10 достойных фильмов, которых не выдвинули на «Оскар-2018»
Видеоверсия:
«Хорошее время»
Братья Сэфди — одни из немногих американских режиссеров, которые не подстраиваются под рамки современного Голливуда. После выпуска ряда короткометражек и пары арт-хаусных фильмов Сэфди взялись за свой, по сути, первый крупный проект — «Хорошее время». Это динамичная криминальная история, развивающаяся в рамках одного дня, где Роберт Паттинсон скрывается от копов, барыжит кислотой и пытается вызволить своего брата из реабилитационного центра (тот страдает умственной отсталостью).
Уже с самого начала лента произвела фурор: «Хорошее время» был номинирован на Золотую ветвь на 70-м Каннском кинофестивале (что уже неплохо для нишевых режиссеров), после чего удостоился шестиминутной овации на первом же показе. Однако сколько бы зрители/критики ни хвалили стиль и дерзость Сэфди, все положительные отзывы сводились к одному — игре Роберта Паттинсона.
Это, без сомнения, лучший перформанс, выданный актером за всю его карьеру, и одна из лучших ролей, сыгранных в 2017 году.
Причем Паттинсон вполне мог составить конкуренцию не только молодым номинантам на «Лучшего актера», вроде Тимоти Чаламета («Зови меня своим именем») или Дэниэла Калуя («Прочь»), но и потягаться с такими ветеранами как Гэри Олдман («Тёмные времена») и Дензелом Вашингтоном («Роман Израэл, Esq.»). Говорить о харизме «бледного мальчика из Сумерек» можно долго, однако за 5 лет с момента выхода последнего фильма Саги актер заметно повзрослел еще и в плане игры, что ощущалось буквально в каждом кадре «Хорошего времени».
И если братья Сэфди еще «не доросли» до режиссерских номинаций, то за свою новую роль Паттинсон однозначно заслуживал хотя бы упоминания в оскарных списках. А возможно и целую статуэтку.
«Убийство священного оленя»
Новый фильм греческого режиссера Йоргоса Лантимоса также не остался незамеченным в Каннах. В мае психологический триллер/хоррор «Убийство священного оленя» совершенно заслуженно взял ветвь за лучший сценарий, а сама лента в очередной раз показала неординарный подход Йоргоса к своим работам. Продолжая темы предыдущих картин (таких как «Лобстер», «Альпы» и «Клык») Лантимос снова акцентирует внимание на пороках общества, но делает это в присущей себе специфической манере.
По сути «Убийство священного оленя» — это вольная интерпретация греческого мифа, перенесенная в современные реалии. Причем перенесенная настолько качественно, что со временем невольно начинаешь верить в происходящее на экране — даже не смотря на всю творящуюся там ахинею.
По этой причине на фоне «Убийства» такие номинанты на «Лучший оригинальный сценарий» как «Леди Берд» и «Форма воды» кажутся не более чем инфантильными зарисовками на настоящую, серьезную историю. Без сомнения «Леди Берд» и «Форма воды» — лучшие фильмы прошлого года, а режиссура Дель Торо и Гервиг вне всяких похвал. Однако в плане сюжета оба фильма серьезно проигрывают последней ленте Лантимоса, поэтому если кто и достоин конкурировать с «Прочь» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (другими номинантами на «Лучший сценарий») на равных — так это «Убийство священного оленя».
«Логан»
«Логан» — далеко не идеальная лента, которой, однако, удалось переосмыслить всю супергероику как жанр. Основная заслуга фильма — это попытка показать «настоящего» героя, не просто игрушку в ярких трико, но живого персонажа. И попытка оказалась крайне удачной.
«Логана» вряд ли стоит хвалить за сценарий (хотя именно в категории «Лучший адаптированный сценарий» он, почему-то, получил номинацию) или экшен-составляющую, но вот за режиссуру и актерские награды фильм мог бы побороться. После крайне неудачного «Росомаха: Бессмертный» режиссер Джеймс Мэнголд все же смог реабилитироваться, сняв простую супергеройскую историю, с акцентом на драматизм и неонуар.
Рейтинг «18+» также сделал свою работу: «Логан» не стеснялся обличать человеческую сущность, раскрывая как моральную, так и физическую оболочку основных персонажей фильма.
Но обиднее всего стало за Патрика Стюарта — это, наверное, один из главных претендентов на «Лучшего актера второго плана» за его роль Чарльза/Профессора Икс. Однако про него будто бы все забыли, и отдали две номинации фильму «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», а именно — Вуди Харрельсону и Сэму Рокуэллу. И если Рокуэлл добился своего имени в списках заслуженно, то вот Харрельсон весь фильм играл отчужденного невзрачного копа, без намека на какую-либо выразительность. Именно его место вполне мог занять Стюарт, а того и выиграть свой первый престижный трофей.
«Чудо-женщина»
Наверное первым серьезным проколом «Оскара-2018» стало полное игнорирование «Чудо-женщины». В нашем топе «Лучших фильмов 2017 года» картина Петти Дженкинс получила номинацию «Прорыв года» — именно этим она и стала. Причем не только в рамках супергеройского и, что самое главное, женского кинематографа, но и за его пределами.
