Круглый стол. Любимые экранизации Человека-Паука редакции «Канобу»
«Человек-Паук» Сэма Рэйми, 2002
Дмитрий Петренко
Одни из самых ярких киновпечатлений в моей жизни пришлись на эпоху видеокассет. В начале нулевых VHS-прокаты процветали, а потому мама каждую неделю приносила домой по стопке приключенческих фильмов. Многие из них я пересматривал не раз и не два, но рекордсменом в этом плане до сих пор остается «Человек-Паук» Сэма Рэйми, вышедший в 2002 году. Я хорошо помню, как бежал домой со школы и, не успев снять школьную форму, запускал видик и отматывал на самые зрелищные или трогательные сцены.
Я посмотрел «Человека-Паука» около двадцати раз, и, наверно, именно из-за детских воспоминаний (когда фильм вышел, мне было 11 лет) первая экранизация приключений Спайди для меня остается не только лучшим фильмом про супергероев вселенной Marvel, но и лучшим фильмом про супергероев вообще, наравне с «Темным рыцарем».
Мне нравится в нем абсолютно все: наивная, простая — но искренняя и светлая история. Невероятная, по тем временам, компьютерная графика, благодаря которой происходящее на экране натурально оживало. Тоби Магуайр в роли Питера Паркера идеально вписался в образ дружелюбного соседа. Зеленый гоблин Уиллема Дефо — карикатурный и немного нелепый, но «выпуклый», со своей личной трагедией, способной в конце вызвать даже сочувствие и жалость.
«Человек-Паук» Рэйми больше похож на сказку, особенно сейчас, на фоне современной супергероики, старающейся выйти за рамки жанра и перерасти в нечто большее, чем набор красивых сцен, где одни персонажи в трико дубасят других. В этом и заключается его главная сила. Это практически идеальное кино для подростков — оно разговаривает с ними на одном языке и говорит о правильных вещах. Прививает чувство справедливости и ответственности за собственные поступки. «Чем больше сила — тем больше и ответственность» — этот девиз въелся в подкорку многих моих сверстников.
И я бы очень хотел, чтобы у современного поколения детей были такие же фильмы. Фильмы, под которые не стыдно расти.
«Человек-Паук 2» Сэма Рэйми, 2004
Денис Князев
Я очень люблю всю трилогию фильмов про Человека-Паука, снятую Сэмом Рэйми, однако больше всего — вторую часть. Потому что первая часть в мою тогдашнюю школьную жизнь нагрянула внезапно, я и понять ничего не успел — интернета ведь не было, трейлеров тоже, да и понятия «супергеройское кино» не существовало, хотя фильмы по комиксам снимали и прежде.
Вторую часть я встретил уже подготовленным — следил за рекламой по телевизору, всматривался в афиши кинотеатров, обсуждал с друзьями, что премьера фильма уже скоро, но в итоге все равно впервые посмотрел его дома. Тут надо понимать: никто ничего подобного прежде не видел. Даже о том, что «Блэйд» — тоже персонаж Marvel, не знали. А о том, что основа «Людей в черном» — комиксы, никто и подумать не мог. До «Человека-Паука» в моем городе самым известным якобы «супергеройским кино» были кукольные «Черепашки-ниндзя» и экранизации Mortal Kombat. И тут снимают фильм про Паука, про которого до этого все видели только ТОТ САМЫЙ мультфильм.
Короче, передать словами восторг ребенка, который увидел ТВ-спот с настоящим Человеком-Пауком, просто невозможно. В моем случае, как я уже сказал, это были ролики второй части, за которыми я пристально следил.
Ценность самого фильма тогда в силу возраста осознать было сложно, но сейчас у меня с этим нет никаких проблем. Да, Рэйми во втором «Пауке» заигрался в мелодраму и по второму разу использовал сюжетные ходы из прошлого фильма, но вместе с тем он показал потрясающего Отто Октавиуса в исполнении Альфреда Молины, сцену в поезде, которую спустя годы цитируют разработчики новой игры, и крутейшие спецэффекты, от которых в те времена уши закладывало.
А еще этот фильм — одна из немногих картин про супергероев с авторским подходом к постановке. Но это всех трех частей касается — это не столько кино про Человека-Паука, сколько очередная работа великолепного Сэма Рэйми. Из современного супергеройского кинематографа ближе всего к тем фильмам подобрались, пожалуй, только «Стражи Галактики» Джеймса Ганна, которых Disney уже пристрелила, и, конечно, третий «Тор» Тайки Вайтити.
«Новый Человек-Паук» и «Новый Человек-Паук: Высокое напряжение», 2012-2014
Дмитрий Кинский
Мне правда нравилась трилогия «Человека-Паука» Сэма Рэйми с Тоби Магуайром, хотя последняя часть откровенно уступает первым двум — всему виной сразу три злодея, которых не удалось толком раскрыть из-за короткого экранного времени. Но после нее дилогия Марка Уэбба мне показалась настоящим глотком свежего воздуха.
