04 июля 2018Игры
Обновлено 25.08.2018

«После смерти»: как изменилось бы человечество, если бы научилось жить вечно?

Издательство Fanzon предложило нам сделать обзор российского издания комикса «П. С. После Смерти». Это научно-фантастическая история о будущем, где люди преодолели смерть и научились жить вечно. Написал ее Скотт Снайдер, а нарисовал Джефф Лемир. Оба автора известны не только зарубежным фанатам, но и отечественным, так как различные их комиксы издавались на русском языке. О том, почему «П. С. После Смерти» заслуживает вашего внимания, пойдет речь в обзоре комикса.
Издательство Fanzon предложило нам сделать обзор российского издания комикса «П. С. После Смерти». Это научно-фантастическая история о будущем, где люди преодолели смерть и научились жить вечно. Написал ее Скотт Снайдер, а нарисовал Джефф Лемир. Оба автора известны не только зарубежным фанатам, но и отечественным, так как различные их комиксы издавались на русском языке. О том, почему «П. С. После Смерти» заслуживает вашего внимания, пойдет речь в обзоре комикса.

Для начала несколько слов об авторах комикса. Скотт Снайдер — сценарист очень спорный. У него есть хорошо написанные вещи вроде Wytches, American Vampire или Swamp Thing в New 52, а есть довольно посредственные комиксы вроде его серии про Бэтмена в New 52 и недавних «шедевров» Dark Nights: Metalили Justice League: No Justice. При этом чем сильнее серия, которую пишет Снайдер, отдалена от супергероев и DC, тем она обычно лучше. Именно так и получилось с «П. С. После Смерти». Эта история во многом для него личная, в ней нашли отражение его главные страхи.

А вот репутация Джеффа Лемира куда лучше. Он известен в среде фанатов комиксов и как сценарист (Animal Man в New 52, Descender, Plutona, Old Man Logan vol. 2), и как художник. Причем обе эти роли он выполняет по-своему, зачастую довольно специфично, что выделяет Лемира среди прочих. Есть множество комиксов, которые он сам и писал, и рисовал — Essex County Trilogy, Sweet Tooth, The Nobody и Underwater Welder. В «П. С. После Смерти» Джефф выступил художником, а история полностью принадлежит Скотту.

Комикс в оригинале был выпущен издательством Image в трех частях (впоследствии собранных в одну книгу). Первый том вышел в ноябре 2016 года, второй — в декабре 2016-го, третий — в мае 2017-го. На русском языке все три части в одной книге были выпущены издательством Fanzon в 2018 году.

«П. С. После Смерти» — это не совсем комикс. Скотт Снайдер и Джефф Лемир много экспериментируют с подачей истории.

Где-то это стандартные панели с диалогами в «пузырях», где-то чисто текстовые фрагменты (в которых Снайдер никак не ограничивал себя при использовании языковых средств), как в книгах, а есть и такие места, где страницы состоят только из текстовых блоков, причудливо расположенных, из-за чего непонятно, с какого из блоков нужно начинать чтение. По мере чтения вы поймете, что настоящее подается в виде комикса, а флешбеки — текстом с иллюстрациями. И для такого четкого разделения повествования есть причина.

Все дело в том, что «П. С. После Смерти» — это дневник главного героя Джоны Кука. Очень личный и эмоциональный, с кучей мелких деталей, которые на первый взгляд не имеют никакого смысла, но играют важную роль в финале истории. Это комикс, финал которого вы не сможете предугадать. Снайдер придумал очень хитрый сюжет, который на деле очень прост, но из-за особенностей повествования раскрывается лишь на последних страницах. И тема бессмертия здесь далеко не главная.

Представьте общество, в котором люди смогли изобрести лекарство от смерти. Как бы изменилась жизнь? Стало бы человечество и дальше верить в Бога? Или отринуло бы старые принципы своего существования, найдя цель в бесконечном саморазвитии? Эти и многие другие вопросы затрагиваются в «П. С. После Смерти», но вскользь.

Все дело в том, что главный герой плохо помнит свое прошлое. Ведь с того момента, как он был смертен, прошло множество циклов (в мире комикса цикл равен пятидесяти годам). В его голове так много информации, что он уже не уверен, что действительно было, а что нет.

Из сюжета вы узнаете, какую роль Джона Кук сыграл в переходе человечества на новую стадию развития. А именно он много сотен лет назад приблизил людей к избавлению от смерти. Хотя никогда ранее не предполагал, что сможет сыграть такую роль для всей планеты. Вернее, он все знал, но забыл из-за своей долгой жизни, память о которой сохранилась лишь в дневниках.

«П. С. После Смерти» — не совсем типичная научная фантастика. В далеком будущем люди живут на горе в идеальном обществе, где у них есть все необходимое. А вот вокруг горы мрак в лучших традициях Fallout: радиоактивные поля, ядовитый туман, животные и растения, мутировавшие в новые формы жизни. Получается противопоставление разрушенного мира и избранных людей, живущих в искусственно созданном Раю.

Они живут так долго, что уже ничего не помнят. Им приходится вести дневники, собирать предметы, которые напоминают о прошлом, о предыдущих циклах, о встречах, людях и событиях. Джона Кук же, помимо прочего, цепляется за свою жизнь до изобретения лекарства от смерти.