Да, «Чудо-женщина» — полная противоположность такого же прорывного «Логана», которого мы хвалили буквально пару абзацев выше. Но это не отменяет факта, что она стала эталоном современных комикс-муви — тех самых, что показывают героев в ярких трико.
Более того, фильм Дженкинс стал глотком воздуха в душной фильмографии DC, а также своего рода манифестом про сильное женское кино, с сильным женским персонажем.
Если честно, Галь Гадот — актриса перспективная, но явно пока не дотягивающая до «оскаровского» уровня, поэтому в номинации на «Лучшую актрису» фильм пролетает. Но вот в «Лучшем монтаже», «Операторской работе», «Режиссере» (сменив ту же Грету Гервиг, хотя «Леди Берд» и вышел безупречным, но по значимости Дженкинс явно стоит на уровень выше) и «Лучшем фильме» «Чудо-женщина» могла бы найти свое заслуженное место. Чувство, будто бы в Академии опять перепутали конверты, но в этот раз еще на стадии номинирования.
«мама!»
Даррен Аронофски уже давно зарекомендовал себя как режиссер экстраординарный. Практически все отзывы на его последнюю работу можно разделить лишь на два лагеря: «тех, кто понял» и «тех, кто не понял». Первые считают «маму!» одним из лучших (если не лучшим) фильмом года, когда вторые ужасаются при одном его упоминании.
Новая лента Аронофски действительно пугает: причем не столько визуально, сколько психологически. Это еще одна вольная трактовка Библии, однако уже не отдельного ее эпизода (как это было в «Ное»), но всего Ветхого и Нового Заветов.
По сути, ситуация «мамы!» схожа с «Убийством священного оленя» — это безупречная сценарная работа, отданная в руки умелого режиссера со своим отличительным почерком.
За это «маме!» вполне можно было дать ряд номинаций, вплоть до «Лучшего фильма» и «Лучшей актрисы», даже несмотря на то, что Лоуренс не годится в конкуренты ни Хокинс («Форма воды»), ни Макдормэнд («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), ни даже Марго Робби в байопике «Тоня против всех». И все же с уверенностью можно сказать, что «мама!» — это главный арт-хаус и фильм-головоломка года, каким бы мерзким, жестоким и пугающим он ни был. Хотя бы из-за этого Аронофски заслуживает упоминания в нескольких номинациях на «Оскар».
«Бегущий по лезвию 2049»
«Бегущий по лезвию 2049», пожалуй, стал вторым крупным разочарованием после «Чудо-женщины» в списках на «Оскар-2018». Дени Вильнев — одна из ключевых фигур современного кинематографа, вынесший понятие «авторское кино» на совершенно новый уровень. За свои заслуги канадский режиссер вполне мог стоять наравне с Дель Торо, чья «Форма воды» удостоилась 13 мест в различных категориях. Однако «Бегущий» получил лишь 5 номинаций, и те — в технической части.
Продолжение фильма по роману Филипа К. Дика — событие громкое и не менее значимое, чем, например, выход очередной части «Звездных войн». Причем Вильневу удалось снять не просто идеальный сиквел, но качественный sci-fi, где за историей Кея наблюдать так же интересно, как и за сюжетной линией Декарда.
По техническим номинациям претензий к «Бегущему» нет — это безумно красивое и атмосферное кино, полностью раскрывающее всю подноготную киберпанка как одного из самых популярных направлений современного кино, игр и литературы. Но почему фильму не предъявили места в «Лучшем фильме», «Режиссере» или хотя бы «Актере/актрисе второго плана» — остается загадкой.
Вообще «Бегущий по лезвию 2049» — второй крупный блокбастер на «Оскаре-2018» после «Дюнкерка», а большую часть основных списков заняло, на удивление, фестивальное кино и байопики. С одной стороны, это хорошо — те же «Леди Берд» или «Прочь» заслуживают всемирной огласки. С другой, на этом «Оскаре» мы не сможем наблюдать за так называемой «битвой титанов» — противостоянием фаворитов, известных массовому зрителю, а не только ценителям кино. Тем более когда на место второго «титана» есть более чем достойный претендент в лице «Бегущего».
«Валериан и город тысячи планет»
Да, вам не показалось — «Валериан и город тысячи планет» тоже заслуживает номинаций на «Оскаре-2018». По факту, новую ленту Бессона можно было упомянуть лишь в двух категориях — «Декорации» и «Спецэффекты», где она могла бы унести обе статуэтки.
Несмотря на слабый сценарий и блеклую актерскую игру, «Валериан» — это один из самых красивых и дорогих фильмов 2017 года, в чем ни на секунду не приходится сомневаться.
