Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
С большим опозданием после западной премьеры, в России 2 декабря выходят «Охотники за привидениями: Наследники» (Ghostbusters: Afterlife). Продолжать культовые фильмы взялся сын режиссёра оригиналов Джейсон Райтман, а речь в триквеле пойдёт о молодых последователях Охотников. Автор «Канобу» Мариам Григорян рассказывает, почему умелая игра с эмоциями зрителей перевешивает любые минусы фильма.
С большим опозданием после западной премьеры, в России 2 декабря выходят «Охотники за привидениями: Наследники» (Ghostbusters: Afterlife). Продолжать культовые фильмы взялся сын режиссёра оригиналов Джейсон Райтман, а речь в триквеле пойдёт о молодых последователях Охотников. Автор «Канобу» Мариам Григорян рассказывает, почему умелая игра с эмоциями зрителей перевешивает любые минусы фильма.

История создания

Оригинальные фильмы, «Охотники за привидениями» и «Охотники за привидениями 2», пытались перезапустить в 2016 году. Команду сделали полностью женской, на главные роли пригласили известных комедийных актрис. Идея не понравилась ни критикам, ни фанатом, и ремейк стал кассовым провалом.

«Охотники за привидениями: Наследники» не имеет ничего общего с перезапуском франшизы 2016 года. Над фильмом работал дуэт из автора оригинальных «Охотников» Айвана Райтмана и его сына, оскароносного режиссёра Джейсона Райтмана («Джуно»). Сюжетно картина продолжает фильм «Охотники за привидениями 2» 1989 года; действие происходит спустя двадцать лет после событий оригинальных картин.

Сюжет

Мать-одиночка Келли (Кэрри Кун) узнаёт, что её полубезумный отец, с которым она не общалась уже много лет, умер на ферме в Саммервилле, штат Оклахома. В наследство он оставил Келли землю и дом, едва пригодный для жизни. Из-за долгов женщине приходится переехать на ферму вместе с двумя детьми, Тревором (Финн Вулфахрд) и Фиби (Маккенна Грейс).

Более дружелюбный и социально адаптированный Тревор быстро находит себе компанию в городе. А вот тихая Фиби больше любит науку, чем людей. Несмотря на это, за ней увязывается местный паренёк — одноклассник, который записывает подкаст о преступлениях и поэтому прозвал себя «Подкастом» (Логан Ким).

Фиби сразу понимает, что в городке что-то не так: его постоянно сотрясают землетрясения, электрика шалит, шахматные фигуры на столике в её комнате двигаются сами собой…

Заручившись поддержкой друга и школьного учителя, мистера Груберсона (Пол Радд), девочка начинает расследовать странные происшествия — и вскоре понимает, что все они напрямую связаны с дедом и домом, который остался им в наследство.

Плюсы

Уместное использование оригинала

Рецензия на «Охотников за привидениями: Наследники»: трогательный и достойный трибьют кино 80-х

Фильм начинается со сцены, в которой довольно пугающее привидение преследует престарелого мужчину — позже зрители узнают, что это и есть тот самый безумный дед главных героев. Во вселенной «Наследников» Охотники за привидениями были звёздами, спасителями Нью-Йорка от призраков, которые внезапно пропали с радаров. Фиби, Тревор и их новые друзья медленно, но верно узнают всё больше и больше о тайне города, грустной судьбе Охотников и страшной угрозе, которая нависла над миром.

В каждой новой сцене добавляется всё больше отсылок к классическим фильмам. Фиби и Подкаст возятся со старыми гаджетами, и протонные ловушки для них гораздо интереснее смартфонов. Мистера Груберсона в супермаркете преследуют ожившие зефирные человечки — одни из знаковых существ франшизы. Тревор чинит электромобиль, пока Келли находит в подвале костюмы со знакомыми фамилиями. А основная сюжетная интрига «Наследников» заставит улыбнуться любого фаната фильма 1984 года. Упоминать её не стоит во избежание спойлеров.

Но Райтманы не занимаются самоповтором. Скорее, сюжет фильма выглядит как передача сокровенной, ценной для режиссёров истории следующему поколению — детям, которых всё ещё интересуют призраки и мистика, пусть даже ради записи подкаста. Авторы не пытаются переосмыслить прошлые сюжеты, искусственно сделать их более современными. Напротив, они очень деликатно и умело вводят в сюжет странные, старомодные сказки об эктоплазме и чудо-приборах для борьбы с призраками.

