Тренды 2017 — Интернет. Хайп, постирония, ТВ на лопатках
Интернет и ТВ стали еще ближе
В этом году интернет еще сильнее приблизился к телевидению. Люди, которые совсем недавно ассоциировались только с телевизором в самом махровом смысле этого слова (да, господин Дружко, мы смотрим на вас), принимают новые правила игры, появляются на YouTube и становятся там лидерами. Те же, кого невозможно было представить вне рамок компьютерных мониторов, переезжают в гостиную на экраны побольше.
Сегодня совершенно нормально видеть Славу Гнойного и Филиппа Киркорова в одном кадре в эфире «СТС» и блогеров, по очереди оказывающихся на мягком диване напротив Ивана Урганта. Признайтесь, вы ведь даже почти поверили, что Владимир Путин даст интервью Юрию Дудю.
Телевидение все еще сильно, но понимает, что его время как главного инструмента влияния на массовое сознание стремительно подходит к концу: скоро просто не останется людей, которые привыкли, оказавшись дома на диване, первым делом искать пульт, а не разблокировать смартфон или ноутбук. Да, все это было так и год, и два назад. Но 2017-й — это первый год, когда телевидение сделало шаг навстречу некогда только заглядывающего ему в рот интернету. И тому это пока еще любопытно.
Культ хайпа
Если бы мы жили в мире, написанном Нилом Гейманом, где-то среди нас сейчас ходил бы мистер Хайп. И в 2017-м он чувствовал бы себя просто замечательно. Само слово «хайп» вошло в мейнстрим именно в этом году. Дмитрий Нагиев, в рекламе МТС объясняющий, что это такое — прямое тому подтверждение. Да, в прошлом пункте мы уже говорили, что телевидение все активнее подбивает клинья в сторону интернет-аудитории. А заставляет его это делать именно хайп — новый культ общества.
Похайпить на актуальной теме пытаются теперь вообще все: Навальный стримит PUGB, Милонов приходит на шоу Большого Русского Босса, Канделаки фотографируется с мерчем «Антихайп» (только не говорите, что антихайп — это не хайп, потому что он «анти») и рассказывает всем, как она любит рэп. Даже Сергей Шнуров, казалось бы, человек, чьим портретом можно иллюстрировать пункт «маргинал» в толковом словаре, пародирует на «Первом» Versus и водит показательную дружбу с Pharaoh. Все они отчетливо понимают — в 2017-м тебя не существует, если ты не хайпишь.
Возможно, некоторые из таких попыток быть в тренде выглядят убого и неуместно. Ну, в самом деле, кто поверит той же Канделаки, что она слушает Гнойного и «с детства за рэп». Даже несмотря на ее безумный скилз. Но тенденция на лицо — никто не хочет прослыть отсталым. А чтобы отстать, сегодня достаточно просто не обновить с утра ленту соцсетей.
Блогеры влиятельны. И это признает власть
В этом году началась экспансия блогеров за пределы YouTube. Это давно не просто говорящие головы — степень их влияния сильно выросла, а они сами начали это осознавать.
Началось все, наверное, еще со скандального дела Руслана Соколовского в прошлом году. Тогда абсурдность ситуации вызвала реакцию не только в интернете — ее обсуждали по телевизору, в курилках и барах. В мае 2017-го Руслана освободили из-под стражи с условным сроком. Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга, еще в ходе суда высказывался в поддержку блогера, а после его освобождения привлек его к освещению проблемы нехватки в городе хосписов.
Государство тоже вдруг опомнилось и стало активно работать с блогерами — сначала была встреча в Министерстве культуры, потом выступление Саши Спилберг в Госдуме и совет блогеров. Понятно, что состав этих мероприятий настолько мимо кассы, что вызывает, скорее, смех. Но сам факт того, что в предвыборный год, чтобы повернуться лицом к молодежи, власть обращается к блогерам, показателен. Пусть это и Саша Спилберг.
Еще одна показательная ситуация за год — скандал между миллиардером Олегом Тиньковым и «Немагией». Даже если удариться в конспирологию и предположить, что все это не более чем PR-ход Тинькова, в центре внимания все равно опять блогеры.
Видеоинтервью
Февраль 2017-го можно назвать поворотным для российского YouTube (и журналистики в частности). Юрий Дудь запустил «вДудь» — собственный канал, на который он начал выкладывать часовые интервью со звездами вроде Басты или BadComedian. За считанные месяцы Дудь стал самым захайпленным лицом российского видеоблогинга. Сейчас Юрий отвергает дорогие контракты и держит своих рекламодателей в полном неведении: они не знают, в какой выпуск закупают рекламу, кто окажется его гостем и когда ролик будет выложен на канал.