Хотя бы потому, что Питера Паркера в ней сыграл Эндрю Гарфилд. Его персонаж больше похож на простого парня, у которого те же проблемы, что и у зрителя. Ему куда проще сопереживать, потому что ты смотришь на экран и думаешь: «Эй, да это же вылитый я! Мне знакома такая ситуация!». В его исполнении герой получился более убедительным и живым.
Сюжет в фильмах сценаристы тоже подкрутили, не выдавливая лишний раз драму там, где она просто не нужна. Особо повторяться в перезапуске франшизы они не хотели и взяли за основу по большей части новых персонажей, оставив всего пару знакомых. Противниками Пучка стали Ящер, Электро и Зеленый гоблин в лице Гарри Озборна, а его возлюбленной — Гвен Стейси вместо Мэри Джейн.
Прописаны злодеи, кстати, бог знает как. Четкой мотивации толком ни у кого из них и нет. Один решил обратить всех жителей Нью-Йорка в ящеров, потому что он сам ящер, а значит и все остальные должны быть рептилиями. Другой просто однажды обиделся на Человека-Паука, неправильно интерпретировав его слова. Немного веришь лишь в Гарри Осборна, да и то не всегда. Однако битвы с ними, справедливости ради отмечу, получились зрелищными.
Но все эти проблемы забываются сразу после заключительной сцены в «Высоком напряжении». Вы ведь уже догадались, к чему я веду? Здесь стоит снова вернуться к последнему «Человеку-Пауку» Сэма Рэйми. Помните, когда в конце фильма Мэри Джейн стремительно падает навстречу асфальту? Хоть кто-то из вас думал, что у Питера не получится ее спасти?
Вот и я так не думал, когда смотрел ленту Марка Уэбба. А у него не получилось.
«Человек-Паук: Возвращение домой», 2017
Антон Городецкий
Любимый «Паук» — конечно, самый новый, из «Противостояния» братьев Руссо и «Возвращения домой» Джона Уоттса. Все дорого, богато, вокруг царит атмосфера искреннего, школьного счастья главгероя (и зрителей) от происходящего, у него Железный человек в наставниках, всякие технокостюмы — элита, шик!
Не, вы не подумайте: трилогия Сэма Рэйми — великая, к ней никаких вопросов, она для меня-школьника открыла мир крутых и красивых фильмов про супергероев, наряду с «Людьми Икс» и «Блэйдом». Первые три фильма я засматривал до дыр, отождествлял себя с главным героем — не слукавлю, если скажу, что именно Питер Паркер Магуайра помог мне справиться с рядом школьных проблем со сверстниками.
Дилогия Уэбба прошла мимоходом: меня до сих пор не покидает ощущение необязательности снятого.
А вот версия Тома Холланда — прям то, чего я ждал, тот Паук, которым он, по мне, и должен быть: совсем молодой мальчишка, настоящий комиксовый подросток, истинный ребенок, который вообще не понимает, что с ним происходит, что со всеми этими способностями делать, как дальше жить и вообще. Как и все мы.
Вдобавок, лично меня дико радует, что Человека-Паука наконец-то вписали во вселенную Marvel, что он теперь часть супергеройского иконостаса, часть важная и полноценная. Отдельно доставляют его отношения с Железным Человеком, моим самым любимым марвеловским персонажем: вся эта преемственность, матерый генерал и юный солдат, метафорические отец и сын, батя и его [сынок]. Сцена с исчезновением Паркера на руках Старка — величайшая!
Вот это чувство завершенности, закрытый гештальт — наверное, главный мой аргумент в пользу последней инкарнации. Наконец-то все законнектилось. Впрочем, чего греха таить, есть еще одна причина: пару лет назад я брал интервью у Холланда — и это дико обаятельный чувак, который абсолютно соответствует образу Питера Паркера. Как и Паркер, Том был никем, обычным мальчишкой — и тут вдруг получил суперспособности, всемирную славу и любовь миллионов. Идеальный кастинг, ему даже играть не надо — в жизни видно, как его прет все, что с ним происходит!
Мультсериал «Человек-Паук», 1994
Александр Трофимов
Сериал «Человек-Паук» 1994 года для российских фанатов Спайди имеет особое значение. Для многих, включая меня, он был первым и самым любимым воплощением Паркера, именно эту версию мы потом примеряли на кино, игры, другие мультсериалы и даже на комиксы, где зачастую формально самый каноничный Питер казался каким-то неправильным.
Сериал 1994 года впечатлял прежде всего качеством анимации и постановкой. Это была удачная смесь компьютерных задников и двухмерных персонажей. Частота кадров была невысокой, что делало движения и мимику несколько кривой, но все это было простительно, потому что работало.
Но основным залогом успеха все же был удачно выбранный концепт самого Паркера. Да, тут он неканонично раскачан, а внешность имеет крайне стандартную, но тут создатели, видимо, просто пытались уменьшить контраст между задохликом-Паркером и Человеком-Пауком, способным кидаться машинами, отсюда и мышцы.
