15 декабря 2021Кино
Обновлено 15.12.2021

Рецензия на фильм «Человек-паук: Нет пути домой»: торжество утечек и фансервиса или прорыв Marvel?

В российских кинотеатрах вышел один из самых долгожданных блокбастеров – «Человек-паук: Нет пути домой» (Spider-Man: No Way Home). О триквеле с Питером Паркером в исполнении Тома Холланда ходило множество слухов. Лишь часть из них подтвердилась: на экране точно появятся злодеи из предыдущих картин о Человеке-пауке. Автор «Канобу» Мари Григорян со спойлерами! рассказывает, почему авторам фильма удалось сделать из него нечто большее, чем охоту на покемонов из мультивселенной.
В российских кинотеатрах вышел один из самых долгожданных блокбастеров – «Человек-паук: Нет пути домой» (Spider-Man: No Way Home). О триквеле с Питером Паркером в исполнении Тома Холланда ходило множество слухов. Лишь часть из них подтвердилась: на экране точно появятся злодеи из предыдущих картин о Человеке-пауке. Автор «Канобу» Мари Григорян со спойлерами! рассказывает, почему авторам фильма удалось сделать из него нечто большее, чем охоту на покемонов из мультивселенной.

История создания и спекуляции фанатов

Права на Человека-паука и других персонажей из комиксов, которые с ним связаны, сейчас принадлежат компании Sony Pictures. Студия предприняла две попытки запустить кинофраншизу о Питере Паркере. С американским актёром Тоби Магуайром вышло три фильма — «Человек-паук» (2002), «Человек-паук 2» (2004) и «Человек-паук 3: Враг в отражении» (2007); с Эндрю Гарфилдом — «Новый Человек-паук» (2012) и «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (2014).

Следующие фильмы Sony Pictures снимала уже совместно с Marvel Studios. Человек-паук официально вошел в киновселенную Marvel (MCU), на эту роль выбрали молодого и малоизвестного британского актёра Тома Холланда. Правда, в 2019 году будущее персонажа оказалось под угрозой из-за конфликта между студиями. Подробнее об этом «Канобу» писал ранее в отдельном материале.

Третий фильм с Холландом, «Человек-паук: Нет пути домой», всё-таки начали снимать в 2020 году. С этого момента началась череда утечек, слухов и спекуляций, связанных с сюжетом фильма. Сначала речь шла о появлении Дж. К. Симмонса, который играл начальника Питера Паркера, редактора издания Daily Bugle в фильмах с Магуайром. Потом на своё участие намекнул Джейми Фокс — злодей Электро из картин с Гарфилдом. Появление культовых злодеев из прошлых фильмов в итоге подтвердилось в первом трейлере.

До выхода «Нет пути домой» фанаты были абсолютно уверены в том, что в него заглянут и другие Пауки (версии Магуайра и Гарфилда), и даже обвиняли студии в том, что актёров неаккуратно вырезали из отдельных сцен трейлера. Гарфилд упорно отрицал участие в фильме.

Рецензия на фильм «Человек-паук: Нет пути домой»: торжество утечек и фансервиса или прорыв Marvel? - фото 1

Сюжет без спойлеров

В финале фильма «Человек-паук: Вдали от дома» общественность узнала, что за маской супергероя скрывается Питер Паркер (Том Холланд). Известность оборачивается неприятными последствиями для самого Паркера, его лучшего друга Нэда (Джейкоб Баталон) и девушки Эм Джей (Зендея). В школе и на улице ребятам не дают прохода, многие обвиняют Человека-паука в убийстве Мистерио (Джейк Джилленхолл), а колледж мечты — Массачусетский технологический институт — отказывает им в приёме.

В попытке всё исправить Паркер приходит к магу Доктору Стрэнджу (Бенедикт Камбербэтч). Он хочет, чтобы мир забыл о его настоящей личности и дал Питеру, Нэду и Эм Джей шанс на нормальное будущее. Но Паркер сильно нервничает и постоянно вмешивается в процесс, поэтому колдовство даёт сбой.

Стрэнджу удаётся сдержать заклинание, но не полностью. Теперь в мир Паркера и Стрэнджа притягивает всех, кто знает реальную личность Человека-паука. Супергерою придётся попотеть, чтобы найти и отправить домой злодеев из параллельных вселенных — доктора Отто Октавиуса (Альфред Молина), Электро (Джейми Фокс), Зелёного Гоблина (Уиллем Дефо), Песочного Человека (Томас Хейден Чёрч) и Ящера (Рис Иванс).