За минувший год «вДудь» превратился в стандарт современного интервью: острые, провокационные вопросы, определенная интонация с яркой ритмикой («СКОЛЬКО-ТЫ-ЗАРАБАТЫВАЕШЬ») и нетипичные гости, которые не стесняются называть ведущего сексистом и время от времени предлагают лизнуть «эмдээмашку». Попытка прокачать себя как интервьюера (сперва Юрий именно так позиционировал свое интернет-шоу) перезапустила его карьеру и сделала Дудя Оксимироном российских медиа — деятельность главного редактора Sports.ru стабильно плодит бастардов, которые с разной степенью неуспешности гримируются под Юрия в своих материалах.
Цифры Дудя доказали важнейшую штуку: часовые видео с тяжелым, качественным контентом вполне могут становиться хитами с миллионами просмотров на YouTube, а значит, в ушате челленджей и роликов с реакциями по-прежнему есть место для авторов, чей контент направлен на аудиторию с традиционным количеством хромосом.
Нельзя не отметить, что история Дудя удачно рифмуется с бумом видеоэссеистов, которые в 2017-м атаковали YouTube многочасовыми аналитическими разборами фильмов и видеоигр. Все это внушает надежду на то, что в 2018-м нам всм наконец-то будет что смотреть (а это очень вероятно, учитывая стремительную адаптацию российского телевидения к реальности победившего Интернета).
Постирония
Тренд, витавший в воздухе, мастерски подхватил и обернул в удобную упаковку Слава Гнойный. В интернете уже давно не обязательно быть «как все» и понятным каждому. Контент распространяется так быстро и широко, что, по сути, что бы ты ни делал, это может найти тех, кому это понравится.
Гнойный это понял раньше других и создал целое движение «Антихайп». Кичливое противопоставление себя массовой культуре — это одновременно и протест против нее, и сатира на «не таких как все», которые существовали всегда. То, что «Антихайп» так сильно захайпился и есть самый яркий пример победы постиронии в 2017.
Нести чушь на самых серьезных щах оказалось не только просто, но и весело. И даже прибыльно. «Сдохну ноуйнеймом», говорите? Ну-ну.
Тренд на постиронию нашел отклик и в мемах 2017-го. Мода на так называемые Dank Memes докатилась и до рунета. Искажения слов и изображений, стандартные шрифты встроенного фоторедактора «ВКонтакте» — в этом годы вы наверняка видели в ленте больше «всратых» абстрактных мемов, чем в прошлом.
Рэп — самая виральная музыка 2017 года
Рэп — главная музыка 2017 года. Его невозможно игнорировать и оставаться в стороне. Даже медиа, которые годами замалчивали и высмеивали хип-хоп культуру, смирились и подставили микрофон Оксимирону, Фейсу и Гнойному (один баттл — и вот тебе кресло судьи в популярном шоу на «СТС»!).
Любой чих расхайпленных рэперов превращается в новость на десятки тысяч просмотров, «Версусы» и интернет-бифы его участниках обсуждают даже серьезные бизнес-издания. Участники «Версуса» — новые звезды журнала «Семь дней», главные рокеры поколения, которое с трудом вспоминает Юрия Шатунова. И все потому что рэп — это виральность. Российские рок-группы мечтают о репостах Фейса в своих пабликах в VK, а западные баттл-площадки слезно просят отсыпать хайпа и потому зовут состязаться со своими чемпионами (для KOTD, например, эта история очень маргинальная и почти всегда замыкается на 300-500 тысячах просмотров).
Главное сражение года — баттл Мирона против Дизастера — в нелегальных, спираченных трансляциях для пабликов собирало у экранов 700 тысяч человек, около миллиона, если учитывать и другие ресурсы. Ближайший пример — благодаря правильной отработке ивента в ночь баттла с Дизастером «Канобу» установил исторический рекорд по количеству уникальных пользователей в день (205 тысяч!). Безумие, неправда ли?
На этом фоне «Рифмы и панчи» и другие издания, формирующиеся вокруг рэпа, становятся для молодых людей главными конструкторами повестки. Тот же «РиП» в этом году на волне успеха запустил собственный сайт, куда отправляет трафик из VK. В 2018-м шум вокруг рэпа и баттлов станет только громче — впереди мощное противостояние в 4 сезоне «Фрешблада», в рамках которого Оксимирон и Смоки Мо будут тренировать участников своих команд. Будет жарко — рэп выключить уже не получится.