Вместо «Войны будущего»: на какие пять фильмов лучше потратить своё время
О чём фильм
Люди воюют с инопланетными захватчиками-белошипами и проигрывает по всем фронтам. Чтобы выиграть время до разработки «оружия судного дня», они прибегают к отчаянной мере — отправляются на 30 лет в прошлое, в 2022 год, и убеждают своих предков помочь. На «войну будущего» призывают пригодных для переноса во времени людей. На Земле 2020-х растут антивоенные настроения, Земля 2060-х перемалывает сотни тысяч жизней в неделю.
Главный герой, Дэн Форестер (Крис Прэтт, Звездный Лорд из MCU) — бывший военный, а теперь учитель. У него проблемы с работой и в отношениях с отцом Джеймсом (Дж. К. Симмонс, Джей Джона Джеймсон из трилогии Сэма Рэйми о Человеке-пауке). Дэна вызывают в пункт мобилизации, где выясняется, что он годен к межвременному переходу. Герой оказывается среди таких же «добровольцев», как и он сам. Затем всех бойцов затягивает в огромный портал в небе.
В будущем Форестер сталкивается с белошипами и понимает опасность этих существ: они стреляют шипами из особых отростков на спине и кидаются на запах крови. После первого столкновения с врагом герой встречается со своей повзрослевшей дочерью Мари (Ивонн Страховски, прообраз Миранды Лоусон в серии Mass Effect) и пытается с её помощью собственноручно выиграть войну с пришельцами.
Что смотреть про борьбу с пришельцами и милитаризм — «Звёздный десант» (Starship Troopers)
Вышедший в 1997 году научно-фантастический боевик Пола Верховена до сих пор вызывает споры о том, насколько удачная экранизация одноимённого романа Роберта Хайнлайна получилась у голландского режиссёра. Но картина Верховена практически идеально показывает человечество, погрязшее в милитаризме до и после войны с опасными пришельцами.
В «Десанте» процессу тренировок героев посвящена половина фильма, причем за время этого сегмента авторы и раскрывают персонажей, и демонстрируют, что происходит во вселенной фильма. В «Войне будущего» всё, что касается отправки солдат в будущее, выглядит максимально нелепо. Их практически не тренируют, никак не готовят к встрече с белошипами, дают минимальный инструктаж.
В «Десанте» хватает как масштабных баталий против тысяч боевых единиц пришельцев, так и коротких, но очень резких и жестоких поединков в замкнутом пространстве. Таких сцен – несколько десятков. В «Войне будущего» всего четыре батальных сцены, где из общего потока выделяется только последняя — очень ограниченная в пространстве и происходящая на леднике, где снежная буря мешает что-то видеть.
Особенно удручает, что имея на руках машину времени, люди 2050-х не озаботились созданием эффективного оружия, в результате чего никакого футуристического вооружения у героев нет. Обычные автоматы, пулемёты, вертолеты и мелкая бронетехника. Футуристично выглядит лишь база — и то только потому, что находится посреди океана на бывшей нефтеперерабатывающей установке.
Что смотреть про борьбу с пришельцами необычным оружием — «Война миров» (War of the Worlds)
У знаменитого романа Герберта Уэллса «Война миров» девять экранизаций — шесть фильмов (1953-го, 1981-го, сразу три фильма в 2005-м и один в 2008 году) и три сериала (один вышел в 1988-м и два в 2019 году). Попробуем сравнить «Войну будущего» с фильмом Стивена Спилберга 2005 года.
В картине Спилберга, как и в «Войне будущего», инопланетяне угрожают человечеству: они едят людей. Но марсианские треножники прикрыты силовыми полями, отчего их сложно уничтожить. Главный герой Рэй Ферриер (Том Круз) пытается сделать всё возможное ради выживания семьи. Инопланетян губит не обычное человеческое оружие, которое до определенного момента и вовсе можно считать бесполезным. Что в «Войне будущего», что в «Войне миров» победить пришельцев помогает внешний фактор, не имеющий отношения к стандарному вооружению человечества. Просто у Уэллса это были обычные земные бактерии, к которым марсиане не смогли адаптироваться, а в «Войне будущего» — специально разработанный токсин.
