Рецензия на 6 серию 5 сезона «Рика и Морти». Забавный экшен-эпизод с неожиданным дуэтом героев
Сюжет
В День благодарения Рик и Морти вламываются в хранилище национальных сокровищ США, чтобы похитить Конституцию. Она нужна Рику, хотя пока непоянтно, для чего. Но Морти случайно уничтожает документ выстрелом из лазерной пушки. В результате дом семейства Смитов-Санчесов оказывается осажден американскими военными: они накрыли дом силовым куполом, который не дает Рику телепортироваться.
Но Рику не привыкать. Оказывается, что он каждый год уходит от уголовной ответственности, выдавая себя за индейку, которую президент США по американской традиции должен «помиловать» в Белом доме в День благодарения. Рик и Морти превращают себя в индеек и отправляются в Белый дом. Но в этом году президент, раздраженный тем, что каждый год вместо индейки милует Рика, как следует подготовился: в индеек превращен отряд американских спецназовцев. Они должны выследить Рика и Морти до помилования.
Операция идет не по плану и с той, и с другой стороны, в результате чего место президента США занимает настоящая индейка, по ошибке превращённая в человека. Президент, Рик и Морти в обличье индеек попадают в подземелье Белого дома, где их ждет встреча с кошмарным монстром – Франклином Делано Рузвельтом. Он превратился в гигантского паука после неудачного испытания экспериментального лекарства от полиомиелита (болезнь, из-за которой Рузвельт половину политической карьеры провёл в инвалидном кресле) . Героям нужно победить монстра, превратиться обратно в людей и остановить президента-индейку до того, как он обратит всех индеек США в неуязвимых суперсолдат.
Плюсы: ряд классных шуток и дуэт Рика с президентом
Пререкания президента, которого, как и в предыдущих эпизодах, озвучил Кит Дэвид из «Нечто» и «Хроник Риддика», и Рика занимают большую часть экранного времени. Это самый большой плюс серии, делающий ее необычной для формата «Рика и Морти» — и при этом опирающийся на наследие предыдущих эпизодов.
У взаимоотношений этих персонажей есть история. Впервые президент появился в пятой серии второго сезона, а в финале третьего сезона выступил главным антагонистом. Так что их интеллектуальная дуэль в начале эпизоде уходит корнями в предыдущие сезоны шоу, и это выгодно отличает президента от других антагонистов и напарников Рика, заглядывающих на одну серию.
Президент оказывается достойным соперником, придумав не менее дурацкий и сложный план, чем Рик, а потом сам превращается в индейку и физически сражается с индейкой-Риком. Морти в эпизоде почти не участвует (даром что началось всё с его рокового выстрела!), хотя почти постоянно находится в кадре.
Между Риком и президентом появилась новая динамика и своеобразное бадди-муви, благодаря которому можно передохнуть от перепалок деда и внука. Тем более, что препирательства Рика и Морти в итоге ни к чему не приводят, а у президента и Рика в финале есть реальный шанс забыть о противостоянии и расстаться лучшими друзьями.
Сценарий эпизода написал Джеймс Сицилиано, автор девятой серии четвёртого сезона «Морт риковеческое». В 2020 году «Канобу» назвал этот эпизод худшим во всем сериале и даже пообещал специально выписать себе имя и фамилию сценариста, чтобы никогда больше не смотреть ни одну написанную им серию. Должен признать, что с новым эпизодом Сицилиано справился гораздо лучше.
Главными проблемами «Морта риковеческого» было полное отсутствие юмора, предсказуемость всех сюжетных ходов и то, что за неимением лучшего технического термина приходится называть сценаристской ленью: Сицилиано всегда выбирает самый лёгкий и нетворческий возможный путь развития событий.
Предсказуемость сюжета и лень автор присутствуют и в «Деде благодарения». Скажем, Рик, Морти и президент бегут по ступеням Капитолия, а путь им преграждает гигантский суперсолдат-индейка. «Что нам делать, Рик?» — кричит Морти. Вместо того, чтобы найти оригинальный или интересный способ преодоления серьёзного препятствия, Рик стреляет в суперсолдата из лазерной пушки, убивая его, и персонажи бегут дальше.
Но эпизод при этом действительно смешной, а клише из боевиков тут обыгрываются легче и приятнее, чем в четвертой серии пятого сезона «Спрей рикависимости», пародировавшей «День независимости» и прочие фильмы-катастрофы. В шестой серии юмор тоньше — очевидно, что сценарист, который, судя по «Морту риковеческому», ничего не смыслит в фантастике, неплохо разбирается в боевиках. Один пример: в финале Морти нужно перерезать синий провод, чтобы остановить космическое сверхоружие индеек. Вместо классической комбинации «красный, зеленый, синий» все провода оказываются различных оттенков синего: «Может, нас устроит лазуревый?!»
Минусы: неиспользованный потенциал для политической сатиры
Фантастики в серии минимум, и все научно-фантастические элементы представляют собой прямые цитаты из популярных фильмов. Но в целом тема с тайной предысторией США и отношений между людьми и индейками получилась достаточно забавной, чтобы к ней не придираться.
Самая большая проблема серии в другом: половину эпизода Америкой управляет индейка, а это нам никак не показывают! Есть забавный момент, в котором в Конгрессе президента-индейку выбирают вместо настоящего президента, потому что индейка продала Нью-Йорк французам и использовала вырученные деньги, чтобы поднять финансирование конгрессменам. После этого начинается стандартный боевик без политической сатиры. Тему можно было развить и раскрыть: о настоящей сущности президента могли бы узнать не только конгрессмены, но и обычные американцы, и их это по каким-то причинам тоже полностью устроило бы.
Довольно большой процент экранного времени отводится семейной жизни одного из спецназовцев, который вызвался добровольцем для того, чтобы его превратили в индейку. Сцена в титрах, где нам демонстрируют последствия эксперимента для жизни солдата и его семьи, очень грустная и смешная — и это именно тот уровень высмеивания американской (да и не только) действительности, которого не хватает основному эпизоду.
Смотреть ли дальше?
Разница в качестве юмора между четверым и шестым эпизодам пятого сезона, показывает, что «Рик и Морти» (Rick and Morty) может расти даже в сериях с похожими концепциями. Разница с крайне неудачной девятой серией четвёртого сезона, написанной тем же автором, доказывает, что в сериале можно ждать улучшений и у отдельных сценаристов. В целом Rick and Morty’s Thanksploitation Spectacular — проходной эпизод, который не вызывает негативных впечатлений и служит неплохой демонстрацией оставшегося у сериала огромного потенциала.