся зубы, седеют и редеют вощеные усы, а руки трясутся и от негодования плещут вискаря на два, нет, сразу на три пальца! Кино умирает, Marvel торжествует, Саша Трофимов грустнеет — и упаковывает своего ребенка в детский комбинезончик с малышом Грутом.
Режиссеры не нужны, нужны исполнители. Нам это прекрасно доказали: увольнениями Криса Миллера и Фила Лорда (фильм про Хана Соло), заменой Эдгара Райта в «Человеке-муравье» (все равно же смимикрировали стилистику и приемы!) и пересъемками «Лиги справедливости» с Джоссом Уидоном. Рулят студии, побеждают успешные менеджеры — в случае Disney это Кейтлин Кеннеди (Lucasfilm) и Кевин Файги (Marvel), в случае Warner Bros. — никто (DC).
Под менеджеров кого ни зови, хоть Тайку Вайтити, хоть дух Тарковского, один черт получится «„Ма-а-арвел“, звенящий „Ма-а-арвел“». Как говорится, если оно кровоточит, значит, сможет снять вам комикс-муви по гайдлайнам!
И знаете чего? Работает (если вы не та самая богема с карандашом за ухом и моноклем в заднем проходе). Вот смотришь трейлер «Войны бесконечности» — и отправляешься проповедовать слово Стэна Ли на площади трех вокзалов: «Розы, сим-карты, такси, Безумный Титан Танос!» Файги околдовывает аудиторию на 90 миллионов просмотров трейлера всего за неделю (почему ему еще не позвонил Марат Башаров?!). В ближайшее время гейзеры шампанского в стенах Disney едва ли высохнут, скорее режиссеры будут и дальше терять свои позиции в производстве массового кино. В общем, мама, не гаси свечи, Грендель шастает в ночи.
Забавно, что эта же просчитанная усредненность создает культы рок-н-ролла вокруг людей, которых на вечеринке Джи Джи Аллина развезло бы с плесневелого творожка. Ну да, я про Джеймса Ганна — последнего корпоративного панка, который надевает строгий пиджак поверх косухи.
Он клевый и часто креативный, у него хватает вкуса и запала из раза в раз ходить по краю скалы гайдлайнов, с которой уже навернулись «Тор», «Человек-муравей» и «Эра Альтрона». Он любит своих персонажей и явно прется с вайба «Стражей галактики». Видимо, поэтому на фоне остальных фильмов Marvel «Стражи» выглядят чуть смелее и интереснее.
В целом там ведь не бог весть какая глубина, но современные комикс-муви до тремора яичек боятся идти в эмоции. Их менеджеры настолько не хотят говорить неудобное и задавать провокационные вопросы, что кажется, будто Ганн и впрямь ковыряет стрелой Йонду где-то в сердечке. Я до сих пор не уверен чья это заслуга, возможно, просто эффект от подчеркнутой форматности коллег по жанру, но финал «Стражей» выжал из меня слезу-другую, расчувствовал и убедил в том, что я посмотрел нечто живое и (почти) нестудийное.
Меня серьезно удивил фокус на персонажей, порадовало желание изучить их и сосредоточиться на внутренних загонах, а не, например, злодее недели (к которому все равно скатились и которого все равно не дожали). Получилось не везде и не со всеми, «Часть 2» вышла куда более распыленной, чем первая, но лучше пробовать и ошибаться, заикаться, пытаясь произнести хоть что-то отличное от «Вжух, твип, зеленая тряпка для быка-режиссера», чем стать загерметизированным ничтожеством вроде «Лиги справедливости».
Истории Ракеты и малыша Грута, броманс Квилла и Йонду и изображение «Стражей» как одной большой семьи стоят десяти библейских отсылок, сотни прогорланенных «Ма-а-арта!» и тысячи заблюренных пропусков в трусики (сложный панч — я про усы Генри Кавилла, конечно!).
Очень хочется, чтобы «Война бесконечности» уничтожила мои дальнейшие попытки сыграть в дельфийскую пифию — чтобы комикс-муви, да и вообще популярное кино, снова стало интересным и неожиданным. Но верится слабо. Будет «Бум!», будет «Вау!», будет немножечко грустно (но не слишком, драму тут же перерубят неуместной шуткой) и точно будет впечатляюще, но братья Руссо — это даже не Джеймс Ганн. Эти ходят не по краю скалы, а по краю бассейна. А жаль.