Что смотреть про героя-спасителя из другого времени — «Терминатор 2: Судный день» (Terminator 2: Judgement Day)
Первая и вторая часть «Терминатора» — образцовые фильмы о том, как война выплёскивается в другие временные периоды, причем ее исход зависит от действий одного-единственного человека (или киборга).
В «Терминаторе 2» самый харизматичный спаситель — Арнольд Шварценеггер в роли перепрошитого робота-убийцы Т-800. Он трогательно защищает мальчика-подростка. Роберт Патрик в роли абсолютно лишённого эмоций робота Т-1000 оказался одним из самых запоминающихся злодеев в истории кино, а каждый из поединков между Т-800 и Т-1000 стал классикой экшен-фильмов: от погони грузовика за мопедом до перестрелки на сталелитейном заводе.
Что этому может противопоставить «Война будущего»? У Прэтта вышел герой-семьянин, который ради своих родных рискует отправиться на тридцать лет вперёд, чтобы принять участие в безнадёжной войне. Причем фильм подает это не как «заботу о будущем», а буквально как «если не пойду я — отправят мою семью, так нельзя». Особой харизмы у Дэна тоже нет, а все попытки показать его лидером земных солдат быстро сводятся на нет, ведь, попав в будущее, он практически сразу превращается в простого рядового. Единственный его по-настоящему смелый поступок — это примирение с отцом.
Конфликт выглядит надуманным: отец Дэна ожесточился» во время войны во Вьетнаме, а по возвращении дистанцировался от жены и сына. Примирение – тоже будто притянуто за уши. Дэн мирится с отцом не потому, что сам побывал на войне и понял его. По сюжету герою Пратта просто нужно срочно попасть в Россию так, чтобы об этом не узнали власти, а отец в состоянии ему помочь, поскольку работает авиамехаником и может провести его на самолёт. В итоге всё разрешается многозначительными взглядами отца и сына и фразой «бери куртку».
Антагониста в фильме по сути и нет — самка белошипов, которая кое-как тянет на эту роль, оказывается в клетке буквально в середине фильма, а весь бой с ней напоминает скорее игру «тяни-толкай». Второе сражение Дэна Форестера и самки происходит в финале.
Что смотреть про скачки во времени и темпоральные парадоксы — «12 обезьян» (12 Monkeys)
Научно-фантастическая антиутопия Терри Гиллиама — отличный пример того, как нужно закручивать сюжет вокруг перемещений во времени и связанных с этим парадоксов. В «12 обезьянах» прыжки во времени задействованы во многих ключевых эпизодах. Технология самих прыжков оказывается крайне нестабильной и герой далеко не с первой попытки прибывает в назначенное ему время. В итоге Кэтрин (Мэделин Стоу), врач-психиатр, наблюдающая за Коулом (Брюс Уиллис), который считает себя путешественником во времени, узнаёт его на фотографии времен Первой мировой и понимает, что он говорит правду.
В «Войне будущего» машина времени «вытаскивает» людей из прошлого на неделю, а потом отсылает обратно — причем неделя реального времени проходит что в прошлом, что в будущем. Один из людей будущего на медосмотре объясняет рекрутам, что недельный срок выбран неслучайно: монстры по воскресеньям отсыпаются, что позволяет людям перебрасывать подкрепления. Зачем рекрутов вообще отправляют обратно после выполнения недельного дежурства, никто объяснить даже не пытается.