Трогательные темы и яркие персонажи

Рецензия на «Охотников за привидениями: Наследники»: трогательный и достойный трибьют кино 80-х

Для всех героев новых «Охотников за привидениями» происходящее в диковинку, а многим байки о призраках даже кажутся глупыми. Келли сосредоточена на заботе о детях, подростку Тревору интереснее ухаживать за симпатичной девушкой из закусочной, а Фиби — и вовсе скептик, которая верит только в доказательную науку. В конечном итоге всех их объединяет милое детское любопытство и желание быть причастными к чему-то необычному. В данном случае — к спасению мира.

В «Наследниках» собрался отличный каст: Маккенна Грейс к пятнадцати годам успела сняться более чем в пятидесяти проектах, включая «Капитана Марвел» и «Рассказ служанки». Финн Вулфхард после ролей в «Очень странных делах» и двух частях «Оно» взялся снимать собственный фильм. У Пола Радда после «Человека-муравья» случился настоящий ренессанс в карьере. У каждого из этих актёров есть опыт комедийных ролей и бешеная харизма, так что они выглядят естественно и забавно даже в битве с зефирными призраками или сцене оживления древнего бога.

Ещё в фильме косвенно и легко проходятся сразу по множеству тем, от сложных отношений отцов и детей до жизни с расстройствами аутичного спектра. Авторы обходятся без назидания, но очень буднично и в то же время трогательно рассуждают о том, что их волнует. Джейсону Райтману злободневные мотивы удаются отлично, в чём можно было убедиться ещё на примере «Джуно» — истории о беременности девочки-подростка.

Атмосфера 80-х

Рецензия на «Охотников за привидениями: Наследники»: трогательный и достойный трибьют кино 80-х

Ещё одна выигрышная сторона «Наследников» в том, что фильм не акцентирует внимание на современности. Саммервилль — тихий и глухой городок, где нет ни одного дома выше двух-трёх этажей, много заброшенных и нуждающихся в ремонте мест, а новые айфоны туда, вероятно, доезжают с опозданием в пять лет. От этого происходящее в фильме будто застряло вне времени — спокойно сосуществуют две эпохи, старая и новая.

Ближе к концу картины съёмка начинает напоминать забавное трэш-кино 80-х: бьёт нарисованная молния в стиле сцены из «Назад в будущее»; Келли облачается в платье, которое в лучшие годы носила бы поп-певица Шер; даже цветокоррекция некоторых кадров отличается от остального фильма. Но сильнее всего воссоздают атмосферу старых фильмов привидения и другие монстры. Их дизайн почти не модернизировали, оставив такими же мультяшно-нереалистичными, какими зрители их запомнили.

Минусы

Полная несамостоятельность произведения

Рецензия на «Охотников за привидениями: Наследники»: трогательный и достойный трибьют кино 80-х

Оригинальное название фильма переводится как «Охотники за привидениями: Загробная жизнь», и это описание невероятно точно. Новые персонажи и сюжет здесь полностью натянуты на костяк из первых фильмов. Без них мир «Наследников» просто не имеет смысла. Незнакомых с основной франшизой зрителей вряд ли впечатлит дизайн существ, который был придуман под воздействием запрещённых веществ. Ржавая техника в духе «очумелых ручек» и появление некоторых секретных персонажей не выбьет ностальгическую слезу.

Вердикт

В фильме «Охотники за привидениями: Наследники» нет особенно захватывающего сюжета, неожиданных тем или необычных героев. Многие молодежные проекты, в которых участвуют Грейс и Вулфхард, намного удачнее трансформируют ностальгию в самостоятельные истории. Так было с «Очень странными делами» от Netflix, которые завлекли и любителей олдскульной научной фантастики, и современных подростков. «Наследников» с трудом можно назвать сильным семейным кино, которое способно привлечь новую, молодую аудиторию, как бы на это не надеялись Райтманы.

Но для поклонников старых фильмов 1984 и 1989 годов «Наследники» — настоящее путешествие во времени. Авторы с большой любовью и вниманием к оригиналу воспроизвели дух старых Охотников — сменились только локация и лица.

В остальном по городу по-прежнему летают смешные зеленоватые облака, которые зрители сознательно соглашаются принимать за привидений. В магазине пакостят зефирные человечки, в людей вселяются злые духи, а победить могучих призраков можно с помощью псевдонаучных приспособлений. И когда ближе к финалу начинает играть знакомая музыкальная тема, она не вызывает досады или ощущения, что «Наследники» эксплуатируют ностальгию. Это один большой фильм-отсылка, посвященный тому, что уже не получится повторить в современности.