Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 8 (30-21)
О том, почему, как и кем отбирались кандидаты в список, мы рассказывали в первой части нашего топа 100 комиксов и манги. Там же мы рассказывали о том, почему не стоит критично относиться к позициям комиксов в списке, гораздо важнее, что они в принципе попали в него. Места в списке будут иметь значение в самых последних (с конца) десятках.
30. Astonishing X-men vol.3 #1-24
Игорь Кислицын
- Годы выхода: 2004-2008;
- Пишет Джосс Уидон, рисует Джон Кэсседей;
- Издательство: Marvel;
- На русском языке издавался несколько раз. В последний — в «Официальной коллекции Marvel», тома 2 и 23.
Изначально Джосс Уидон должен был сменить Гранта Моррисона на посту сценариста серии New X-Men, однако он стал писать третий том серии Astonishing X-Men. И этот комикс стал духовным и сюжетным продолжением истории Моррисона.
После двух лет борьбы за выживание, угроз из космоса, геноцида и черных кожанок Уидон, казалось, вернул былую супергеройскую легкость и яркость — команда вновь надела трико и стала действовать как команда супергероев вроде Мстителей. Тем не менее, угрозы и конфликты, которые возникают перед ними, не уступают Моррисоновским.
Если там был геноцид прямой, в виде физического устранения мутантов, то у Уидона это вакцина от гена мутации. Если у Моррисона был призыв к чистоте человеческой расы и борьбе за выживание рода людского, то у Уидона — объявление мутантов всего лишь «больными людьми», которым нужно лечение. Вместо кнута — пряник, за которым скрывается все тот же кнут.
Уидон также развивает тему того, что далеко не всем так повезло с мутацией — и если раньше мутанты были вынуждены смиряться со своей судьбой, то сейчас у них появилась надежда, ради которой некоторые готовы пойти на все.
Вернулись и интриги, и старые недруги, и старые союзники, и вихрь событий закрутился еще сильнее.
Помимо внешних конфликтов, как полагается, есть и внутренние. Циклоп пытается смириться со смертью Джин Грей, в ходе чего его отношения с Росомахой накаляются до предела, покуда Эмма Фрост плетет свои интриги. В команду вернулась Китти Прайд и вслед за ней вернулся кое-кто еще, очень дорогой человек как ей, так и команде в целом.
В итоге Уидон в 2006 году получил премию Айснера за «Лучшую серию», а также признание читателей и 30-е место в нашем топе.
Ах да — фильм «Люди-Икс: Последняя битва» был частично основан на этом комиксе.
29. Punisher MAX
Денис Варков
- Годы выхода: 2010-2012;
- Пишет Джейсон Аарон, рисует Стив Диллон;
- Издательство: Marvel;
- На русском языке не издавался.
Когда Гарт Эннис закончил работать над серией Punisher: MAX, Джейсон Аарон взялся за новую историю, в которой представил MAX-версии некоторых знаменитых героев Marvel: Кингпина, Меченого, Электры. Эннис же, наоборот, избегал известных по основной вселенной героев (за исключением Ника Фьюри и Микрочипа), стараясь сосредоточиться вокруг идеи, что войну с преступностью в этом мире ведет только Фрэнк Касл. А Аарон хотел представить, как бы выглядели знакомые читателю персонажи в максимально реалистичном изображении.
Сюжет рассказывает о том, как Уилсон Фиск становится криминальным боссом Нью-Йорка, Кингпином, и главной его проблемой становится Фрэнк Касл. Он нанимает совершенно безумного и невероятно харизматичного Меченого, чтобы тот убил Карателя, и их поединок в комиксе, наверно, один из самых брутальных в комиксах Marvel вообще. По крайней мере, ничего подобного в MAX-комиксах вы не найдете. Это во многом заслуга художника Стива Диллона, создавшего все эти потрясающие экшен-сцены.
В этом сюжете Аарон предлагает новый взгляд на становление Карателя.
Согласно его истории, Фрэнк Касл, вернувшись из Вьетнама, не мог жить нормальной жизнью и хотел бросить свою семью, но случилась та роковая перестрелка в Центральном парке, во время которой его родные погибли. Это стало катализатором к его превращению в Карателя. Но желание убивать было в нем еще со времен Вьетнама, и ему лишь нужен был толчок — что-то, что позволило бы Фрэнку Каслу раствориться в Карателе, превратив его в машину смерти.
