07 декабря 2015Игры
Обновлено 06.01.2016

30 лучших игр 2015 года: Rise of the Tomb Raider


30 лучших игр 2015 года: Rise of the Tomb Raider - фото 1

Rise of the Tomb Raider — это первая игра, после прохождения которой мне захотелось съездить в Сибирь. Нет, желательно не на заброшенную в горах советскую базу, населенную какими-то религиозными фанатиками. И да, лучше обойтись без встречи с медведями и прочими клыкастыми рысями, выскакивающими из пещер. А еще не хотелось бы попасть под каток лавины, сметающей все на своем пути. Короче, я передумал, не хочу я в Сибирь.

Я до сих пор не знаю, произвела бы на меня Rise of the Tomb Raider такое впечатление, если бы ее события разворачивались в другом месте. Допустим, в «чарующей» Сирии. Вместо лавины — песчаная буря. Вместо перекормленного медведя — кстати, а какое животное в Сирии могло бы занять место сибирского медведя? Есть ли там столь же крупные млекопитающие? Может, слоны? Или бегемоты? А где вообще эти бегемоты живут? Черт, я, кажется, ничего не знаю о Сирии и бегемотах!

30 лучших игр 2015 года: Rise of the Tomb Raider - фото 2

Или вот ошметки истории тоталитаризма, разбросанные по запискам, которые мы находим в игре. «Когда советские солдаты обнаружили вход в пещеру с сокровищами, они приказали рабочим копать сутками, чтобы как можно быстрее попасть внутрь», — зловеще сообщает нам игра. И я сразу вижу кадры хроники с зэками, прокладывающими железную дорогу. Я вижу эту дорогу смерти и тысячи безымянных могил, куда сбрасывали трупы погибших «рабов». Это часть истории страны, в которой я родился, — я не могу ее не знать.

А если бы действие игры происходило в Руанде? «Википедия» сообщает нам: «Геноцид в Руанде 1994 года — массовая резня в Руанде, в результате которой представители племени хуту истребили 800 тысяч человек из племени тутси». Представляете, 800 тысяч человек погибло, а всем насрать. Поймите меня правильно, я сейчас говорю без всякого желания «поддать жару» в комментариях на тему «какой ты бездуховный, мы все знаем про геноцид в Руанде». Я как раз про это знаю немало, прочитал несколько книг — благо, в университете был хороший преподаватель истории. Но если говорить честно, кого в мире волнует, что в Руанде убили под миллион человек? Да мало кого, зато про ужасы Советской власти так или иначе знают все — уж этому в учебниках истории уделяют куда больше внимания, чем какому-то карликовому государству в Восточной Африке.

30 лучших игр 2015 года: Rise of the Tomb Raider - фото 3

И я вновь задаю себе вопрос: произвела бы на меня Rise of the Tomb Raider такое впечатление, если бы ее события разворачивались в другом месте? Думаю, что нет. Более того, мне кажется, что мировые критики столь лестно приняли игру в том числе и потому, что действие происходит в Сибири. Вот этот снег, непроходимый лес, СССР, горы, массовые убийства, медведь, советские гербы и красные флаги — все это является такой гремучей и питательной смесью, что не может не рождать интерес, заинтересованность. А вокруг еще все мировые СМИ круглыми сутками пишут о «России, вставшей с колен», «Путине — мировом жандарме», «Крым — наш». Какая шикарная реклама игры получилась-то, а!

Так что в новых приключениях Лары Крофт первично: удачный сеттинг или отличная игровая механика? И могло бы второе существовать без первого: то есть достаточно ли было бы для 9-10 баллов (наиболее типичные оценки игры) только отличной механики, «привязанной» к не слишком актуальному в общемировом контексте сеттингу? Вот этим вопросом я и задаюсь сегодня целый день. Конечно, можно пойти по простому пути и сказать: «Для приключенческой игры место действия настолько же важно, насколько и механика». Шутерам, допустим, в этом смысле проще: Far Cry же не боится посылать нас в какую-то вымышленную жопу мира, а мы и рады, нам большего и не нужно. А вот приключенческие игры должны искать места интересные, исторически значимые (это я к тому, что до Assassin’s Creed в Санкт-Петербурге осталось буквально одна-две игры, зуб даю!). И это определяет их успех куда больше, чем талантливый геймдизайн.

30 лучших игр 2015 года: Rise of the Tomb Raider - фото 4

Мне остается надеяться, что на волне этого успеха тема России (СССР, Российской империи, Киевский Руси) наконец-таки станет актуальной для разработчиков. Что они откроют для себя не только удивительную Сибирь, но не менее интересный Урал, потрясающие Санкт-Петербург, Москву, Новгород. Что они перестанут руководствоваться странными маркетинговыми исследованиями, а увидят одну простую вещь: это пространство, эта 1/6 часть суши интересны мировому игроку. Rise of the Tomb Raider это с блеском доказала.

Ну, а я пойду, пожалуй, и пройду игру еще раз. Она стоит того.

Другие материалы:

C 1 по 30 декабря авторы «Канобу» будут рассказывать о главных играх 2015 года. Игры идут в случайном порядке, то есть эта серия заметок не является рейтингом.

Комментарии 38
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Sleepy
Sleepy
Зачем это тут? Канобу не игровой сайт!
Sleepy
Sleepy
Первая часть перезапуска Лары мне очень понравилась, жду эту игру на ПК. И да, я проходил первые 3 части Анчартед.