Лучше бы трилогию снимал Майкл Бэй. Мнение Трофимова о фильме «Звездные войны. Скайуокер. Восход»

Александр Трофимов
19 декабря на наши экраны вышли «Звездные Войны. Скайуокер. Восход», завершающий фильм «трилогии сиквелов», на который у фанатов были большие надежды. Джей Джей Абрамсу предстояло попытаться вернуть назад все линии, которые он закладывал в первом фильме и которые Райан Джонсон радостно свел на нет во втором.

А также — завершить новую трилогию чем-то значимым, а в идеале — еще и завершить трилогию трилогий (приквелы, оригинальная трилогия, сиквелы) чем-то убермощным. Джей Джей не справился ни с одной из этих задач.

Рецензия Трофимова на фильм «Звездные Войны. Скайуокер. Восход» | Канобу - Изображение 8769

Ясно, что перед Абрамсом стояла практически невыполнимая миссия. Его собственные идеи, которые он заложил для новой трилогии в «Пробуждении силы», были старательно выжжены Джонсоном во второй части. Значимость меча Люка, дававшего видения — нулевая. Сопротивление — разбито и практически уничтожено. Люк — мертв. Намеки на то, что Финн чувствителен к силе — не получили никакого развития. Все интриги и вопросы, остававшиеся в конце первого фильма, были сведены на нет или на них был найден самый тупой и ничего не дающий ответ.

Кем был Сноук? Никем. Кто родители Рэй и кто она сама? Никто. Меч — в жопу меч. Ничего не имеет значения, никаких тайн не осталось. Джонсон напоминал полицейского, стоящего у места преступления, огороженного желтой лентой и приговаривающий: «Проходите мимо, нечего тут смотреть. Ничего интересного». Хлебните лучше зеленого молока из сиськи ждуна да закусите жареным поргом.

Своих собственных интриг на третий фильм Джонсон не заложил. Ждать зрителям было нечего — никаких клифхэнгеров, обещаний, начатых новых линий. Сопротивление, или как они там теперь называются, в заднице и идей, как из нее выбираться, нет. Разве что намек на новых гаррипоттеров по всей галактике, которые начали чувствовать в себе Силу…

Впрочем, Абрамс оказал Джонсону ответную милость, не только развернув запоротые Райаном собственные идеи, но и выкинув то немногочисленное, что Джонсон привнес во франшизу. Гаррипоттеры у Абрамса не упоминаются от слова вообще, дети-рабы так и прозябают в своих кандалах, тщетно ожидая спасения. Даже торопливо вброшена фраза про то, что «финт Холдо» с тараном на световой скорости больше не сработает, потому что буллщит-буллщит. Одну единственную удачную находку Джонсона (хотя кто знает, может он ее сам придумал еще до Райана и тот ее использовал) Абрамс все же оставил — Силовой Скайп Рэй и Кайло.

В общем и целом, Абрамс снимает продолжение своего «Пробуждения», которое словно прерывалось на какой-то бредовый сон, о котором он предлагает забыть, как о… страшном сне.

Рецензия Трофимова на фильм «Звездные Войны. Скайуокер. Восход» | Канобу - Изображение 8770
Рецензия Трофимова на фильм «Звездные Войны. Скайуокер. Восход» | Канобу - Изображение 8771
Рецензия Трофимова на фильм «Звездные Войны. Скайуокер. Восход» | Канобу - Изображение 8772

Даже если бы Джей Джей не воспринимал «Последнего Джедая» как личное оскорбление и был готов продолжить историю Джонсона более органично (хотя, повторюсь, продолжать там было особо нечего), студия вряд ли бы позволила. Им тоже было важно принести публичные извинения за все «офигенные твисты» Джонсона и попытаться вернуть статус кво в далекую-далекую галактику.