А главное достижение Punisher MAX в том, что этот комикс без хэппи-энда. Предугадать его финал нетрудно, но то, как Джейсон Аарон прописывает свою историю, заставляет читателя до последнего болеть за Фрэнка Касла в надежде, что он сможет наказать каждого, кто этого заслуживает, а после Касл отдохнет и продолжит свою работу, на которую не способен больше никто.
- Ранее текст частично был опубликован в подборке «10 жестоких комиксов про Карателя».
28. New X-Men vol. 1
Игорь Кислицын
-
Годы выхода: 2001-2004;
-
Пишет Грант Моррисон, рисуют Фрэнка Куайтли, Итан Ван Скайвер, Игорь Корди и другие;
-
Издательство: Marvel;
-
На русском языке издавался несколько раз. В последний — в «Официальной коллекции Marvel», тома 17 и 34.
Второй том серии X-Men длился уже больше сотни выпусков и в целом не мог похвастаться чем-то примечательным. В стремлении оживить серию и вернуть ей «былую славу» в 2001 году редактор Джо Кесада пригласил двух суперзвезд и давних коллег — Гранта Моррисона и Фрэнка Куайтли.
Серия получила название New X-Men, при этом сохранив старую нумерацию, и в 115-м выпуске Моррисон задает тон серии — он уничтожает Геношу, островное государство мутантов.
«Новые Люди-Икс» — это комикс про выживание, про борьбу одного вида с другим. Здесь и геноцид, и до предела обостренные отношения между людьми и мутантами, и конфликт внутри мутантского сообщества.
Далеко не всем мутантам повезло так, как Логану или Эмме Фрост, — многие родились с такими серьезными генетическими отклонениями, что их не принимают даже мутанты. Далеко не все разделяют убеждения Ксавьера касательно мирного сосуществования с людьми — даже сам Чарльз начинает сомневаться в этом.
А еще превращение школы из обычного тренировочного центра в настоящее учебное заведение, вторичная мутация Зверя, поиски Росомахой информации о своем прошлом, еще одна смерть Джин Грей, видение максимально дистопичного будущего и ворох интриг и скелетов в шкафу. И черные кожанки вместо трико.
Эта серия привнесла для Людей-Икс столько изменений и заложила столько сюжетных линий, что просто не могла не попасть в наш топ.
27. Criminal
Ибрагим Аль Сабахи
- Годы выхода: 2006-настоящее время;
- Пишет Эд Брубейкер, рисует Шон Филлипс;
- Издательство: Icon, позднее Image;
- На русском языке не издавался.
Вероятно, самый известный комикс сладкой парочки Брубейкера и Филлипса — антология Criminal. Один из самых знаковых криминальных комиксов, что были написаны за все время существования жанра.
Общее у всех историй только одно — сам мир, в котором происходит действие, а еще некоторые персонажи связаны родственными отношениями или знакомы с второстепенными персонажами, принимающим участие в событиях этой серии.
В основном это рассказы об очень непростых ситуациях, связанных с преступным миром, в которые попадают абсолютно разные персонажи. Тут есть и грабители, и большие боссы и бывшие военные, и случайные участники, а также роковые женщины и все, что обязательно должно присутствовать в таком жанре.
Секс, насилие и мрачные тона. Все это в исполнении знатока жанра Эда Брубейкера и потрясающего художника Шона Филлипса, чьи рисунки спокойно можно использовать как постеры для нуарных фильмов.
Так как вся серия разбита на разные истории, то хронологией чтения при желании можно немного пренебречь. Ведь не все истории могут прийтись по душе. Кому-то может не понравиться история про неудачное ограбление из первого сюжета под названием Coward. Но может заинтересовать The Last of the Innocent — очень хичкоковская по своей атмосфере история о пребывающем в долгах герое, который задумался об убийстве своей неверной богатой жены. Эта работа была отмечена премией Айснера в 2012 году в номинации «лучшая лимитированная серия» (до этого серия комиксов побеждала в номинации «лучшая новая серия в 2007 году»). И абсолютно заслуженно, так как это не только лучшая история в серии в плане сюжета, но и довольно любопытная в плане повествования. Флэшбеки тут нарисованы совсем в мультяшном стиле комиксов Archie, что само по себе довольно забавное решение. Это была последняя крупная история в серии, выпущенная под крылом импринта Marvel — Icon.
