Рецензия на финал 5 сезона «Рика и Морти»: грандиозный эпизод, который опять сумели испортить
Сюжет
В начале девятой серии Морти случайно проливает себе на руку жидкость из портальной пушки Рика. В результате в ладони Морти открывается портал, связанный с порталом в бедре странного типа по имени Ник. Ник рассказал Морти, что тоже пролил на себя портальную жидкость, из-за чего угодил в психиатрическую лечебницу. Морти, у которого как раз испортились отношения с Риком, помогает новому другу сбежать и договаривается с ним украсть из гаража Рика портальную пушку, чтобы путешествовать по вселенной и исправлять его ошибки.
Ник оказывается настоящим психопатом, убивающим безоружных инопланетян. До того, как попасть в лечебницу, он случайно познакомился с Риком в баре и прокрался в его гараж с целью украсть портальную пушку. Теперь Ника преследует навязчивая мысль о Морти как о напарнике. Морти приходится прибегать к самым радикальным мерам, чтобы избавиться от портала в ладони, намертво связавшим подростка с очень неприятным и опасным типом.
Пока Морти разбирался с Ником, Рик выдрессировал себе пару новых напарников — прирученных ворон. Вороны оказались очень эмпатичными существами, которые открыли Рику глаза на то, до чего токсичными были их с Морти отношения. В итоге Рик улетает с воронами на другую планету, покоренную цивилизацией разумных птиц. Там он путешествует из города в города, расправляясь со злом в духе персонажа бесконечного аниме-сериала.
Но однажды к Рику приходит сорокалетний Морти и рассказывает, что произошло с семейством Смитов после того, как Рик покинул Землю: Джерри умер от рака, а Саммер «стала медсестрой», то есть, как поясняет Морти, вышла замуж за наркомана. Рик никак не реагирует: его устраивает положение вещей и бесконечный квест с ручными воронами. Но после того, как вороны находят себе хозяина получше из числа местных сверхзлодеев, Рик решает вернуться в свой мир.
Там он выясняет, что Смиты живы-здоровы, а Морти просто ввёл себе сыворотку для превращения в сорокалетнего мужчину, чтобы шантажировать Рика. Вернуть Морти нормальный облик можно только отправившись на Цитадель. Там главных героев ждёт президент Морти — Злой Морти, который наконец-то делает финальный шаг в своем тянущемся еще с первого сезона плане.
Плюсы
Развитие отношений Рика и Морти
В последних двух сериях пятого сезона динамика отношений между дедом и внуком оказывается сильнее, чем во всех предыдущих сериях. Рик наконец-то решает остановить бесконечный цикл абьюзивных для Морти «приключений недели». Морти идет на всё, чтобы вернуть Рика в семью. Он знакомится со Злым Морти — олицетворением всего негатива по отношению к Рику — и должен выбрать, присоединиться к злобному альтер-эго или постараться в последний раз достучаться до дедушки.
В девятой серии всё это происходит в максимально разряженной обстановке. Не считая пары драк с психопатом Ником, у Морти нет особых проблем. Рик тоже легко расправляется со всеми преградами, которые птичья цивилизация ставит на его пути. Зато в десятой серии оба персонажа попадают в грандиозный цейтнот: действия Злого Морти поставили под угрозу существование Цитадели, альтернативные Морти гибнут десятками, Рики — сотнями. И в самых недрах этой крутящейся на полной скорости мясорубки дед со внуком пытаются выжить и починить непоправимо разрушенные встречей со Злым Морти отношения.
Используя устройство для сканирования мозга Рика, Злой Морти показывает Морти всю историю происхождения Цитадели и налаженную Риками индустрию по организации встреч Джерри с Бет и последующему «производству» Морти. Более того, с помощью этого же устройства Морти узнает предысторию Рика.
Под грузом всех откровений каждое действие Рика и Морти в гибнущей Цитадели получает вес, которого зрители не чувствовали в предыдущих сериях. Даже когда эти действия не особо изобретательны и прямо пародируют моменты известных фильмов-блокбастеров, мы переживаем за эмоциональную арку отношений персонажей и искренне болеем за то, чтобы у них все закончилось хорошо.
Потрясающий размах экшена в финале
Все самые умные действия в финале совершает Злой Морти: он взламывает защиту на портальных пушках Риков, в результате чего все Рики на Цитадели погибают при попытках войти в портал. Выживает только Рик C-137, который еще до начала эпизода догадался об истинной сущности президента Морти.
Но взлом портальных пушек был только первой стадией плана Злого Морти: на второй он хочет сломать созданную Риком Кривую в основе Цитадели. Она удерживает в себе миллионы измерений, доступных при помощи портальных пушек. Кривая нужна для того, чтобы во всех этих измерениях Рик C-137 всегда оставался самым умным персонажем. Другими словами, Злой Морти хочет вырваться из той реальности, которую нам всегда показывали в мультфильме, чтобы попасть… куда-то ещё.