Главное, впрочем, было не во внешности, а в личности и умственных способностях Питера. Тут наш герой уже учится в колледже, его карьера супергероя давно стартовала, и мы видим его компетентным журналистом, способным студентом и ученым. Но главное — супергероем с мозгами. Именно его детективные идеи (вроде анализа аудиодневника Морбиуса, чтобы по звукам фона определить местонахождение вампирского логова) цепляли и запоминались. Герой всегда находил время для того, чтобы пошевелить мозгами и придумать здравый план вместо того, чтобы бездумно бросаться на злодея с кулаками.
Этот Паркер по-прежнему на мели и ему постоянно изменяет удача, но он уверен в себе, ведет себя хладнокровно и не порет горячку. Уже в первой серии, столкнувшись с Ящером в университете, который испугал Бетти, Питер хочет броситься за ним в погоню, но замирает на подоконнике, когда девушка просит не оставлять ее одну. Он обнимает ее и пытается пошутить, чтобы отвлечь ее от пережитого ужаса, оставляя погоню на потом. В одной сцене нам показывают так много того, что заставляет нас проникнуться уважением к герою и интересом к истории. От девушек тут Питер, кстати, скорее уворачивается, чем пытается кого-то отчаянно добиться.
К сожалению, в последних сезонах сериал несколько скатился. Сюжеты стали более хаотичными, бессвязными и бредовыми, более «комиксными». Появилось куча фантастики вроде других измерений, демонов и все это начало тянуть Паука на дно, он потерял свою уникальную продуманную подачу и заземленность. Камео других персонажей Marvel тоже не помогли.
И все же, свою работу сериал сделал — он влюбил нас в Спайди и в жанр в целом. Своими взрывами, своей динамикой и офигенной музыкой, своей вдумчивостью и связностью.
Мультсериал «Человек-Паук», 2003
Никита Казимиров
Мультсериал Spider-Man: The New Animated Series, выходивший в 2003 году на MTV, фанатами принято недолюбливать. Во многом это связано, конечно же, с ужасной компьютерной графикой, которая сама по себе не радует деталями, так еще и костюм Человека-Паука отбрасывает очень странные блики. Пожалуй, ближайший аналог — Spider-Man 2. Вернее, ее ужасная версия для PC. Но за невзрачной картинкой скрывается интереснейшая история о герое, чьим принципам бросают вызов в каждой серии.
Сюжетно анимационный сериал продолжает первого «Человека-Паука» от Сэма Рэйми. Норман Озборн мертв, из-за чего его сын Гарри хочет отомстить Человека-Пауку, не догадываясь, что это его друг Питер Паркер. У последнего же большие проблемы в отношениях с Мэри Джейн, роман которых никак не может наладиться из-за супергеройский обязанностей Человека-Паука и появления Инди Дэймонджи, девушки, привязанной к Паркеру. При этом все вместе они обучаются в университете Empire State.
Серил выходил по утрам, а создателям предоставили большую творческую свободу, потому The New Animated Series не кажется слишком простым или наивным. Наоборот, каждую серию персонажи сталкиваются с противоречивыми и неоднозначными ситуациями, из которых не так-то просто найти правильный выход. Благие намерения Паука раз за разом приводили к тому, что его близкие оказывались в смертельной опасности или же разочаровываются в нем еще сильнее.
По ходу истории зрители встретятся со знакомыми персонажами (Серебряный Соболь, Электро, Флэш Томпсон), причем некоторым в значительной степени изменили биографию, так и с совершенно новыми.
Но самые интересные эпизоды демонстрируют не противостояние добра и зла, а внутренние метания Питера между его обязанностями перед городом и желанием наладить личную жизнь, попытками сохранить «нормального» человека внутри себя. Прямо как в комиксах, это у него совершенно не получается, и с каждой серией и без того плачевное положение парня усугубляется все сильнее.
Кульминацией падения Человека-Паука становится последняя серия, которая должна была стать предпосылкой к продолжению, но из-за низких рейтингов мультсериал закрыли. Однако из-за этого The New Animated Series выделяется еще и своей уникальной и очень трагической концовкой, в которой даже неунывающий Человек-Паук оказывается неспособным справиться с возложенным на него грузом.
Больше о Spider-Man (2018)
- Рецензия
- Суть. За что любить и ненавидеть Marvelʼs Spider-Man
- Spider-Man заставит вас снова полюбить Человека-Паука
- Какие комиксы читать перед Spider-Man?
- Тест: кто ты из злодеев Spider-Man?
- Что такое Spider-Verse?
- Малоизвестные персонажи игры — кто они такие?
- Безумные версии Человека-Паука
- Тизер дополнения для Spider-Man
- Про артбук по Marvelʼs Spider-Man
- Про официальный приквел Spider-Man
- Полный список костюмов из Spider-Man
- Видеопревью Spider-Man
- 7 лучших игр про Человека-Паука
- Видеоверсия рецензии на Spider-Man