30 декабря 2022Игры
Обновлено 30.12.2022

Худшие, лучшие, главные: двадцать пять ключевых игр 2022 года

Обложка: скриншот из Elden Ring
Обложка: скриншот из Elden Ring

Уходящий 2022 год на первый взгляд может показаться слишком «тухлым» на хорошие игры» — однако это вам только кажется. «Канобу» собрал большую подборку разнообразных игр — хороших, плохих и неоднозначных, и дал каждой из них свою, уникальную номинацию. Где-то серьёзную, где-то шуточную, но везде эта номинация так или иначе отражает, за что дана. Игры в нашем списке никак не ранжированы, поэтому не удивляйтесь, если обнаружите свой любимый проект ближе к концу материала.

  1. Главный Souls-like года: Elden Ring

  2. Лучшее недоразумение года: Dying Light 2: Stay Human

  3. Лучшие семейные проблемы года: God of War: Ragnarok

  4. Вовсе не Dead Space года: The Callisto Protocol

  5. Игра года, у которой лапки: Stray (2022)

  6. DOOM года, но без id Software и Мика Гордона: Metal: Hellsinger

  7. Провалившаяся до релиза игра года: Gotham Knights

  8. Игра года, которую вы не заметили: Neon White

  9. Худший ремейк года: Call of Duty: Modern Warfare 2 (2022)

  10. Самый ленивый эксперимент года: Tiny Tina’s Wonderlands

  11. Любовь и ненависть года: Destiny 2: The Witch Queen

  12. Главный сюрприз и лучшее творение Marvel этого года: Marvel’s Midnight Suns

  13. Финансовая афера года: Diablo: Immortal

  14. BULLSHIT THE GAME года: Final Fantasy Origin: Stranger of Paradise

  15. «Кто вообще помнит о ней» года: Saints Row (2022)

  16. Игра, от которой нужно держаться подальше: Vampire Survivors

  17. «Что за хрень» года: Bayonetta 3

  18. Так-себе-Mass Effect 2-года: Horizon: Forbidden West

  19. «Готика» года: Elex II

  20. Толковый ремейк года: Destroy All Humans! 2 — Reprobed

  21. «Пришелец из 2007» года: Evil West

  22. Зомби-игра года: Evil Dead: The Game

  23. «Зачем?» года: Babylon’s Fall

  24. «Продадим в третий раз» года: The Last of Us — Part I

  25. Такой себе некстген года: The Witcher 3: Wild Hunt: Complete Edition

Можно сколько угодно спорить о том, насколько хорошей получилась Elden Ring, но у игры в любом случае не отнять одной важной вещи: произведённого на релизе эффекта. Это была настоящая разорвавшаяся бомба — огромный пиковый онлайн (950 тысяч в пике!), какие-то абсолютно нереальные для такого нишевого жанра цифры продаж, огромное количество номинаций — и побед — на GOTY, а также статус игры, которую в 2022 году пытались пройти больше всего. Всего за десять лет с выхода первой Dark Souls жанр из нишевого превратился в мейнстримный, при этом практически не растеряв своих ключевых особенностей.

И если мы берём и рассматриваем какую-либо игру как культурный феномен, то Elden Ring действительно лучше всего подходит на звание «Игра года». Её постоянно обсуждали, мнениями о ней постоянно делились, спорили до хрипоты — и спорят до сих пор! — и играли, играли, играли… Мало какой проект текущего года может похвастаться такой же выдержкой.

Безусловно, игру есть за что упрекнуть (и об этом я даже писал отдельный материал), однако в общем и целом это без шуток тот уровень, на который нужно равняться многим AAA-проектам. Elden Ring из тех игр, которые берут вроде бы и знакомую формулу, но меняют её таким образом, что тебе приходится заново учиться играть. И вот ты сидишь, весь такой опытный, прошедший все «Соулсы» не по одному кругу и пытаешься понять — то ли ты на самом деле играть не умеешь, а все твои предыдущие «достижения» и выеденного яйца не стоят, то ли Хидетаку Миядзаки и его коллег снова понесло, поэтому каждый второй сюжетный босс способен порвать тебя на лоскуты одним лишь взглядом?

Хочется верить, что второе, хотя от фразы «Я Маления, клинок Микеллы» до сих пор возникает нервный тик. Ума не приложу, что с этим делать.

Первая часть зомби-экшена от Techland неожиданно стала хитом. Проект собрал верное сообщество фанатов, которое поддерживало разработчиков и радовалось каждому обновлению. А причины для этого были, ведь авторы постоянно улучшали игру и наполняли её контентом: появлялись сезонные события, новые квесты, предметы и испытания. Разработчики поддерживали Dying Light на протяжении 7 лет, и создали одну из лучших игр в жанре. Поэтому ожидания от сиквела были высоки, ведь Techland демонстрировала массу занятных кадров во время презентаций: фанатов ждали улучшенные механики паркура и боя, продолжение истории зомби-вируса, новое место действия, нелинейный сюжет и многое другое.

