Киномарафон. Все части «Звездных войн» (1977–2019)
«Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» (Star Wars. Episode I: The Phantom Menace)
Время по сюжету — 32 ДБЯ (здесь и далее ДБЯ — годы до битвы при Явине, ПБЯ — годы после битвы при Явине)
Через 23 года после «Новой надежды» Лукас вновь садится в кресло режиссера, чтобы снять, наконец, каноничное и, что более важно, хронологическое начало космической саги. «Скрытая угроза» приоткрывает завесу тайны, впервые представляя миру еще одного Скайуокера, связанного родственными связами с Люком — героем «классической трилогии». Новая команда могла наслаждаться возможностями компьютерной графики, которые в 70-х кинематографистам и не снилась.
Несмотря на всеобщий хейт фанатов, радеющих за старые «Звездные войны», «Скрытая угроза» окупила свой бюджет и приняла в свои ряды людей, переживших невероятное чувство открытия новой кинематографической вселенной (до «Железного человека», давшего начало всепоглощающей Marvel Cinematic Universe, еще 9 лет).
К сожалению, первая глава трилогии страдала от сюжетных неувязок, множественных «провисаний» и банальной затянутости повествования. Спецэффекты конца 90-х, конечно, изменили визуальную концепцию новой картины. Однако сравниться с революционным прорывом, коими были «Звездные войны» 70-х, компьютерная графика «Скрытой угрозы» никак не могла.
Новая работа Лукаса заставила и аналитиков, и зрителей, пожалуй, в первый раз серьезно задуматься о смене эпохи. Не только тысячелетие подошло к концу, но и прежним идеалам было суждено остаться в прошлом. Настал момент, когда окончательно и бесповоротно сменился вектор, определяющий коммерческий успех фильма.
Художественные достоинства кинопроизведения уступили место агрессивной рекламной кампании и хитростям маркетинговой стратегии. Именно тогда на Западе появилась мода смотреть фильмы в первые дни проката. Рекламные кампании подталкивали аудиторию к этому, словно кино — продукт с ограниченным сроком годности, который нужно «распробовать» как можно раньше, иначе «протухнет».
«Скрытая угроза» неизбежно порождала новую порцию вопросов, на которые пока не было ответов (на часть из них впоследствии ответят «Атака клонов» и, в особенности, «Месть ситхов»). Открытых намеков на превращение юного мальчишки Скайуокера в ситха Дарта Вейдера пока не было (название в расчет не берем), лишь таинственное пророчество о балансе Силы стало предвестников грядущих событий. Через призму религиозно-философских отсылок Лукас дал старт борьбе Добра и Зла внутри не столько одного человека, но символа. Подставьте вместо юного Скайуокера Иисуса Христа — вот вам и Новый Завет.
Тимур Алиев
«Звездные войны. Эпизод II: Атака клонов» (Star Wars. Episode II: Attack of the Clones)
Время по сюжету — 22 ДБЯ
Скучнее «Атаки клонов» во франшизе «Звездных войн», наверное, фильма нет. Единственное, за что сложно пнуть вторую часть трилогии приквелов — драйвовый эпизод концовки, когда происходит масштабное сражение на гигантской арене, напоминающей Колизей (что неудивительно, ведь Лукас, проектируя его, вдохновлялся этой ареной в «Гладиаторе» Ридли Скотта). Большая часть повествования «Атаки клонов» сосредоточена на слащавой мелодраме, разворачивающейся между уже повзрослевшим Энакином Скайуокером и Падме Амидалой, ставшей Сенатором.
Причем были все шансы увидеть нечто нетривиальное в их романе. Создатели могли бы подчеркнуть невозможность такой связи из-за кодекса джедаев, раскрыть мучения персонажей, разрывающихся между чувствами друг к другу и путем, который выбрал каждый из них. Вместо этого Лукас идет по пути наименьшего сопротивления, превращая отношения Падме и Энакина в набор самых адских банальностей и штампов, какие только можно себе представить. Плюс ко всему и актеры не особо старались качественно отыгрывать роли.
Из самой истории практически полностью исчез юмор. Нет даже намека на хотя бы легкую иронию, которая присутствовала в «Скрытой угрозе» во многом благодаря ненавистному многими гунгану Джа-Джа Бинксу. В дальний угол задвинули и дроидов R2-D2 и C-3PO, также работавших своеобразным «громоотводом» тягучей драмы.
