Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Рецензия на 3 серию 5 сезона «Рика и Морти». Умный эпизод об отношениях, сбивающий зрителя с толку

Вышла третья серия пятого сезона мультсериала «Рик и Морти» под названием A Rickconvenient Mort («Рикодобный Морт»). Редактор «Канобу» Александр Башкиров объясняет, почему это остроумный и человечный эпизод, приятно оттеняющий цинизм и нигилизм большинства серий «Рика и Морти», и почему сериал нужно смотреть дальше.<br />
Вышла третья серия пятого сезона мультсериала «Рик и Морти» под названием A Rickconvenient Mort («Рикодобный Морт»). Редактор «Канобу» Александр Башкиров объясняет, почему это остроумный и человечный эпизод, приятно оттеняющий цинизм и нигилизм большинства серий «Рика и Морти», и почему сериал нужно смотреть дальше.

Сюжет

Рецензия на 3 серию 5 сезона «Рика и Морти». Умный  эпизод об отношениях, сбивающий зрителя с толку

Название серии отсылает к документальному фильму «Неудобная правда» (An Inconvenient Truth). Его сняли американский режиссёр Дэвис Гуггенхайм и бывший вице-президент США Эл Гор в 2006 году, в 2007-м картина получила два «Оскара». Фильм рассказывал об угрозе глобального потепления. Основная сюжетная линия эпизода при этом пародирует мультсериал «Команда спасателей Капитана Планеты» (Captain Planet and the Planeteers). История о пяти подростках, которые боролись с экологическими катастрофами при помощи волшебных колец, призывавших им на помощь неуязвимого супергероя, выходила в начале 90-х годов. Тема связанного с экологией супергеройства оказывается основной мишенью для шуток в новой серии «Рика и Морти».

По основному сюжету эпизода Морти случайно знакомится с девушкой-супергероиней по имени Планетина, которая на его глазах побеждает сверхзлодея — гигантскую летающую крысу, вызывающую кислотный дождь. Избавившись от Рика, Морти отправляется на свидание с Планетиной. Он выясняет, что Планетина – супергероиня-консервационистка, которая борется с экологическими проблемами. Она вызвана к жизни кольцами четверых подростков «из каждой важной этнической группы». Бет не в восторге от нового знакомства сына: её настораживает вопрос о реальном возрасте Планетины. Узнав, что всего в 200 сотнях километров от дома горит лес, Морти ругается с родителями и отправляется на пожар, где снова встречается с Планетиной.

При тушении пожара Морти произодит благоприятное впечатление на Планетину, спасая кроликов. На втором свидании у них происходит секс и начинаются отношения. Но для того, чтобы продолжить встречаться с Планетиной, Морти нужно победить четверых подростков с волшебными кольцами — теперь уже взрослых людей, которые эксплуатируют похождения Планетины ради прибыли и намерены продать её арабскому шейху.

Рецензия на 3 серию 5 сезона «Рика и Морти». Умный  эпизод об отношениях, сбивающий зрителя с толку

Тем временем Рик берет тяжело переживающую разрыв со своим парнем Саммер в путешествие по трем обреченным планетам: в одну вот-вот должна врезаться комета, вторая — погибнуть от вспышки сверхновой, третья – упасть в чёрную дыру. Рик предлагает Саммер как следует оттянуться на оргиях по случаю последней ночи каждой из планет — наркотики, групповой секс и никаких эмоциональных привязанностей.

Дальше обе сюжетные линии, формально не пересекаясь, комментируют содержание друг друга: попытки Морти и Планетины поддерживать серьёзные отношения натыкаются на её фанатичность в вопросах экологии и политики, в то время как Рик раздражает Саммер, таская по обречённым планетам одну и ту же инопланетянку — якобы только ради секса.

Плюсы эпизода: человечность отношений и прекрасные шутки

Рецензия на 3 серию 5 сезона «Рика и Морти». Умный  эпизод об отношениях, сбивающий зрителя с толку

Главное достоинство третьего эпизода в том, что отношения главных героев с новыми персонажами завязываются, развиваются и заканчиваются прямо на наших глазах. В этом главное отличие серии от большинства эпизодов «Рика и Морти», где мы впервые видим героев, которые знакомы с Риком много лет (скажем, Нимбус из первого эпизода пятого сезона) и пытаются призвать его к ответу за какие-то нам неясные и от того неинтересные проступки.