Бессон снова воссоздал уникальный мир, по своей «фантастичности» превосходящий даже условные «Звездные войны». По сюжету это проходное приключенческое кино, рассказывающее историю про двух космических раздолбаев, которые в очередной раз спасают чей-то мир — ничего нового и необычного. Визуально же «Валериан и город тысячи планет» не перестает поражать на протяжении всего двухчасового хронометража — и в этом режиссеру «Пятого элемента» стоит отдать должное. Хотя бы парой золотых истуканов.
«Большая игра»
Еще один выдающийся фильм, почему-то попавший только в категорию «Лучший адаптированный сценарий». Вообще сама номинация будто бы предназначена для картин, которым не нашлось места в основных списках, но которые из жалости решили упомянуть хотя бы где-то. Сюда же вошли и «Логан», и «Горе-творец» (о котором мы поговорим ниже), однако на самом деле все три ленты заслуживают куда большего внимания.
«Большая игра» — режиссерский дебют Аарона Соркина, более известного своими сценарными работами к фильмам «Стив Джобс» и «Социальная сеть» Дэвида Финчера. Несмотря на отсутствие большого опыта в режиссуре, Соркин снял, пожалуй, лучший байопик 2017 года, превосходящий даже «Темные времена» про Уинстона Черчилля.
А похвастаться фильм можем тем, что, даже не зная сути и правил покера, зрителю все равно будет интересно наблюдать за развитием одного из самых крупных и богатых подпольных покерных клубов.
В позапрошлом году роль «Большой игры» на «Оскаре-2016» выполняла «Игра на понижение» — схожий по концепции фильм, который рассказывал о крупном финансовом кризисе США 2007–2008 годов, параллельно вводя непросвещенных зрителей в курс дела. Однако «Игра на понижение» была слишком зациклена на профессиональных тонкостях, в то время как картина Соркина делает акцент на самих участниках Большой игры, отчего фильм смотрится в разы динамичнее и интереснее.
С номинацией на сценарий все ясно — Соркин снова проделал большую и качественную работу. Но вот Джессика Честейн и Идрис Эльба были проигнорированы незаслуженно: обоих актеров должны были хотя бы упомянуть в списках на «Лучшую актрису» и «Актера второго плана», где они могли составить достойную конкуренцию другим претендентам. Однако место Честейн заняла Марго Робби, а Эльба остался в тени все того же Вуди Харрельсона из «Трех билбордов».
«Горе-творец»
«Горе-творца» без преувеличения можно считать самым авантюрным фильмом 2017 года. Братья Франко и Сет Роген в байопике про создание культовой «Комнаты» Томми Вайсо — комбинация довольно взрывоопасная. И все же Джеймсу Франко удалось добиться успеха — актер получил Золотой глобус за лучшую мужскую роль на недавней церемонии вручения.
После этого многие вполне резонно ожидали увидеть американского актера и в списках на «Оскар» — однако что-то пошло не так. После вручения Глобуса волна с обвинениями в харассменте добралась и до Франко, что могло стать главной причиной отсутствия его имени в номинациях. Но это не отменяет того факта, что в плане перевоплощения в другого персонажа Джеймс мог бы составить достойную конкуренцию даже Черчиллю Гэри Олдмана (кстати, тоже получившего Глобус за мужскую роль, но в другой категории).
И хотя больше «Горе-творцу» особо похвастаться нечем, все равно обидно, когда актер лишен даже шанса побороться за заслуженную награду по каким-либо внешним/политическим причинам. Тем более когда в мастерстве Франко сомневаться не приходится.
«Проект Флорида»
Не менее интересный проект Шона Бэйкера (режиссера фильма «Мандарин», снятого полностью на камеру iPhone), которому после выхода пророчили места чуть ли не во всех номинациях. В итоге — получил лишь одну, за «Лучшего актера второго плана» в лице Уиллема Дефо. «Проект Флорида» — это картина из серии «живого кино», в котором актеры не столько снимаются, сколько просто живут или занимаются своими делами, пока их параллельно снимает камера.
Это яркая и безумно оптимистичная лента про детство, которая, однако, поднимает ряд грустных взрослых проблем. Все 2 часа зрителю показывают примерно 10-летних детей, бегающих от одного мотеля к другому, на каждом ходу совершая всевозможные мелкие «преступления».
На их же фоне нам демонстрируют напряженные отношения молодой матери одной из девочек и управляющего (Уиллем Дефо) — где-то с комичной, а где-то с довольно серьезной стороны. Если честно, это история ни о чем — просто хорошее кино с безупречной игрой юных актеров (а одна из девочек даже получила награду «Лучшая молодая актриса» на ежегодной премии Young Artist Awards). Можно даже сказать, что «Проект Флорида» — своего рода детская версия «Американской милашки» 2016 года, с Шайа Лабафом в главной роли, где есть такая же беззаботная главная героиня, такая же жизнь в нищете, но в итоге история выходит на довольно светлую мораль.
Номинировать «Флориду» можно было бы за многое, но самое очевидное — за игру актеров и режиссуру. Даже за «Лучший фильм» лента Бэйкера могла бы побороться — хотя бы потому, что сейчас подобных «живых» фильмов практически не снимают.