После пятилетнего перерыва издательство Image переиздало всю серию в сборниках в мягком переплете и выпустило два специальных комикса-сингла, в которые попали несколько коротких историй об уже знакомых нам персонажах.
На сегодняшний день серия не числится закрытой, и была информация, что авторы собираются вернуться к одному из своих старых проектов. Тут либо Incognito, либо Criminal. Так что ждем.
26. Planetary
Сай Есенбаев
- Годы выхода: 1998-2009;
- Пишет Уоррен Эллис, рисует Джон Кэсседей;
- Издательство: Wildstorm, позднее DC;
- На русском языке не издавался.
Живая легенда Уоррен Эллис известен широкой публике в первую очередь благодаря своей пропитанной цинизмом и остро социальными высказываниями истории похождений гонзо-журналиста Спайдера Иерусалима в далеком и совсем не прекрасном будущем. Но именно благодаря «Планетарию» он вписал себя в высшую лигу творцов мира комиксов. 27 номеров буйства постмодернизма, созданных совместно с не менее талантливым художником Джоном Кэссэдеем, долгострой, выходивший с 1998 по 2009 года и прочно вписавшийся в массовую культуру, попутно создавший мифологический фундамент для всей вселенной WildStorm. Но это предмет совершенно другого разговора.
«Планетарий» — загадочная организация, занимающаяся поиском и изучением странных существ, необычных событий, таинственных экспериментов и экстраординарных личностей. Элайдже Сноу, таинственному мужчине в белом, которому сто лет и который старается скрыться от внешнего мира, предлагается вступить в ряды организации. Компанию в команде, в которой должно быть ровно 3 человека, составляют сверхсильная Джакита и молодой и странный парень по прозвищу Барабанщик, якобы умеющий общаться с машинами. Вместе им предстоит стать археологами невозможного с почти неограниченными ресурсами, а платит за весь праздник таинственный Четвертый — человек, чье имя им запрещено знать по условиям сделки. Им может быть Билл Гейтс, а может — Адольф Гитлер. Единственное, что должно беспокоить команду — выполнение задания и разгадка тайн.
Поначалу кажется, что это вполне неплохая антология в мире альтернативной истории. Каждый номер — новая тайна, новая задача для команды, новый способ ее выполнения (и даже больше — каждый номер это еще и добротный оммаж на какой-нибудь стиль фантастической литературы или поп-культурного жанра). Но чем дальше, тем сильнее читатель начинает подозревать неладное. Постепенно, будто с каждым поворотом части снежинки, мозаика складывается в эпичное полотно, приоткрывающее завесу тайны 20 века в частности и всего мироздания в целом. Элайджа что-то скрывает, Джакита что-то скрывает, секреты летят будто дождем из лягушек, а заговоры наслаиваются друг на друга.
И внезапно перед читателем оказывается не просто вполне неплохая антология в мире альтернативной истории, а невероятно цельное и проработанное произведение, достойно продолжающее эстафету переработки идей и создания безумных, сиюминутных концептов.
Эллис очень умело играет с формой популярных жанров, загоняя персонажей в рамки этих жанров и впоследствии разрывая эти рамки изнутри, оставляя читателя в легком шоке от происходящего (берегитесь спойлеров к этому комиксу как огня — это тот самый случай, когда первое впечатление самое сильное). Не отстают и остальные авторы — что Кэссэдей, выдавший одну из самых сильных своих работ и доказавший, что может показать любые, даже самые странные и безумные концепты и по-мастерски использовать свободное пространство, что колорист Лора Мартин, работавшая почти над каждым номером: она смогла найти правильную цветовую гамму и задать тон происходящему.