Но реальность оказалась в очередной раз полна разочарований. Разработчики сделали не сиквел, а совершенно другую игру с тем же названием, но добавили цифру «два». То, что нравилось многим игрокам, почему-то было перелопачено или упрощено, будь-то система боя, перемещения или ночного выживания. Там где первая часть предлага местами абсурдное и несбалансированное, но веселье, сиквел установил ограничения и гринд. Больше нет никакого самостоятельного исследования мира и скрытых возможностей персонажа — всё подсвечено, выделено и обнесено забором для унылого фарма в одних и тех же местах. А с прохождением основной истории всё оказалось ещё плачевней, ведь тут-то и открывается главный секрет — проект явно прошёл через производственный ад, в котором запутались сами разработчики.

Многое из того, что демонстрировалось во время различных презентаций, было либо вырезано из игры, либо изменено. Имя героя, часто звучащее во время маркетинговой кампании, вдруг становится сюжетным твистом, ибо раскрывают его только в конце. Огнестрельное оружие, даже его аналоги, полностью вырезали из игры. А одна из первых показанных авторами миссий неожиданно оказалась предфинальной. Dying Light 2 — неплохая игра, и уж точно не катастрофа, но однозначно одно из главных разочарований 2022 года. Сложно сказать, поможет ли экшену 7-летняя поддержка, но сейчас ему точно нужны крупная пересборка и масштабное обновление. Кроме того, судя по количеству игроков в первой части и сиквеле, сообщество фанатов уже вынесло свой вердикт.

Новая часть приключений Кратоса и Атрея получилась, на удивление, одной из лучших игр на PlayStation 5 в этом году. К сожалению, как и Horizon Forbidden West c Marvelʼs Spider-Man: Miles Morales, игроки ещё долго будут спорить о классификации проекта — считать ли его самостоятельной игрой или же просто большим дополнением за полную цену. Видимо, сейчас это общая проблема у многих сиквелов Sony, но Ragnarok выделяется тем, что это лишь один из немногих его недостатков. Продолжение во многом повторяет первую часть, незначительно улучшая её. Но размах, пафос и эпичность сюжета теперь выкручена на максимум. Если God of War 2018 года был про локальную историю отношений отца и сына, то сейчас семейное взаимодействие разворачивается на фоне множества ярких событий.

Рагнарёк, вынесенный в название игры, лишь декорация для расстановки всех ключевых фигур. Авторам из Sony Santa Monica было неинтересно делать жестокую эпичную бойню уровня God of War 3 — вместо этого они продолжили работать с темой семьи. Судьба Атрея и Кратоса теперь развивается параллельно истории тоскующей Фреи и дисфункциональной семьи скандинавских богов, затрагивающей сразу несколько поколений. Безусловно, иногда повествование игры вызывает ряд вопросов, из-за чего ко многому хочется придраться. Но, рассматривая экшен в совокупности, это очень качественный и интересный проект. Биться с полчищами врагов и наблюдать за развитием сюжета увлекательно, а что самое главное: после финальной сцены хочется незамедлительно получить продолжение и узнать то, что случится с героями дальше.

С учётом того, сколь многого ждали от Striking Distance Studios и Глена Скотфилда, The Callisto Protocol можно было бы легко номинировать на «главное разочарование года». Из игры не получилось ни хоррора, ни внятного научно-фантастического триллера, ни полноценного некстгена (привет вам, бесконечные воздуховоды и узкие пространства между стенами!) — согласитесь, список уже звучит примерно как приговор.

Проблема здесь кроется как раз в одной из предыдущих работ Скотфилда, в Dead Space. Умный и талантливый космический экшен про попавшего в безумный переплёт инженера на космическом корабле, полном монстров до сих пор показывает отличную выдержку, умея сделать так, чтобы игрок проходил все десять часов, напряжённо всматриваясь в каждую тень. Многие, естественно, ожидали и от The Callisto Protocol чего-то схожего, особенно смотря на все рекламные ролики и обещания студии. Ну как же, расчленёнка есть, безумные монстры-мутанты есть, сеттинг, опять же, подходящий… вопрос только в том, что студия даже и не думала делать «свой ответ Dead Space», а ваяла зрелищный — и очень злой — экшен с видом от третьего лица.

Получилось странно, и ругань в сторону игры понять легко (особенно если вспомнить ужасную работоспособность прямо на старте). У «Каллисто» немало косяков, причём обидных и откровенно «детских» для игры такого калибра, что, вкупе с неверным позиционированием, делает её лёгкой мишенью для разочаровавшихся игроков. В каком-то смысле игре очень повезло, что ремейк первой Dead Space в итоге выходит в январе 2023 года — вышли бы эти два проекта в одном году, и от творения Скотфилда не оставили бы и камня на камне.

Это один из самых неоднозначных проектов в этом году, можно понять и тех, кто хвалит игру, и тех, кто остался ей недоволен. Stray — это казуальное и простое приключение про милого котика и робота B-12, в котором разработчики из BlueTwelve Studio ведут игрока за ручку на протяжении всего пути. Поэтому те, кто хотят попрыгать по крышам и карнизам за четырёхлапого малыша, будут явно недовольны. Но Stray, неожиданно, про другое: игра посвящена почти безучастному наблюдению и исследованию.