Плюсы

Сильная личная история героя

Предыдущие фильмы с Пауком-Холландом имели один общий минус, который сильно влиял на их содержание: их сюжет был сильно завязан на личности Тони Старка. В фильме «Человек-паук: Возвращение домой» Старк был не очень удачным наставником Паркера: он растил из него супергероя, выдавал крутую технику и жёстко отчитывал за любые ошибки, даже когда парень совершал их по очевидной неопытности.

В сиквеле «Вдали от дома» Паркеру пришлось разгребать последствия неэтичного поведения Stark Industries и самого покойного Старка, погибшего в фильме «Мстители: Финал», хотя сам герой имел к ним минимальное отношение. Фиксация на Старке мешала авторам рассказать интересную, а главное самостоятельную историю о самом Человеке-пауке.

«Нет пути домой» — квинтэссенция всего, что составляет образ Человека-паука. С одной стороны, Паркер по-прежнему задорный и очень близкий обычному зрителю человек: его волнуют житейские дела вроде поступления в университет, отношений с девушкой и единственной родственницей тётей Мэй, а на лице периодически считывается мольба оставить в покое. Тяжесть того, что происходило с ним в предыдущих фильмах, не забывается, ведь Паркеру сложно справиться с общественным осуждением и повышенным вниманием. Но в нём есть неутомимый оптимизм, присущий тому самому «дружелюбному соседу Человеку-пауку».

С другой стороны, режиссёр Джон Уоттс и сценаристы Крис Маккенна и Эрик Соммерс наконец подкидывают зрителям неожиданно важные вопросы о сути этого героя. Питеру Паркеру приходится посмотреть в глаза настоящим олдскульным злодеям, людям и существам, пропитанным ненавистью или одержимым своими идеями. Октавиус ненавидел самого Паркера; Ящер хотел превратить людей в целую расу разумных ящериц (якобы следующую ступень эволюции); Норман Осборн слишком далеко зашёл в экспериментах и «подарил» себе вторую злобную личность — Зелёного гоблина.

Но что конкретно сделало всех их злодеями, и что отличает их от супергероев? Почему именно Питер Паркер — их главный антипод, человек, который стойко сражается с ними в любой вселенной? Есть ли грань, которую ему никогда нельзя пересекать?

В середине фильма Осборн говорит Питеру Паркеру, что Питеру слишком мешают его высокие моральные принципы. Но Человеком-пауком движут именно эти принципы: как и доброта, и бесконечный драйв, и умение видеть свет даже в самых тяжёлых ситуациях. Будучи довольно трагичным и одиноким героем, как в комиксах, так и в предыдущих фильмах, он раз за разом находит в себе силы сделать правильный выбор. Теперь пришла очередь Паука-Холланда делать невозможный моральный выбор, и сценаристы справились с этим блестяще.

Рецензия на фильм «Человек-паук: Нет пути домой»: торжество утечек и фансервиса или прорыв Marvel? - фото 2

Грамотное обращение с фансервисом

«Нет пути домой» мог достать шумихой и новостями даже тех зрителей, которые никак не интересуются Человеком-пауком. Особенно это касается слухов и постоянных отрицаний со стороны Marvel Studios, Магуайра и Гарфилда — впрочем, никого из фанатов они не убедили. Уже по первым промо, трейлерам и утечкам было ясно: этот фильм полностью построен на фансервисе, на тёплых чувствах зрителей к предыдущим франшизам о Пауке.

Но, как и в случае недавнего продолжения «Охотников за привидениями», эксплуатация ностальгии не вызывает раздражения. Целые сцены вызовут дежавю у всех, кто помнит и любит предыдущие фильмы о Паркере. Одна из них даже просочилась в трейлер — тот самый момент, когда Эм Джей летит вниз с высокого здания, а Человек-паук не может её поймать. Появление одного персонажа вообще выглядит бессмысленной вставкой ради хайпа — и, конечно, его интеграции в следующие проекты Marvel.

Многие фильмы MCU страдают от ненужного переплетения персонажей: можно сказать наверняка, что в сцены после титров воткнут одно-два узнаваемых лица. Здесь же у каждого, кто случайно попал в мир Холланда, есть своя история, пространство для рефлексии и хотя бы пара эпичных сцен. Хотя справедливее всё же будет сказать, что Октавиус и Осборн в исполнении Молины и Дефо затмили харизмой всех остальных залётных злодеев.