В сильные стороны, помимо заигрывания со всеми жанрами одновременно, можно записать и проработанных персонажей — причем не только тройку из Планетария, но и их антагонистов. В итоге вас ждет удивительно продуманный, до жути затягивающий, до раздражения логично выстроенный (непонятно, насколько глубоко Эллис копал, но, судя по его записям, докопал он как минимум до идей из теории групп и концептов двумерной вселенной) по собственным правилам мир, населенный тайнами и идеями хоть вроде и нашего с вами прошлого, но все же немного отличающегося. Такой себе глобальный «А что если», показывающий, как хрупка граница между реальностью и вымыслом.
Как любят говорить герои комикса:
«Это странный мир. Пусть таким и остается»
25. Green Lantern vol. 4
Игорь Кислицын
- Годы выхода: 2005-2011;
- Пишет Джефф Джонс, рисуют Карлос Пачеко, Итан Ван Скайвер и другие;
- Издательство: DC;
- На русском языке выпускается издательством «Азбука». В период с 2017 по 2018 год вышло две книги — «Зеленый фонарь. Тайное происхождение» и «Зеленый фонарь. Возрождение». Серия продолжается.
Иногда значимость того или иного комикса можно проверить по тому, как часто его вспоминают и с чем он ассоциируется. Задайте вопрос «Какие комиксы о Зеленых фонарях стоит почитать» или «Какие комиксы о Зеленых фонарях самые лучшие», вам с огромной долей вероятности скажут — Фонари Джонса.
Словосочетание «Фонари Джонса» стало вещью в себе — теперь это в некоторой степени обозначение целого явления во вселенной Фонарей. Это синоним их Возрождения и возвращения к ним читательского интереса, синоним бурного расширения их вселенной и мифологии.
Почти все, что вы знаете о Фонарях сейчас, — предательство Синестро, россыпь разноцветных Корпусов, полномасштабные космические войны между ними — все это появилось благодаря Джеффу Джонсу как в основной серии о Фонарях, так и впоследствии в ряде ключевых кроссоверов для Вселенной DC вроде «Темнейшей ночи». До Джонса Фонари не были настолько серьезными участниками событий и таким мощным локомотивом развития Вселенной — после «Нулевого часа» и вспомнить особо нечего.
Если же отстраниться от глобальных вещей и взглянуть на саму серию, можно сказать, что именно здесь сформировался окончательный образ Хэла — сорвиголовы и рубахи-парня, у которого огромные проблемы с работой в команде и в целом с друзьями. Джонс смог выдержать баланс между событиями вселенского масштаба и достаточно личными моментами в жизни Джордана. При этом Хэл получился очень человечным — несмотря на статус «Величайшего Фонаря в истории», у него ворох недостатков и проблем, которые раз за разом будут всплывать на протяжении всего повествования. Джонс не идеализирует своего героя.
В конце концов, это одна из самых главных серий космического DC, если не самая главная. И просто приятное и увлекательное чтиво.
24. Blame!
Александр Башкиров
- Годы выхода: 1998-2003;
- Пишет и рисует Цутому Нихэй;
- Издательство: Kodansha;
- На русском языке выпускается издательством XL Media. В период с 2017 по 2018 год вышло семь томов. Серия продолжается.
Бессмертное произведение Цутому Нихэя — одна из немногих манг, которую в принципе невозможно адаптировать ни в виде аниме, ни в виде фильма, ни в виде компьютерной игры. Абсолютно бездарный сериал и несмотрибельная полнометражка Netflix это убедительно доказывают.
У создателей любых адаптаций просто не хватит бюджета, чтобы воплотить на экране рисунок Нихэя, а точнее — центрального персонажа манги, бесконечно огромный и безгранично запутанный Город, находящийся «может быть, на Земле, может быть, в будущем». Разумные машины, занимающиеся строительством Города, давно сошли с ума, остались без единого центра управления и сотни, тысячи, а может быть и миллионы лет продолжают строить — в стороны, ввысь и в глубину.
Это самый уникальный сеттинг в истории художественных произведений — километровой высоты небоскребы, лестницы на следующий этаж, по которым нужно карабкаться в течение месяцев, переборки между уровнями, служащие бескрайним небом нижнему этажу…
Архитектор по образованию, Нихэй сумел вообразить и перенести на страницу каждую деталь, линию, проем и изгиб безумных киберпанковских конструкций, прорисовать игру теней, темные и светлые участки, поставить освещение в тех немногих локациях, где оно все-таки есть.