На протяжении всего десятого эпизода на экране творится феерия: персонажи взрывают и ломают канон мультсериала, проникая в принципиально иные измерения. Это настоящий триумф анимации и воображения сценаристов. Создатели поставили себе практически невыполнимую задачу: показать зрителю что-то, чего не было ни в одной серии «Рика и Морти» со всем их безграничным разнообразием миров и рас пришельцев… и блестяще справились с ней, умело добавив в происходящее лирику и меланхоличность, превращающие конфликт Рика C-137 и Злого Морти из личного в нравственный, а из нравственного — в философский. И в середине всего этого — наш, обычный Морти, что-то отчаянно пытающийся решить для себя, пока вокруг него в буквальном смысле гибнет вселенная.
Минусы
Пустота предфинальной серии
На фоне десятого эпизода девятый выглядит совсем пустым и ненужным: вы ничего не потеряете, если пропустите его и сразу начнёте смотреть последнюю серию. Причина, по которой Морти и Рик разошлись, очень надуманная, она не имеет значения для сюжета финала и никак не влияет на решения, принимаемые Риком и Морти в десятом эпизоде.
Это чистой воды филлер с введением дополнительных персонажей (психопата Ника и воронов), которые исчезнут бесследно. Создателям сериала и руководству Adult Swim ни в коем случае не следовало выпускать настолько слабый эпизод вместе с грандиозным финалом.
Анимационная, сюжетная и характерная бедность девятой серии только подчеркивает, какой у «Рика и Морти» низкий средний уровень эпизодов. И вызывает вопрос: стоило ли в 2021 году тратить время на девять проходных эпизодов, чтобы в итоге получить двадцать минут первоклассного «Рика и Морти»? Наверное, все-таки стоило — но с оговорками, которых становится больше с каждой серией.
Скомканность сюжета финала
Финал пятого сезона мог бы стать настоящим шедевром, если бы действительно был разбитым на две части часовым эпизодом — практически полнометражкой, в которой линии Рика C-137, Злого Морти и обычного Морти получили бы возможность как следует развиться и «подышать».
Лучшая сцена всего эпизода — это мирный разговор всех трёх персонажей за столом в офисе президента Морти, где нет никакого экшена, но при этом напряжение нарастает с каждым словом. В полнометражке мы бы получили не только узловые сюжетные точки и феноменальные по размаху боевые сцены, но и больше тихих моментов, дающих возможность вместе с персонажами вдуматься в происходящее, поискать варианты решения прежде, чем срываться в головокружительное путешествие по флэшбэкам и иным мирам.
В 20-минутном формате финал получился таким же скомканным, как финал «Игры престолов»: предыстория Рика, которую мы так ждали с первой серии, оказалась банальной и предсказуемой, показанной просто «для галочки». Её можно долго разбирать по кадрам, но при просмотре серии в нормальном режиме пара кадров с женой Рика и маленькой Бет теряются в обвале информации о прошлом Цитадели и самых неприглядных моментах эксплуатации Морти Риками.
Учитывая, насколько пуста девятая серия, сколько там свободного места для флэшбэков и экспозиции, решение создателей поместить все важные моменты сезона в десятый эпизод нельзя оправдать ничем. Решение показывать обе серии подряд явно было принято в последний момент — как и решение Adult Swim выдать их за единый финал сезона.
На производственном уровне создателей «Рика и Морти» по-прежнему меньше всего интересуют сквозной сюжет и канон — они предпочитают пародировать фильмы и аниме, большую часть сезона рассказывая невзаимосвязанные истории и оставляя персонажей столь же статичными, схематичными и карикатурными, как это делала «Футурама» и до сих пор делают «Симпсоны».
Что ждать от шестого сезона?
Если бы финал пятого сезона «Рика и Морти» показали сам по себе, ответ бы звучал как «однозначно смотреть шестой» — даже не из-за клиффхэнгера в концовке, а просто из-за того, какие новые возможности авторы открыли перед героями, и насколько серьёзным изменениям подверглась каноническая реальность сериала.
Но в обойме с предфинальным, девятым эпизодом остаётся только посоветовать дождаться первой серии шестого сезона. Если создатели опять всё обнулят и вернут на круги своя, с сериалом можно будет спокойно расставаться, лишь изредка заглядывая на знаковые эпизоды-события, в которых с героями раз в год или реже что-то будет действительно происходить.
В конце концов, существует множество сериалов и мультсериалов, издевающихся над массовой культурой и рассказывающих ни к чему не обязывающие истории о никогда не меняющихся персонажах. «Рик и Морти» (Rick and Morty) у нас только один — и очень жаль, что о его существовании нам напомнили один раз за целый сезон.