Смелые сюжетные решения и тон фильма

В ноябрьском интервью Холланд назвал грядущий фильм «мрачным и грустным» — но только во время просмотра можно оценить, насколько он был прав. В мире MCU, где герои постоянно страдают, драма и смерти уже привычны. И всё-таки по уровню напряженности, по серьёзности и количеству душераздирающих сюжетных поворотов «Нет пути домой» оставляет многие блокбастеры Marvel позади. Особенно это касается неожиданно безрадостного финала, где невольно ждёшь привычной для подобных фильмов легкости и оптимизма — и не дожидаешься.

Юмор и забавные нелепицы в картине всё же остались, но в общем тон истории Человека-паука сильно изменился. Особенно хорошо это отразилось на самом Холланде: ему наконец дали возможность показать весь драматический талант, заметный в других фильмах (например, «Дьявол всегда здесь»).

Рецензия на фильм «Человек-паук: Нет пути домой»: торжество утечек и фансервиса или прорыв Marvel? - фото 3

Минусы

Привычные изъяны фильмов Marvel

С годами вероятные недочёты и минусы фильмов Marvel стали повторяющимися и стабильными: перед просмотром каждого нового блокбастера можно составлять бинго. При всех плюсах «Нет пути домой» страдает от тех же проблем, что и многие другие фильмы, но главная — то, что глупость становится главным двигателем сюжета.

Как известно ещё из трейлера, помочь Паркеру соглашается Доктор Стрэндж. У бывшего Верховного мага Земли не выходит отказать молодому и неопытному супергерою. Причём непонятно, чего именно ему не хватило — моральных сил, такта, сообразительности? В результате могущественный персонаж, которому зрителям предстоит сопереживать ещё и в сиквеле «Доктор Стрэндж и мультивселенная безумия» 2022 года, потакает прихоти вчерашнего мальчишки, а потом ещё и проигрывает ему в битве на своей же территории — в магическом астральном плане. Это подрывает серьёзность конфликта и сильно занижает умственные способности Стрэнджа.

Другие мелкие недочёты тоже портят впечатление от фильма. «Нет пути домой» начинается неловко и неуклюже, с очень быстрого темпа и большого количества событий. Авторы явно писали его с расчётом на то, что не все зрители смотрели фильмы с другими Пауками. А значит, злодеям придётся посреди сюжета прерываться на свою предысторию — ведь в блокбастерах Marvel не обойтись без огромных вбросов информации.

Первая половина фильма вышла неровной и хаотичной по повествованию; и хотя постепенно «Нет пути домой» становится лучше, финальная битва со злодеями даётся Паркеру и всем его союзникам очень уж легко.

Вердикт: смотреть на большом экране

Marvel и Sony удалось в кои-то веки не обмануть ожидания фанатов. «Нет пути домой» — действительно один из самых эпичных, масштабных и смелых фильмов MCU; в нём достаточно драмы, отличные драки, уместный юмор, а ещё баланс между всеми персонажами, которого не хватало двум последним частям «Мстителей». Холланд показал едва ли не лучшую игру с начала карьеры, его партнеры по фильму получили неожиданно (и оправданно!) много экранного времени. А общая идея и концовка фильма наконец приводят историю Человека-паука к той точке, которая известна и любима фанатами.

Авторов «Нет пути домой» легко обвинять в фансервисе и очевидной игре на чувствах поклонников предыдущих франшиз: без постоянно подогреваемых слухов и надежды на появление определённых актёров картина была бы не так интересна. Но в действительности у такого фильма огромная целевая аудитории. Он порадует и детей 90-х, для многих из которых Молина был одним из первых экранных злодеев, и фанатов всего потрясающего актёрского каста, и даже молодое поколение. Ведь для тех, кто привязался именно к Пауку в исполнении Холланда, теперь открывается ещё две потрясающие паучьи вселенные, которые никогда не будут продолжены — но «Нет пути домой» удалось вернуть их из забвения.

Комментарии 44
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Ivanov84
Ivanov84
стоически дочитал до конца... за исключением нескольких неправильных речевых оборотов, очень даже нормальная рецензия.... единственное хотелось бы немного больше технической информации - звук, музыка, оценку операторской работы и качество спецэффектов... и по возможности в рецензиях неплохо бы это отражать... всё таки многие идут на подобное кино именно из-за вау фактора, а так отлично Мари...