Сценарий «Атаки клонов» зиял «белыми пятнами», но главная его проблема состояла в полном отсутствии какой-либо общей концепции. Каждый из героев занимался своим делом — Оби-Ван Кеноби стал детективом, Энакин телохранителем, а Падме политиком. Общий сюжет саги при этом двигался непонятно куда, да и то со скрипом.
Более того, сама интрига по поводу будущего героев пропала полностью. Большей части аудитории уже ясно, что Энакин станет Вейдером, а Палпатин — это Дарт Сидиус. За Оби-Вана и Йоду не нужно было волноваться — народ после «Скрытой угрозы» массово посмотрел классическую трилогию и уже знал, что оба героя останутся в живых. Стоит отметить: «Атака клонов» — не столько плохое кино в смысле того, как именно оно сделано. Фильм вышел просто банальным и невзрачным, именно это его основная проблема.
Вместо единоличной работы над сценарием, как это было со «Скрытой угрозой», Лукас позвал в команду сценаристов Джонатана Хейлса, в послужном списке которого лишь многочисленные приключения молодого Индианы Джонса. Никакой пользы для второй главы трилогии приквелов Хейлс не принес и совершенно заслуженно получил «Золотую малину» за худший сценарий. Не решив ни одной проблемы первого фильма, «Атака клонов» лишь добавила серии ворох новых сложностей.
Тимур Алиев
«Звездные войны. Эпизод III: Месть ситхов» (Star Wars. Episode III: Revenge of the Sith)
Время по сюжету — 19 ДБЯ
Заключительная глава трилогии 2000-х с горем пополам выполнила самую важную задачу, которую возлагал на нее господин Здравый смысл — связала сюжет приквелов с классикой. В то же время «Месть ситхов» получилась более сбалансированной и гармоничной, нежели ее предшественники. Лукас вернулся к единоличному принятию решений по сценарию, и это пошло истории на пользу. Многообразие разношерстного экшена, которым были наполнены 2,5 часа хронометража, поражало воображение.
Очарования добавил и Юэн Макгрегор в роли Оби-Вана, которому уделяют, в отличие от «Атаки клонов», гораздо больше времени и внимания. Из его уст льются и лаконичные шутки, и драматичные монологи, при этом ни в том, ни в другом персонаж Макгрегора ничуть не фальшивит. На протяжении всей третьей части мы видим, как от былой стати и уверенности Оби-Вана не остается и следа.
Поначалу, в битве с Гривусом, генерал Кеноби смел и бесстрашен. К финалу Оби-Ван, сражающийся с Энакином, выжат как лимон и полностью деморализован. Хейден Кристенсен, кажется, поработал над образом, который всех так взбесил в «Атаке клонов. Теперь его Энакин — чуть более многогранный и сложный персонаж и, в отличие от предыдущей картины, поверить в это зрителю возможно.
Сценарий, по всей видимости, писался Лукасом уже без «огонька в глазах». Единственное, что требовалось от фильма — подвести историю к тому, чего армия фанатов «Звездных войн» ждала несколько лет. «Месть ситхов» несколько страдает от затянутых диалогов и морализаторства, данного совсем не к месту.
История в целом довольно мрачная, ведь подводит к знаменитой трансформации и побеге Зла над Добром. Баланс Силы, наконец, будет нарушен, поскольку «страх ведет к недоверию, недоверие к ненависти, ненависть…». Ну, вы поняли.
Третья глава приквелов похожа на результат каторжного труда: творение есть, а души в нем не наблюдается. Если «Скрытая угроза» добавила в кинематографическое уравнение агрессивный маркетинг, то «Месть ситхов» заставила мир кино говорить об удовлетворении фанатов и фанатиков (если что, это разные группы людей) — людей, которые психологически давили на Джорджа Лукаса. Примерно в том же ключе граждане Советского Союза были вынуждены следовать непоколебимой линии партии и плевать, нравилась она им или нет. Личности нет — есть товарищество. Творения нет — есть продукт коллективного труда.
Из идеалиста, сотворившего с помощью «говна и палок» звездолеты и неведомых ранее роботов и существ в собственном гараже, Лукас превратился в заложника собственного творения, которое возвысилось над ним с течением времени. Фантазия померкла под тяжестью кассовых сборов и необходимостью ублажать потребности армии наблюдателей.
Так ушли в тень Чарли Чаплин и Бастер Китон после появления звука в кино. Так осталось в прошлом коммунистическое мышление, когда поднялся Железный занавес и в страну пришел ветер перемен. Так трансформировалась Галактическая Республика, чей оплот демократии (как оказалось, весьма шаткий) рухнул под грузом авторитарной Галактической Империи. Старая добрая диктатура на долгие годы погрузила вселенную Лукаса во тьму.