Короче, Абрамсу предстояло: починить запоротые Джонсоном линии и объяснить, почему показанное Райаном — не считается (а что воскресить уже никак не получается, свести хоть к чему-то), далее — развить эти линии (то есть сделать то, что должен был сделать с ними второй фильм), а потом — завершить эти линии красивым финалом, достойным трилогии. Плюс вбросить море фансервиса на свежие раны фанатов, охладевающих к франшизе, чтобы успеть заткнуть все дыры «Звездных войн», от которых у некоторых горело больше 40 лет — ведь фильм последний, больше шансов не будет.

По сути, на это нужен хронометраж двух-трех фильмов, у Абрамса было всего 2 часа 20 минут. И поэтому у меня напрочь срывает башню от того факта, что Джей Джей решил построить сюжет на погоне за каскадом макгаффинов. Мы ищем одну вещь, чтобы найти вторую вещь, чтобы найти третью вещь, чтобы попасть в некое место и там найти некого чувака, который… Как? Как можно было выбрать этот скелет для сюжета, ведь он просто заполняет картину бесполезной беготней?

Если у тебя и так минимум времени на столько задач, зачем вводить столь ресурсоемкую структуру? Куча времени жрется на то, чтобы объяснить природу места, природу чувака, природу каждого из макгаффинов, начало картины превращается в выблевывание экспозиции на полчаса, перемежаемое порезанными в капусту сценами, из которых при монтаже пришлось вырезать столько, что музыкальные клипы кажутся спилберговским долгим дублем. Все мелькает, мы скачем с планеты на планету, от линии к линии — что происходит? Неважно, дальше. Есть ощущение, что кто-то сел на пульт, и мы видим переключающиеся беспорядочно каналы.

Все эти макгаффины и прочие промежуточные элементы квеста, естественно, не играют никакой роли в основном сюжете — их роль лишь в том, чтобы дать нашим героям направление для бега на короткое время. Вот мы и бегаем весь фильм, как бегали под указкой Абрамса еще в «Стар Треке» — напряженно, волнительно, но совершенно бессмысленно.

Рецензия Трофимова на фильм «Звездные Войны. Скайуокер. Восход» | Канобу - Изображение 8773

Больше о «Скайуокер. Восход»:

Рецензия Трофимова на фильм «Звездные Войны. Скайуокер. Восход» | Канобу - Изображение 8774
Рецензия Трофимова на фильм «Звездные Войны. Скайуокер. Восход» | Канобу - Изображение 8775

«Скайуокер. Восход» стирается из памяти как бессвязный сон, который вроде как был так отчетлив всего час назад и даже, казалось, имел какой-то смысл. Но нет, это цепочка бесполезных сайд-квестов в духе Канто-Байта и ряд торопливых, вычурных и обесценивающих друг друга твистов в конце, через которое проступает больше отчаяние студии, чем какая-то любовь к франизе или понимание ее героев.

Трилогия сиквелов получилась аховой, все три фильма были ужасными, но каждый по-своему, слитности и единства не получилось даже в этом. «Пробуждение» многие считают лучшим фильмом из трех, и он действительно содержал, наверное, наименьшее количество бреда, был более цельным и обладал хорошей динамикой. Вот только он был копией, и я не могу даже назвать его плохим фильмом, потому что не считаю фильмом вовсе. Делать покадровый ремейк чего бы то ни было — дело само по себе спорное, но еще и притворяться тем, что это не ремейк, сохранять «континьюити» оригинальной вселенной, заменять персонажей на новых, а старых вставлять на ролях поддержки…

Это не вызывает у меня ничего кроме омерзения, потому что подобное идейное банкротство люди съели за милую душу. А ведь необходимости опускаться до подобной вторичности не было — Рэй не обязана была жить на такой же как Татуин пустынной планете, информацию необязательно было снова прятать в дроида, а в конце — снова взрывать Звезду Смерти, эксплуатируя ставшую известной уязвимость. Можно было повторить структуру, снова снять ту же архетипичную историю о пути героя с тысячью лиц, свою версию мономифа — но придумать свои детали. Это бы закрыло задачу «создать аналог Новой Надежды», но не вызывало бы такого тошнотворного привкуса бездарности, словно создатели картины попросту неспособны родить ничего самостоятельного и нового. Они просто одержимые культисты без толики таланта.

