Рецензия на «Чикатило». Так ли уж плох сериал Сарика Андреасяна?
Очевидные минусы
Основная проблема «Чикатило» – отсутствие напряжения и слабая центральная драма. Об этом мы писали в обзоре первой серии, и в последующих эпизодах ситуация не изменилась. В сценарии много лишних элементов, которые сбивают c толку и отвлекают от основного сюжета. Например, любовная линия сыщиков Виталия Витвицкого (Дмитрий Власкин) и Ирины Овсянниковой (Юлия Афанасьева). Эти отношения кажутся бессмысленным и неуместным дополнением к трагической реальной истории, особенно когда в повествование и так вмешиваются длинные флэшбэки и огромные по хронометражу сцены с разговорами разных героев.
Ещё одна проблема – избыточное количество побочных сюжетных линий, связанных с поимкой и задержанием невиновных. Если сценаристы способны запомнить и прописать такое количество персонажей и микроисторий, то зрителя это сильно (и непонятно, для чего) отвлечёт от центральной истории.
Сериал подводит и актёрская игра, раскалывающая «Чикатило» на два разных шоу. Основной актёрский состав (включая Нагиева!) в центральном сюжете придает естественное звучание самым пафосным диалогам. Все эпизодические роли в побочных линиях исполнены очень плохо, особенно те, в которых актёры пытаются говорить как коренные жители Ростовской области. Но речь выглядит неестественно не только из-за незнания особенностей диалекта. Например, в десятиминутную сцену разговора двух заключённых в камере сценаристы, похоже, попытались уместить все известные им тюремные выражения.
Смог ли режиссёр создать образ маньяка?
В интервью перед выходом сериала Сарик Андреасян так описал основную идею проекта: «Как человек с практически идеальной биографией оказался жестоким убийцей? Что породило в нем зверя? В сериале мы старались ответить именно на эти вопросы».
Именно на эти вопросы «Чикатило» не отвечает. В сериале показано, как убийца заманивал жертв, раз за разом скрываясь от милиции, как обманывал дознавателей на допросе. Авторы смакуют детали преступлений, долгим крупным планом показывая, как маньяк убивает свою жертву ножом. Но никакой рефлексии, никакого глубокого исследования характера, патологии, мотивации в «Чикатило» нет.
Прошлое Чикатило – до того, как его дело передали Витвицкому – разбросано по нескольким поздним эпизодам. Флэшбэки не достраивают портрет убийцы, а просто вразнобой перечисляют факты из жизни: Чикатило нервничал из-за своей импотенции, проявлял нездоровый интерес к детям, а потом внезапно начал убивать.
Пытаясь внешне соответствовать американским шоу («Настоящий детектив», «Охотник за разумом», «Убийство»), Андреасян забыл о сути самых успешных сериалов такого рода. Иногда следователи в сериале пытаются обсудить психологический портрет Зверя, но он оказывается неправильным, так как герои идут по ложному следу. Четкий психологический портрет реального преступника в сериале так и не появляется, несмотря на ожидание. В конечном итоге образ Чикатило проработан не больше, чем монстр в маске в проходном фильме ужасов.
Спас ли ситуацию талант Нагиева?
Создать образ Чикатило не помог и один из самых ярких актёров российского кино. Настолько узнаваемый и характерный артист, как Дмитрий Нагиев, – очень плохой кастинг на роль Чикатило. Ни грим, ни реплики, ни подходящий сеттинг не помогают ассоциировать его с советским маньяков. Реальный убийца был абсолютно неузнаваемым, неприметным настолько, что на фотороботы попадали только очки и шляпа – это, кстати, отражено и в сериале. Преимущество Чикатило было в том, его безобидный и невинный внешний вид помогал установить контакт с любой потенциальной жертвой. При этом он методично, очень хладнокровно и обыденно рассказывал все кровавые подробности убийств в суде.
В игре Нагиева не чувствуется контраста между зверствами и невзрачным видом убийцы. У актёра нет особого внешнего сходства с Чикаитло, он не смог воспроизвести даже его манеру речи. Несмотря на честную работу и актёрский талант, лучше всего Нагиеву удалось привлечь внимание к проекту благодаря своему имени.
Что удалось режиссёру сериала
В реальной истории Чикатило пугают не только его преступления, но и халатность милиции. Неожиданно режиссёру удалось очень правдоподобно показать равнодушие правоохранительных органов к поиску реального серийного убийцы. Следователи и милиционеры выглядят тошнотворно упрямыми и корыстными людьми. Ради того, чтобы побыстрее закрыть дело, они двух людей с психическими отклонениями и стряпают знаменитое «дело дураков». В реальности всё так и происходило: областная прокуратура и УВД фальсифицировали доказательства, давили на подозреваемых, выбивали из них признания и игнорировали несостыковки.
«Чикатило» показывает, как судебная система перемалывает и выплевывает невиновных людей. Подозреваемых в более поздних преступлениях, которые совершил Чикатило, отпустили из-за отсутствия доказательств. А вот мужчину по фамилии Кравченко (Кирилл Мелехов) осудили и расстреляли по ложному обвинению, когда Чикатило только начал орудовать в Ростовской области. Тогда милиция ещё не подозревала, что в области орудует маньяк. Сцены, в которых следователи заставляют людей давать показания против самих себя – пожалуй, самые страшные и сильные. Страдают не только подозреваемые, но и сами люди из системы: пятый эпизод очень запоминается историей следователя Виктора Косачёва (Кирилл Жандаров), который пять лет назад расследовал убийство школьницы Елены Закотновой, не выдержал напряжения и уволился из органов. Главные герои едут к Косачёву, и разговор с ним лучше передает ужас преступлений Чикатило, чем сцены с самим Чикатило.
Визуально к сериалу тоже нет вопросов: режиссёру удалось воссоздать атмосферу провинциального советского города. При этом в «Чикатило» легко угадываются целые сцены, позаимствованные у Дэвида Финчера. В антураже столовых времен СССР они смотрятся забавно.
Вердикт
Детективная история «Чикатило» набита событиями и героями — как реальными, так и вымышленными — и поэтому получилась скучной и затянутой. Зверские сцены убийств могут понравиться любителям кровавых хорроров, но в контексте реальных преступлений выглядят чудовищной безвкусицей от людей, не задумывающихся о страданиях жертв маньяка. В целом Сарик Андреасян не привнёс ничего нового в дискуссию о том, как показывать серийных убийц в художественных произведениях – он только скопировал западные образы и поэксплуатировал известную историю.
Спасти сериал при всех минусах мог бы сильный образ самого Бешеного зверя. Дмитрий Нагиев играет забитого и обиженного на мир человека, местами неловкого, но ни в какой момент не пугающего. Этот персонаж не имеет ничего общего с Чикатило – расчётливым и спокойным, даже скучным в своих показаниях на камеру, но всё равно жутким.
В то же время реальная история поисков охоты на Чикатило – это череда ошибок, подлогов, проявлений некомпетентности и банального упрямства. Сериалу удалось это передать в отдельных эпизодах. Но в контексте всех восьми серий скучный сюжет, посредственные герои и проблемный образ Нагиева делают «Чикатило» слабым сериалом, который по-прежнему трудно порекомендовать даже самым большим любителям жанра.