Тимур Алиев
«Хан Соло. Звездные войны: Истории» (Solo: A Star Wars Story)
Время по сюжету: в прологе — 13 ДБЯ, в фильме — 10 ДБЯ
«Человек-паук: Через вселенные» — один из лучших фильмов 2018 года и один из лучших супергеройских фильмов в истории, показывающий, на что способны Фил Лорд и Кристофер Миллер как сценаристы и продюсеры. Ранее великолепное The Lego Movie показало, как круто эти парни делают фэнтези- и НФ-экшен, как нестандартно и вместе с тем кинетически они снимают перестрелки, погони и драки, каждый момент в которых железно подкреплен сценарием и эмоциями героев.
В первых 20 минутах «Хана Соло» все это присутствует. Налицо полнейшая синергия героя, сценария и режиссуры, приключения молодого Хана ракетой стартуют с Кореллии и погружаются в боевые действия на Мимбане. Знакомство с Бекеттом, «драка» с Чубаккой и вся сцена ограбления имперского поезда вызывают восторг с минимальными оговорками, это явно делали очень энергичные молодые люди, глубоко влюбленные в героя и вселенную, но при этом достаточно умные, чтобы не скатываться в тупое фэнбойство, всегда готовые следить за тем, чтобы с каждым кадром любимая вселенная росла и расширялась в интересных направлениях, а на знакомых героев мы в каждой сцене смотрели с неожиданного мета-угла.
Но потом Лорда и Миллера увольняют по настоянию сценариста фильма, Лоуренса Кэздана, который к тому же писал его не один, а с сыном Джонатаном, законченным фэнбоем «Звездных войн». Определение фэнбойства в том, что человек не видит в любимой вселенной ее слабых моментов, не умеет отделять главное от второстепенного, и удачное от нелепого. В результате мы получаем концовку «Соло» — худший момент во всей истории Star Wars, включая приквелы и специальное издание «Возвращения джедая». В отдельной заметке я объяснял, почему решение привести в фильм покойного Дарта Мола бесповоротно убивает весь франчайз.
В результате получился не просто разочаровывающий фильм, не просто плохой или посредственный, не просто первая часть SW, провалившаяся в прокате ($392 млн при бюджете в 300). Это фильм, который физически трудно досмотреть до конца, в котором не за что уцепиться, представить свет в конце туннеля, сказать себе: «Это же Соло, это Star Wars! Ты так давно мечтал это увидеть!».
Александр Башкиров
«Изгой-один. Звездные войны: Истории» (Rogue One: A Star Wars Story)
Время по сюжету: в прологе — 13 ДБЯ, в фильме — 0 ДБЯ
Крайне любопытный фильм, который однозначно обогатил сагу новыми оттенками. Он выдает нам потрясающий видеоряд, показывая мир, где все предельно реалистичное (для космической оперы) – словно можно протянуть руку и дотронуться.
Нам показали отличные баталии, да не одну, причем бои были затяжными и разноплановыми. Это не настолько продуманная и сюжетная боевая сцена, как у Мела Гибсона в «По соображениям совести», тут все же больше винегрета из абстрактной беготни и взрывов, но в память врезается однозначно.
Мы узнали, что Сопротивление трещит по швам, не все там готовы воевать с Империей открыто, и когда доходит до реальных действий, Альянс тоже способен утонуть в демагогии и бюрократии. Нам показали настоящих героев войны – простых бойцов, которые зачастую делают совсем не благородный выбор, жертвуя ради великой цели частичкой самих себя.
Что-то все же с фильмом не так, что-то не срабатывает до конца как должно, потому что в те моменты, в которые я должен был бы прослезиться, я этого не делал. На эмоциональном уровне он должен пробивать больше, но тут что-то упустили, из-за чего мы воспринимаем самые душераздирающие сцены довольно приглушенно.
И самое странное – если вдуматься, кто эти персонажи, что им пришлось пережить и чем пожертвовать, ком все же подступает к горлу, но довести зрителя до слез не должно быть домашним заданием самого зрителя, фильм должен справляться с этим еще в зале.
Пусть фильм немного сумбурен, в нем нет четкой структуры номерных эпизодов и опереточно-ярких персонажей, дуэлей на световых мечах, но есть путешествие в глубь знакомого нам с детства мира, способное сделать для нас далекую-далекую галактику еще более реальной.