Рецензия Трофимова на фильм «Звездные Войны. Скайуокер. Восход» | Канобу - Изображение 8776

«Последний джедай» был вехой в истории кино. Количество максимально проигрышных решений на секунду зашкаливало. Уму непостижимо, как из сотен продюсеров, студийных боссов и прочих поваров многомиллиардной кухни никто не посмотрел на эти сцены, не поперхнулся зеленым молоком и не спросил: «Подождите, это вы в фильм хотите вставить?».

А ведь некоторые провалы можно было легко поправить. Роуз любит Финна и не может дать ему погибнуть? Окей, тогда она сшибает его спидер и врезается в оружие Ордена сама. Это тематически подкреплено и жертвой ее сестры — и все, бедную актрису никто не ненавидит и не выживает из твиттера. Учитывая, что теряет она при этом ровно 12 секунд присутствия на экране в «Скайуокере», думаю, она бы предпочла вариант с героической смертью своей героини.

Вы в таком восторге от своей идеи с голограммой Люка? Окей, делайте все так же за одним исключением — он не подыхает после. Потому что тогда его действия имеют смысл. Но если он ценой своей жизни покупает аж 10 минут бесполезного отвлечения внимания, которое не гарантировало спасения остатков сопротивления — это выглядит так же тупо, как если бы люк умер от отравления прокисшим молоком. Прямо на нужнике.

Пусть бы Люк жил, натренировал Рэй в третьем фильме. Что от этого меняется вообще? Каковы минусы? В смерти Люка есть плюс только если вы можете выжать из нее что-то потрясающее. Если вы походя списываете его в утиль ради пирровой победы — вы подписываетесь под бурей негодования. Оправданного.

Быть может, оригинальный сценарий Джонсона все так и делал. Очень уже похожи эти «а давайте Роуз не умирает, а спасает и целует Финна» на какие-то поздние исправления какого-то полумозглого продюсера. Но этого мы уже не узнаем.

У Абрамса в «Скайуокере», кстати, тоже есть несколько фейс-палм ходов, которые выглядят вставленными позже. Словно Джей Джей хотел сделать что-то смелое и окончательное, но его схватили за руку испуганные продюсеры, боящиеся снова разгневать фанатов, и заставили обесценить твист возвращением статуса кво уже через двадцать минут.

Рецензия Трофимова на фильм «Звездные Войны. Скайуокер. Восход» | Канобу - Изображение 8777
Рецензия Трофимова на фильм «Звездные Войны. Скайуокер. Восход» | Канобу - Изображение 8778

Итог

После девятого эпизода испытываешь лишь усталость и опустошение. Не гнев, как после восьмого, а просто равнодушную усталость. Умерла так умерла. Триумф вторичности и безыдейности завершился достойным трилогии пшиком с отчаянными подлизываниями фанатам (на моменте с медалькой мне показалось, что я явственно чувствую язык фильма, залезший в меня по самые недра. Ничего более унизительного и смехотворного в кино не было десятилетиями).

Эта трилогия умудрилась не дать нам ничего нового, кроме Рэя и Кайло, которых сама же тридцать раз успела переврать и угробить нелепыми вымученными поворотами. Большая часть новой трилогии — это копия оригинальной (да, третий эпизод слизывает огромные куски с «Возвращения джедая» и отчасти — с «Империи», что не успел слизать Джонсон во второй картине), остальное же — потенциально неплохие идеи, которые превращают в золу на наших глазах, словно питаясь нашим бессильным отчаянием.