На это ушла большая часть жизни Нихэя (скромные сроки публикации манги ни о чем не говорят — это его дебютная работа, которую он мог рисовать сколько угодно), и никто и никогда не возьмется повторять ее в чем-то, помимо статичной картинки с черно-белым рисунком. Адаптировать Blame! — это все равно что пытаться сделать трехмерную или анимированную копию Джоконды (или ее экранизацию с живыми актерами). Даже если все это копировать с неограниченным бюджетом и вечными сроками разработки, и через миллион лет результат не будет производить того эффекта, на котором держатся все 10 томов манги.
Blame! — это манга в чистом виде, живая, дышащая картинка, практически не подкрепленная сюжетом, но при этом завораживающая на десятки и даже сотни часов. Да, по Городу ползает какой-то то ли человек, то ли киборг, встречаясь с другими такими же полулюдьми (полукиборгами?) и расстреливая из истерически сверхмощного пистолета древние охранные системы, преграждающие путь на следующий уровень. Но сценарной основы здесь меньше, чем в «Темной башне» Стивена Кинга — Нихэй столько рисовал свой бесконечный мегаполис, что у него просто не осталось времени на то, чтобы придумать герою… ну, хотя бы убедительную цель путешествия.
И это совершенно неважно. Лучшие моменты Blame! — это именно ранние выпуски, когда автор еще даже не начал придумывать историю, и мы вместе с героем крадемся через неведомое, сражаясь неизвестно почему непонятно с чем и упиваясь видами — одновременно давяще-клаустрофобическими и космически-просторными.
23.Jeph Loeb & Tim Sale: Yellow, Blue and Gray
Илья Бройдо
- Годы выхода: 2001-2004;
- Пишет Джефф Лоэб, рисует Тим Сейл;
- Издательство: Marvel;
- На русском языке издавался частично. Spider-Man: Blue был издан как «Человек-паук: Грусть» рамках «Официально коллекции Marvel, том 33.
Джеф Лоэб и Тим Сэйл — один из самых известных и устоявшихся творческих дуэтов в истории комиксов. Вы можете знать их по изданным на русском комиксам «Бэтмен: Долгий Хэллоуин» и «Бэтмен: Темная победа».
В Marvel они сделали четыре мини-серии, которые часто называют «цветной квадрологией»: каждая из них рассказывает о герое вселенной Marvel и цвете, связанном с ним (Сорвиголова — желтый, Человек-Паук — синий, Халк — серый, Капитан Америка — белый). Здесь разговор будет идти о первых трех мини-сериях, потому что Captain America: White все же не совсем дотягивает до уровня остальных серий.
Каждая мини-серия представляет собой рассказ-«исповедь» героя о каком-то определенном моменте из его жизни, который оказал на него очень сильное влияние.
Возможно, у вас появился вопрос: «А какой смысл в очередном пересказе истории персонажа, их ведь и так навалом?». Но красота «цветных» комиксов не в том, о чем они рассказывают, а в том, как они это делают. Каждая серия делает ставку на то, чтобы вызвать у читателя эмоции, позволяя взглянуть на всем известные события глазами героев и понять, что они тогда чувствовали. И у них это отлично получается.
Этому немало способствует рисунок Тима Сэйла, который на первый взгляд кажется простым и заурядным, но в то же время своей плавностью идеально поддерживает созданную атмосферу искреннего рассказа о прошлом героев.
В Daredevil: Yellow Мэтт Мердок пишет письмо мертвой Карен Пейдж, рассказывая о смерти своего отца и жажде мести, появлении Сорвиголовы и его классического желтого костюма, создании адвокатского бюро «Нельсон и Мердок», и конечно же, о знакомстве с Карен и образовавшемся любовном треугольнике.
В Hulk: Gray тоже нет ничего особенного — Брюс Баннер рассказывает доктору Леонарду Самсону (кстати, только в Gray сюжет подаётся через диалог, а не монолог) о первых днях после инцидента на испытательном полигоне, в результате которого появился Халк, о своем злейшем враге генерале Россе, и, разумеется, о Бетти — дочери Росса и возлюбленной Брюса.
Но особенно сильно на фоне остальных выделяется Spider-Man: Blue. Более того, здесь даже в самом названии скрывается игра слов, ведь помимо очевидного «синего» или «голубого» Blue также переводится как «грусть» (именно так комикс называется и в русском издании).