Основной геймплей можно назвать примитивным, зато разработчики наполнили процесс множеством незначительных, но забавных активностей. История котика, который хочет вернуться домой, хорошо отражает быт животного: в одном месте можно когти поточить, в другом полежать клубком и помурлыкать, а в третьем покатать бутылки или уронить стопку книг. Владельцы домашних питомцев, скорее всего, получат свою дозу умиления от таких деталей.

Но основная прелесть Stray в её визуальном и аудиальном исполнении, во множестве штрихов и деталей, создающих должную атмосферу. Авторы игры, забрав у пользователей челлендж в управлении персонажем, предлагают пустить силы на рассмотрение окружающего мира. Ведь, помимо истории самого животного, за простым приключением таится ряд довольно непростых тем и подтекстов, которые заметят только те, кто этого захотят. Место, в котором оказался четырёхлапый, отнюдь недоброжелательное, но здесь всё ещё теплится надежда на лучшее. Stray — это не игра в привычном понимании этого слова, а «опыт». И хотя этот термин становится всё популярней, и иногда его используют как оправдания не самых качественных проектов, в данном случае он добросовестно применим. Ведь обвинить разработчиков в плохо проделанной работе или отсутствии стараний не получится.

Если вдуматься, то для счастья человеку надо немного. Вот, скажем, рецепт хорошего, драйвового шутера от первого лица: пачка оружия, грамотный дизайн уровней и противников, а также забойный саундтрек. Metal: Hellsinger получилась скорее экспериментальной, но при этом очень удачной. Здесь вы мало того что носитесь по уровням под металлические «запилы» разной степени тяжести, так ещё и стреляете так, чтобы рвать врагов в ритме музыки.

До идеала, конечно, Hellsinger слегка не дотягивает. Оружия маловато, игра в целом не очень длинная и не особо сложная (даже в том случае, если вам по ушам старательно потоптался медведь). Но при этом сам игровой процесс заслуживает исключительно оваций, потому что так умело ввести игрока в «состояние потока» надо постараться. Пройдёт от силы час, как вы будете полностью игнорировать прицел, который подсказывает, когда лучше всего стрелять, и ориентироваться исключительно на звук. А спустя пару часов научитесь комбинировать все виды оружия, которая героиня носит с собой, чтобы зверски расправляться со всеми встречными врагами. В этом плане игра и правда напоминает перезапущенную дилогию Doom — просто без id Software в разработчиках и без Мика Гордона на саундтреке.

А если вам этого мало, то помните, что в Hellsinger есть возможность добавлять свои песни, что позволяет создавать совершенно дикие ситуации. Истребление полчищ демонов под Валерия Меладзе? А почему бы и да!

Вот уж какая игра абсолютно лишена в этом году хоть какой-то индивидуальности, будучи основанной на крупной франшизе, так это кооперативный боевик про наследников Бэтмена. Отсутствие креативности здесь прослеживается во всём: во-первых, при прохождении кажется, что кто-то из глав студии разработчиков просто хотел сделать свой аналог Marvelʼs Avengers. Во-вторых, Совиный Суд вытащили из комиксов Скотта Снайдера и Грега Капулло, даже не думая хоть как-то это адаптировать или разбавлять собственными идеями. В-третьих, ядро истории построили буквально вокруг того, что произошло в финале Batman: Arkham Knight. Но это не продолжение, ведь события разворачиваются в другой вселенной, хоть ключевые герои и их особенности те же самые.

Увы, одна из причин провала кроется как раз в отказе от принадлежности к Arkhamverse. Придуманный авторами сюжет вторичен, использует совсем уж горсть новых персонажей, но добавляет кучу знакомых по прошлой игровой серии. Вот и остаётся пытаться получать удовольствие от геймплея, но даётся это с трудом. Если не учитывать ужасное техническое исполнение игры и десятки багов, просто играть в Gotham Knights неинтересно. Хоть Бэтсемья состоит из Найтвинга, Робина, Бэтгёрл и Красного Колпака, одиночное прохождение возможно только за одного из них — никаких спутников под управлением искусственного интеллекта не будет. Персонажи могут активно взаимодействовать в катсценах или постоянно трещать по коммуникатору, но никто из других «Рыцарей Готэма» не протянет руку помощи.

Тогда остаётся идти в кооператив, который умудряется подчеркнуть ещё больше недостатков. Сюжетная кампания возможна только вдвоём, играть с четырьмя друзьями за разных персонажей можно только в специальном режиме, да и добавлен он был уже после релиза. Каждый герой выделяется уникальным дизайном и способностями, но стилистически они все похожи друг друга. У них, конечно, есть свои предрасположенности, но при необходимости они одинаково хорошо могут побеждать врагов из тени или в открытом бою. И происходят события в мертвецки пустом городе, который, по задумке авторов, так-то должен быть активен ночью. Gotham Knights может порадовать только преданных фанатов Бэтмена и его окружения, которым в радость хотя бы просто увидеть знакомых персонажей на экране. Всем остальным, к сожалению, делать здесь нечего.