Единственная более-менее достойная драка на световых мечах так и осталась в «Пробуждении». Знали бы мы, жалуясь на нее, что ничего лучше так и не получим, а увидим лишь невменяемую драку в комнате с грин-скрином, где статисты падают сами по себе, и море одинаковых, медленных и фальшивых драк в «Скайуокере», где сменяются только красивые декорации, но сама драка так и остается лишенной ставок, эмоций и напряжения. Ленивые удары, пафосные медленные развороты, за которые в реальном бою уже успели бы наказать десятком ударов в спину, замахи в никуда, словно противники и целят в мечи друг друга, а не стараются реально ранить.

Удивительно, что мы не получили никакого развития светового фехтования, никаких новых идей, кроме пресловутой гарды. Для своего фанфика по ЗВ я набросал десяток идей, которые могли бы привнести новые интересные нюансы в бой, добавить неожиданности и напряжения, а в расширенной вселенной интересных фишек с мечами было еще больше. Здесь же мы видим один и тот же бесполезный бой, в котором не ясно, кто побеждает и что мы должны чувствовать, за кого бояться. Поразительная растрата потенциала.

Никаких ярких новых героев (кроме уже упомянутых Кайло и Рэй, которых, впрочем, тоже сливают) — даже после трех фильмов мне глубоко плевать на По, Финна, Маз Канату, а на Роуз, Холдо и Хакса — особенно упорно плевать. За трилогию мы едва узнали их, не говоря уже о том, чтобы полюбить. А, была же еще Фазма. И Сноук. Помните их? Лол, Фазма.

Рецензия Трофимова на фильм «Звездные Войны. Скайуокер. Восход» | Канобу - Изображение 8779

Больше о новой трилогии:

Рецензия Трофимова на фильм «Звездные Войны. Скайуокер. Восход» | Канобу - Изображение 8780

Старых героев почти всех старательно вывели, причем по большей части не купив на это ничего сильного — бестолково, скомканно и торопливо. В ретроспективе смерть Хана выглядит самой адекватно обставленной, хотя на тот момент она казалась крайне надуманной и неудачно реализованной. Каждый новый фильм заставлял предыдущий смотреться более терпимо, оказываясь еще более ужасным.

Теперь куча фанатов ЗВ пересматривает свое отношение к приквелам — в сравнении они выглядят такими связными, цельными и сильными. Я все еще считаю, что исполнение у них было слишком халтурным, но не могу отрицать величие и смелость основных идей. Плюс, это по-прежнему великолепный ориджин Палпатина, поставившего вселенную на колени не Силой, а исключительно терпением и политическими интригами. Его арка великолепна и почти оправдывает все остальное.

Что теперь станет со «Звездными войнами»? Сложно сказать. «Мандалорец» вовсе не кажется мне неким гениальным откровением, каким его считают большинство зрителей. Для меня это не «Звездные войны» — без масштаба и харизматичных героев, все это выглядит как фанфик на любителя. Для кого-то пусть удачно и дополняющий вселенную, но совершенно не годящийся ни на роль ее центрального элемента, ни даже на готовый пример для того, как строить новую трилогию.

Черт его знает, что они решат делать своим четырехмиллиардным вложением дальше. Мне ясно одно — я не мог ожидать, что все это закончится настолько бестолково и глупо, высасывая всю жизнь из франшизы настолько, что к ней искренне теряешь весь интерес, копившийся годами со времен приквелов.

Очевидно, что самой большой ошибкой Disney было начинать новую трилогию без четкого плана развития. Нужно было прописать синопсис всех трех фильмов и назначить кого-то местным Кевином Файги, который бы следил за тем, чтобы гайдлайны соблюдались. Если бы все три картины снял один режиссер — Абрамс, Джонсон, неважно — хоть Майк Бэй — могло бы выйти гораздо лучше, потому что трилогия бы не пережевывала сама себя, играя в тяни-толкай. Ведь, если присмотреться, за три длиннющих эпизода по факту произошло очень мало, а значимого и эмоционально работающего — еще меньше. К сожалению, что могло получиться в таком сценарии, мы уже не узнаем.

Последние статьи