Blue отличается от других комиксов серии тем, что в нем Питер Паркер уже успел побыть Человеком-пауком, сразившись с большинством своих самых известных противников, что дает возможность сфокусироваться на других событиях.
В Blue Паркер рассказывает мертвой Гвен Стейси о своей любви к ней, о появлении в его жизни Мэри Джейн Уотсон, о неизбежном любовном треугольнике, о жизни, где кто-то может знать о том, что именно он скрывается под маской Человека-паука, о его переживаниях и проблемах.
Я не просто так использовал слово «исповедь», описывая «цветные» комиксы. Это слово лучше всего подходит для описания Blue. Даже если постараться, сложно будет найти более искренний и эмоциональный комикс о Человеке-пауке. После его прочтения у вас появятся вопросы, и это абсолютно нормально. И если вы хотите прочитать только один из трех вышеупомянутых комиксов (а зря, остальные два тоже хорошие и заслуживают своего места в топе), то Blue — очевидный выбор. Вы его не скоро забудете.
«Цветные» комиксы Лоэба и Сэйла однозначно заслуживают свое место в топе, поскольку настолько необычные и искренние комиксы появляются далеко не каждый день, и их надо ценить.
22. John Constantine, Hellblazer
Ибрагим Аль Сабахи
- Годы выхода: 1988-2013;
- Пишут Джейми ДеЛано, Гарт Эннис, Пол Дженкинс, Уоррен Эллис, Брайан Азарелло и другие, рисуют Стив Диллон, Бретт Велдел, Джон Риджвэй и другие;
- Издательство: Vertigo, позднее DC;
- На русском языке не издавался.
Джон Константин — это маг, мошенник, бабник, ублюдок, трус, герой, алкоголик, наркоман и еще много разных слов. Многогранный и безумно харизматичный персонаж, которому дал старт Алан Мур, а продолжили развивать множество талантливых писателей на просторах DC, а в дальнейшем в Vertigo. Посвященная ему серия комиксов просуществовала 25 лет и к концу своего бытия набрала 300 выпусков.
Над серией работало огромное количество авторов, поэтому для нашего топа я выделил двух любимых, тех, кто, на мой взгляд, смог прописать персонажа лучше всех.
Константин Гарта Энниса (выпуски 41-50,52-83,129-133).
Этот безумный ирландец создал абсолютно идеальный образ Джона Константина, а истории, написанные им, стали классикой и лучшими за всю серию. В первом же выпуске своей серии Эннис сделал Константину подарок — рак легких. И перед читателем предстает совершенно другой Джон. Теперь он человек, осознавший свои ошибки и цену жизни. На протяжении всей истории мы видим, как герой мучительно страдает, пытается смириться с неизбежностью смерти, но у него не получается.
Эннис не только подарил рак легких и человечность Джону, но и наградил его самой большой любовью в серии и самым грозным врагом. Девушка по имени Кит стала самым сильным и трагичным любовным интересом Константина. Именно разрыв с ней опустил Джона на такое дно, где он никогда не был.
Злодей же, названный Первым из падших, стал архиврагом Константина. И преследовал его до конца серии, при этом он меняя свое отношения к Джону ни один раз. Иной раз он даже помогал ему, что удивляло фанатов.
Константин Брайана Аззарелло (выпуски 146–174)
Мастер криминала, невероятных твистов, сильных сюжетов и моего самого любимого комикса «100 пуль» написал второго по крутости Константина после Гарта Энниса. И, так как Аззарелло любит криминальную тематику, начал он свой сюжет с идеального для этой темы места — тюрьмы.
Оказавшись за решеткой, Джон Константин вынужден привыкать к новой обстановке. Из-под пера Аззарелло вышла совсем не жертва и не человек, попавший в тяжелое положение, а самый настоящий демонический манипулятор. Джон использует всех и каждого для достижения цели, дает им иллюзию, будто он на их стороне. Аззарелло мастер сложных сюжетов, и в конце истории все закольцовывается.