Почти всегда так бывает, что какой-то проект выходит, оказывается нереально крутым, однако проходит абсолютно мимо массовой аудитории. В прошлом году звание «прошедшего мимо всех шедевра» получила Marvelʼs Guardians of the Galaxy, в этом — Neon White. Абсолютно разные игры, если вдуматься, однако при этом слышало про них примерно одинаковое количество людей (примерно никто).

Со стороны «Неон», конечно, может показаться лютым бредом. Это трехмерный платформер-раннер с видом от первого лица, в котором игрок носится по относительно небольшим уровням, пытаясь пройти их в установленное время и уничтожить всех врагов. А в перерывах между уровнями — читает визуальную новеллу и ходит на свидания (да, здесь есть лёгкие элементы дейт-сима). Все это в минималистичной стилистике и с простейшим визуалом. В общем, со стороны это и правда не «игра года», а скорее какое-то недоразумение.

Но стоит один раз попробовать — и вас, скорее всего, будет за уши не оттащить. В простоте игры кроется её гениальность: каждый уровень — это соревнование на время, как с самой игрой, так и с вашими друзьями. Пробежали на секунду быстрее всех в своей ленте друзей Steam? Отлично, так держать! Уже битый час не можете понять, почему у вас не получается пробежать этот конкретный уровень быстрее отведённого времени, чтобы получить бирюзовую медаль? Ну, бывает — попробуйте просто пройти уровень не спеша, вдумчиво его разглядев. Авось заметите где-то какой-то срез или неожиданный поворот, который в спешке пропускали.

По уровню вовлечения игра запросто уделывает практически всё, что выходило в 2022 году. Я сидел как приклеенный, проходя уровни и раз за разом пытаясь улучшить свой рекорд на той или иной карте. Я смеялся над шутками NPC как последний дурак, а диалоги тут словно бы взяты из самго клишированного и глупого аниме, которое вы смотрели в жизни. А потом смотрел за тем, как из безумного бреда, который происходит на экране, вырисовывается драма о дружбе и взаимопонимании, и не мог понять — гении разработчики или сумасшедшие (скорее всего, и то, и другое сразу).

Neon White можно рекомендовать за геймплей, за его отличный саундтрек, за то, как он позволяет открыть для себя что-то новое в (казалось бы) совершенно примитивном жанре. Это тот самый случай, когда не ждёшь от игры ничего, а получаешь чуть ли не самый интересный опыт года. В общем, всячески рекомендую.

Разработчики обновлённой версии Modern Warfare 2 будто поспорили, что смогут сделать самый никудышный ремейк. И спорили они явно на что-то ценное, потому что у них это получилось. Новая Call of Duty продолжает историю перезапуска Modern Warfare 2019 года, и даже это делает хуже. А причина проста: авторы шутера попытались усесться сразу на несколько стульев, даже не стараясь найти какой-то компромисс или баланс. Эта игра лишь фансервис, использующий образы из хорошей игры в своих корыстных целях.

Шутер чуть ли не паразитирует на том, что было до него. Капитан Прайс всё ещё крутой, с усами и в шляпе; Гоуст крутой и живой, но его мало. Генерал Шепард опять предаёт, но делает это скучнее наблюдения за сохнущей краской. Драматизм и напряжённая постановка куда-то испарились. Когда оригинальная Modern Warfare 2 стреляла игроку в лицо и демонстрировала душераздирающие сцены, обновлённый шутер может предложить лишь болтовню персонажей между собой. Сюжет похож на сценарий детского шоу, только очень милитаристского, когда у команды солдат-супергероев на каждый новый эпизод запланирован свой злодей. Вслед за историей очень сильно пострадал и геймплей.

Предыдущая часть Modern Warfare пыталась быть приземлённой, более аккуратной и тактической. На динамике прохождения это сказалось не самым лучшим образом, но у такого подхода был свой шарм. В сиквеле концепция прошлой игры куда-то исчезла: оружие реалистично, но врагов порой так много, будто их клонировали. И для того, чтобы их всех расстрелять, нужна не достоверно звучащая и выглядящая M16, а трёхствольный пулемёт. В очередной раз магия Call of Duty куда-то испарилась, поэтому игрокам только и остаётся что наслаждаться мультиплеером, который из года в год получает незначительные изменения. Количество проблем у игры настолько большое, что некоторые игроки стали мягче относиться к Call of Duty: Vanguard. И только графика красивая и не вызывает вопросов, если, конечно, смотреть только туда, куда хотят разработчики.

Gearbox решила во второй раз повторить успех дополнения Tiny Tinaʼs Assault on Dragon Keep для Borderlands 2, только увеличив масштаб до полноценной игры. Лутер-шутер отдалился от поиска опасных Хранилищ в космосе и разборок с бандами на планете Пандора, теперь всё происходит внутри настольной игры в компьютерной игре. Это уже звучит забавно, да и количество юмора тут в целом заметно выросло на фоне Borderlands 3. Более того, авторы наконец-то осмелились на хоть на какие-то эксперименты, кроме развития основных механик.