Кстати, в этом комиксе человечество начало новый отсчет времени от года изобретения лекарства. На момент действия сюжета начался 825 год П.С. (после смерти). В нашем мире летоисчисление ведется от Рождества Христова, что в оригинале пишут как Anno Domini или A. D. (в России — Р.Х.).

Собственно, оригинальное название отсылает к оригинальному летоисчислению — A.D. After Death. В переводе отсылка к Anno Domini пропала. Но тут и не перевести дословно.

Снайдер поднимает интересную тему — как бы жили люди, если бы стали бессмертны? Изменились бы нравственные устои? Как бы обстояли дела с творчеством? Что стало бы общей глобальной целью для человечества? Какие привычки современного общества остались бы у людей, получивших возможность жить вечно? «П. С. После Смерти» поднимает множество интересных тем, но не предоставляет всех ответов. Снайдер хочет, чтобы читатель задумался, представил себе это общество бессмертных людей. Он не стремится показать все сам — простор для фантазии огромен.

Чтобы добавить аутентичности, Снайдер сделал Джону Кука очень откровенным. В своем дневнике, который он читает на страницах «П. С. После Смерти», Кук рассказывает о детстве, о тяжелых событиях, забыть которые он не способен даже спустя несколько сотен лет, о различных мелочах, которые занимали его до изобретения лекарства от смерти. Например, Джона рассказывает о том, что с детства увлекся воровством, и для него это было целой наукой. Он учился, много читал, практиковался, и в итоге стал известным в узкой воровской среде человеком, чьи таланты признавали на самом высоком уровне. Вообще теме воровства в «П. С. После Смерти» уделяется очень много времени, и это оправдано сюжетом. Снайдер не спешит сообщать читателю, зачем это нужно, зато, когда ответ появится, все вопросы о долгой подводке отпадут.

Обстановка в комиксе тоже регулярно меняется — с тихих пейзажей Америки на футуристичный город будущего в духе колонии из романа «Атлант расправил плечи», с заснеженных гор на токсичные болота. Скотт пишет именно научную фантастику, поэтому в «П. С. После Смерти» он представляет свою теорию бессмертия, основанную на изучении реально существующих болезней и способов их лечения.

Через образ главного героя Снайдер показывает свое отношение к смерти и бессмертию.

Он спрашивает читателя, что лучше — жить отведенное человеку время и умереть или жить так долго, что прошлое навсегда исчезнет из головы? Его герои живут так долго, что за свою жизнь уже успели забыть мир до лекарства от смерти. Более того — многие уже и не помнят прежний цикл, что уж говорить про то, что было 800 лет назад.

«П. С. После Смерти» заставляет задуматься о том, для чего вообще живут люди. Чем мы станем, если наше окружение нас попросту забудет? Ведь личность человека состоит из полученного им опыта, из воспоминаний, которые говорят, как нужно поступать. А что если спустя сотню лет человек не сможет вспомнить, что он должен делать в тех или иных ситуациях? Снайдер постепенно подводит читателя к мысли, что, несмотря на все ужасы смерти, она все-таки необходима. Если бы человек жил вечно, он бы перестал быть тем, кем он был изначально. С каждой новой сотней лет человек все больше и больше менялся бы, пока не стал бы совершенно другой личностью.

«П. С. После Смерти» пугает этой идеей, он показывает, чем может стать человечество, если найдет лекарство от смерти. Все это изображено глазами Джоны Кука. Снайдер создал один из самых сильных по идее своих комиксов и один из самых интересных по подаче. В 2016 году, кстати, Sony приобрела права на экранизацию «П. С. После Смерти». С тех пор о фильме ничего не слышно, но это не значит, что он отправился в долгий ящик. Скорее всего, студия решает, как лучше адаптировать материал для большого экрана.

Отдельно стоит упомянуть рисунок Джеффа Лемира. В «П. С. После Смерти» он выдает свой традиционный слегка непропорциональный грубый стиль, который кому-то может показаться примитивным или откровенно некрасивым. Тем не менее, такой грустной и депрессивной истории, как «П. С. После Смерти», он подходит отлично. Помогает и покраска, которая в настоящем времени светлая и пестрящая цветами, а в прошлом желтоватая и выцветшая.

На русском языке A.D. After Death издан в твердом переплете в увеличенном формате в рамках серии «Комиксы. Современная классика». В книге 256 страниц. Что интересно, отечественное издание практически полностью идентично аналогичному зарубежному.

Удивительно, но при чтении мне не удалось найти никаких ошибок. Возможно, я настолько увлекся историей, что даже сравнивая с оригиналом, зачитывался ей больше, чем искал недочеты, но я не могу привести ничего, что могло бы вас расстроить при чтении.

Более того, здесь множество выражений разговорного характера, которые не используется в России, а потому были отлично адаптированы переводчиком Анной Костиной. И это удивительно, поскольку текста в этом комиксе гораздо больше, чем во всех предыдущих книгах, которые мне давали на обзор.

Больше обзоров

Комментарии 12
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Алексей Абрамов.2up5z
Алексей Абрамов.2up5z
Мне очень понравилась данная книга. Многие упрекают в ней графоманство Снайдера, но мне все показалось здесь уместным. А вот иллюстрации Джеффа Лемира я не переношу в той же степени, в которой я уважаю его за качества хорошего сценариста.
exs2199
exs2199
Если есть в электронном варианте, то я с прочту с удовольствием.