После разборок в тюрьме Константин отправляется путешествовать по Америке и по пути встречает не менее отвратительных людей, чем в тюрьме. А финальная история посвящена расследованию смерти Джона Константина. Она примечательна тем, что сводит концы других историй в одно целое и тем, что Константин, желая обвести злодея вокруг пальца, закрутил с ним роман. Это шокирует, так как в этот момент читатель понимает, что человек ради достижения своей цели готов решительно на все.
Джон Константин — это один из лучших персонажей в истории комиксов. Невероятно спорный и харизматичный, просуществовавший намного дольше, чем должен был. И бесславный конец его монументальной серии комиксов мне пришелся совсем не по душе. Теперь он проживает на страницах DC Comics, но это уже совсем другой Константин.
21. Lone Wolf and Cub
Александр Башкиров
- Годы выхода: 1970-1976;
- Пишет Кадзуо Коикэ, рисует Госэки Кодзима;
- Издательство: Futabasha;
- На русском языке не издавался.
Иногда бывает, что первое, основополагающее произведение в жанре так и остается непревзойденным — несмотря на десятки позднейших подражаний. Это происходит в тех случаях, когда жанр или направление придумывал не просто талантливый человек, а гений. В случае с Lone Wolf & Cub это даже два гения. О сценаристе Кадзуо Коикэ я уже рассказывалв связи с мангой Lady Snowblood, тоже вошедшей в этот топ. Но в самой знаменитой манге Коикэ к нему присоединился художник Госэки Кодзима, рисунок которого произвел такую же революцию в манге (и индустрии комиксов вообще), как и сценарная работа Коикэ.
Сюжет манги вы наверняка знаете — если не по Lone Wolf & Cub, то по подражаниям в духе Road to Perdition, роуд-муви про киллера, после убийства жены вынужденного пуститься в бега с маленьким ребенком. Бывший большой человек, ныне просто наемный убийца, он выполняет опаснейшие «квесты», в которые так или иначе оказывается втянут его не по годам взрослеющий сын. Есть сугубо «процедурные» эпизоды, есть сквозные сюжетные арки, связанные с преследующими героя другими наемными убийцами и его постепенно раскрываемым планом долгосрочной мести обидчикам.
В оригинале дело происходит в феодальной Японии времен Токугавы, главный герой — бывший личный палач сегуна Огами Итто, а преследуют его ниндзя из клана Ягю, решившие прибрать к рукам пост Итто и влияние над сегуном. Сына Итто зовут Дайгоро, и в начале комикса ему всего три года.
Вместе эта парочка плывет по океанам крови, прорубая себе дорогу через целые армии. В этом им помогает различное секретное холодное оружие, упрятанное в безобидную с виду тележку, в которой Итто катит Дайгоро через всю Японию. Именно поэтому серия крутейших экранизаций с Томисабуро Вакаямой в роли Итто известна в США как Baby Cart Assassin — «Убийца с детской коляской».
28 томов манги позволяют полностью погрузиться в атмосферу средневековой Японии, где маниакальная точность исторических деталей переплетается с буйством воображения Коикэ. Герои продолжают попадать во все более безвыходные ситуации и выбираться из них, используя феноменальное тактическое мышление и безумные фехтовальные таланты Итто. В какой-то момент герой перестает быть просто хорошо обученным палачом и даже легендарным самураем, равных которому нет во всей Японии. Он становится демоном, гуляющим по стране злым духом с алебардой в каждой руке. Причем это не детская сказочка в духе «Наруто», а все еще предельно реалистичный и достоверный «истерн» с изумительно вырисованными бытовыми деталями, природой и историческими локациями.
Благодаря потрясающему арту Кодзимы ты веришь во все эти побоища все нарастающих масштабов, из которых один человек (или уже давно не-человек?) снова и снова выходит победителем. А в конце Итто противостоит ЕЩЕ БОЛЕЕ КРУТОЙ соперник — престарелый глава клана Ягю Рэцудо, бой с которым растягивается на несколько томов, но благодаря профессионализму и изобретательности авторов опять-таки не переходит в плоскость супергеройских сенэнов.
Это один из лучших комиксов, что вы прочитаете в жизни — и совершенно точно лучшая историческая манга. Пожалуйста, игнорируйте все русские переводы и читайте цифровое издание Dark Horse, адаптированное с японского на английский с литературоведческой тщательностью, глоссарием и комментариями.