Транспорта в игре нет, поэтому перемещение осуществляется бегом по глобальной карте. Огнестрела в фэнтези тоже нет, поэтому дальнобойное оружие представлено арбалетами и магическими пушками. Главных героев надо создать самому, и в любой момент их можно поменять. И даже развитие персонажа обновилось — можно выбрать «мультикласс» и одновременно качать две линейки способностей. Всё это создаёт ощущение того, что серия Borderlands наконец-то получила интересные изменения, а не просто корректирует одну и ту же формулу из одной игры в другую.

Но в том-то и дело, что это лишь ощущение — авторы действительно попробовали поэкспериментировать над игрой, но многие изменения не сильно сказываются на происходящем. Концептуально это всё тот же шутер с огромным арсеналом оружия и разнообразием врагов: первое используется против вторых. Вместо гранат теперь заклинания, а щиты заменили обереги, но сути это не поменяло. Tiny Tinaʼs Wonderlands — это один большой спин-офф и рескин Borderlands, который как не поменял сути игры, так и вряд ли поменяет отношение аудитории к франшизе.

Как-то так получилось, что с Destiny 2 у меня очень сложные отношения. С одной стороны игру я люблю. Это бодрый научно-фантастический шутер, с далеко не худшей историей, интересным лором, отличным ганплеем, рейдами и другими клёвыми активностями. С другой — я люто её ненавижу за то, какие фортеля разработчики иногда выкидывают, за ужасный баланс (особенно в PvP!), за странные сюжетные повороты и удушающее количество гринда. И Destiny 2 платит мне той же монетой, ненавидя меня, кажется, абсолютно за всё.

Сходить в рейд сто пятьдесят раз и не выбить нужный предмет? Запросто! Отправиться в PvP чтобы сделать недельный квест на сверхмощное снаряжение, и просидеть там безвылазно четыре часа потому, что тебя кидает против абсолютно безумных нагибаторов? Легче лёгкого! Заставить собирать чертежи для создания оружия, которые падают мало того что случайным образом, так ещё и с ограничением на то, сколько в неделю ты можешь их получить? Что за вопрос — игра же ценит твоё время! Вернее то, как много этого самого времени ты тратишь на игру, не получая на выходе вообще никакого выхлопа.

В итоге уже не первый год получается замкнутая петля. Я беру свежий аддон, радуюсь тому, как Bungie его сделали, хмыкаю на некоторые сомнительные моменты и думаю «ну, дальше-то будет лучше», а потом всё летит куда-то в ад. Спустя полгода я в сердцах говорю себе «всё, хватит с меня этой игры!», сношу её, а через пару-тройку месяцев снова ставлю обратно — посмотреть, что ввели в новом сезоне да подготовиться к старту нового дополнения. И, к сожалению, в этом году ситуация повторяется один в один. Я отыграл первые два сезона, почти целиком пропустил третий, и вернулся в четвёртом. Более того — я уже начал присматриваться к Lightfall, хотя ещё осенью бил себя пяткой в грудь и говорил, что ноги моей в этой игре больше не будет.

Destiny 2 — это дьявольская ловушка, однажды попав в которую выбраться будет очень сложно. Причём было бы гораздо проще, приноси игра одни негативные эмоции. Но это не так: как минимум за этот год Witch Queen принесла мне и много радостных моментов. Воистину, лучшая игра-манипулятор.

В 2021 году игровое сообщество было приятно удивлено Marvelʼs Guardians Of The Galaxy от Eidos Montreal, а сейчас ситуация повторилась с новым проектом от Firaxis. Авторы серии XCOM создали не просто интересную тактическую игру, но и прописали весьма недурный сюжет — то, чего не было в последних частях серии про защиту Земли от инопланетных захватчиков. И если основная сюжетная линия Midnight Suns всё же получилась слабой, но терпимой, оправдывающей своё наличие, то вот второстепенные активности получились отличными.

Всего под контроль даётся тринадцать персонажей (больше появится с сезонным пропуском), одним из которых является Охотник. Персонаж-болванчик, аватар игрока в этом супергеройском мире, выполняющий роль белого листа. Ведь только Охотник может победить очередное вселенское зло, которое опять угрожает миру, но от принятых в диалогах решений персонаж дойдёт до финала хорошим или плохим. Это также отразится на отношении с персонажами, которые здесь отработаны на все сто. У каждого свои особенности, характер, предпочтения, к каждому нужен свой уникальный подход. При этом общаются они как с Охотником, так и друг с другом, что порождает ещё больше занятных ситуаций.

С геймплеем всё тоже хорошо. Студия Firaxis своё дело знает, поэтому немного обновила привычные механики тактических игр, придав им более простой и информативный вид, обернув каждое действие в карточки. Все таланты героев анимированы и порождают ворох спецэффектов на карте, благодаря чему действие выглядит как яркий комиксный мордобой, будто сошедший со страниц свежего выпуска. Единственное, что омрачило удовольствие от проекта, так это его техническое исполнение. Проект глючит, тормозит и полон других шероховатостей, часть из которых лечится банальным запуском в обход лаунчера издателя. Шутки шутками, а надо признать, что баги — это свойственная играм Firaxis черта.

