28 февраля 2022Кино
Обновлено 28.02.2022

Рецензия на «Бэтмена» Ривза: спорная попытка показать нового Брюса Уэйна и неонуарный Готэм

Кадр из фильма «Бэтмен». Источник: пресс-служба Warner Bros.
Кадр из фильма «Бэтмен». Источник: пресс-служба Warner Bros.

Со 2 марта в российских кинотеатрах выходит «Бэтмен» (Batman) Мэтта Ривза. Режиссёр обещал показать совершенно новую версию Брюса Уэйна и «самый мрачный» фильм о Готэме. Автор «Канобу» Мари Григорян рассказывает, почему «Бэтмен» вызывает весьма сдержанный восторг — но всё же выделяется на фоне эксцентричных фильмов Тима Бёртона и Джоэла Шумахера, мрачной трилогии Кристофера Нолана и помпезных кроссоверов Зака Снайдера.

Сюжет

Миллиардера Брюса Уэйна (Роберт Паттинсон) называют «принцем Готэма». После убийства родителей он стал единственным владельцем корпорации Wayne Enterprises. Брюса мало интересует бизнес: уже второй год он ловит готэмских преступников в виде своего альтер-эго Бэтмена. Дела Wayne Enterprises в это время ведёт дворецкий и старый друг семьи Уэйнов, Альфред Пенниуорт (Энди Серкис).

Бэтмен помогает полиции Готэма поддерживать порядок; правда, в отделении ему доверяет только лейтенант Джеймс Гордон (Джеффри Райт). Именно Гордон вызывает Бэтмена на дело Загадочника — убийцы, который уничтожает политическую элиту города. На месте преступления он оставляет необычные шифры-подсказки. И чтобы раскрыть это дело, Брюсу придётся не просто найти убийцу, но и заглянуть в своё прошлое, ведь все послания Загадочника так или иначе сводятся к нему.

Что удалось

Действительно хорошая концепция и интересный сюжет

Рецензия на «Бэтмена» Ривза: спорная попытка показать нового Брюса Уэйна и неонуарный Готэм - фото 1

В 2010-х годах кинокомиксы о Бэтмене не обходились без громкого злодея или даже угрозы планетарного масштаба. Кристофер Нолан выстроил целую трилогию о становлении Тёмного рыцаря, от его обучения и создания костюма до финальной схватки с главным врагом. И каждый раз ему противостояли самые известные антагонисты, которые мечтали переделать Готэм — Джокер, Бэйн, Пугало и другие. В фильмах Зака Снайдера, которые относятся к DCEU, Бэтмен был частью команды. Его личные мотивы были прописаны крупными мазками или вообще оставлены за кадром.

«Бэтмен» Мэтта Ривза — прежде всего детективная история, притом неплохая. Фильм вряд ли вошёл бы в список лучших детективов, но охота на маньяка получилась достаточно любопытным ракурсом, с которого можно посмотреть на развитие Брюса Уэйна. Картина вроде бы ограничивается одним криминальным делом, но на самом деле раскрывает и образ Брюса, и проблемы полиции, и несколько важных социальных тем вроде бедности, коррупции и безнаказанности властей.

Достойный Бэтмен в исполнении Роберта Паттинсона

Рецензия на «Бэтмена» Ривза: спорная попытка показать нового Брюса Уэйна и неонуарный Готэм - фото 2

С момента кастинга Роберта Паттинсона на роль Уэйна соцсети полны шуток об «эмо Бэтмене» — из-за выбранной для персонажа причёски с длиной чёлкой, мрачного выражения лица и нескольких эмоциональных сцен из роликов от Warner Bros. И этот мем вполне применим: Уэйн общается со зрителями в стиле «дорогой дневник, сегодня я…», много рефлексирует о жестокости этого мира и часто сомневается в себе.

Но Бэтмен в деле всего второй год, и такое поведение для него вполне объяснимо. Кроме того, местами Паттинсон выглядит намного забавнее, живее и человечнее своих предшественников, Кристиана Бейла (из трилогии Нолана) и Бэна Аффлека (из DCEU). Его хочется назвать лучшим Бэтменом для уставших миллениалов: он худой, бледный, выгорает на работе, не хочет общаться с людьми и проводит дни и ночи в своей берлоге.