Александр Трофимов
«Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (Star Wars. Episode IV: A New Hope)
Время по сюжету — 0 ДБЯ (битва при Явине)
Первые «Звездные войны» — это и самурайский фильм, и вестерн, и британское военное кино. Почему атака на Звезду Смерти — единственная в истории франчайза реалистичная боевая сцена, переговоры пилотов в которой звучат настолько аутентично? Да потому, что вся эта сцена, реплика за репликой и кадр за кадром, позаимствована из британской военной драмы The Dam Busters, которая предельно реалистично рассказывала о настоящей операции времен Второй мировой. Вот откуда в «Звездных войнах» взялись первое, неудачное попадание торпедой в вентиляционную шахту реактора и спокойное, сдержанное самопожертвование идущих на смерть взрослых мужчин.
Это же касается и сцен на Татуине: они настолько прекрасны потому, что это классика Куросавы и Джона Форда, пусть в ней теперь и участвуют роботы, пришельцы и имперские штурмовики. Цитаты заложены в Star Wars на уровне сценария, режиссерских и монтажных приемов, саундтрека… Но вместо с тем Лукас — достаточно талантливый и самобытный режиссер (смотрите его THX 1138 и «Американское граффити»), чтобы все это талантливо и творчески переосмыслить.
Фильм производит одинаковое впечатление на маленьких детей, подростков и взрослых людей, что само по себе — научная фантастика. Кого-то привлекает эскапизм истории, кого-то наоборот — бескомпромиссная жестокость сюжета (Альдераан) и реализм батальной сцены, в этом фильме одинаково цепляют ярко отсвечивающая поверхность и спокойная холодная глубина, очевидные и неочевидные моменты.
О финале, в котором все сюжетные линии увязываются воедино, завершаются все арки героев, и мы переходим от ситуации полнейшего отчаяния к ликованию самой светлой победы в истории кино за считанные СЕКУНДЫ экранного времени, читают лекции. Я серьезно: именно лекциями о финале Star Wars Майкл Арндт, сценарист бюджетной комедийной драмы «Маленькая мисс Счастье», в свое время привлек внимание Disney и получил место сценариста седьмого эпизода «Звездных войн».
Александр Башкиров
«Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» (Star Wars. Episode V: The Empire Strikes Back)
«Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая» (Star Wars. Episode VI: Return of the Jedi)
Время по сюжету — 3–4 ПБЯ
Империя наносит ответный удар» заканчивается тем же, чем и начинается: Дарт Вейдер чуть-чуть не успевает поймать Люка Скайуокера. Да, в процессе Люк успел лишиться кисти руки и узнать правду о своем происхождении.
Но это в лучшем случае середина хорошего, цельного двухчасового фильма, а не конец одного двухчасового и начало другого. Люк жив, Вейдер жив, Сопротивление живо, Император так и не появился. Что дальше? Почему мы должны ждать 3 года, чтобы увидеть концовку истории — жалких три сцены с Люком, Вейдером и Императором, к которым прикрутили еще полтора часа сюжетного хлама? Почему вас устраивает, что вы ходите в кинотеатры не на кино, а на неимоверно затянутые, наполненные филлером эпизоды сверхдорогого телесериала?
Именно по вышеперечисленным причинам «Империя» и «Возвращение джедая» — настолько слабые фильмы, хорошие сцены в которых можно пересчитать по пальцам одной руки. Атака на Хот — раз. Испытание Люка и откровение Вейдера — два и три. Люк, приходящий сдаваться в плен отцу, — четыре. Убийство Императора — пять.
Между ними — дико вымученная любовная линия («ухаживания» Соло за Леей в наше время назвали бы сексуальными домогательствами) и мертвые остановки действия. Люк проводит большую часть «Империи» , сидя в каменном домике на Дагоба и разговаривая с куклой-маппетом. Хан и Лея — отсиживаясь в очередном кратере или мирно беседуя с Лэндо Калриссианом в Облачном городе.
В «Возвращении джедая» сюжетный филлер еще более откровенный: абсурдно растянутая и не имеющая никакого отношения к основному сюжету сцена во дворце Джаббы или совсем уж откровенное позорище на луне Эндора, где самые опасные люди в Галактике… попадают в плен к мелким пушистым медвежатам!
Александр Башкиров
Отличие «Империи» и «Джедая» от «Надежды», первого фильма, в том, что они уже не такие цельные, однородные и самодостаточные. Но это не значит, что отдельная «Новая надежда» и полная трилогия равноценны — если бы сиквелов не было, «Звездные войны» никогда не стали бы тем феноменом, каким являются сегодня.
Без них у нас бы не было ни общей арки ключевых персонажей, развивающихся по мере трилогии, ни более-менее приличных сражений на световых мечах, ни битвы на Хоте, ни Облачного Города, ни Дагобы и Йоды. Не было не только ключевого для саги «Я твой отец», не существовало бы вообще встречи отца и сына. Во втором фильме Люк дерется с Вейдером сначала как с собственным призраком, внутренним демоном, в пещере Дагобы, затем как с врагом, похитившим его друзей.
В третьей картине — уже как с отцом, с падшим джедаем, предателем Света и, закольцовывая линию, как с отражением себя, в которое Люк боится превратится настолько, что в конце отбрасывает меч — он готов умереть, лишь бы не стать таким как Вейдер и Палпатин, понимая, что на Темной стороне сможет сгубить больше жизней, чем сейчас пытается спасти с мечом в руке.
Первый фильм был лишь затравкой, представлением героев, «приключением», коротким подвигом для поднятия настроения, но настоящие испытания лежали впереди. Если смотреть на эти картины узко — лишь как на кусок развлечения, то да, первый фильм можно выделять как самый цельный и самодостаточный, но если видеть сагу как шедевр воплощения архетипов, сращение всех вечных тем и историй в одно произведение, то тут становится очевидно, что вырывать «Надежду» из троицы будет недальновидным решением.
Да, в сиквелах появляются все более странные элементы и целые арки, которые выпадают из общей линии и странно смотрятся в основной серии — эвоки, вся история с вызволением Хана из плена Джаббы (люди, в итоге свергнувшие Императора, не могут разнести какого-то местного мафиози). Это смазывает впечатление, но точно не обесценивает сиквелы, поэтому в топе стоит именно трилогия Лукаса — заслуженно. Потому что более универсальных, как по темам и архетипам, так и по охвату аудитории, фильмов попросту больше никто не снял.
Александр Трофимов
«Звездные войны: Пробуждение Силы» (Star Wars: The Force Awakens)
Время по сюжету — 34 ПБЯ
Это полная противоположность приквелов. Великолепно продуманный, написанный, сыгранный и снятый фильм. В нем замечательные практические и компьютерные эффекты, роскошные декорации и отличное ощущение мира. Каждая сцена работает на все сто, повествование не провисает ни на секунду – здесь нет скучных заседаний сената, монотонных экспозиционных диалогов и уморительно нелепых любовных линий с разговорами про ангелов и песок.
Несмотря на то, что приквелы были отвратительно реализованы, трилогия рассказывала потрясающую историю изменения персонажей: Энакина, Палпатина и Оби-Вана. Мы увидели в ней жизнь Республики и ее падение, превращение в Империю под влиянием Дарта Сидиуса. Короче говоря, в ней была глубина, проработка персонажей и смысл, от чего в «Пробуждении силы» также успешно избавились. Приквелы были великолепны по своей задумке и вниманию к миру и персонажам, но не сумели проработать и реализовать ее. «Пробуждение силы» поражает искусной реализацией – вот только непонятно, чего именно.
Как можно узнать из замечательной книги невролога Оливера Сакса «Человек, который принял свою жену за шляпу», в результате определенных нарушений работы мозга люди могут терять способность воспринимать объекты целиком. Они прекрасно видят детали этих объектов, могут описать черты вашего лица, но не смогут узнать лицо, так как само понятие лица пропало из их сознания.
Иногда мне кажется, что создатели современных блокбастеров все как один подвержены этому недугу – они так старательно работают над каждой сценой, при этом абсолютно не заботясь о том, чтобы фильм что-либо представлял собой как единое целое. Чтобы все его составляющие собирались бы во что-то осмысленное.
Седьмой эпизод действительно великолепно снят, тут никаких шуток. Каждая сцена, взятая в отдельности, заслуживает похвалы. Актеры играют прекрасно, диалоги им написаны местами действительно смешные, местами – человечные и трогательные, поэтому, глядя на то, как все здорово реализовано, как плотно примыкает друг к другу, хочется крикнуть: «Молодцы!». И ведь молодцы, бесспорно.
Но ближе к середине начинаешь замечать что-то неладное. Все эти замечательно написанные сцены по-прежнему ни во что не складываются, за ними не кроется никакой большой картины, эпичного путешествия героя, хоть какой-нибудь идеи.