Про Diablo Immortal всем всё было понятно ещё до выхода, и NetEase с Blizzard не разочаровали. Геймплейно это довольно неплохая игра, которая чисто механически в общем-то сносно работает (о чём мы уже говорили после релиза). Беда в том, что рассматривать игру в отрыве от микротранзакций попросту не получается, а они ломают вообще всё восприятие от игрового процесса.

Просто напоминаю, как это всё было на релизе: одному стримеру пришлось потратить 17 тысяч долларов ради получения одного топового легендарного самоцвета. А чтобы получить полный набор, нацепив на героя все лучшие самоцветы, можно потратить до миллиона долларов. В Blizzard при этом не видят в таком подходе ничего плохого — президент студии Майк Ибарра за микротранзакции заступается, да и смягчения ценовой политики как-то не видно. Доходило до абсурда — один игрок занёс сто тысяч долларов, и в итоге не мог найти себе соперников в PvP, потому что слишком сильно раскачался. Blizzard даже пришлось вносить изменения, чтобы не терять подобных «китов». Кстати, топовые легендарные самоцветы в итоге разрешили крафтить… по одному раз в 280 дней. Аттракцион невиданной щедрости, не иначе.

И на фоне таких новостей всё тревожнее и тревожнее становится за судьбу Diablo 4, хотя в неё очень хочется верить. Авторы и сами утверждают, что в игре будут только косметические предметы за реальные деньги, вот только геймдизайнер Diablo Immortal Вьятт Ченг за четыре месяца до релиза тоже говорил, что улучшать снаряжение за реальные деньги у игроков не выйдет — а потом выяснилось, что легендарные самоцветы в студии за «снаряжение» не считают. Грустно это всё.

Разработчики этой игры должны понять одну важную вещь, что путешествия во времени — зло. Ведь только прыжком по временной линии можно объяснить то, как эта игра попала в руки игроков в 2022 году. Stranger of Paradise могла выйти пять, десять и даже пятнадцать лет назад, и тогда бы проект смотрелся уместно. Сейчас же он больше похож на воплощение анахронизма. Абсолютно всё в этой игре устарело: графика прямиком из эпохи PlayStation 3; пафосный сценарий непроизвольно вызывает ухмылки; геймплей без излишеств, абсолютно прост и понятен.

Но самое чудесное здесь то, что всё это работает. Формула игры такова, что какой бы дурацкой или устаревшей она не казалась, над ней будто работали по-настоящему опытные люди, которые отчётливо видели и понимали то, что и как они делают. Над игрой можно бесконечно подшучивать, особенно над её вычурной постановкой, но её однозначно стоит попробовать — есть вероятность не только изменить своё мнение о проекте, но и пройти его до конца.

Stranger of Paradise не претендует на лавры AAA-игры и явно не пытается прыгнуть выше собственной головы, благодаря чему просто даёт игроку достаточно контента и механик, чтобы ему было интересно дойти до финала. Хотя кое-что разработчики всё же могли сделать попроще: например, слишком захламлённый интерфейс.

Серия Saints Row не всегда была безбашенной — огромный скачок безумия начался с третьей части, после которой только рос. Разработчики в какой-то момент явно дошли до точки, в которой уже сами не могли продолжать историю, поэтому было решено сделать перезапуск. Но для этого студия Volition пошла по совершенно неправильному пути: она не напрямую, но косвенно дала понять, что все прошлые игры были какими-то неправильными, а вот сейчас всё будет как надо и вообще круто. И жаркие споры вокруг перезапуска начались с самого первого кинематографического трейлера.

Несмотря на обещания сделать игру более приземлённой, накал событий здесь ничуть не меньше того, что можно увидеть в вышеупомянутой Saints Row 3. Только в центре внимания не харизматичные герои, часть которых знакома по прошлым частям, а максимально безликие и «осовремененные» новички. Ходячие стереотипные картонки, любители бритых висков, голого торса в перестрелке, споров в Твиттере и соевых продуктов — прошлые герои серии таких бы по асфальту раскатали, приняв за случайных прохожих. И проблема не в том, что любить что-то или всё из перечисленного плохо — нет, это не так. Проблема в том, что дальше озвученного развитие героев практически не идёт, хотя криминальную драму вокруг них пытаются нагнать нешуточную.

И если игровой процесс изменился не сильно, то вот его качество упало резко и значительно. Вместо абсурдных и весёлых активностей, игра требует многоразового выполнения одних и тех же задач, иначе продвижения по сюжету не будет. Пусть с обновлениями авторы немного улучшили ситуацию, но сам концепт гринда из игры никуда не исчез. Кроме этого, исправлять в игре нужно многое — оптимизация у Saints Row не просто плохая, на релизе она была катастрофическая. Что ещё хуже, до определённого обновления совместное прохождение было крайне неудобным и мучительным занятием. Серия, которая раньше развлекала игроков, превратилась в пример двух вещей: первое, как не надо перезапускать франшизу; второе, что бывает, если подпустить к переосмыслению чего-либо тех людей, кто слабо понимают оригинал.

Давайте честно, кто мог предположить, что одной из самых обсуждаемых игр года будет «айдлер» с пиксельной графикой и условием в духе: «просто протяните полчаса на карте, управляя только перемещением персонажа»? Да никто. Но вот мы здесь, и Vampire Survivors по итогу носят на руках и называют одной из самых цепляющих игр года. Называют справедливо, ведь эта штука дьявольски аддиктивна и высасывает из людей всё их свободное время.

Причём запускаешь в первый раз её ты со словами «боже, это же пиксельная каша, какого чёрта в неё все играют?» — а уже через пару-тройку часов ты сидишь и напрягаешь все лицевые мышцы, пытаясь пройти тот или иной уровень, выполнив побольше условий для разблокировки новых персонажей и предметов. Признаюсь честно — я играл в Vampire Survivors посреди рабочего дня, постоянно отвлекаясь на зачистку карт и выбор снаряжения за повышение уровня. Понимал, что творю дичь, саботирую рабочий процесс и вообще страдаю фигней, ставил на паузу, сворачивал игру… и спустя минут двадцать возвращался назад. И так недели полторы подряд, пока не выбил вообще всё, что есть в базовой версии игры.

В общем, мой вам добрый совет — держитесь от этой игры подальше. Vampire Survivors, несмотря на абсолютную простоту всех своих механик, ухитряется зацепить так, как не снилось и большим AAA-проектам. Ну, а если вы её всё же купили… не говорите потом, что вас не предупреждали.

Новой части серии Bayonetta окончательно и бесповоротно снесло крышу, из-за чего яркий и стильный японский слэшер стал ещё безумнее. Игра постоянно подкидывает что-то новое, разбавляет игровой процесс новыми ситуациями и просто предлагает управлять огромными монстрами. Но в этот же момент разнообразие механик превосходит их проработку, форма победила содержание, а призыв демонов упростил боевую систему настолько, что сделал её практически однотипной. Bayonetta 3 хорошая игра, но с настолько вылизанной стилистикой хаотичного экшена, что из-за этого очень быстро наступает перенасыщение. Проект попытался собрать в себе всего, да побольше, из-за чего переборщил. Ни раз и не два игроку придётся спросить самого себя: «а какого хрена тут происходит?»

Поводов для такого вопроса подкинет и новостной фон вокруг проекта. Во-первых, занимательный скандал с актрисой озвучки главной героини. Кто кому сколько заплатил, как к этому относятся в Platinum Games, как позиционирует себя Хеллена Тейлор и как себя чувствует Дженнифер Хейл — наблюдать за скандалом было интересно. Во-вторых, не менее насыщенным получилось одно единственное интервью, в котором Хидэаки Камия озвучивает желание продолжать работу над серией дальше. А в-третьих, завершает этот перечень ярких событий анонс спин-оффа про маленькую Байонетту, чей играбельный тизер был в Bayonetta 3 с самого начала. Так что экшен пусть и вышел ближе к концу года, он подарил фанатам немало тем для обсуждений. Остаётся только наблюдать, поражаться и ждать того, что ждёт серию дальше.

Также достойны упоминания:

Сиквел Horizon Zero Dawn не делает качественный скачок, а предлагает всё то же самое, лишь немного расширяя и улучшая то, что уже было. Визуал стал краше, хотя не сказать, что игра задействует весь потенциал консоли. Геймплей с охотой на робо-динозавров крутой, когда бои с людьми утомительны — в целом, играть всё ещё интересно. Но совсем всё плохо стало с сюжетом. Главная героиня наглая и заносчивая егоза, которую окружают совершенно невыразительные картонные фигуры (особенно мужские).

Ключевой персонаж, как и Шепард-ренегат в Mass Effect, грубит, дерзит и выпячивает грудь, но какой-то цельной личности не имеет. Да, отсылка к космоопере от Bioware тут целенаправленная — мемная ситуация с обзорами Forbidden West не забыта, ведь по-своему оправдана. Сюжетная линия серии Horizon не просто ушла в каком-то странном, но точно пугающем направлении, она буквально улетела. Абсолютно точно можно сказать, что если и триквел выйдет таким же, то споров вокруг него будет уйма.

Серии Gothic в 2022 году исполнился 21 год — и это отличный повод, чтобы выпустить восьмую часть серии, верно? Правда, называется она не Gothic 8, а Elex 2, но кому какое дело. Важно то, что Piranha Bytes уже долгое время ходит по одним и тем же граблям. Это снова «„Готика“ с джетпаками», только теперь вы можете по-настоящему летать, а не просто прыгать с места на место. В остальном же «Пираньи» максимально верны сами себе — и в этом главные плюсы и минусы игры. Верные фанаты студии наверняка с радостью в восьмой раз будут заниматься знакомыми вещами, ну, а те, кому это осточертело ещё на первой Risen, скорее всего, даже и притрагиваться к Elex 2 не стали.

Впрочем, всё-таки хочется, чтобы Piranha Bytes наконец-то перестала делать одно и то же. Шутка, повторенная дважды, не становится смешнее — и здесь, к сожалению, работает тот же принцип.

