16 февраля 2022Сериалы
Обновлено 24.02.2022

Впечатления от «Технаря»: беспомощный триллер от режиссёра сериала «Хрустальный»

Обложка и фото в материале: кадры из сериала «Технарь» // пресс-служба KION
Обложка и фото в материале: кадры из сериала «Технарь» // пресс-служба KION

В онлайн-кинотеатре KION вышло два из восьми эпизодов «Технаря» — сериала от режиссёра «Хрустального» Душана Глигорова. Детектив вошёл в топ сериалов 2021 года от российских кинокритиков и многочисленные списки лучших шоу от разных изданий — в том числе от «Канобу». Новый проект Глигорова рассказывает о программисте, которому приходится пойти на преступление ради своей семьи. Автор «Канобу» Мари Григорян посмотрела четыре серии и объясняет, почему в новом проекте нет и следа того хорошего, что отличало «Хрустальный».

Сюжет

У программиста Игоря Одинцова (Владимир Жеребцов) отличная работа в охранной компании и красивый загородный дом, жена Ирина, (Екатерина Олькина) и годовалый сын. Если в офисе дела у Одинцова идут хорошо, то дома не всё спокойно: Ирина скучает наедине с ребёнком и часто недовольна мужем.

Семейные проблемы отходят на второй план, потому что Одинцова похищают неизвестные люди. Их сообщник Семён (Виктор Добронравов) в это время удерживает Ирину и её сына в заложниках, прямо в доме Одинцовых. Программисту ставят условие: он должен взломать сложную электронную систему безопасности, чтобы его захватчики смогли украсть некий груз. Если Одинцов не справится, его семью убьют.

Плюсы

Неплохие образы и отдельные сюжетные задумки

Новый сериал от режиссёра Душана Глигорова сложно назвать детективом — скорее, это попытка сделать остросюжетный триллер, поместив обычного человека в экстремальные условия. Одинцов получился обаятельным, слегка легкомысленным и самоуверенным, но при этом неглупым героем, который быстро соображает и верно ведет себя с похитителями: не спорит и выполняет все требования, а потом использует любой удачный момент для новой попытки побега.

Интересным получился и злодей в исполнении харизматичного отечественного актёра Виктора Добронравова («Огонь», «Пальма»). Большую часть времени Семён абсолютно — и пугающе — спокоен, но в любой момент может причинить Ирине или даже её годовалому сыну боль: эту угрозу он исполняет без колебаний несколько раз за четыре эпизода. Зато если Ирина соглашается сотрудничать, ведёт себя обходительно, шутит с ней и даже в какой-то степени заботится. У этой линии есть много вариантов развития, от стокгольмского синдрома Ирины до жестокой расправы — наблюдать за ней интересно.

Впечатления от «Технаря»: беспомощный триллер от режиссёра сериала «Хрустальный» - фото 1

«Технарь» не лишён самоиронии и юмора, и даже в какой-то момент переходит на мета-шутки. Злодеи, которые похищают Одинцова, говорят устрашающими шаблонными фразами из боевиков категории «Б». Сразу после похищения герой издевается над ними, отмечая, что таких криминальных авторитетов вроде бы уничтожили еще в 90-е. Есть и отдельные забавные детали: Одинцову во флэшбэках дарят элитный алкоголь, который тот не хочет тратить даже на друзей; через пару сцен Семён промывает им рану на плече.

Самыми впечатляющими вышли сцены в так называемом «Доме боли». Из-за некоторых сюжетных событий Семёну нужно перевезти заложников из дома в другое место, и он выкупает локацию для квеста вроде «Клаустрофобии» — дом с инструментами пыток. Это усиливает атмосферу ужаса и отчаяния Ирины: мало того, что она по-прежнему находится во власти чужого человека, теперь её ещё и окружают клетки (в том числе с крысами), дыба и разные пыточные устройства. А за «плохое поведение» Ирине грозит вполне реальное физическое наказание.

Минусы

Слабый сценарий и история

Впечатления от «Технаря»: беспомощный триллер от режиссёра сериала «Хрустальный» - фото 2

Сериал делится на две временные линии: в одной разворачиваются события с захватом заложников и похищением Одинцова, во второй — воспоминания из семейной жизни Игоря и Ирины.

Больше всего «Технарь» напоминает фильм «Выкуп» 2007 года с Пирсом Броснаном, Джерардом Батлером и Марией Белло. Успешную семью с ребёнком берёт в заложники незнакомец, который заставляет их делать, что ему заблагорассудится: тратить огромные деньги, танцевать стриптиз, портить отношения с руководством компании, где работает муж, и так далее. В сериал позаимствована не только сама идея, но и отдельные сцены — например, танец с раздеванием.

Но «Выкуп» после выхода ругали за нелогичный и предсказуемый сюжет и подчёркивали, что сильным фильм делает игра потрясающего каста. В «Технаре» нет ни выдающихся актёрских работ, ни сильного сценария: сюжетные повороты очень просты и предсказуемы. Заявленные тёмные тайны из прошлого Игоря и Ирины на деле оказываются очень скучным сюжетом о неудовлетворённости браком и изменах.

Предыдущая работа Глигорова — сериал «Хрустальный» о поисках серийного убийцы в маленьком шахтёрском городке. Он тоже не отличался оригинальным и непредсказуемым сюжетом, важно в нём было другое. Это первый сериал в России, в котором подробно обсуждалось сексуальное насилие над мальчиками и показывалось, как травмы детства перерастают в огромные проблемы во взрослом возрасте. Подробнее об этом «Канобу» беседовал в интервью с продюсером сериала Натальей Исаковой.

В «Технаре» нет ни уникальной центральной идеи, ни сильных съёмок, ни даже интересного взгляда на семейные отношения.

Стиль сериалов НТВ

Впечатления от «Технаря»: беспомощный триллер от режиссёра сериала «Хрустальный» - фото 3

Слабые и предсказуемые сюжетные повороты, шаблонные реплики и не слишком проработанные образы навевают ассоциации с сериалами телевидения — например, с телеканала НТВ, где производство детективов и триллеров поставлено на конвейер. Но «Технарь» выходит на платформе KION рядом с необычными сериалами — тем же «Хрустальным», «Немцами», «Пингвинами моей мамы» или «Почкой», — и смотрится рядом с ними устарело.

Хотя авторы сериала всеми силами подчеркивают свою современность: например, коллега Одинцова упоминает актёра из «Острых козырьков» и «Выжившего» Тома Харди. Вот только популярность Тома Харди в 2022 году — вопрос спорный, ведь его самые громкие проекты вроде «Безумного Макса: Дороги ярости» пришлись на десятые. С некоторыми шутками, деталями, даже с изображением программирования сценарист и режиссёр будто опоздали лет на пять.

Вердикт: смотреть не обязательно — особенно, если вы ждали второго «Хрустального»

У «Технаря» интригующий синопсис, который реализуется довольно плохо: простой сюжет растянут на восемь эпизодов, хотя пара сюжетных линий доходит до развязки уже к середине. Нагнетать атмосферу у авторов не получается из-за банальной линии главных героев, и все неплохие задумки — необычные локации, мета-юмор и приятные персонажи — портит темп, который больше подходит для мыльной оперы, чем для остросюжетного триллера.

Не на руку сериалу и успех «Хрустального», который «Канобу» назвал в числе лучших детективов 2021 года. В сравнении с противоречивыми эмоциями и важными темами, которые поднимал предыдущий проект Глигорова, новый выглядит приветом из сериального прошлого, от которого некоторые российские стриминги (включая KION) сейчас стараются отойти.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь