15 ноября 2018
Обновлено 01.08.2019

Киномарафон: все фильмы о Гарри Поттере

31 июля — день рождения «мальчика, который выжил». Мы решили поднять наш материал, в котором пересматривали и собирали в одном тексте обзоры всех серий «Гарри Поттера». Обзоры фильмов «Философский камень», «Тайная комната» и «Орден Феникса» недавно публиковались на нашем сайте, тексты по фильмам «Узник Азкабана», «Кубок огня», «Принц-полукровка» и «Дары Смерти 1-2» выходят на «Канобу» впервые.
31 июля — день рождения «мальчика, который выжил». Мы решили поднять наш материал, в котором пересматривали и собирали в одном тексте обзоры всех серий «Гарри Поттера». Обзоры фильмов «Философский камень», «Тайная комната» и «Орден Феникса» недавно публиковались на нашем сайте, тексты по фильмам «Узник Азкабана», «Кубок огня», «Принц-полукровка» и «Дары Смерти 1-2» выходят на «Канобу» впервые.
Киномарафон: все фильмы о Гарри Поттере - фото 1

Из всей франшизы о Гарри Поттере мне всегда нравились первые две книги и, соответственно, первые две экранизации романов Джоан Роулинг. Все дело в том, что они ощущались фантастическими сказками, в сюжете не было подростковой драмы, которая перетягивала на себя одеяло в более поздних фильмах серии.

Первый фильм цеплял тем, что это было самое начало пути Гарри Поттера. Актеру Дэниэлу Рэдклиффу, когда он впервые предстал перед зрителем в образе юного волшебника, было всего двенадцать лет. И, на мой взгляд, первые два фильма серии — вершина его актерского таланта.

Сиквел стал новым приключением и представил более уверенного в себе Поттера. Дэниэл смог показать эволюцию характера юного волшебника, продемонстрировав, как он взрослеет не только физически, но и морально — он начинает верить в себя и в свои способности, и эта уверенность дает силы друзьям Поттера.

Будучи совсем ребенком и практически не имея опыта за плечами, совсем еще «зеленый» Рэдклифф смог убедить зрителей. Он заставлял верить в боль от шрама, оставленного Волдемортом, в радость от первого полета на метле, в самоотверженность, когда Гарри был готов пожертвовать собой ради друзей. Рэдклифф был прекрасен, пока был ребенком.

Я очень люблю первые два фильма и многократно пересматривал их. Оба они — добрые сказки о дружбе и смелых детях, готовых нарушать правила из лучших побуждений. Меня каждый раз восхищает, когда совсем еще молодые актеры затмевают своих опытных коллег. И в первых двух частях «Гарри Поттера» это было так.

Крис Коламбус, режиссер, умеющий работать с детьми (смотрите его Home Alone и Goonies), смог найти подход к юным талантам и раскрыть каждого из них. И Рэдклифф отлично работает в тандеме с Эммой Уотсон и Рупертом Гринтом. Ни в одном из последующих фильмов это взаимодействие не будет так отлично подано, как в первых двух лентах. Это вершина их актерской химии.

Впервые опубликовано в материале «Круглый стол „Канобу“: наши любимые фильмы и сериалы с Дэниэлом Рэдклиффом»

Киномарафон: все фильмы о Гарри Поттере - фото 2

Резкий переход от доброй и по-домашнему теплой сказки «Философского камня» и «Тайной комнаты» к мрачному взгляду на мир волшебства «Узника Азкабана» многих в свое время озадачил и даже отпугнул (кассовые сборы тому подтверждение — они самые низкие в истории франчайза). Однако для юного меня-максималиста именно этот подход сыграл решающую роль и определил отношение к фильму.

Дементоры, пожирающие человеческие души, боггарты, принимающие вид твоего самого главного страха, игры со временем, пугающие секреты прошлого и общее настроение постоянной угрозы — «Узник» в моих глазах оказался гораздо более сложным фильмом, а тогда «сложность» была для меня синонимом «гениальности».

Конечно, со временем я осознал, как много расхождений у ленты с первоисточником, даром что книгу прочитал раньше, ведь кино-адаптация поразила меня настолько сильно, что все недочеты я предпочитал не замечать. Стало очевидно, что некоторые сюжетные линии буквально провисают в воздухе, а выход из отдельных ситуаций словно находится сам по себе. Только вот разлюбил ли я от этого «Узника»? Отнюдь.

Правда, люблю я его теперь за другое. За невероятную художественность и даже величественность каждого пейзажа и даже кадра. За пролеты камеры и игру с цветами, которые избавились от субъективно неприятного желтоватого фильтра предыдущих картин. За стильные декорации и в целом более серьезное отношение к миру волшебных палочек и витиеватых заклинаний.

Но самое главное — именно в «Узнике Азкабана» некоторая наивность предыдущих частей начала улетучиваться, уступая место твердым реалиям. Проводя аналогию, первые два фильма — это сладкий, невероятный сон, а третий — момент пробуждения. Когда ты все еще цепляешься за ночные фантастические образы, но они рассыпаются в ничто прямо у тебя на руках. Альфонсо Куарон в своей работе предельно ясно донес, что магией и верой в лучшее всех проблем не решишь. И этом наполнил киновселенную «Гарри Поттера» новыми красками.

Киномарафон: все фильмы о Гарри Поттере - фото 3

Первые два фильма в серии о Гарри Поттере — безусловно лучшие, как и первые два романа в серии книг об этом герое. Исчерпав верно прослужившую два выпуска формулу герметичного детектива в волшебной школе, Джоан Роулинг (и, как следствие, кинематографисты) начала экспериментировать, искать способы разнообразить повествование и показать больше географии и устройства мира магов по мере взросления и усложнения психологических отношений героев.

Первый блин вышел комом, «Узник Азкабана» — самая слабая книга в серии, фильм по которой не смогли спасти даже сильно отличающийся от книги сценарий и самая художественная во франчайзе режиссура Альфонсо Куарона. Дальнейшие эксперименты в этой области мне тоже кажутся неудачными, у Роулинг получалось то бесхитростное городское фэнтези про борьбу Хороших с Плохими («Орден Феникса»), то просто паразитирование на находках первых двух книг (вся сага с хоркруксами из «Принца-полукровки» и «Даров Смерти»). Кино же скатилось в бездушный и нетворческий конвейер, в котором до самого конца серии уже не будет ничего самобытного, креативного или интересного, это просто высокобюжетные иллюстрации к посредственной детской развлекательной литературе.

Но перед всем этим была еще одна вспышка гения — «Кубок огня», в котором Роулинг сменила формулу детектива на формулу жестокого турнира на выживание, интуитивно нащупав следующую ступень развития young adult-фикшена, еще в 2000 году открыв тот канон, на котором будут держаться всевозможные «Голодные игры» и почие «Бегущие в лабиринте». Крепкий режиссер-универсал Майк Ньюэлл (поставивший такие разноплановые фильмы, как «Четыре свадьбы и одни похороны», «Принц Персии» и «Донни Браско») отлично справился с материалом в экранизации, а сценарий Стива Кловза на сей раз именно настолько отошел от очень длинной книги, чтобы фильм смотрелся на одном дыхании и не отвлекался на побочные сюжетные линии и лишних персонажей.

Нет идиотского зачина с несчастной жизнью Гарри с Дарслями, который раздражал и тормозил действие уже во второй книге/фильме. Вместо этого кино стартует сразу с интересного — после очередного кошмара Гарри просыпается в доме Уизли накануне главного в волшебном мире события… финала чемпионата мира по квиддичу! Согласитесь, это куда интереснее и динамичнее, нежели очередной раунд бытовых разборок с тетушкой Петунией, Верноном и Дадли. Оказывается, произведения о Гарри Поттере можно было начинать и ВОТ ТАК.

Сама тематика чемпионата не случайна — приезд команд из других стран настежь распахивает географию мира, а схема турнира с высокими ставками предвосхищает проведение Турнира Трех Волшебников, которому будет посвящен четвертый учебный год Гарри. В Хогвартс съезжаются яркие представители других школ, которые еще глубже знакомят нас с культурой и историей вселенной, ну, а в процессе испытаний сполна проявляются изобретательность Роулинг и ее фирменная точность в отображении самонадеянных, ущербных, но все-таки благородных и человечных Чемпионов.

Не забудем и мягкий, обаятельный юмор, связанный с походом Гарри и Рона на Святочный бал и их попытками пригласить на мероприятие красивых девушек из других школ… или хотя бы своей школы! Это первая книга и первый фильм, в которой тихоня Гарри воспринимается как дебиловатый британский подросток в спортивном костюме, а его дружок Рон настолько отчаивается решить половой вопрос, что даже начинает обращать внимание на тот факт, что их подруга детства Гермиона, оказывается, «тоже девушка».

Интрига с личностью злодея и ролью, которой Гарри играет в Турнире, сохраняется до последней сцены, встречи Гарри с Волдемортом и мертвыми родителями тоже полны напряжения и исполнены на очень высоком уровне. Это третья лучшая книга о Поттере, и очень приятно, что по ней сумели снять третий лучший фильм об этом герое, который, к сожалению, затерялся на фоне куда более кассовых поздних выпусков.

Если вы хотите пересмотреть какой-то один фильм из саги, пересматривайте «Кубок огня» — это самостоятельное, законченное произведение, которое не подведет.

Киномарафон: все фильмы о Гарри Поттере - фото 4

Чаще всего, когда речь заходит о «Гарри Поттере», фанаты вспоминают первые два фильма, и чуть реже добавляют к ним еще и третий. И вполне заслуженно, так как в этих картинах полным-полно чудес, волшебства и добра. Но есть одна проблема: Дэниэл Рэдклифф на фоне остальных актеров был совсем уж деревянным и безликим.

Вплоть до «Узника Азкабана» без слез взглянуть на то, как Дэниэл пытается выдавить из себя актерскую игру, было просто невозможно. Но после он вдруг стал «оживать», и уже в «Ордене Феникса» 2007 года выхода предстал во всей красе, заставив поверить в чувства и переживания своего героя — мальчика, которого никто не понимает.

Эта лента занимает у меня особое место и по другой причине: пятая картина идеально балансирует между той самой магией первых частей и мрачностью «Принца-полукровки» и «Даров Смерти». Благодаря этому фильм, не растеряв своего шарма, стал восприниматься куда серьезнее.

Киномарафон: все фильмы о Гарри Поттере - фото 5

Спойлеры!

Киномарафон: все фильмы о Гарри Поттере - фото 6

Да и как можно забыть сцену, когда убивают Сириуса Блэка? Только не говорите мне, что не слышали, как в отчаянии и ярости кричит Гарри, хотя не было слышно ни единого звука. Один из самых сильных моментов во всей серии.

Киномарафон: все фильмы о Гарри Поттере - фото 7

Конец спойлеров

Киномарафон: все фильмы о Гарри Поттере - фото 8
Киномарафон: все фильмы о Гарри Поттере - фото 9

При том, что я большой фанат книжной серии и ее экранизации по большей части люблю, фильмы, снятые Дэвидом Йейтсом, то есть четыре последние картины о Гарри Поттере, мне нравятся гораздо меньше всех прочих лент. Винить в этом только режиссера глупо (хотя и его тоже надо), потому что основные претензии у меня к тому, насколько жестоко события книг переломали для сжатых и коверканных киносценариев. И «Принц-полукровка» пострадал сильнее всего.

Шестая книга Джоан Роулинг о юном волшебнике — пик всей истории, развязки важных сюжетных линий и события, окончательно формирующие главных героев. До этого момента читатели все время взбирались куда-то наверх, а после гибели Дамблдора вместе с ним полетели с дикой скоростью вниз, к финальному противостоянию и развязке. Выделить для столь напряженного эпизода из жизни героев один фильм продолжительностью два с половиной часа и порезать первоначальную историю, в которой нет ни одного лишнего слова, — преступление.

Создатели фильма слили и мотивы Темного лорда, выбросив чуть ли не 90% флэшбэков о его прошлом, и переживания Драко об отце, и важнейшую арку Северуса, делающую для раскрытия персонажа больше, чем его воспоминания о Лили Поттер из седьмой части и оставляющую достаточно намеков для внимательных читателей. В конце концов, слили они и сложнейшую в эмоциональном плане сцену убийства Дамблдора — и вот здесь надо винить именно Йейтса, за постановку и потраченные впустую усилия и талант Алана Рикмана.

Именно этот фильм, а не «Дары смерти», следовало разделить на две, а то и на три части, чтобы экранного времени хватило всем персонажам. Что за кольцо, изуродовавшее кисть Дамблдора, где Том Реддл взял остальные крестражи, почему медальон хранился именно в той самой пещере? На эти вопросы есть ответы в книге, но нет в фильме.

Тем не менее есть у экранизации «Принца-полукровки» одно неоспоримое преимущество. Она, как и книга, вышла, пожалуй, самой мрачной и жестокой из всех. И вместе с тем наиболее неотделимой от первоисточника — сам по себе фильм скрывает от зрителя слишком уж много информации о волшебном мире и важных событиях, в нем происходивших, чтобы рекомендовать его тем, кто книгу не читал. Информации, важной для понимания того, что произойдет в «Дарах смерти».

«Гарри Поттер и Дары Смерти» (Harry Potter and the Deathly Hallows), часть 1 и 2, 2010-2011

Дмитрий Петренко

Киномарафон: все фильмы о Гарри Поттере - фото 10

Экранизацию последней книги про приключения «Гарри Поттера» было решено разбить на две части и выпустить в прокат с разницей чуть больше, чем в полгода. Чего в этом решении было больше, желания заработать побольше денег, или стремления экранизировать первоисточник максимально дотошно, я не знаю. Скорее всего, и того, и другого поровну.

Факт в том, что это решение было удачным и неудачным одновременно. Неудачным — потому что первая часть «Даров Смерти» получилась слишком уж пресной и лишенной по-настоящему захватывающих событий, из-за которых, собственно, люди и шли на экранизации «Гари Поттера». «Часть 1» — это типичная затравка перед по-настоящему хорошим приключенческим кино, а потому она ожидаемо обрывается на самом интересном месте. И все бы ничего, если продолжение не надо было ждать долгие месяцы.

Ну, а удачным — потому что финал всей киносерии получился, на мой взгляд, практически идеальным, а сами «Дары Смерти. Часть 2» — это один из лучших фильмов про Гарри Поттера в принципе. Как и книги, фильмы серии взрослели с каждой новой частью: начавшись, как добрая и немного наивная фэнтези-сказка, кинофраншиза к заключительной картине выросла в дорогущий и потрясающе красивый фантастический боевик.

Здесь сумасшедший темп: события сменяют друг друга с огромной скоростью, и команда Дэвида Йетса, к седьмой части наконец-то избавившаяся от необходимости выстраивать экспозицию, максимальное время уделила проработке баталий. Здесь потрясающие спецэффекты, креативные, умные, кропотливо нарисованные — так круто магию в кино, кажется, еще никто не показывал. Дальше — больше: довольно сумбурная концовка истории в книжной серии, которая разочаровала многих фанатов вселенной, в кино поставлена просто великолепно — без спешки, без розовых, простите, соплей, без натужной драмы.

Вторая часть «Даров смерти» — это один тех самых редких и неожиданных примеров, когда «книга не лучше». И особенно удивительно, что это восьмой фильм о приключениях Великого Волшебника — обычно даже не столь длинные франшизы к концу обязательно сдуваются.

Не знаю, какое заклинание прочитал на съемочной площадке Дэвид Йетс, но здорово, что оно сработало.

Комментарии 23
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Bonnie Swonson
Bonnie Swonson

Самым слабым я считаю фильм Орден Феникса. Книга была прекрасна, она была просто огромной, самой большой книгой из всей серии, я получил огромное удовольствие когда читал её в детстве. Такую огромную книгу нельзя было уместить в двухчасовой фильм поэтому ничего хорошего и не вышло. Было проигнорировано множество интересных и важнейших сюжетных линий, а сам Орден Феникса и его становление в фильме было не раскрыто, хотя в книге это было показано замечательно

nikitastep
nikitastep

Согласен с тем, что как экранизации первые два фильма - лучшие в саге. Они прекрасно визуализировали мир Гарри Поттера, дополнив это едва ли не идеальным кастингом (серьезно, 99% образов ключевых персонажей первого-второго плана получились именно такими, как я их представлял, разве что Гарри лохматости недоставало), а во-вторых, практически дословно шли по книгам, не вырезая куски сюжета и не добавляя ненужной отсебятины.

При этом сами книги сейчас я наоборот кажутся наименее интересными, ведь это действительно была еще детская сказка, и сейчас их хочется перечитывать разве что ради отсылок и нового взгляда на события и детали магического мира, которые знаешь из поздних книг.

Возвращаясь к фильмам, "Узник" пожалуй тоже хорош, но вот с летающими дементорами уже начался крен не в ту сторону (и весь квиддич вырезали, а ведь я люблю 3-ю книгу во-многом из-за него?). Но вот дальше сценаристов откровенно понесло не в ту степь. Сейчас я пожалуй не вспомню, что конкретно мне не понравилось в каждом из фильмов, т.к. смотрел их давно и особого желания пересматривать не возникало, но с каждым новым фильмом я выходил всё более разочарованным.

Потому что ожидания росли, ведь начиная с "Кубка Огня" начинается раскручиваться маховик всего эпика книжной саги, того самого "взрослого" конфликта, который постепенно перекрывает детско-подростковые проблемы героев. Начиная с финала "Ордена Феникса", когда "избранный" Гарри по собственной глупости завел друзей-школьников в мясорубку в Отделе Тайн (хотя Роулинг там откровенно пожалела героев и читателей), и заканчивая восхитительными "Принцем" и "Дарами" - абсолютно лучшее, что есть в саге. Это книги с великолепным сквозным и собственным сюжетом, и сценарные ножницы их сильно испортили. "Скучная" первая часть "Даров" - исключение, т.к. она как раз не экспериментировала с сюжетом и здорово передала книжную атмосферу. Мне она наоборот понравилась. В остальном же Йеттс меня, к сожалению, разочаровал.

nikitastep
nikitastep

И я ни в коем случае не заставляю называть Снейпа Снеггом, но давайте всё-таки будем называть крестражи крестражами