Главное то, что такой молодой, зелёный, неуверенный в себе Брюс делает отличную затравку на последующие фильмы. Если версия Паттинсона понравится зрителям и соберёт хорошую кассу, наблюдать за развитием персонажа будет интересно. И даже в шаблонно-пафосных репликах Бэтмен представляется людям очень неубедительным рыком «Я возмездие!» — видно, что Брюс пока просто не успел найти свой супергеройский голос.

Красивые съёмки, мрачная атмосфера и настроение от Nirvana

Рецензия на «Бэтмена» Ривза: спорная попытка показать нового Брюса Уэйна и неонуарный Готэм - фото 3

В эстетическом плане «Бэтмен» снят так, что смотреть его действительно стоит на больших экранах. Дизайн костюмов, в особенности ранней версии Бэт-костюма, сделали в гиперреалистичном (нолановском) стиле, так что даже среди обычных полицейских в форме Бэтмен в полном облачении выглядит не так безумно. Эксцентрично, но в какой-то степени даже стильно — костюм очень простой, но невероятно красивый. То же касается и Женщины-Кошки, которую одели не только в классический латекс, но и в забавную балаклаву с кошачьими ушами.

В трейлерах и промо показаны далеко не все зрелищные сцены фильма, как это часто бывает с блокбастерами. Сила «Бэтмена» не в масштабе, а в попытках Ривза сделать каждую сцену особенной.

Первую жертву Загадочника мы видим не напрямую, а сквозь бинокль неизвестного персонажа (вероятно, самого Загадочника). И таких моментов стороннего наблюдения в фильме много, что идеально для детектива; зрители включаются в процесс и ведут расследование вместе с Брюсом.

То же самое касается и сцены взрыва, включенной в первый полноценный трейлер «Бэтмена». Героев часто показывают украдкой — из-за угла, из окон соседнего дома, в боковом зеркале машины, и так далее. И весь Готэм, несмотря на свой масштаб, кажется таким же узким, камерным, замкнутым пространством, в котором никто не может быть в безопасности или даже наедине с собой. Единственное место свободы для людей — интернет, и этим удачно пользуется Загадочник, который периодически стримит свои преступления.

Отдельно хочется хвалить Ривза более вдумчивое использование визуального языка, чем в других кинокомиксах. Местами оно слишком очевидно: весь фильм Брюс натыкается на осиротевшего мальчика, в котором видит отражение самого себя в детстве. Но вот дизайн загадок, сам процесс расследования и вообще продвижение сюжета всегда неотрывно связано с продуманной картинкой. Персонажи гораздо больше делают, чем говорят — это то, чего не хватает сценариям и постановке очень многих фильмов DC.

Что не удалось

«Бэтмен» слаб как фильм-нуар

Рецензия на «Бэтмена» Ривза: спорная попытка показать нового Брюса Уэйна и неонуарный Готэм - фото 4

В «Бэтмене» есть много элементов жанра неонуар: невероятно размеренное развитие событий, уже упомянутые долгие немые сцены, снятые в форме наблюдения исподтишка. В нём есть даже внутренние монологи Брюса, оформленные как дневники — явное заимствование из «Таксиста». И когда Бэтмен рассекает на мотоцикле по тёмным, недружелюбным улицам Готэма, размышляя о низости преступников и прогнившей системе, фильм действительно кажется достойным звания «нуар».

Но в конечном итоге творение Ривза не получится поставить в один ряд с тем, что его вдохновляло. В «Бэтмене» не хватает жёстких сатирических ноток, которые есть, к примеру, в «Китайском квартале». Не чувствуется какой-то сильной магистральной мысли, как в «Таксисте». Авторы даже не вгрызаются в криминальную жизнь Готэма: зрители увидят только людей из верхушки, а основной локацией будет всего один клуб «Айсберг Лаундж».

В созданном Ривзом Готэме не так много деталей, за которые можно зацепиться, кроме карикатурного Пингвина, абстрактных «продажных политиков» и психопата-Загадочника. Как трилогия Нолана, так и «Джокер» Тодда Филлипса лучше справились с созданием атмосферы бессилия, беспомощности обычных людей, паники из-за высокого уровня преступности. А ведь именно это отличало неонуар: режиссёры и сценаристы 70-х годов исследовали не только психологию главных героев, но и общий пессимизм, жестокость, недоверие людей к власти и друг другу.