В третьей серии любовная линия Морти и Планетины сначала интригует, а потом заставляет болеть за Морти, пока он пытается преодолеть препятствия, которые ставят перед ним взрослые кольценосцы. И после этих испытаний, которые герои проходят на наших глазах, нам гораздо досаднее наблюдать, когда отношения между ними начинают портиться. Причём не под влиянием внешних факторов, вмешательства других героев или злодеев, а просто потому, что они оказываются несовместимы психологически.

Параллельно развиваются события с Риком и инопланетянкой Дафной, которая половину серии говорит одно слово («привееет!»), но при этом к посещению третьей обречённой планеты успевает развиться в полноценного, трехмерного персонажа. Третий эпизод целиком построен на эмоциональных арках героев и сопереживании, которые они вызывают у зрителя, узнавшего себя в одном из участников отношений… такого в «Рике и Морти» ещё не было: даже в самых трогательных предыдущих эпизодах одна сюжетная линия развивала отношения героев, а другая от них отвлекала.

Рецензия на 3 серию 5 сезона «Рика и Морти». Умный  эпизод об отношениях, сбивающий зрителя с толку

Это не значит, что в серии совсем нет цинизма или жестокости. То, как Морти расправляется с кольценосцами, может посоревноваться с самым брутальными моментами «Огурчика Рика». На обречённых планетах разыгрываются изощренно поставленные экшен-сцены — с сильными порнографическими элементами. В самой впечатляющей сцене Саммер выводит космический корабль Рика из-под огромной горы совокупляющихся инопланетян, вылетает из атмосферы планеты, расстреливает комету и возвращается на поверхность — причем всё показано одним планом из салона космического корабля. Действие в новом эпизоде скромнее по масштабу, чем в двух предыдущих, что позволяет отдохнуть от постоянного блокбастерного экшена и вызывает большее сопереживание героям.

Отдельно стоит выделить юмор, построенный исключительно на диалоговых шутках или очень простых визуальных гэгах. В самой смешной сцене Морти просто молча несколько раз хлопает дверью перед тем, как уйти из дома, а в другой – арабский шейх перед смертью успевает выкрикнуть, что не является представителем конкретной идеологии, религии или группы.

С каждой серией в «Рике и Морти» усложняется и диалоги, и визуал: к пятому сезону реплики состоят сплошь из отсылок и мета-комментариев, на экране мельтешат толпы детально прорисованных персонажей. Поэтому приятно видеть сцены, которые остались бы такими же смешными в неанимированном ситкоме (или на сцене театра), и шутки, не требующие детальной расшифровки со стоп-кадра.

Минусы: непривычная серьёзность эпизода и обнуление отношений к концу серии

Рецензия на 3 серию 5 сезона «Рика и Морти». Умный  эпизод об отношениях, сбивающий зрителя с толку

A Rickconvenient Mort — эпизод, на 100% отработавший свою идею. Это серия, к которой совершенно не хочется придираться по мелочам. Единственная возможная претензия — эпизод сделан совсем в другом ключе, чем то, к чему мы привыкли в «Рике и Морти».

Сценарий написал Роб Шраб, постоянный соавтор одного из создателей «Рика и Морти» Дэна Хэрмона, работавший с ним над культовым ситкомом Сommunity, известном у нас как «Однокурсники» и «Сообщество». И, с поправкой на одну-другую апокалиптическую сцену, это вполне могла быть серия ситкома об отношениях в коммьюнити-колледже. Один герой начинает встречаться с убеждённой активисткой, не представляя, к чему это может привести, другой отправляется на серию курортных тусовок и цепляет там девушку, от которой никак не может избавиться.

Диалоги серьёзные, нештампованные, предельно несериальные: герои пытаются достучаться друг до друга, как это делали бы настоящие люди. И после всех этих «ты можешь просить меня простить тебя, но не проси тебя понять» все сводится к будничному и жизненному: «Да пошёл ты, Морти».

Смотреть ли дальше?

Третий эпизод пятого сезона — украшение всего сериала, взрослая и серьёзная серия, которая прекрасно шутит на сложные темы. Он и проще, и глубже, чем мы привыкли за последние два-три сезона «Рика и Морти», позволяет отдохнуть от непрерывного экшена и поп-культурных отсылок и пересмотреть свои взгляды на то, на что способен «Рик и Морти» в пятом сезоне. Глобального развития персонажей здесь нет — и с каждой серией очевиднее, что это сознательное решение авторов. Зато есть яркие «приглашённые звезды», с которыми происходят небезразличные для зрителя вещи.