Ремейк второй части DAH от THQ Nordic является странным, но занятным событием. Приятно, что некоторые игры, не снискавшие большой популярности, получают второе дыхание в наши дни — это неплохая возможность вернуться в те времена, когда «трава была зеленее». А с другой стороны, отсутствие большой популярности у игроков имеет свои причины: Destroy All Humans 2 была по-своему весёлой в своё время, и уже тогда была игрой на пару вечеров. Для ремейка в геймплее и повествовании авторы почти ничего не меняли, поэтому иногда прохождение даётся с трудом. Это проект своей эпохи, который в наши дни похож на какой-то артефакт былых времён. Но в то же время, когда игра, даже будучи устаревшей, умудряется развлекать и быть злободневной прямо сейчас — это круто, удивительно и хоть чего-то да стоит.

Evil West натурально пришелец из прошлого — мира, где в почёте были линейные экшены, отсутствовали какие-либо моральные дилеммы, а весь сюжет сводился к «добеги из точки А в точку Б, посмотри ролик и убей всех врагов». Смотрится это в 2022 году архаично, но, чёрт побери, неожиданно весело. Evil West не претендует на лавры главного экшена года, да ей это и не надо. Это просто брутальный, совершенно оторванный от реальности экшен, который по уровню жестокости может дать фору God of War, а по уровню тупости — любому боевику категории «B». И в этом-то главная прелесть игры: вы садитесь, отключаете свой мозг и на протяжении десяти-двенадцати часов просто выкашиваете полчища вампиров, потакая своему желанию крушить и кромсать. А это для современной индустрии редкое качество.

Франшиза «Зловещих мертвецов», включающая комиксы, фильмы и прочее, сама по себе довольно странная: приключения Эша объединяют в себе довольно жестокие и мрачные образы с абсурдным, и даже по-доброму наивным юмором. Вот и игра получилась примерно такой же — ничего особо примечательного в ней нет, это асимметричный соревновательный мультиплеер с парочкой знакомых персонажей и образов. Но ощущения от игрового процесса, противостоят ли игроки влиянию Некрономикона или защищают его, оказались приятными. В этом году это один из лучших представителей своего жанра, в который хочется возвращаться каждый вечер на пару игровых сессий. Но вот удастся ли проекту удерживать планку качества и интереса в будущем — это зависит только от поддержки разработчиков.

Babylonʼs Fall легко можно переименовывать в Babylonʼs Fail. Грустная на самом деле история — на момент анонса игра ухитрилась заинтриговать (Platinum Games! Новый IP!), однако первые показы геймплея спустя долгое молчание вызвали скорее недоумение. А затем всё покатилось куда-то не туда. Странный визуальный стиль, ставка на кооператив, абсолютно неадекватный для такой игры ценник, и, в конечном итоге, отвратительное качество самой игры привели к закономерному результату. Онлайн довольно быстро упал до единицы (нет, без шуток), а меньше чем через полгода после релиза разработчики решили игру закрыть — и, я надеюсь, никогда о ней не вспоминать. Делай эту игру в России, то кто-нибудь обязательно бы пошутил про то, что эксперимент, очевидно, «неудачный».

Ремейк приключений Джоэла и Элли для PlayStation 5, который в 2023 году появится на PC, использующий многие современные технологии. С одной стороны здорово, что игра вышла на новых платформах, и больше игроков смогут ознакомиться с лучшей версией проекта. А с другой стороны — всё это является абсолютно коммерческой историей. Фанаты Naughty Dog уже могли купить TLOU на третье поколение PlayStation, четвёртое, а теперь могут приобрести и на пятое. Вот только в последнем случае цена составила уже 70 долларов. Ощущение, что издатель и разработчики наживаются на своей аудитории, стало только сильней. И хотя авторам удалось графически улучшить оригинал, это отнюдь не приблизило его к идеалу. Реалистичное освещение радует глаз, но в некоторых сценах порождает новые недочёты, заметные лишь при непосредственном сравнении разных версий. А в остальном это всё тот же экшен, что был в 2013 году.

У CD Projekt RED что-то в последнее время не ладится. Долгожданный патч на третьего «Ведьмака» вышел в середине декабря — и моментально утонул в шквале критики за многочисленные проблемы и ошибки. Авторам пришлось выпускать несколько срочных хотфиксов, хотя это не особо помогло, и сообщество фанатов всё ещё кипит от недовольства. Игру включают в списки самых неоптимизированных проектов года, а игроки поражаются тому, как проект 2015 года выпуска умудряется тормозить даже на самых топовых видеокартах. В общем, сама по себе игра всё ещё отличная, но вот с некстген-обновлением у CDRP явно не задалось. Хотя, может быть, ещё доведут её до ума: оригинальный третий «Ведьмак» до патчей тоже не мог похвастаться стабильностью и быстродействием.

Комментарии 19
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
Если в игру играл Стрип, то она не может быть в категории "игры, которую вы не заметили". А лично я помню про Saints Row
Редакция "Канобу" подводит итоги уходящего года и вспоминает, какие проекты в 2022 году запомнились больше всего. В списке лучших - Elden Ring, God of War Ragnarok, некстген-обновление третьего "Ведьмака", Neon White, Vampire Survivors и ещё два десятка совершенно разных игр на любой вкус