Желание угодить сразу всем категориям зрителей

Рецензия на «Бэтмена» Ривза: спорная попытка показать нового Брюса Уэйна и неонуарный Готэм - фото 5

История с Загадочником и расследование Бэтмена роднят картину с творчеством Дэвида Финчера — фильмами в духе «Семь», «Зодиак» или «Игра». «Бэтмена» можно назвать разом детективом, триллером или криминальной драмой, поскольку жанрово он получился очень неровным: объединили личную трагедию Бэтмена, тонкости работы мафии Готэма, охоту за серийным убийцей.

Ни в одной из этих историй впечатляющий экшен не кажется важным. Например, одна из самых запоминающихся сцен фильма — автомобильная погоня за Пингвином, которая уже появлялась в трейлере — оформлена совершенно не в стиле супергеройского кино последних десяти лет. Камера много трясётся и берёт крупные планы, сбивая зрителей с толку: невозможно сказать, что случится с машиной Пингвина и Бэтмобилем в следующую секунду.

Остальные экшен-сцены забываются сразу после выхода из кинозала. Это касается даже финальной схватки с неплохими драками и впечатляющими разрушениями. Визуально она будто вырезана из сольного фильма Marvel — и общая атмосфера фильма, которая выдержана в одних сценах, на экшене абсолютно рушится.

Слабый Пингвин и мелодраматичная Селина Кайл

В «Бэтмене» собрался потрясающий актёрский состав, и второстепенные герои за счёт этого получились яркими. Например, Альфред в исполнении Энди Серкиса — голос разума, единственный персонаж с минимальной долей самоиронии, который не боится подкалывать Брюса и при этом искренне заботится о нём.

Пингвин и Женщина-Кошка в фильме получились пусть не провальными, но довольно неубедительными. Злодей Колина Фаррелла появляется на экране мало и не оказывает большого влияния на сюжет. Учитывая его персональный постер и обилие сцен в трейлерах, от Пингвина ждали гораздо большего. Ривз то ли не придумал для него более интересный сюжет, то ли придержал все лучшие идеи для сольного спин-офф сериала, который разрабатывают с осени 2021 года.

Женщина-Кошка получила больше экранного времени, и в целом американская актриса Зои Кравиц хорошо справилась с этим образом. Отдельно можно было бы похвалить то, как умело Ривз избежал надоевшего шаблона «девы в беде» — Селину Кайл в фильме не нужно спасать, она спасёт всех сама. Но в остальном её личная линия получилась слишком мелодраматичной, а взаимоотношения Селины и Брюса — плохо проработанными.

Вердикт: обязательно смотреть в кино, но не ждать суровой нуарной истории

Рецензия на «Бэтмена» Ривза: спорная попытка показать нового Брюса Уэйна и неонуарный Готэм - фото 6

Супергеройские фильмы по комиксам Marvel и DC выходят в кино почти каждый год, за исключением начала пандемии; их производство поставлено на конвейер. «Бэтмена» доверили Мэтту Ривзу после опыта Зака Снайдера, Джосса Уидона и провальной «Лиги справедливости». Ривз получил гораздо больше творческой свободы, пересмотрел стандартную концепцию о супергерое, который борется с одним известным врагом из комиксов, и обратился к более реалистичному стилю — по опыту трилогии Нолана и «Джокера» 2019 года.

«Бэтмен» Ривза не получился революционным кино, которое перевернёт мир супергероики, как это сделал «Тёмный рыцарь». Но режиссёр попытался увести историю Брюса Уэйна в другой жанр, создать что-то более выдающееся, эстетичное, сосредоточенное на темах и героях, а не на экшене.

И хотя в жанре нуар и нео-нуар «Бэтмен» однозначно слаб, у Ривза получился неплохой эксперимент: не идеальный, но интересный фильм, в котором есть что обсудить. Начиная со стримера-Загадочника, который пугающе напоминает инцелов с Reddit и 4chan, и заканчивая очень актуальной темой коррупции и безнаказанности во власти.

Комментарии 29
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
лЁлик 380
лЁлик 380
Хм, жаль не описали проработку персонажа загадочника. Пол Дано отличный актёр и это одна из причин которая за интересовала меня по смотреть это кино.
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
Настолько же вторично как "Джокер" или нет?