На резонный вопрос, почему нельзя отправиться в начало войны и победить пришельцев там, техник из будущего откликается пустой фразой: «Потому что наша машина времени — это как два плота с разрывом в тридцать лет. Между ними прыгать можно, а иначе никак. Технология-то новая и еще толком не исследована». Сценаристы фильма будто упростили себе задачу: зачем придумывать четкие правила перемещения во времени и связанные с ними ограничения, если можно отделаться парой общих фраз в диалоге.
В «12 обезьянах» прыжки во времени очень тяжело влияли на психику главного героя Коула — практически разрушили её, из-за чего он попал в сумасшедший дом. Герои «Войны будущего» не просто перемещаются во времени, они делают это, чтобы принять участие в войне с пришельцами! Но это мало смущает Дэна и других рекрутов. Они быстро начинают действовать и не сходят с ума. Герой Прэтта практически никак не реагирует на мясорубку вокруг него, да и сами инопланетяне не вызывают у него особого удивления. Создатели фильма даже не пытались поставить себя на место человека, которого только что засосало в открывшийся в небе портал, а потом он оказался лицом к лицу с армией инопланетных инсектоидов. Понимание концепций войны, жизни и смерти у них — на уровне расслабляющихся за игрой Gears of War подростков.
Что смотреть про пришельцев с путешествиями во времени — «Грань будущего» (Edge of Tomorrow)
«Грань будущего» Дага Лаймана ближе всего к «Войне будущего» по концепции: там есть и перемещения во времени, и война с пришельцами. «Грань» рассказывает историю трусоватого армейского пиарщика Уильяма Кейджа (Том Круз), который пытается использовать единственную победу людей над пришельцами-мимиками (подвиг некоего бойца под Верденом) в качестве средства пропаганды для вербовки рекрутов. Из-за конфликта с генералом Кейдж сам оказывается в ряду простых солдат на поле боя, где бесславно гибнет, успев уничтожить одного противника.
Кровь врага, вылившаяся на тело Уильяма перед смертью, оказывает неожиданный эффект: Кейдж просыпается в самом начале этого дня и понимает, что угодил во временную петлю. Теперь он проживает один и тот же день раз за разом, постепенно самосовершенствуясь и учась убивать мимиков. Вскоре об этой способности Кейджа узнаёт Рита Вратаски (Эмили Блант) — та самая женщина, которая и принесла людям единственную победу под Верденом. Оказалось, что она тоже владела способностью отматывать время вспять, но утратила её после того переливания крови. Вместе Кейдж, Рита и доктор Картер (Ноа Тейлор) пытаются найти способ уничтожить «омегу» — крайне опасного мимика, который управляет действиями остальных пришельцев.
У «Грани будущего» и «Войны будущего» много общего: герой, который совсем не желает лезть в мясорубку; пришельцы, которые раз за разом отбрасывают человеческие армии, несмотря на отчаянное сопротивление; использование машины времени для победы над врагом. Только в «Грани будущего» машину времени использовали как люди, так и сами мимики, которые снова и снова проигрывают свои вторжения, пока одно из них не окажется успешным.
Но все общие черты фильмов исполнены на совершенно разном уровне. В «Грани будущего» все сложные фантастические элементы складываются в чёткую концепцию, тогда как в «Войне будущего» авторы до самого конца продолжают громоздить одно нелепое «объяснение» происходящему на другое.
Итог
«Войне будущего» нечем удивлять — ни компьютерной графикой, ни героями, ни изображением инопланетян. Единственное, что там может представлять интерес — это технология скачков во времени, но и её не довели до ума. Технологию в фильме пытаются объяснить, но вопросов про неё больше, чем ответов. Почему перемещение доступно только на тридцать лет назад? Почему именно на тридцать? Что мешает создать еще пару проходов, в другие времена? Ответа, к сожалению, за 2 часа 18 минут так и не появляется. Это слишком скучный фильм, выветривающийся из головы сразу же после просмотра. Конечно, это не худшее кино на свете — но зачем смотреть именно его, когда есть несколько превосходящих его фильмов по схожей тематике.