Александр Трофимов
«Звездные войны: Последние джедаи» (Star Wars: The Last Jedi)
Время по сюжету — 34 ПБЯ
«Последние джедаи» произвели на меня гнетущее впечатление, и дело не только в том, что фильм оказался откровенно плохим, не только в завышенных ожиданиях из-за 93% процентов положительных отзывов критиков и не в том, что это последний интересный мне фильм, выходящий в кино в ближайшие месяцы (зима будет долгой и пустой).
Главная проблема в том, как безропотно большинство критиков и зрителей проглотили настолько бездарный продукт, объясняя себе и другим, почему этот специфический вкус — не нечто тошнотворное, а просто уникальное, новое и увлекательное.
Меня пугает эта готовность хвалить «смелость» — почему-то даже больше, чем превознесение Абрамса за то, что он трусливо повторил «Новую надежду», иногда копируя даже самые незначительные мелочи словно в суеверном ужасе (опять пустынная планета, опять дроид с ценной информацией и далее по списку). Возможно, это две стороны одной медали — одни 2 года назад слепо похвалили за то, что все по-старому, другие — сейчас, но уже за то, что «ну хоть не по-старому».
Это красиво снятый, отлично сыгранный зрелищный фильм с крайне неудачным сценарием. Все становится хуже и хуже, причем зачастую по вине самих героев, от чего начинаешь не сопереживать им, а злиться на них, долгожданные значимые события так и не происходят, лишь усиливая фрустрацию, а по итогу выходит, что мы ничего не добились. Но это не трагичная мрачность «Империя наносит ответный удар», которая поднимала высоту ставок и оставляла приятную горечь, а депрессивный осадок, от того, что все оказалось впустую. Этот ничего так и не сделал, этого не раскрыли, а этот лучше бы и вовсе не появлялся в саге.
Так нельзя снимать кино, нельзя так ни продолжать чужие истории, ни рассказывать новые, превращая повествование в цепочку обломов и обманутых ожиданий, непонятно что мы должны вынести из этого фильма, от чего получать удовольствие.
Выжженный пустырь на месте сада теорий и загадок, на котором вроде как должны обещать построить нечто новое и еще более интересное, но неясно, что это и почему именно должно нас будоражить.
Александр Трофимов
«Звездные войны: Скайуокер. Восход» (Star Wars: The Rise of Skywalker)
Время по сюжету — 35 ПБЯ
Работа над главной претензией к Абрамсу после выхода «Пробуждения Силы» так и не была проведена. Он вновь трудился над сценарием — и вновь не проявил ни грамма воображения, с поправкой на пару деталей вчистую списав сюжет с одного из фильмов Оригинальной трилогии. На сей раз это не «Новая надежда», а «Возвращение джедая».
Император Палпатин жив (нет, это не спойлер; его голос вы могли слышать в трейлерах); Кайло Рен становится Верховным лидером Первого ордена после смерти Сноука. Остатки Сопротивления после событий «Последних джедаев» исследуют отдаленные уголки Галактики в надежде собрать разведданные. Экс-мусорщица Рэй тренируется управляться с мечом, читает книжки из «библиотеки» Люка Скайуокера и готовится к какому-то событию, детали которого по какой-то причине не может рассказать даже ближайшим товарищам.
Студия Disney уже показывала, что многочисленная армия поклонников вполне способна ее «прогнуть». Изначально девятый эпизод должен был делать известный сценарист («Мир юрского периода») Колин Треворроу, но после провала нового фильма Колина его быстро убрали с проекта и назначили Абрамса. Дело в том, что имя Абрамса фигурировало в петициях и прочих проявлениях фанатского недовольства «Последними джедаями» в качестве возможного Спасителя вселенной. А в «мастерстве» ублажения фанатской базы трилогия сиквелов успела зарекомендовать себя настоящим апофеозом фан-сервиса.
И «Пробуждение Силы», и «Последние джедаи» не стеснялись покадрово повторять отдельные моменты классической трилогии, играть на чувстве ностальгии, возвращая знакомых персонажей и даже знакомую музыкальную тему.
В «Скайуокер. Восход» мы вновь наблюдаем знакомую компиляцию самых ярких моментов «Возвращения джедая» (естественно, с поправкой на новые технологические возможности и обновленный актерский каст). Учитывая масштаб и эпохальность события, с оммажами классике перестарались настолько, что некоторые сцены выглядят архаично — будто создатели воспользовались машиной времени и снимали их не в 2019 году, а в 1989-м.
Тимур Алиев